Особенности формирования у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием навыка чтения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 40 40 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 21.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ 3
1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОБЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОМУ НАВЫКУ 4
1.1.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ 4
1.1.2. ОСОБЕННОСТИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ГЛАЗА И МОЗГА ПРИ ЧТЕНИИ 8
1.2. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ 10
1.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ 17
1.3.1. ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ КАК ПРИЧИНА ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ 17
1.3.2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 18
1.3.3. СЕНСОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОВЛАДЕНИЕМ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ 19
1.3.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 19
1.3.5. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. 22
1.3.6. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ И ИХ СВЯЗЬ С ОВЛАДЕНИЕМ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ 23
1.3.7. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ. 24
1.4. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НАВЫКУ ЧТЕНИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Для достижения этой цели предлагается использовать различные игры и упражнения, направленные на развитие этих компонентов. Кроме того, важным аспектом является использование письменных материалов, в которых звуки и буквы расположены в соответствии друг с другом.[17]Согласно концепции Захаровой и Калмыковой, обучение чтению должно начинаться с освоения звукового анализа, который включает в себя различение и узнавание звуков, а также их связь с буквами. Затем происходит обучение звуковому синтезу, когда дети учатся соединять звуки в слова. После этого происходит освоение знания букв и их соответствия звукам, что позволяет дошкольникам переходить к чтению слов.Важным элементом этой концепции является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности и темп развития. Также важно использование игровой формы обучения, которая помогает удерживать внимание и интерес детей к процессу.[20]Концепция Захаровой и Калмыковой получила широкое распространение и оказала значительное влияние на практику обучения чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в России. Однако, как и любая другая концепция, она имеет свои ограничения и не может быть универсальной.Концепция А.В. Захаровой и О.М. Калмыковой базируется на следующих основополагающих принципах[18]:Индивидуальный подход. Авторы концепции подчеркивают необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.Развитие речи. Основной целью обучения чтению является развитие речи, что предполагает не только умение читать, но и понимание прочитанного.Системность. Обучение чтению должно быть системным и постепенным, начиная с развития фонематического слуха и заканчивая формированием навыков чтения.Игровой подход. Авторы концепции рекомендуют использовать игровые методы и средства в обучении чтению, так как игра способствует активному участию ребенка в процессе обучения и позволяет учитывать его индивидуальные особенности.Учет социального опыта. Развитие ребенка происходит в контексте социальных отношений, поэтому учет социального опыта является важным принципом концепции.Дифференцированный подход. Авторы концепции подчеркивают необходимость дифференцированного подхода к детям с разным уровнем развития, что позволяет эффективнее учитывать их индивидуальные потребности.Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями является важным компонентом обучения чтению, поэтому авторы концепции рекомендуют активно привлекать родителей в процесс обучения.Ориентация на практические результаты. Основная цель обучения чтению - формирование навыка чтения, поэтому концепция Захаровой и Калмыковой ориентирована на достижение практических результатов.Все эти принципы взаимосвязаны и вместе образуют концепцию обучения чтению, основанную на принципах индивидуальности, системности, социального опыта и практической направленности.[16]Концепция А.А. ЛеонтьеваКонцепция Алексея Алексеевича Леонтьева, советского психолога и философа, была разработана в середине XX века и получила широкое признание в научной среде. Основным принципом этой концепции является утверждение о том, что психические процессы не могут быть объяснены ни физиологическими, ни биологическими явлениями, а лишь с помощью анализа деятельности человека.[32]По мнению Леонтьева, человек всегда действует в контексте определенных целей и задач, и все его психические процессы, включая восприятие, мышление и память, связаны с этим действием. Таким образом, основой психической деятельности является понятие "деятельность", то есть способность человека осуществлять действия в соответствии с задачами, которые он ставит перед собой.Еще одним ключевым понятием концепции Леонтьева является "психическая форма". Он подразумевает, что все психические явления не могут быть разделены на отдельные части, а должны рассматриваться как целостные формы, которые формируются в процессе деятельности.Важным аспектом концепции Леонтьева является также понимание роли общественного опыта в развитии психики человека. Он утверждал, что все знания и умения, которые приобретает человек, основаны на общественном опыте, и только через взаимодействие с другими людьми он может достичь высокого уровня развития.[31]Таким образом, концепция Леонтьева выделяется своим подходом к пониманию психической деятельности, основанном на понятии деятельности и психических форм, а также на понимании роли общественного опыта в развитии психики человека. Эта концепция оказала значительное влияние на современную психологию и продолжает быть актуальной в научном обсуждении.Основополагающими принципами концепции А.А. Леонтьева являются:Принцип медиации. Согласно этому принципу, всякая психическая деятельность человека осуществляется через предметный мир. То есть, человек использует предметы и инструменты для выполнения задач и достижения целей. При этом, медиация не только облегчает выполнение деятельности, но и является ее неотъемлемой частью.[33]Принцип деятельности. Согласно этому принципу, психика человека формируется и развивается в процессе деятельности. Леонтьев выделяет три вида деятельности: производственную, коммуникативную и познавательную. Производственная деятельность связана с процессом производства материальных благ, коммуникативная - с общением с другими людьми, а познавательная - с познанием окружающего мира. [33]Принцип развития. Согласно этому принципу, психика человека развивается на протяжении всей жизни и формируется в процессе деятельности. При этом, развитие происходит не только в результате внешних воздействий, но и под влиянием внутренних механизмов, таких как рефлексия и саморегуляция. [33]Принцип личностной направленности. Согласно этому принципу, психика человека имеет личностную направленность. То есть, каждый человек имеет свои индивидуальные потребности и мотивы, которые определяют его поведение и деятельность. При этом, личностные потребности и мотивы могут меняться в зависимости от жизненных обстоятельств и возраста человека. [33]Принцип системности. Согласно этому принципу, психика человека является сложной системой, которая включает в себя несколько уровней: сенсорный, перцептивный, операционный, абстрактно-логический и рефлексивный. Каждый уровень имеет свои специфические характеристики, задачи и функции, и развитие психики происходит в процессе перехода от одного уровня к другому. [33]Принцип диалектики. Леонтьев утверждал, что психика человека является диалектической системой, и ее развитие происходит через противоречия и конфликты. Важно не только наличие противоречий, но и способность человека их разрешать и преодолевать. [33]Таким образом, концепция А.А. Леонтьева является важным вкладом в развитие психологической науки и применяется в области педагогики, лингвистики, медицины и других сферах. Основополагающие принципы этой концепции, такие как принцип деятельности, принцип диалектики, принцип системности и принцип личности, помогают понять процессы формирования психики человека, его развитие и взаимодействие с окружающей средой. Поэтому при применении концепции А.А. Леонтьева в педагогической практике необходимо учитывать основные принципы и применять их в индивидуальном подходе к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.[34]ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа посвящена исследованию индивидуальных психологических особенностей овладения дошкольниками навыком чтения при фонетико-фонематическом недоразвитии. Изучение данной темы позволяет лучше понять механизмы процесса чтения и выявить особенности, которые могут затруднять его освоение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов и специалистов, работающих с детьми в дошкольном возрасте.Анализ отечественных концепций позволяет сделать вывод о том, что существует необходимость в разработке новой концепции, учитывающей современные подходы и методы обучения. Также важным является учет индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка при подходе к обучению чтению.Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку и тестирование новых методик обучения чтению, учитывающих специфические особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также на оценку их эффективности. Также важным направлением может стать разработка рекомендаций для педагогов и родителей, которые помогут оптимизировать процесс обучения чтению у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВолкова,Л.А. Логопедия. [Текст] / Л.А. Волкова – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 167с.Баскакова,Т.И. Метод интерактивных игр на занятиях по русскому языку [Текст] / Т. И. Баскакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 4. — С. 99-103.Богданова,Н. В. (2016). Дифференцированный подход к организации обучения детей дошкольного возраста чтению и письму. [Текст] /Н.В.Богданова//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 44(1), 28-33.Бодуэн де Куртенэ, И.А. "Основы фонетики и фонологии".[Текст] /И.А.Бодуэн де Куртенэ – Москва: Высшая школа, 1978. - 400 с.Бондаренко,Н.А. Лингводидактические аспекты обучения чтению на иностранном языке.[Текст] /Н.А. Бондаренко //Вестник Челябинского государственного университета, 2013, № 3 (292), с. 17-21.Бондаренко,Т. И., Вербицкая Е. М. Изучение русского языка и чтение: взаимосвязь, проблемы, перспективы[Текст] / Т.И. Бондаренко, Е.М.Вербицкая // Русская речь. – 2015. – № 3. – С. 60-67.Васильева, Н.В. Формирование готовности дошкольников к обучению грамоте: методические рекомендации для педагогов ДОУ.[Текст] / Н.В.Васильева – М.: Айрис-пресс, 2007. - 144 с.Выготский, Л.С. Мышление и речь.[Текст] /Л.С. Выготский – Москва: Лабиринт, 2018. - 384 с.Выготский,Л.С. Педагогическая психология.[Текст] /Л.С. Выготский – Москва: Просвещение, 1983. - 464 с.Гербова,О.Н. Фонетико-фонематическое недоразвитие детей дошкольного возраста как одна из причин трудностей при овладении навыком чтения. [Текст] / О.Н. Гербова //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогические науки. - 2018. - № 2. - С. 91-98.Горбачева,Е.Л. Методика обучения грамоте: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.[Текст]/Е.Л. Горбачева – М.: Просвещение, 2010.Гордеева,Н.А., Карпенко О.Г. Анатомия и физиология зрительной системы.[Текст] /Н.А. Гордеева//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2011, том 111, № 6, с. 8-14.Граудина,А.А., Соколова И.А. Методика обучения чтению: Лингводидактический подход.[Текст] /А.А. Граудина– М.: Просвещение, 2015.Гузеева,Е.Б. (2017). Фонетико-фонематический метод обучения чтению.[Текст] / Е.Б. Гузеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 12(47), С.105-112.Гутникова,О.В. Индивидуальные особенности учеников и их влияние на процесс обучения [Текст] / О.В. Гутникова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 3 (9). – С. 45-50.Захарова А.В. Комплексный подход к диагностике и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.[Текст] / А.В. Захарова – М., 2009.Захарова А.В. Особенности формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическими нарушениями в различных условиях обучения.[Текст] / А.В. Захарова //Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2008.Захарова А.В., Калмыкова О.М. Психологические особенности развития чтения у детей с фонетико-фонематическими нарушениями.[Текст] /А.В. Захарова, О.М. Калмыкова – Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 3. С. 50-58.Звонарева,Т.С. Педагогическая диагностика и коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Звонарева, Т.С. Киселева, О.В. Романова // Вопросы образования. - 2019. - №2. - С. 108-114.Калмыкова О.М. Формирование навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями.[Текст] /О.М. Калмыкова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2014.Карпенко Л.А. Особенности психического развития дошкольников.[Текст] /Л.А. Карпенко - М.: Издательство "Просвещение", 2016.Карпова,Н.А. "Практическое руководство по логопедической работе с детьми в домашних условиях [Текст] /Н.А. Карпова – Москва: Владос, 2013. – 320с.Коваленко,Н. В., Шаповалова О. В. Особенности психического развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием[Текст] /Н.В. Коваленко, О.В. Шаповалова – Интернет-журнал «Наука и образование». - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 20-25.Козлова Н.Н. Принципы теории Л.С. Выготского в педагогической практике. [Текст] /Н.Н. Козлова – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2014. — 62 с.Козлова,О.Ю. Обучение чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: методические рекомендации для педагогов.[Текст] /О.Ю. Козлова – М.: Гуманитарный центр, 2012. - 48с.Комарова,Е.И. Обучение чтению на основе индивидуального подхода / Е.И. Комарова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 496-499.Комарова,Л.Г. Методика обучения чтению и грамоте.[Текст] /Комарова Е.И. – Москва: Издательство "Академия", 2007.Корсакова,Н. К. Методические основы преподавания русского языка и литературы.[Текст] /Н.К. Корсакова – М.: Просвещение, 2005.Крюкова,И. Н. Чтение на иностранном языке как форма его изучения[Текст] /И.Н. Крюкова // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – № 2. – С. 84-93.Лебедева,Е.Н. Психологические аспекты процесса обучения чтению [Текст] / Е.Н. Лебедева // Вестник Челябинской государственной педагогической академии. – 2009. – № 2. – С. 63-68.Леонтьев А.А. Духовно-нравственное развитие личности.[Текст] /А.А.Леонтьев - М.: Педагогика, 1982.Леонтьев А.А. Основы психологии личности.[Текст] /А.А.Леонтьев - М.: Просвещение, 1975.Леонтьев А.А. Психологические аспекты формирования личности.[Текст] /А.А.Леонтьев - М.: Педагогика, 1979.Леонтьев А.А. Психология и педагогика.[Текст] /А.А.Леонтьев Москва: Просвещение, 1976.Лихачева,Т.А. Лингводидактический подход к обучению русскому языку как иностранному.[Текст] /Т.А. Лихачёва - М.: Русский язык, 2008.Лукьянова, Л.А. Языковая игра и лингводидактический подход к обучению чтению детей[Текст] / Л.А. Лукьянова // Воспитание и обучение. – 2018. – № 2. – С. 90-96.Лукьянова, Л.А. Мотивация дошкольников с нарушениями речи на занятиях чтением.[Текст] / Л.А. Лукьянова // Молодой ученый. - 2017. - № 46. - С. 204-207.Львова,Н.И., Семенова Е.Ю. Обучение чтению на основе лингводидактического подхода.[Текст] /Н.И. Львова - М.: Издательство "Омега-Л", 2012.Максимова,А.А. Методика лингводидактического подхода в обучении чтению / А. А. Максимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 9. — С. 139-144.Михайлова,О.С. Формирование фонематического слуха как основы успешного овладения навыками чтения / О.С. Михайлова // Вестник Российской академии образования. - 2015. - № 1. - С. 92-96.Моргунова Л.В. Психология дошкольного возраста.[Текст] /Л.В. Моргунова - М.: Издательство "Академия", 2018.Никитина,Н.А. Логопедические занятия с детьми 4-7 лет: Методическое пособие.[Текст] /Н.А. Никитина - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.Николаева,Л.В. "Фонетическое и фонематическое развитие детей"[Текст] /Л.В. Николаева. – М.: Издательство "Просвещение", 2009.Павлова,Н.Г. Лингводидактический подход в обучении грамоте: Учебное пособие для студентов педагогических вузов."[Текст] /Н.Г.Павлова – М.: Просвещение, 2005.Петрова,Л.И. (2019). Методика преподавания русского языка в начальной школе на основе лингводидактического подхода."[Текст] /Л.И. Петрова Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, (4), 56-61.Радугина,Л.А. Анализ развития фонетических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Л.А. Радугина, Т.В. Шестакова // Педагогический вестник. - 2015. - №3. - С. 92-98.Радугина,Л.А. Особенности формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Л.А. Радугина, Т.В. Шестакова // Образование и наука. - 2018. - №5. - С. 140-146.Рождественская,Е.Е. "Обучение чтению и письму в детском саду" [Текст] / Е.Е. Рождественская - М.: Просвещение, 2013.Руденко,В.И. Домашний логопед [Текст] / В.И.Руденко – Ростов н/Д.: Фениекс, 2002. – 318с.Смирнова, Т.Н. "Детские нарушения речи: диагностика и коррекция".[Текст] / Т.Н. Смирнова – Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 256 с.Соколова, Е.С. "Методика обучения чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием"[Текст] / Соколова Е.С. - М.: Просвещение, 2018.Соколова, М.Б. Методика применения интерактивных игр в процессе обучения чтению на уроках русского языка [Текст] / М. Б. Соколова, Е. А. Кутырева // Лингвистические, литературоведческие и методические аспекты современного образования : материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 ноября 2019 года). — Чебоксары : Изд-во Чувашского университета, 2019. — С. 142-144.Соколова,М.Б. (2014). Фонологическая осведомленность и ее роль в формировании начальных навыков чтения.[Текст] /М.Б.Соколова Москва: Издательство Логос.Ушакова,Е.В. Организация индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] / Е.В. Ушакова // Молодой ученый. – 2018. – № 10. – С. 567-570.Чебыкина,Л. И. Формирование мотивации к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи.[Текст] / Чебыкина Л.И. // Детская медицина. - 2015. - № 2. - С. 43-45.Шакурова,М. Г. Повышение мотивации дошкольников к обучению чтению в условиях фонетико-фонематических нарушений.[Текст] / М.Г. Шакурова // Образование и наука. - 2018. - № 5. - С. 36-40.Шарова,Е. И. Особенности памяти и внимания у детей с нарушениями речи[Текст] / Е.И. Шарова // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 34-39.Шевченко,Н.А. (2019). Применение лингводидактического подхода в обучении русскому языку и литературе.[Текст] / Н.А. Шевченко // Вестник МГЛУ, 2(72), 146-152. Шестакова,О.Н. (2018). Дифференцированный подход к обучению чтению детей дошкольного возраста.[Текст] /О.Н. Шестакова//Педагогические исследования, (4), 85-89.Шилова,Е. П. Психология внимания.[Текст] / Е.П. Шилова – Санкт-Петербург: Речь. - 2003 - 320 с.Шмидт,Н.С. Физиология чтения.[Текст] / Н.С. Шмидт, И.А. Рудакова//Журнал высшей нервной деятельности, 2012, том 62, № 4, с. 381-392.Щеглова,И.В. Развитие речи дошкольников с различным уровнем языковой подготовленности на основе индивидуального подхода / И.В. Щеглова, Е.В. Камалова // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 237.Щетинина,М.Л. (2016). Дифференцированный подход к обучению чтению дошкольников.[Текст] /М.Л.Щетинина//Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 237.Щуров,А.А.Особенности функционирования глаза и мозга при чтении.[Текст] /А.А. Щуров, Л.Н. Собчик//Вестник МГУ, серия 14: Психология, 2019, № 1, с. 56-68.Яковлева,Ю.А. Обучение чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: монография.[Текст] /Ю.А. Яковлева – М.: Издательство ЛКИ, 2015. - 240 с., 1976.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова, Л.А. Логопедия. [Текст] / Л.А. Волкова – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 167с.
2. Баскакова, Т.И. Метод интерактивных игр на занятиях по русскому языку [Текст] / Т. И. Баскакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 4. — С. 99-103.
3. Богданова,Н. В. (2016). Дифференцированный подход к организации обучения детей дошкольного возраста чтению и письму. [Текст] /Н.В.Богданова //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 44(1), 28-33.
4. Бодуэн де Куртенэ, И.А. "Основы фонетики и фонологии".[Текст] /И.А.Бодуэн де Куртенэ – Москва: Высшая школа, 1978. - 400 с.
5. Бондаренко,Н.А. Лингводидактические аспекты обучения чтению на иностранном языке. [Текст] /Н.А. Бондаренко //Вестник Челябинского государственного университета, 2013, № 3 (292), с. 17-21.
6. Бондаренко,Т. И., Вербицкая Е. М. Изучение русского языка и чтение: взаимосвязь, проблемы, перспективы[Текст] / Т.И. Бондаренко, Е.М.Вербицкая // Русская речь. – 2015. – № 3. – С. 60-67.
7. Васильева, Н.В. Формирование готовности дошкольников к обучению грамоте: методические рекомендации для педагогов ДОУ. [Текст] / Н.В.Васильева – М.: Айрис-пресс, 2007. - 144 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] /Л.С. Выготский – Москва: Лабиринт, 2018. - 384 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский – Москва: Просвещение, 1983. - 464 с.
10. Гербова, О.Н. Фонетико-фонематическое недоразвитие детей дошкольного возраста как одна из причин трудностей при овладении навыком чтения. [Текст] / О.Н. Гербова //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогические науки. - 2018. - № 2. - С. 91-98.
11. Горбачева, Е.Л. Методика обучения грамоте: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. [Текст] /Е.Л. Горбачева – М.: Просвещение, 2010.
12. Гордеева, Н.А., Карпенко О.Г. Анатомия и физиология зрительной системы. [Текст] /Н.А. Гордеева //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2011, том 111, № 6, с. 8-14.
13. Граудина ,А.А., Соколова И.А. Методика обучения чтению: Лингводидактический подход. [Текст] /А.А. Граудина – М.: Просвещение, 2015.
14. Гузеева, Е.Б. (2017). Фонетико-фонематический метод обучения чтению. [Текст] / Е.Б. Гузеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 12(47), С.105-112.
15. Гутникова, О.В. Индивидуальные особенности учеников и их влияние на процесс обучения [Текст] / О.В. Гутникова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 3 (9). – С. 45-50.
16. Захарова А.В. Комплексный подход к диагностике и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / А.В. Захарова – М., 2009.
17. Захарова А.В. Особенности формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическими нарушениями в различных условиях обучения. [Текст] / А.В. Захарова //Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2008.
18. Захарова А.В., Калмыкова О.М. Психологические особенности развития чтения у детей с фонетико-фонематическими нарушениями. [Текст] /А.В. Захарова, О.М. Калмыкова – Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 3. С. 50-58.
19. Звонарева, Т.С. Педагогическая диагностика и коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Звонарева, Т.С. Киселева, О.В. Романова // Вопросы образования. - 2019. - №2. - С. 108-114.
20. Калмыкова О.М. Формирование навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями. [Текст] /О.М. Калмыкова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
21. Карпенко Л.А. Особенности психического развития дошкольников. [Текст] /Л.А. Карпенко - М.: Издательство "Просвещение", 2016.
22. Карпова,Н.А. "Практическое руководство по логопедической работе с детьми в домашних условиях [Текст] /Н.А. Карпова – Москва: Владос, 2013. – 320с.
23. Коваленко,Н. В., Шаповалова О. В. Особенности психического развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием[Текст] /Н.В. Коваленко, О.В. Шаповалова – Интернет-журнал «Наука и образование». - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 20-25.
24. Козлова Н.Н. Принципы теории Л.С. Выготского в педагогической практике. [Текст] /Н.Н. Козлова – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2014. — 62 с.
25. Козлова,О.Ю. Обучение чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: методические рекомендации для педагогов. [Текст] /О.Ю. Козлова – М.: Гуманитарный центр, 2012. - 48с.
26. Комарова,Е.И. Обучение чтению на основе индивидуального подхода / Е.И. Комарова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 496-499.
27. Комарова,Л.Г. Методика обучения чтению и грамоте. [Текст] /Комарова Е.И. – Москва: Издательство "Академия", 2007.
28. Корсакова,Н. К. Методические основы преподавания русского языка и литературы. [Текст] /Н.К. Корсакова – М.: Просвещение, 2005.
29. Крюкова,И. Н. Чтение на иностранном языке как форма его изучения[Текст] /И.Н. Крюкова // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – № 2. – С. 84-93.
30. Лебедева,Е.Н. Психологические аспекты процесса обучения чтению [Текст] / Е.Н. Лебедева // Вестник Челябинской государственной педагогической академии. – 2009. – № 2. – С. 63-68.
31. Леонтьев А.А. Духовно-нравственное развитие личности. [Текст] /А.А.Леонтьев - М.: Педагогика, 1982.
32. Леонтьев А.А. Основы психологии личности. [Текст] /А.А.Леонтьев - М.: Просвещение, 1975.
33. Леонтьев А.А. Психологические аспекты формирования личности. [Текст] /А.А.Леонтьев - М.: Педагогика, 1979.
34. Леонтьев А.А. Психология и педагогика. [Текст] /А.А.Леонтьев Москва: Просвещение, 1976.
35. Лихачева, Т.А. Лингводидактический подход к обучению русскому языку как иностранному. [Текст] /Т.А. Лихачёва - М.: Русский язык, 2008.
36. Лукьянова, Л.А. Языковая игра и лингводидактический подход к обучению чтению детей [Текст] / Л.А. Лукьянова // Воспитание и обучение. – 2018. – № 2. – С. 90-96.
37. Лукьянова, Л.А. Мотивация дошкольников с нарушениями речи на занятиях чтением. [Текст] / Л.А. Лукьянова // Молодой ученый. - 2017. - № 46. - С. 204-207.
38. Львова,Н.И., Семенова Е.Ю. Обучение чтению на основе лингводидактического подхода. [Текст] /Н.И. Львова - М.: Издательство "Омега-Л", 2012.
39. Максимова, А.А. Методика лингводидактического подхода в обучении чтению / А. А. Максимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 9. — С. 139-144.
40. Михайлова, О.С. Формирование фонематического слуха как основы успешного овладения навыками чтения / О.С. Михайлова // Вестник Российской академии образования. - 2015. - № 1. - С. 92-96.
41. Моргунова Л.В. Психология дошкольного возраста. [Текст] /Л.В. Моргунова - М.: Издательство "Академия", 2018.
42. Никитина, Н.А. Логопедические занятия с детьми 4-7 лет: Методическое пособие. [Текст] /Н.А. Никитина - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.
43. Николаева, Л.В. "Фонетическое и фонематическое развитие детей"[Текст] /Л.В. Николаева. – М.: Издательство "Просвещение", 2009.
44. Павлова, Н.Г. Лингводидактический подход в обучении грамоте: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. "[Текст] /Н.Г.Павлова – М.: Просвещение, 2005.
45. Петрова, Л.И. (2019). Методика преподавания русского языка в начальной школе на основе лингводидактического подхода. "[Текст] /Л.И. Петрова Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, (4), 56-61.
46. Радугина,Л.А. Анализ развития фонетических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Л.А. Радугина, Т.В. Шестакова // Педагогический вестник. - 2015. - №3. - С. 92-98.
47. Радугина,Л.А. Особенности формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Л.А. Радугина, Т.В. Шестакова // Образование и наука. - 2018. - №5. - С. 140-146.
48. Рождественская, Е.Е. "Обучение чтению и письму в детском саду" [Текст] / Е.Е. Рождественская - М.: Просвещение, 2013.
49. Руденко, В.И. Домашний логопед [Текст] / В.И.Руденко – Ростов н/Д.: Фениекс, 2002. – 318с.
50. Смирнова, Т.Н. "Детские нарушения речи: диагностика и коррекция".[Текст] / Т.Н. Смирнова – Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 256 с.
51. Соколова, Е.С. "Методика обучения чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием"[Текст] / Соколова Е.С. - М.: Просвещение, 2018.
52. Соколова, М.Б. Методика применения интерактивных игр в процессе обучения чтению на уроках русского языка [Текст] / М. Б. Соколова, Е. А. Кутырева // Лингвистические, литературоведческие и методические аспекты современного образования : материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 ноября 2019 года). — Чебоксары : Изд-во Чувашского университета, 2019. — С. 142-144.
53. Соколова, М.Б. (2014). Фонологическая осведомленность и ее роль в формировании начальных навыков чтения. [Текст] /М.Б.Соколова Москва: Издательство Логос.
54. Ушакова, Е.В. Организация индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] / Е.В. Ушакова // Молодой ученый. – 2018. – № 10. – С. 567-570.
55. Чебыкина, Л. И. Формирование мотивации к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи. [Текст] / Чебыкина Л.И. // Детская медицина. - 2015. - № 2. - С. 43-45.
56. Шакурова,М. Г. Повышение мотивации дошкольников к обучению чтению в условиях фонетико-фонематических нарушений. [Текст] / М.Г. Шакурова // Образование и наука. - 2018. - № 5. - С. 36-40.
57. Шарова, Е. И. Особенности памяти и внимания у детей с нарушениями речи[Текст] / Е.И. Шарова // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 34-39.
58. Шевченко,Н.А. (2019). Применение лингводидактического подхода в обучении русскому языку и литературе. [Текст] / Н.А. Шевченко // Вестник МГЛУ, 2(72), 146-152.
59. Шестакова,О.Н. (2018). Дифференцированный подход к обучению чтению детей дошкольного возраста. [Текст] /О.Н. Шестакова //Педагогические исследования, (4), 85-89.
60. Шилова,Е. П. Психология внимания. [Текст] / Е.П. Шилова – Санкт-Петербург: Речь. - 2003 - 320 с.
61. Шмидт,Н.С. Физиология чтения. [Текст] / Н.С. Шмидт, И.А. Рудакова //Журнал высшей нервной деятельности, 2012, том 62, № 4, с. 381-392.
62. Щеглова,И.В. Развитие речи дошкольников с различным уровнем языковой подготовленности на основе индивидуального подхода / И.В. Щеглова, Е.В. Камалова // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 237.
63. Щетинина,М.Л. (2016). Дифференцированный подход к обучению чтению дошкольников. [Текст] /М.Л.Щетинина //Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 237.
64. Щуров,А.А. Особенности функционирования глаза и мозга при чтении. [Текст] /А.А. Щуров, Л.Н. Собчик //Вестник МГУ, серия 14: Психология, 2019, № 1, с. 56-68.
65. Яковлева,Ю.А. Обучение чтению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: монография. [Текст] /Ю.А. Яковлева – М.: Издательство ЛКИ, 2015. - 240 с., 1976.