Прокуратура РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 25 25 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 31.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРАТУРЫ РФ 5
1.Место прокуратуры в системе государственных органов РФ. Структура органов прокуратуры РФ 5
2.Прокурорский надзор как основное направление деятельности прокуратуры: понятие и принципы 10
ГЛАВА 2.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ИНЫМИ ВИДАМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 13
1. Основные направления прокурорского надзора 13
2. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Фрагмент для ознакомления

Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ снова рассматривают отклоненный закон, и если при повторном изучении его одобрят в ранее принятой редакции общим числом не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации, то закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и официально обнародован. Между тем, это вовсе не означает, что возможности Президента РФ в области контроля ограничены. Президент имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии положениям Конституции РФ подписанного им законопроекта.В юридической литературе контроль со стороны высших органов государственной власти именуется верховным. Надзор со стороны прокурорских органов является производным от верховного контроля, т.к. осуществляется от имени этих органов, но имеет иную сферу влияния, т.к. непосредственно касается законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, министерств и ведомств, местных органов самоуправления. Его основное предназначение – обеспечение режима законности в верхах, в центральных органах власти.Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ действия (либо бездействие) органов власти государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц, а также принятые ими решения подлежат обжалованию в судебном порядке. Суды всех уровней исполняют юрисдикционную функцию, а именно – правосудие, оно включает в себя и проверку правомерности всех актов правового характера, которые издаются разными властными и управленческими органами. В связи с созданием правового государства полномочия судом в этом отношении существенно расширены.Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел также выполняют контрольные функции. Их контроль уже не имеет верховный ранг, несмотря на то, что его значение в укреплении правопорядка и законности крайне значителен в соответствующих регионах. Прокурорам участвуют в рассмотрении судами дел и надзирают за обоснованностью и законностью определений, решений, приговоров.Контроль за соблюдением уровня законности могут осуществлять и другие органы государства. Выделяют три вида контроля и надзора: ведомственный, общий, специализированный.Общим является контроль, исполняемый краевой и областной администрацией, в т. ч. местными органами самоуправления, не являющиеся государственными. Осуществляя общее руководство на своей территории, они оказывают влияние на все преобразования, устанавливают различные недостатки, в том числе нарушения уровня законности, и предпринимают меры, которые связаны с их предупреждением и устранением.Довольно часто данный вид контроль отражает местные интересы, которые не всегда соответствуют государственным интересам, предусмотренным в законодательстве. Именно по этой причине в отношении этих органов надзор со стороны органов прокуратуры должен быть более эффективным и активным.Ведомственный контроль применяется в составе министерств и ведомств. В соответствии с принципом централизма любой нижестоящий орган должен быть подчинен вышестоящему руководящему органу, контролируя его деятельность.Специализированный контроль или надзор обладает непосредственным отношением к сферам производственной, хозяйственной и иной деятельности учреждений, организаций, предприятий, связанных со строго установленным рабочим режимом.Прокурорский надзор по сравнению с другими видами контроля и надзора выражается следующими характерными чертами:- он является представительным, т.к. осуществляется по непосредственному поручению и от имени государственных органов власти;- по целевому предназначению он имеет строго специализированный характер, что отражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуроры не занимаются управлением, а только осуществляют надзор за исполнением норм действующего законодательства;- данный надзор имеет обширную сферу действия, так как распространяется на все отношения, регламентируемые правом;- при исполнении функций по надзору. Они при выявлении нарушений зачастую не уполномочены на самостоятельной основе их устранять, по этой причине вынуждены обращаться к уполномоченным органам с требованием о принятии мер. Лишь в качестве своеобразного исключения во время осуществления надзора за исполнением законодательства органами предварительного следствия и дознания прокуроры имеют право отменить неправомерные постановления следователя либо дознавателя.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам.Прокуратура в РФ была создана как орган, предназначенный обеспечить законность на государственной территории. Первоначально модель прокуратуры представляла собой систему разных заимствований из прокуратур развитых иностранных государств, однако, принимая во внимание объективные российские реалии. Прокуратура на протяжении всей своей истории изменяла собственный правовой статус и полномочия, однако, главная задача была прежней – обеспечение на территории государства режима законности.Прокурорский надзор является одним из самых важных методов охраны законности. От его успешного претворения по большей части зависит процедура строительства правового государства, так как режим законности является обязательным, если не основным его элементом. Данной отраслью деятельности государства занимается прокуратура - единая централизованная система органов.Как правило, выделяют следующие разновидности прокурорского надзора:1)надзор за исполнением законов;2) - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;3) надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование;4) надзор за исполнением законодательства администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказание и назначаемые судом принудительные меры, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.Современная система прокурорских органов сформировалась несколько десятков лет назад, и до настоящего времени было внесено незначительное количество изменений. Принято выделять не только прокуратуру так называемых общих полномочий, но и специализированные прокуратуры, к примеру, транспортные, природоохранные и др.Система органов прокуратуры определена в ФЗ «О прокуратуре РФ» и представляет из себя разветвленную систему военных, территориальных и других специализированных прокуратур, учреждений науки и образования, иных организаций с правовым статусом юридического лица, на организационном уровне взаимообусловленных и взаимосвязанных единством решаемых задач, то есть обеспечением режима законности и правопорядка в стране.На данный период времени отечественное законодательство запрещает формировать на территории государства органы прокуратуры, которые не входят в единую систему органов прокуратуры РФ. Это считается одним из условий практической реализации базового принципа построения и практического функционирования органов прокуратуры – единства системы и централизации прокуратуры.На данный период времени прокуратуры РФ обладает огромным историческим опытом, который связан с надзором за исполнением законодательства и поддержанием обвинения в судебном процессе. Поэтому прокуратура и дальше должна идти по пути развития надзорной компетенции, и роль правозащитной функции прокуратуры будет возрастать по мере формирования правового государства в РФ.Сегодня к наиболее важным функциям органов прокуратуры относятся обеспечение верховенства закона, укрепления и единства законности. В основе прокурорской деятельности закладывается защита прав и свобод человека и гражданина.На данный период времени государству требуется эффективная прокуратура, которая смогла бы отстоять основы государственной целостности, защитить конституционный строй РФ, права и законные интересы физических и юридических лиц.Прокуратура считается эффективным правоохранительным органом, качество деятельности и квалификация кадров которого не вызывает сомнений. Прокуратура с уверенностью смотрит в будущее, ее деятельность социально востребована, а основным участком ее деятельности должен стать надзор за исполнением законодательства, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.К направлениям совершенствования законодательства следует отнести:- повышение роли прокуратуры в качестве правозащитного органа;- наделение прокуроров дополнительными правами, необходимыми им для исполнения собственных функций;- более конкретная детализация надзорных и других действий прокуроров;- усиление защиты сотрудников прокуратуры от нежелательного влияния, посягательств криминальных элементов, заинтересованных лиц;- обеспечение более тесного взаимодействия прокуратуры в судебными органами.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) О прокуратуре Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Российская газета, N 229, 25.11.1995.Учебная и научная литература:3.Адельгареева Л.З. Проблемы соотношения прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля в современном уголовном судопроизводстве // Журнал «Студенческий форум». - 2019. - № 19-1 (70). - С. 68-70. 4. Акимова Я.А. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти //Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 12 (354). - С. 75-77.5. Бабина О.С., Бондарева А.М., Кухарев Ю.С., Малогорская И.О. О сущности современного прокурорского надзора // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2020. - С. 444-446.6. Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / В. К. Бобров. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.7.Гильмутдинов А.В., Суфянова Е.З. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Colloquium-Journal». - 2019. - № 5-6 (29). - С. 9-10.8. Дмитриева М.О. Место прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Вестник магистратуры». - 2022. - № 11-4 (134). - С. 62-65.9. Лапшин В.Е., Юнусов А.А., Егорова О.О. Основные направления осуществления прокурорского надзора в России на современном этапе // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2021. - № 2. - С. 164-168.10. Лунина М.С. Соотношение прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля // Журнал «Студенческий вестник». -2020. -№ 41-2 (139). - С. 94-96.11.Ооржак Д.Р. Принципы организации и деятельности прокуратуры // Журнал «Экономика и социум». - 2020. - № 3 (70). - С. 442-446.12. Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с.13.Чупанова А.Ч., Рамазанова З.Л. Место прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». - 2021. - № 4. - С. 68-70.14. Юнусова Г.И. Государственный контроль и прокурорский надзор // Журнал «Закон и право». - 2020. - С. 95-98.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) О прокуратуре Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Российская газета, N 229, 25.11.1995.

Учебная и научная литература:

3. Адельгареева Л.З. Проблемы соотношения прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля в современном уголовном судопроизводстве // Журнал «Студенческий форум». - 2019. - № 19-1 (70). - С. 68-70.
4. Акимова Я.А. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти //Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 12 (354). - С. 75-77.
5. Бабина О.С., Бондарева А.М., Кухарев Ю.С., Малогорская И.О. О сущности современного прокурорского надзора // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2020. - С. 444-446.
6. Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / В. К. Бобров. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
7. Гильмутдинов А.В., Суфянова Е.З. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Colloquium-Journal». - 2019. - № 5-6 (29). - С. 9-10.
8. Дмитриева М.О. Место прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Вестник магистратуры». - 2022. - № 11-4 (134). - С. 62-65.
9. Лапшин В.Е., Юнусов А.А., Егорова О.О. Основные направления осуществления прокурорского надзора в России на современном этапе // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2021. - № 2. - С. 164-168.
10. Лунина М.С. Соотношение прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля // Журнал «Студенческий вестник». -2020. -№ 41-2 (139). - С. 94-96.
11. Ооржак Д.Р. Принципы организации и деятельности прокуратуры // Журнал «Экономика и социум». - 2020. - № 3 (70). - С. 442-446.
12. Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с.
13. Чупанова А.Ч., Рамазанова З.Л. Место прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». - 2021. - № 4. - С. 68-70.
14. Юнусова Г.И. Государственный контроль и прокурорский надзор // Журнал «Закон и право». - 2020. - С. 95-98.