Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с РДА (ранний детский аутизм) посредством дидактических игр.
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 04.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВА САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С РДА 6
1.1 Общее представление о раннем детском аутизме 6
1.2 Особенности самовыражения и коммуникации детей младшего школьного возраста с РДА 12
1.3 Современные методы коррекционной педагогики, направленные на развитие коммуникативных навыков 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА 21
2.1 Организация исследования коммуникативных навыков у детей с РДА 21
2.1.1 Психолого-педагогическое представление на младших школьников, участвующих в эксперименте 21
2.1.2 Цель, задачи, методика исследования 24
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Программа развития коммуникативных навыков посредством дидактических игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Игра остается ведущим видом деятельности и способом реализации коррекционной работы на этом этапе. Коррекционная работа по формированию и развитию коммуникативных навыков включает в себя реализацию одного из видов связной речи – диалогической речи. Данный вид работы строится по традиционной методике: накопление словаря, усвоение грамматических норм, построение фразы, ответы на вопросы.Работа по формированию и развитию предпосылок к общению предполагает заучивание фраз-штампов обиходно-бытового характера, которые могут выражать просьбы и нужды ребенка, побуждают к общению, помогают поддерживать диалог и т.д. Данный этап в работе включает в себя выполнение простых инструкций-побуждений обиходно-бытового характера, которые повторяются взрослым и ребенком в неизменном виде до момента их сознательного использования. На начальном этапе обучение носит ситуативный и односторонний характер, другими словами, речевую активность проявляет взрослый на основе создания ситуации приближенной к интересам ребенка.На четвертом этапе используются следующие дидактические игры и упражнения.1. Дидактическая игра«Построй башню»Цель: заучивание простых диалогов, сопровождение их действиями.Ход игры: совместная постройка башни с проговариванием диалогаЧто ты строишь?Башню.Хорошо.Что ты строишь?Я строю башню.2. Дидактические ролевые игры: «Магазин», «Транспорт», «Школа» и т.д.Цель: формирование бытовых навыков общения, учить использовать фраза-возражение.Ход игры: ребенок включается в игровую ситуацию и выполняют определенную роль, в ходе которой формируется диалог.Ты пошел в больницу?Нет, я пошел в магазин.Ты купил картошку?Нет, я купил конфеты.3. Игры с мыльными пузырямиЦель: использование вербальных средств взаимодействия.Ход игры: логопед организует совместную деятельность и сопровождает ее заученными фразами.Давай будем выдувать пузыри. Кто будет дуть?Я буду дуть.Я буду ловить. Что ты делаешь?Я дую пузыри.Какая веселая игра.4. Игры со светом и тенямиЦель: организация взаимодействия.Ход игры: логопед с помощью теневого театра показывает фигуру и выстраивает диалог с ребенком.Я делаю солнечного зайчика. Лови его. Что ты делаешь?Я ловлю зайчика. Где зайчик?Зайчик на стене. Зайчик на стуле. Зайчик на руке.5. Дидактическая игра «Прячем ручки»Цель: развитие коммуникативных навыков и средств общения.Ход игры: прячем ручки за спину, строим диалог. Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Где твои ручки? Спрятались.6. Дидактическая игра «Прятки»Цель: развитие навыка коммуникации.Ход игры: логопед прячет игрушку и просит ребенка найти игрушку и назвать ее. («Найди игрушку. Что ты нашел?»)При построении организованного речевого высказывания, а также для структурирования деятельности в работе с детьми с аутизмом используют карточки «PECS», которые представляют собой средство альтернативной коммуникации (Лори Фрост и Энди Бонди).7. Дидактические игры на основе использования карточек «PECS»«Подбери карточку», «Добавь нужную карточку», «Собери фразу», «Покажи, что ты хочешь», «Прочитай фразу», «Составь фразу по карточкам» и т.д.Для всех видов игр характерны общие закономерности: повторяемость; путь «от ребенка». Недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть; каждая игра требует развития внутри себя – введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.Результативностькоррекционной программы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с РДА определялась по той же методике (см. Приложение 1).По результатам выполнения игровых заданий были определены уровни сформированностиимпрессивной стороны речи у детей с РДА (см. Приложение 2 и рисунок 5). Рис. 5. Уровни сформированностиимпрессивной стороны речи у младших школьников с РДА после коррекцииКачественный анализ результатов выполнения первой серии заданий показал следующее: высокий уровень развития импрессивной стороны у школьников с РДА после коррекции не выявлен; средний уровень отмечается 4 детей(80 %);низкий уровень – у 1школьника(20 %).По итогам выполнения диагностических заданий были получены следующие результаты:никто из детей не показал высоких результатов, высокий уровень не выявлен;увеличилось число школьников со средним результатом до 4 детей (Коля Т., Иван Л., Вова К., Петя М.), школьникипоказывали нужный предмет по названию, выбирали заданный предмет среди других, понимали назначение предмета и действия с ним, однако, пространственное понимание расположения предметов, грамматические нормы школьники еще не усвоили, показания по данным параметрам не изменились;уменьшилось число детей с низким уровнем до 1 ребенка (Оля С.), девочка показала незначительное улучшение понимания названий предметов и действий с ними.В данной выборке преобладают дети со средним уровнем развития импрессивной стороны речи ипонимания речи окружающих.Изучение экспрессивной стороны речи после проведения коррекционных мероприятий позволило определить такие уровни (см. Приложение 2и рисунок 6):высокий уровень не выявлен;средний уровень отмечен у 2 детей(40 %);низкий уровень развития – у 3 школьников (60 %).Рис. 6. Уровни сформированности экспрессивной стороны речи у младших школьников с РДА после коррекцииАнализ полученных результатов позволил констатировать следующее:высокий уровень у детей экспериментальной группы после проведения коррекционных мероприятий не выявлен;увеличилось число детей со средним уровнем на одного школьника, Коля Т. и Вова К.воспроизводили звукоподражания голосам животных, называли знакомые названия животных, Вова К., если не знал слово, то активно повторял его за экспериментатором;дети еще знают малое количество слов-действий, названия слов-признаков воспроизводят только отраженно, однако, задания по исследованию фонематического восприятия не выполнили;уменьшилось число детей с низким уровнем на одного ребенка, но,следует отметить, что у детей данной группы улучшились некоторые показатели, дети активно звукоподражали, называли двусложные слова, узнавали музыкальные инструменты.В данной выборке все еще преобладают младшие школьники с низким уровнем развития экспрессивной стороны речи, что свидетельствует о несостоятельности детей с аутизмом вступать в контакт с окружающими взрослыми или сверстниками при помощи вербальных средств общения.Результаты обследования невербальных средств общения у детей с аутизмом показали следующие уровни сформированности:высокий уровень выявлен у 1 ребенка (20 %);средний уровень отмечается у 3 детей с аутизмом (60 %);низкий уровень у 1 школьника (20 %).Рис. 7. Уровни сформированности невербальных средств общения у младших школьников с РДА после коррекцииКачественный анализ полученных результатов показал следующие изменения сформированности невербальных средств общения у школьников с аутизмом:появился высокий уровень у одного ребенка, Коля Т. умеет здороваться с помощью жеста, изображать определенную роль (летать как самолет, подражать походке медведя, прыжкам зайца), улучшились подражательные способности ребенка;уменьшилось число детей со средним уровнем развития, однако, у детей повысилось качество выполнения заданий, дети используют невербальные средства приветствия, прощания, улучшились подражательные способности;осталось неизменным число детей с низким уровень, который выявлен у одного школьника – Оля С., ребенок приобрел подражательные навыки, хотя самостоятельно их не использует.В данной выборке преобладают дети со средним уровнем развития невербальных средств общения.Проведенный сравнительный анализ результатов обследования позволил определить состояние коммуникации у младших школьников с аутизмом (см. Приложение 2 и рисунок 8):Рис. 8. Сравнение уровнейсформированности коммуникативных навыков у младших школьников с РДА до и после коррекцииТаким образом, сравнительный анализ уровней сформированнотси коммуникативных навыков у школьников с РДА до и после коррекции показал следующее:высокий уровень не выявлен;средний уровень отмечен у 3 детей (60 %);низкий уровень выявлену 2 школьников(40 %).Полученные данные показали количественные и качественные изменения состояния коммуникативных навыков у детей с РДА после проведения коррекционных мероприятий. У школьников с РДА отмечен средне-низкий уровень развития вербальных и невербальных средств общения. Дидактические коммуникативные игры способствуют формированию у детей с РДА подражательных способностей, что оказывает влияние на состояние импрессивной и экспрессивной сторон речи детей данной категории.Выводы Результаты обследования детей с аутизмом в ходе проведения констатирующего эксперимента выявили низкий уровень развития коммуникации, а также необходимость специального обучения младших школьников взаимодействию с окружающим миром.Коррекционная программа включала четыре этапа, реализация которых осуществлялась посредством коммуникативных дидактических игр.Дидактическая игра является основной формой организации коррекционной работы с ребенком с РДА. Использование разных видов игр формируют у ребенка навыки взаимодействия с окружающим миром, вербальные и невербальные средства коммуникации.Коррекционная работа с ребенком с аутизмом строится на базе игровой деятельности. При формировании предпосылок к общению эффективно использование речевых игр, речевых игро-ситуаций, ролевых игр, сенсорных игр, которые способствуют формированию диалогической речи ребенка.Кроме того, в процессе игры решаются следующие коррекционные задачи: создаются новые формы переживаний; воспитываются новые чувства и отношения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, к самому себе; развивается система самооценки и самосознания; развиваются новые формы и виды деятельности.Значимость игры заключается еще и в том, что, она активирует ребенка, провоцируя его подражать речи взрослого, сверстников.Проведение контрольного эксперимента позволило определить эффективность подобранной коррекционной программы. После коррекции у школьников с РДА отмечалась положительная динамика количественных и качественных результатов исследования коммуникативных навыков. Дети с преобладанием низкого уровня развития вербальных и невербальных средств общения (4 ребенка) после проведения коррекции показали средний уровень развития (3 ребенка).Таким образом, специальная коррекционная работа позволила повысить уровень развития компонентов общения у школьников с РДА. Предложенная коррекционная программа является приемлемой для работы с данной категорией детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕВзаимодействие ребенка дошкольного возраста с окружающей действительностью происходит через ощущения, которые возникают под воздействием разных сенсорных раздражителей или определенных сигналов, активизирующих нервные клетки и запускающие нервные процессы.Сенсорные ощущения дают ребенку информацию о свойствах предметов окружающей действительности, а также о смысловой наполняемости слышимых звуков (речевых и неречевых).Для детей с РДА согласно научным исследованиям характерно наличие нарушений социального взаимодействия, обусловленного психическими расстройствами.В связи с этим у детей с аутизмом отмечаются трудности интеграции сенсорной информации, что выражается в отсутствии интереса к слуховой информации, в слабом проявлении или отсутствии потребности в коммуникации, низкой речевой активности. Специфические нарушения речи проявляются от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Анализ научной литературы позволил подобрать методику исследованиясформированности коммуникативных навыков у данной категории детей.Содержание констатирующего эксперимента основано на диагностических исследованияхМ.К. Бардышевской, О.В. Закревской, И.Д. Коненковой,В.В. Лебединского, Е.А. Стребелевой, Л.С. Соломахи, Н.В. Серебряковой, Результаты проведенного исследования показали низкую сформированность коммуникативных навыков у детей с аутизмом: высокий уровень не выявлен, средний уровень у одного ребенка, низкий у четырех детей.Основываясь на результатах исследования, а также опираясь на разработки О.С. Никольской,была составлена коррекционная программа формирования коммуникативных навыков у младших школьников с РДА. Коррекционная программа включала четыре этапа, содержание которых реализовывалось с помощью приемов и средств метода сенсорной интеграции и метода альтернативной коммуникации с использованием карточек PECS. Для каждого коррекционного этапа были подобраны дидактические игры, способствующие реализации поставленных целей.Игровая деятельность формирует у ребенка возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. В игре реализуются обучающие, развивающие и воспитательные задачи обучения. Дидактические игры способствуют заинтересованности детей, установлению контакта,активизация сенсорных ощущений, вызыванию речевой активности детей с аутизмом.Анализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания и представления о детях с РДА, об особенностях их психоречевого развития. Разработанную коррекционную программу можно использовать в работе с детьми с аутизмом, а также с тяжелыми речевыми нарушениями.Итак, гипотеза подтвердилась: коммуникативные игры способствуют созданию у младших школьников с РДА потребности в общении со сверстниками и взрослыми.Специальная коррекционная работа позволила повысить уровень сформированностивербальных и невербальных средств общения.Проведенное исследование позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели, выдвинутой перед проведением логопедической работы.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнаньева И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда : методическое пособие для работы с неговорящими дошкольниками / И.Н. Ананьева. – Самара : Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015. – 43 с. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М.: Медицина. – 1999. – 150 с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – Снкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. – 133 с. Воронков Б.В. Аутизм. Диагностика у взрослых и детей / Б.В. Воронков, Л.П. Рубина. – Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2018. – 220 с.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические воздействие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : Сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [Сост.: В.П. Балобанова и др.]. – СПб. : Детство-пресс, 2001. – 238 с.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург :Литур, 2011. – 316 с. С. 168-180. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 39 с.Запорожец А.В. Развитие общения у детей / А.В. Запорожец, М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – Москва : Новая шк., 1994. – 363 с.Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2021. – 208 с.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психологического развития : материал для логопедов, дефектологов, психологов / И.Д. Коненкова. – Москва : ГНОМ и Д, 2005. – 80 с. Коротких В.М. Проблемы аутизма в современном мире / В.М. Коротких, М.М. Магамедэминова, С.Р. Полякова // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 299-300.Лабунская В. А. Психология затрудненного общения : Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – Москва : Академия, 2001. – 285 с. Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма / Ранний детский аутизм под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.: НИИД АПН СССР, 1981. – 156 с.Леонгард Э.И. Определение внятности речи глухих школьников : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва, 1962. – 13 с.Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 23-41. Макушкин Е.В. Распространенность аутизма : подлинная и мнимая / Е.В. Макушкин, И.В. Макаров, В.Э. Пашковский // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2019. – Т. 119, № 2. – С. 80-86. Матвеева О.В. Альтернативная коммуникация : из практики работы / О.В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 42-47.Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 128 с.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Владос, 2010. – 176 с. Мухарямова Л.М. Социальная среда для людей с аутизмом в России : проблема доступности в оценках экспертов / Л.М. Мухарямова, Ж.В. Савельева // Экология человека. – 2021, № 1. – С. 45-50. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2010. – 284 с.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг, М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом. – М.: Теревинф. 2016. – 220 с.Никольская О.С. К типологии раннего детского аутизма // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1987. – № 10. – С. 24-31.Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф. 2003. – 160 с.Олейниченко А.С. Аутизм : обзор проблемы и характеристика современных путей решения / А. С. Олейниченко. – Текст : электронный // Шаг в науку : сборник статей по материалам III научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. – Москва, 2019. – С. 172-175. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41509904 (дата обращения: 10.05.2023).Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.Подольская О.А. Ранний детский аутизм : особенности и коррекция : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Елец, 2020. – 83 с. Психологи об оказании психологической помощи детям с ранним детским аутизмом / А.А. Раевский, В.В. Деларю, М.Е. Волчанский, В.В. Болучевская. – Текст : электронный // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2020. – Т. 65, № 4. – С. 355. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43981848 (дата обращения: 11.05.2023).Практические рекомендациипо формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Сфера : Секачев, 2007. – 223 с.Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Спорт, 2017. – 108 с.Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.А. Илюк, Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 42 с. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком / О.С. Рудик. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с.Сансон П. Психопедагогика и аутизм : опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. – Москва :Теревинт, 2019. – 209 с. Сахарова С.А. К вопросу этиологии, диагностики и лечения аутизма / С.А. Сахарова. – Текст : электронный // Вселенная мозга. – 2020. – Т. 2, № 2 (5). – С. 29-32. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091214 (дата обращения: 12.05.2023).Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2012. – 191 с.Тюлина В.Б. Воспитание ребенка с аутизмом в семье : пособие для родителей и педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с РАС / В. Б. Тюлина. – Москва :Владос, 2018. – 168 с.Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск. – 1999. – № 9. – С. 23-30.Фрост Л., Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks) / Л. Фрост, Э. Бонди // Альтернативная коммуникация: метод. сборник / сост. Е.А. Штягинова. – М.: Теревинф, 2011. – 373 с.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 72 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Методика логопедического обследования детей с аутизмом(по И.Н. Ананьевой)Обследование импрессивной стороны речиЗадание 1. Понимание названий слов-предметовИнструкция: «Покажи шар, собаку, дом»Задание 2. Выбор знакомых предметов быта, изображенных на одной картинке«Покажи, где стол, тарелка, ложка?»Задание 3. Знание слов-обобщенийПодобрать 4-5 картинок по темам (одежда, игрушки, животные, мебель, овощи, птицы).Задание 4. Выбор предметов по их назначениюИнструкция: «Покажи, что ты надеваешь на ноги?», «Где ты спишь?», «Чем ты ешь кашу?».Задание 5. Понимание слов-действий.Инструкция: «Покажи, где кошка бежит, спит, ест, идет, сидит».Задание 6. Понимание пространственных отношений Инструкция: «Положи книгу на полку. Посади куклу на стул. Возьми из шкафа куртку».Задание 7. Выбор предметов по заданному признакуИнструкция: «Дай маленький кубик», «Дай желтый мяч?».Задание 8. Понимание категорий числа существительныхИнструкция: «Покажи на картинке яблоки? Покажи яблоко?».Задание 9. Выбор существительныхс уменьшительно-ласкательным значениемИнструкция: «Дай домик, дай чашечку, возьми собачку».Критерии оценивания:0 баллов - ребенок не выполнил задание1 балл - ребенок выполнил задание со значительными ошибками2 балла - ребенок выполнил задание с использованием помощи экспериментатора3 балла - ребенок самостоятельно выполнил правильно задание Уровни сформированностиимпрессивной стороны речи:0-9 баллов - низкий уровень10-18 баллов - средний уровень19-27 - высокий уровеньОбследование экспрессивной стороны речиЗадание 1. Назвать звукоподражания голосам животныхИнструкция: «Как разговаривает собака? Лошадь? Кошка?»Задание 2. Назвать предметы (животных) по картинкамИнструкция: «Кто (что) это».Задание 3. Назвать действияИнструкция: «Что делает мальчик? Что делает собака?»Задание 4. Назвать признак предметаИнструкция: «Какая шапка? Какой дом? Какое яблоко?»Задание 5. Повторы слоговых рядовИнструкция: «Повтори песенки: ко-ко, ку-ку, би-би, ту-ту, но-но-но, га-га-га»Задание 6. Воспроизведение двусложных словИнструкция: «Что это» (лиса, усы).Задание 7. Воспроизведение трехсложных слов.Инструкция: «Что на картинке» (машина, молоко). Задание 8. Игра «Угадай, что звучало?» (узнавание музыкальных инструментов (бубен,колокольчик, трещотка, барабан). Задание 9. Исследование фонематического восприятия Инструкция: «Покажи, где шишка, а где мишка».Критерии оценивания:0 баллов - ребенок не выполнил задание1 балл - ребенок выполнил задание со значительными неточности2 балла - ребенок выполнил задание с помощью педагога3 балла - ребенок самостоятельно выполнилправильно задание Уровни сформированности экспрессивной стороны речи:0-9 баллов - низкий уровень10-18 баллов - средний уровень19-27 - высокий уровеньОбследование умения использовать невербальные средства общенияПоздороваться со взрослым или игрушкой.Понимание жестов «Угадай, что я делаю» Педагог прыгает, ребенок выбирает нужную картинку (из 3-4 картинок).3. Способность к подражанию.Действия: идти, сидеть, умываться, бежать, ехать на машине.4. Способность изображать роль. Задание: «Как летает самолет», «Как ходит медведь», «Как прыгает зайчик»5. Передача небольших стихов в сопровождении жестовРебенок повторяет за педагогом жесты, одновременно с воспроизведением стихотворения.Критерии оценивания:0 баллов - ребенок не выполнил задание1 балл - ребенок выполнил задание со значительными неточностями2 балла - ребенок выполнил задание с помощью педагога3 балла - ребенок самостоятельно выполнилправильно задание Уровни сформированности невербальных средств общения:0-5 баллов - низкий уровень6-10 баллов - средний уровень11-15 - высокий уровеньПриложение 2Таблица 2.5. Результаты обследования импрессивной стороны речи после коррекцииИсследуемыеБаллы за выполнение заданияОбщий баллУровень развития123456789Коля Т. 33222002115среднийОля С.3220100008низкийИван Л.33201010110среднийВова К33122012014среднийПетя М.33111010010среднийТаблица 2.6. Результаты обследования экспрессивной стороны речи после коррекцииИсследуемый Баллы за выполнение заданияОбщий баллУровень развития123456789Коля Т. 32113211014среднийОля С.2100011005низкийИван Л.2200020107низкийВова К32002211011среднийПетя М.3200010107низкийТаблица 2.7. Результаты обследования невербальных средств общения после коррекцииИсследуемый Баллы за выполнение заданияОбщий баллУровеньразвития12345Коля Т. 3223212высокийОля С.112116низкийИван Л.322108среднийВова К2222210среднийПетя М.223209среднийТаблица 2.8. Состояние коммуникативных навыков у детей с аутизмомИсследуемыйКоличество балловОбщий баллУровеньразвитияИмпрессивнаясторона речиЭкспрессивная сторона речиНевербальныесредстваКоля Т. 15141241среднийОля С.85619низкийИван Л.107825низкийВова К14111035среднийПетя М.107926средний
1. Ананьева И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда : методическое пособие для работы с неговорящими дошкольниками / И.Н. Ананьева. – Самара : Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015. – 43 с.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М.: Медицина. – 1999. – 150 с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – Снкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. – 133 с.
4. Воронков Б.В. Аутизм. Диагностика у взрослых и детей / Б.В. Воронков, Л.П. Рубина. – Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2018. – 220 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.
6. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические воздействие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : Сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [Сост.: В.П. Балобанова и др.]. – СПб. : Детство-пресс, 2001. – 238 с.
8. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2011. – 316 с. С. 168-180.
9. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 39 с.
10. Запорожец А.В. Развитие общения у детей / А.В. Запорожец, М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
11. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – Москва : Новая шк., 1994. – 363 с.
12. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2021. – 208 с.
13. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
14. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психологического развития : материал для логопедов, дефектологов, психологов / И.Д. Коненкова. – Москва : ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
15. Коротких В.М. Проблемы аутизма в современном мире / В.М. Коротких, М.М. Магамедэминова, С.Р. Полякова // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 299-300.
16. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения : Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – Москва : Академия, 2001. – 285 с.
17. Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма / Ранний детский аутизм под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.: НИИД АПН СССР, 1981. – 156 с.
18. Леонгард Э.И. Определение внятности речи глухих школьников : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва, 1962. – 13 с.
19. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 23-41.
20. Макушкин Е.В. Распространенность аутизма : подлинная и мнимая / Е.В. Макушкин, И.В. Макаров, В.Э. Пашковский // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2019. – Т. 119, № 2. – С. 80-86.
21. Матвеева О.В. Альтернативная коммуникация : из практики работы / О.В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 42-47.
22. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 128 с.
23. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Владос, 2010. – 176 с.
24. Мухарямова Л.М. Социальная среда для людей с аутизмом в России : проблема доступности в оценках экспертов / Л.М. Мухарямова, Ж.В. Савельева // Экология человека. – 2021, № 1. – С. 45-50.
25. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2010. – 284 с.
26. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг, М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом. – М.: Теревинф. 2016. – 220 с.
27. Никольская О.С. К типологии раннего детского аутизма // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1987. – № 10. – С. 24-31.
28. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф. 2003. – 160 с.
29. Олейниченко А.С. Аутизм : обзор проблемы и характеристика современных путей решения / А. С. Олейниченко. – Текст : электронный // Шаг в науку : сборник статей по материалам III научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. – Москва, 2019. – С. 172-175. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41509904 (дата обращения: 10.05.2023).
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
31. Подольская О.А. Ранний детский аутизм : особенности и коррекция : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Елец, 2020. – 83 с.
32. Психологи об оказании психологической помощи детям с ранним детским аутизмом / А.А. Раевский, В.В. Деларю, М.Е. Волчанский, В.В. Болучевская. – Текст : электронный // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2020. – Т. 65, № 4. – С. 355. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43981848 (дата обращения: 11.05.2023).
33. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.
34. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Сфера : Секачев, 2007. – 223 с.
35. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Спорт, 2017. – 108 с.
36. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.А. Илюк, Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 42 с.
37. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком / О.С. Рудик. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с.
38. Сансон П. Психопедагогика и аутизм : опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. – Москва : Теревинт, 2019. – 209 с.
39. Сахарова С.А. К вопросу этиологии, диагностики и лечения аутизма / С.А. Сахарова. – Текст : электронный // Вселенная мозга. – 2020. – Т. 2, № 2 (5). – С. 29-32. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091214 (дата обращения: 12.05.2023).
40. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2012. – 191 с.
41. Тюлина В.Б. Воспитание ребенка с аутизмом в семье : пособие для родителей и педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с РАС / В. Б. Тюлина. – Москва : Владос, 2018. – 168 с.
42. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск. – 1999. – № 9. – С. 23-30.
43. Фрост Л., Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks) / Л. Фрост, Э. Бонди // Альтернативная коммуникация: метод. сборник / сост. Е.А. Штягинова. – М.: Теревинф, 2011. – 373 с.
44. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
45. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 72 с.
Вопрос-ответ:
Какие игры можно использовать для развития коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом?
Для развития коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом можно использовать различные игры, например игры-ассоциации, игры на развитие речи, коммуникативные игры с использованием картинок и т.д.
Какие особенности самовыражения и коммуникации у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом?
У детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом часто наблюдаются особенности самовыражения и коммуникации, такие как нарушения речи и языкового развития, трудности в установлении взаимодействия с окружающими, ограниченность репертуара коммуникативных навыков и т.д.
Какие методы коррекционной педагогики используются для развития коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом?
Для развития коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом используются различные методы коррекционной педагогики, например абалятивная терапия, методы попеременного подкрепления, аутентичные игры с использованием различных коммуникативных стратегий и т.д.
Какие особенности самовыражения и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом в возрасте младшей школы?
У детей с ранним детским аутизмом в возрасте младшей школы часто наблюдаются особенности самовыражения и коммуникации, такие как затруднения в установлении контакта с окружающими, ограниченность в использовании невербальных средств коммуникации, трудности в понимании и использовании социальных навыков и т.д.
Какие современные методы коррекционной педагогики направлены на развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом?
Современные методы коррекционной педагогики, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом, включают в себя такие подходы, как позитивное подкрепление, использование специальных программ и методик, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование технологий и т.д.
Какие игры могут помочь развитию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом?
Среди игр, которые могут помочь в развитии коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом, можно выделить ролевые игры, игры-миниатюры, игры с использованием различных предметов и игры, направленные на развитие восприятия звуков и речи.
Почему коммуникативные навыки являются важными для детей с ранним детским аутизмом?
Коммуникативные навыки являются основой для успешного общения с окружающими и обеспечивают социальную адаптацию детей с ранним детским аутизмом. Развитие этих навыков помогает им лучше понимать окружающий мир, выражать свои мысли и потребности, а также устанавливать более качественные отношения с другими людьми.
Какие особенности самовыражения и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом в младшем школьном возрасте?
У детей с ранним детским аутизмом в младшем школьном возрасте часто наблюдаются трудности в установлении взаимодействия с окружающими людьми, нарушения речи и языкового развития, а также проблемы с непосредственным контактом в общении. Они могут испытывать трудности с пониманием невербальных сигналов и эмоциональной экспрессией, что затрудняет их возможность эффективно общаться с другими.
Какие современные методы коррекционной педагогики направлены на развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом?
Среди современных методов коррекционной педагогики, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом, можно выделить методы абаптерной коммуникации, использующие различные виды поддержки речи и технологии взаимодействия, такие как различные виды игр и интерактивные упражнения.
Какие особенности самовыражения и коммуникации у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом?
Дети младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом имеют особенности в самовыражении и коммуникации. Они часто испытывают сложности в установлении контакта со сверстниками и окружающими людьми. Также у них могут быть нарушения в развитии речи, эхолалии (повторение чужих слов), неадекватная интонация и ритм речи, проблемы с пониманием и использованием невербальных средств коммуникации.