Роль предмета «Окружающий мир» в адаптации первоклассников.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 01.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРОБЛЕМУ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 5
1.1 Сущность адаптации как психолого-педагогического явления 5
1.2 Трудности к адаптации первоклассников к обучению в школе 11
1.3 Влияние предмета «Окружающий мир» на проблему адаптации первоклассников к обучению в школе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРОБЛЕМУ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 22
2.1 Диагностика уровня адаптации у первоклассников 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Таблица 2. Диагностика уровня адаптации в контексте отношения к школьным дисциплинам в классе 1-1.№Имя ребенкаСоотношение ответовИтогоЛюбимый предметОценка вовлеченностиУспеваемость1Александра12362Алёна12253Алина12364Алина Г.10015Анастасия11026Антон10347Арина12368Арсений11249Дарья122510Денис120311Диана113512Дмитрий103413Екатерина103414Екатерина Н.122515Злата120316Кирилл110217Кирилл С.003318Леонид113519Макар102320Мария102321Матвей113522Никита110223Олеся123624Павел100125Роман113526Софи023527Ульяна113528Ульяна К.123629Ярослав00002.2 Анализ и интерпретация результатовПосле диагностики отношений в классе можно увидеть следующие результаты:класс готов к творческому процессу, проявляет инициативностьотношения в классе преобладают доброжелательные, возникают взаимные симпатии, дружбав коллективе возникают конфликтные ситуации между группамипо интересамгруппы внутри класса не готовы взаимодействовать, не отвлекаясь на личные притязанияв классе присутствует злорадство, завистьвозможна критика, замечания, скрытая агрессия со стороны учениковстарание высказать свое мнение каждым ученикомсплочение в зависимости от сложившихся обстоятельствэнергичность учеников сохраненаученики готовы оказывать помощь друг другупроявление поддержки вне зависимости от способностейжелание показать свою значимость в достижении результата.Результаты диагностики позволяют говорить о том, что в классе преобладают как положительные, так и отрицательные особенности отношений, их показатель разделился пополам, что само по себе является не достаточно благоприятным для дальнейшей работы этого класса. С одной стороны класс открыт для новых знаний, а с другой – разлад, разбиение на группы, в свою очередь, это показатель того, что класс сложно сплотить без дополнительной работы по выявлению точек соприкосновения.Мы можем предложить для улучшения отношений в классе: придавать большое значение увлечениям каждого ребёнка, чтобы он мог почувствовать свою значимость и увидеть свои положительные особенности,почувствовать себя комфортно и уверенно. Учителюнеобходимо научиться умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в классе. Необходимо соблюдениеопределенных правил: возвышать личность каждого ученика;оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества учащихся;приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;бодрость и энергия в деятельности формируют положительные качества, нормы и правила поведения учеников.Все необходимые качества возможно формировать в процессе обучения «Окружающему миру», так как одна из составляющих этого предмета позволяет погружаться в мир каждого ученика и составлять определенный план действий по преодолению выявленных трудностей. Нравственное воспитание составляет основу, на которую необходимо опираться в процессе обучения на моменте коррекции отношений в классе, так как от них зависит и сам процесс адаптации, чем положительнее атмосфера, тем легче раскрыться ученику.Диагностика уровня адаптации в контексте отношения к школьным дисциплинам показала, что большинство учащихся в качестве любимого предмета указало «Окружающий мир»: 26 из 29 человек. Это говорит о том, что заинтересованность в нем присутствует и является хорошим показателем адаптации и возможности добиться хороших результатов при его изучении.Оценку вовлеченности проводил учитель:высокая - 11 человек, средняя - 9, низкая - 9. Этот показатель со средними результатами, так как чуть больше половины детей имеют высокую вовлеченность, что говорит о том, что уровень мотивации присутствует только у части детей в классе, над ним необходимо работать.Успеваемость: отличная у 15 человек в классе, хорошая – 6 человек, удовлетворительная - 0, неудовлетворительная - 8. Этот показатель отмечает, что мотивация играет важную роль, но не всегда присутствует у всех детей, поэтому с выполнением необходимого минимума справляется большая часть класса.После проведения диагностических мероприятий можно прийти к выводу, что в классе наблюдаются такие трудности адаптации как:отсутствие мотивации у большей части учащихся, вследствие чего не формируется вовлеченность в образовательный процесс;преобладает некомфортная атмосфера, вследствие чего не все учащиеся могут раскрыться;отсутствие крепких, дружеских отношений в классе, как следствие нет поддержки и желания раскрывать себя для новых знаний.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕДля раскрытия темы нашего исследования мы провели диагностику – наблюдение и опрос, в которой учитель отмечал положительные и отрицательные особенности поведения и отношение к учебным предметам в классе.Диагностическое наблюдение проводилось на классе: 1-1 на базе МОУ «Средняя школа № …» … района г. …, обучающихся по программе «Планета знаний». Количественное соотношение детей во время диагностики: 1-1 класс участвовало 29 человек из них 13 мальчиков и 16 девочек.Диагностика проводилась с 25 по 30 сентября 2022 года, для определения уровня адаптации и возможности дальнейшей коррекционной работы по преодолению возникающих трудностей в ее процессе. Диагностика включала 2 блока:1. Отношения в классе.Результаты диагностики позволяют говорить о том, что в классе преобладают как положительные, так и отрицательные особенности отношений, их показатель разделился пополам, что само по себе является не достаточно благоприятным для дальнейшей работы этого класса. С одной стороны класс открыт для новых знаний, а с другой – разлад, разбиение на группы, в свою очередь, это показатель того, что класс сложно сплотить без дополнительной работы по выявлению точек соприкосновения.2. Сводная диагностика уровня адаптации в контексте отношения к школьным дисциплинам.Результаты показали, что влияние предмета «Окружающий мир» на адаптацию первоклассников, может быть более эффективным, если составлять определенный план действий по преодолению выявленных трудностей. Нравственное воспитание составляет основу, на которую необходимо опираться в процессе обучения на моменте коррекции отношений в классе, так как от них зависит и сам процесс адаптации, чем положительнее атмосфера, тем легче раскрыться ученику.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из вышесказанного, мы можем сделать выводы, что процесс адаптации имеет непрерывный характер и продолжается в течение жизни. Адаптация - это приспособленность к изменяющимся условиям окружающей среды человека, на разных уровнях.Процесс адаптации первоклассников к школе переплетается с кризисом 7 лет и может оказать дополнительные нагрузки на физические и психические составляющие организма ребенка. Также этот период может усложняться тем, что ребенок не готов к переходу от игровой деятельности к учебной. От успешной адаптации к школьному обучению во многом зависит результат и протекание обучения в дальнейшем, а также как выстроятся отношения с одноклассниками.Психологическая адаптация состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, и интересами. Исходя из этого высказывания, мы можем обратиться к изучению предмета «Окружающий мир», который в полной мере позволит раскрыть сущность этих требований и потребностей.Важной задачей познания окружающего мира в первом классе является систематизация, обобщение имеющихся знаний, что в полной мере можно реализовать при изучении предмета «Окружающий мир».Изучение предмета «окружающий мир» позволяет в интерактивной форме доносить информацию, что в большинстве случаев оставляет детям возможность оставаться детьми, которые еще не привыкли сидеть на месте и им хочется принимать участие, рассказывать что – то знакомое, в чем они разбираются и понимают. Для раскрытия темы нашего исследования мы провели диагностику – наблюдение и опрос, в которой учитель отмечал положительные и отрицательные особенности поведения и отношение к учебным предметам в классе.Результаты показали, что влияние предмета «Окружающий мир» на адаптацию первоклассников, может быть более эффективным, если составлять определенный план действий по преодолению выявленных трудностей. Нравственное воспитание составляет основу, на которую необходимо опираться в процессе обучения на моменте коррекции отношений в классе, так как от них зависит и сам процесс адаптации, чем положительнее атмосфера, тем легче раскрыться ученику.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Абрамова, М. С. Адаптация первоклассников [Электронный ресурс] / М. М. Абрамова. – Электрон.дан. – 2020. – Режим доступа: https://nsportal.ru(дата обращения: 27.04.2023).2. Акимова, Е. Ю. Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления [Электронный ресурс] / Е. Ю. Акимова. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://nsportal.ru(дата обращения: 23.04.2023).3. Алешина, Т. В. Филлипинский тест на готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] / Т. В. Алешина. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://osvitanova.com.ua(дата обращения: 03.04.2023).4. Афонина, Ф. В. Адаптация первоклассников [Электронный ресурс] / Ф. В. Афонина. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: http://www.mogar-yantik.edu21.cap.ru(дата обращения: 27.04.2023).5. Банков, С. А. Диагностика уровня психосоциальной зрелости ребенка [Электронный ресурс] / С. А. Банков. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: http://l-pankova.ru(дата обращения: 23.04.2023).6. Бекоева, Т. А. Факторы, влияющие на адаптацию к школе [Электронный ресурс] / Т. А. Бекоева. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 15.04.2023).7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.-Санкт-Петербург: Питер, 2017.-398с.8. Венгер, Л. А. Методика «Дорожки» [Электронный ресурс] / Л. А. Венгер. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://studfile.net(дата обращения: 20.04.2023).9. Гладко, М. П. Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления [Электронный ресурс] / М. П. Гладко. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://pedsovet.su(дата обращения: 27.04.2023).10. Гордашников, В. А. Психологическая адаптация [Электронный ресурс] / В. А. Гордашников. – Электрон. дан. – 2005. – Режим доступа: https://www.monographies.ru(дата обращения: 27.04.2023).11. Гусова, А. Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А. Д. Гусова. – Электрон. дан. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 10.04.2023).12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 41 с. 13. Гуткина, Н. Н. Методика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики «Домик» [Электронный ресурс] / Н. Н. Гуткина. – Электрон. текстовые дан. – 2020. – Режим доступа: http://izohit.murmansk.su(дата обращения: 27.04.2023).14. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман– Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с. 15. Зеленская, Т. П. Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации [Электронный ресурс] / Т. П. Зеленская. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://www.b17.ru(дата обращения: 29.04.2023).16. Иванова, А. И. Социально-психологическая адаптация [Электронный ресурс] / А. И. Иванова. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 27.04.2023).17. Йирасек, Я., Керн, А. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека [Электронный ресурс] / Я. Йирасек, А. Керн. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://studme.org(дата обращения: 10.04.2023).18. Колосов, С. А. Этапы социальной адаптации школе [Электронный ресурс] / С. А. Колосов. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://spravochnick.ru(дата обращения: 10.04.2023).19. Константинов, В. В. К вопросу о понятии «адаптация» [Электронный ресурс] / В. В. Константинов. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://psyjournals.ru(дата обращения: 15.04.2023).20. Корж, Ю. А. Филлипинский тест: как узнать готов ли ребенок к школе [Электронный ресурс] / Ю. А. Корж. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://ihappymama.ru(дата обращения: 27.04.2023).21. Крамаренко, Н. С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема [Электронный ресурс] / Н. С. Крамаренко. – 76 Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://www.portalslovo.ru(дата обращения: 15.04.2023).22. Лаврентьева, М. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе как учебно-важные качества [Электронный ресурс] / М. В. Лаврентьева. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru(дата обращения: 27.04.2023).23. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: автореферат дис. … канд. мед. наук / Лебедева Нина Тимофеевна. – Москва, 1973. – 42 с. 24. Ледовская Н. М. Двигательная активность человека и гипокинезия [Текст] / Н. М. Ледовская. – Новосибирск, 1972. – 22 с. 25. Матвеева, А. И. Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности [Электронный ресурс] / А. И. Матвеева. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://moluch.ru(дата обращения: 26.04.2023).26. Некипелова, Е. Г. Режим дня в жизни ученика начальных классов [Электронный ресурс] / Е. Г. Некипелова. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: http://elenanekipelova.mbdoy335.edusite.ru(дата обращения: 15.04.2023).27. Немов Р. С. Общие основы психологии/ Р. С. Немов. – Москва : Просвещение, 1994. – 576 с. 28. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. – Москва : Академия, 1977. – 480 с. 29. Общая психология: учебное пособие для педагогических институтов / В. В. Богословский, А. Д. Виноградова, А. Г. Ковалев и др.; под ред. В. В. Богословского и др. – Москва : Просвещение, 1981. – 383 с. 30. Общая психология. Введение в общую психологию: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / 77 Л. В. Сенкевич, Д. А. Донцов, З. В. Луковцева, И. В. Огарь; под общей и научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцевой. – Москва :Юрайт, 2018. – 178 с.
2. Акимова, Е. Ю. Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления [Электронный ресурс] / Е. Ю. Акимова. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://nsportal.ru(дата обращения: 23.04.2023).
3. Алешина, Т. В. Филлипинский тест на готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] / Т. В. Алешина. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://osvitanova.com.ua(дата обращения: 03.04.2023).
4. Афонина, Ф. В. Адаптация первоклассников [Электронный ресурс] / Ф. В. Афонина. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: http://www.mogar-yantik.edu21.cap.ru(дата обращения: 27.04.2023).
5. Банков, С. А. Диагностика уровня психосоциальной зрелости ребенка [Электронный ресурс] / С. А. Банков. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: http://l-pankova.ru(дата обращения: 23.04.2023).
6. Бекоева, Т. А. Факторы, влияющие на адаптацию к школе [Электронный ресурс] / Т. А. Бекоева. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 15.04.2023).
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.-Санкт-Петербург: Питер, 2017.-398с.
8. Венгер, Л. А. Методика «Дорожки» [Электронный ресурс] / Л. А. Венгер. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://studfile.net(дата обращения: 20.04.2023).
9. Гладко, М. П. Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления [Электронный ресурс] / М. П. Гладко. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://pedsovet.su(дата обращения: 27.04.2023).
10. Гордашников, В. А. Психологическая адаптация [Электронный ресурс] / В. А. Гордашников. – Электрон. дан. – 2005. – Режим доступа: https://www.monographies.ru(дата обращения: 27.04.2023).
11. Гусова, А. Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А. Д. Гусова. – Электрон. дан. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 10.04.2023).
12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 41 с.
13. Гуткина, Н. Н. Методика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики «Домик» [Электронный ресурс] / Н. Н. Гуткина. – Электрон. текстовые дан. – 2020. – Режим доступа: http://izohit.murmansk.su(дата обращения: 27.04.2023).
14. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман– Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.
15. Зеленская, Т. П. Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации [Электронный ресурс] / Т. П. Зеленская. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://www.b17.ru(дата обращения: 29.04.2023).
16. Иванова, А. И. Социально-психологическая адаптация [Электронный ресурс] / А. И. Иванова. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 27.04.2023).
17. Йирасек, Я., Керн, А. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека [Электронный ресурс] / Я. Йирасек, А. Керн. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://studme.org(дата обращения: 10.04.2023).
18. Колосов, С. А. Этапы социальной адаптации школе [Электронный ресурс] / С. А. Колосов. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://spravochnick.ru(дата обращения: 10.04.2023).
19. Константинов, В. В. К вопросу о понятии «адаптация» [Электронный ресурс] / В. В. Константинов. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://psyjournals.ru(дата обращения: 15.04.2023).
20. Корж, Ю. А. Филлипинский тест: как узнать готов ли ребенок к школе [Электронный ресурс] / Ю. А. Корж. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://ihappymama.ru(дата обращения: 27.04.2023).
21. Крамаренко, Н. С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема [Электронный ресурс] / Н. С. Крамаренко. – 76 Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://www.portalslovo.ru(дата обращения: 15.04.2023).
22. Лаврентьева, М. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе как учебно-важные качества [Электронный ресурс] / М. В. Лаврентьева. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru(дата обращения: 27.04.2023).
23. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: автореферат дис. … канд. мед. наук / Лебедева Нина Тимофеевна. – Москва, 1973. – 42 с.
24. Ледовская Н. М. Двигательная активность человека и гипокинезия [Текст] / Н. М. Ледовская. – Новосибирск, 1972. – 22 с.
25. Матвеева, А. И. Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности [Электронный ресурс] / А. И. Матвеева. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://moluch.ru(дата обращения: 26.04.2023).
26. Некипелова, Е. Г. Режим дня в жизни ученика начальных классов [Электронный ресурс] / Е. Г. Некипелова. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: http://elenanekipelova.mbdoy335.edusite.ru(дата обращения: 15.04.2023).
27. Немов Р. С. Общие основы психологии/ Р. С. Немов. – Москва : Просвещение, 1994. – 576 с. 28. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. – Москва : Академия, 1977. – 480 с.
29. Общая психология: учебное пособие для педагогических институтов / В. В. Богословский, А. Д. Виноградова, А. Г. Ковалев и др.; под ред. В. В. Богословского и др. – Москва : Просвещение, 1981. – 383 с.
30. Общая психология. Введение в общую психологию: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / 77 Л. В. Сенкевич, Д. А. Донцов, З. В. Луковцева, И. В. Огарь; под общей и научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцевой. – Москва :Юрайт, 2018. – 178 с.