Физкультурный досуг как средство развития быстроты и ловкости старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 09.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурного досуга 5
1.1. Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста 5
2.1. Быстрота и её развитие 10
2.2. Ловкость и особенности её развития 14
Глава 2. Разработка программы физкультурного досуга с целью развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста 17
2.1. Характеристика программы 17
2.2. Содержание программы 20
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 33

Фрагмент для ознакомления

Вводная часть позволит детям настроится на такой ход событий, где им надо будет принимать самостоятельные решения и соревноваться друг с другом. В этом помогут речовки, такие как «Бегать быстро мы умеем, Никого не пожалеем!», «Мы спортивны и сильны, да мы просто молодцы» и т.д. Далее следуют упражнения, которые каждый выполняет самостоятельная, в свой личный зачет: кто дольше простоит на одной ноге, дальше метает мешочек, быстрее пробежит дистанцию, перетягивание каната, метание мячей в мишень и т.д. В перерывах между состязаниями дети разгадывают загадки по теме. В заключении досуга подведение итого и награждение участников.«Танцевальный баттл». Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Сначала дошкольники делают произвольные движения с лентами, скакалками, обручами под музыку. Возможно сформировать танцевальную композицию. Далее дидактическая игра, в которой дети должны сопоставит движения с музыкой. Просмотр танцевальных баттлов на экране проектора. По завершению игр воспитатель предлагает послушать спокойную музыку. Дети слушают сидя (или лёжа) на полу. После прослушивания музыки (2-3 минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку.«Парад профессий» (эстафеты). Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях и составлен из игр-эстафет. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуя друг друга, и строятся в две колонны (команды). Далее - приветствие команд. Судья (воспитатель) дает эстафеты. «Пожарные», «Спасатели», «Курьер», «Портной», «Повар» В заключении досуга дети жмут друг другу руки в знак доброжелательного отношения и хорошего настроения.«Веселый компас» (квест). Физкультурный досуг, который позволит решить задачу по обучению спортивному ориентированию дошкольников. Спортивным ориентированием это умение быстро передвигаться по незнакомой местности используя карту и компас. Данный досуг предусматривает большую предварительную работу. Процесс обучения старших дошкольников элементам спортивного ориентирования можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап- на различных занятиях дети овладевают пространственной ориентацией, учатся ориентироваться по карте, а также у них формируются умения и навыки основных движений, развивается самостоятельность. Второй этап обучения – применение полученных знаний в различных условиях и ситуациях. Так, во время проведения физкультурных досугов дети могут закреплять умение ориентироваться в пространстве, находить свое местоположение и местонахождение различных предметов по карте (можно с использованием компаса). Третий этап обучения детей элементам спортивного ориентирования включает подготовку физкультурного досуга и проведение его в рамках недели здоровья. Его можно считать итогом проделанной работы, где дети демонстрируют свои умения и навыки.«Вот так задачка!» (проблемная ситуация). Физкультурный досуг направлен развитие мышления и двигательной активности в проблемных ситуациях. Мероприятие построено таким образом, что дети находиться в постоянном поиске решений. Для данного вида досуга подойдет идея путешествия (в лес, горы, подводный мир и т.д.). Вводная часть будет сопровождаться сюрпризным моментом телефонный звонок или письмо, в котором детей просят о помощи. И это их сподвигнет на путешествие. Далее подвижная игра «Собери рюкзак», «Нужные вещи» в которой они как настоящие путешественники должныкачественно собрать рюкзак. Далее мероприятие идет по сценарию одна проблемная ситуация вытекает из другой в выбранной тематике. Упражнения и игры нацелены на развитие детской инициативы, ответственности, решимости и физических качеств.«Хороводная затея». Физкультурный досуг, основанный на использовании забытых народных игр и хороводов. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Уместно поиграть с детьми в такие игры как «Репка», «Забава Вишенка», «Горелки», «Ручеек», «Чижик», «Заря». В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные такие как «Клубок», «Затейники», «Карусель», «Тишина». В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой Песня постепенно переходит в подвижную игру.Театрализованные игры. Досуг начинается с приветствия детей, далее мотивационная часть в которой педагог привлекает внимание и заинтересовывает детей на дальнейшие действия. Основная часть представляет собой сюжетные ситуации из сказок или рассказов (знакомых детям), которые дети должны обыграть, выполняя роль и действия сказочных героев. Дети поют песни, рассказывают стихи, участвуют в диалогах героев. Обыгрывание этюдов на выражение эмоций и движений.ЗаключениеДосуговая деятельность дошкольника является непосредственным фундаментом для решения воспитательных задач по формированию ценностного отношения к тем или иным аспектам жизнедеятельности, в частности, на формирование у них ценностного отношения к здоровому стилю жизни, интереса к активному времяпрепровождению, насыщенному досугу. Организованный досуг - важный фактор физического и нравственного развития детей. Занятия любимыми делами во время досуга способствуют поддержанию эмоционального здоровья, снятию напряжения и тревожности, развитию культуры и познавательного интереса. Физкультурные досуги предполагают активное участие детей в подвижных играх, спортивных танцах, эстафетах, упражнениях и т.д. Они способствуют физическому развитию детей и укреплению их здоровья, формируют соревновательный дух и умение работать в команде (зачастую физкультурные мероприятия проводятся в виде индивидуальных и коллективных соревнований). Благодаря физкультурным досугам удовлетворяется естественная потребность детей в двигательной активности, а привлекательная форма игры или развлечения создает благоприятный эмоциональный фон и вызывает интерес у дошкольников.Были проанализированы программные задачи по физическому развитию детей старшей группы. Все занятия были разработаны в виде игр, при этом каждый тип физкультурного занятия соотносился с наиболее релевантным видом игры. Игры, в которые, фактически, трансформировалась непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию, с одной стороны, позволяли полноценно решать задачи развития быстроты, ловкости и др., а, с другой, естественным образом расширяли социальные знания детей, навыки межличностного взаимодействия, умения действовать сплоченно и согласованно и другие компоненты социального интеллекта.Список использованных источниковАгарагимова В.К., Валиева П.В., Гасанова С.С.-Г. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского сада / В.К. Агарагимова, П.В. Валиева, С.С.-Г. Гасанова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4(83). – С. 59-60Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин., 2013. -760 c.Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Обруч, 2014. – 256 с.Бочарова Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учебное пособие / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.Варавина Е.В. Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного 70 возраста / Е.В. Варавина // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – Т. 22. – № 4. – С. 10-14Васенина С.И., Винокурова Н.В., Киркина Е.Н. Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в процессе организации досуговой деятельности / С.И. Васенина, Н.В. Винокурова, Е.Н. Киркина // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 4 (34). – С. 175-182.Гарипова И.О. Специфика содержания досуговой продуктивной деятельности дошкольников как компонента субкультуры детства / И.О. Гарипова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 6 (137). – С. 80-83.Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2017. - 392 c.Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.Замашкина А.Е., Быстрицкая Е.В., Реутова О.В. Формирование культуры здоровья дошкольника в условиях педагогического партнёрства с семьей / А.Е. Замашкина, Е.В. Быстрицкая, О.В. Реутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2019. – № 9. – С. 23-30.Зотова И.В. Методическое обеспечение взаимодействия ДОО и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-1. – С. 229-232.Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Ю. Исаева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 196 с.Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / О.В. Козырева. – Москва, 2002. – 403 с.Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных организациях. - М., 2014. - 344 c.Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.Немеровский В.М. Развитие физической культуры дошкольников 5-6 лет средствами сюжетно-ролевых игр: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В.М. Немеровский. – Санкт-Петербург, 2000. – 243 с«От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336. – Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/470- programma-ot-rozhdeniya-do-shkolyПедагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред.С. Д. Неверковича. – М. : Физкультура и спорт, 2018. – 528 с.Суслова Е.Н. Проведение досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста / Е.Н. Суслова // Проблемы педагогики. – 2018. – № 3 (35). – С. 83-85.Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие/А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.Фомина Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.А. Фомина. – Майков, 2004. – 466 с.Шафран Н.М. Современные тренды в формировании рынка детского досуга / Н.М. Шафран // Проблемы современного образования. – 2018. – № 6. – С. 202-215.Шкляр Е.О. Формирование потребности в занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.О. Шкляр. – Москва, 2011. – 158 с.ПриложениеУпражнения, направленные на развитие ловкости и быстротыСодержание уроажненийДозировкаСпособ расположения детей1часть –3-5минСтроевые упр-яПостроениевшеренгу,приветствиеПоворотнаправо,перестроениевколонну(отправляемся в сказку – одеваем элементыкостюмов,ролираспределены заранее)Ходьба, ползаниеХодьба обычная – идем в лесХодьба на носках, руки на поясХодьбанапятках,рукизаголовуХодьба с высоким подниманием коленаХодьбасзахлестом ногназадХодьба широким шагом – волкПолзаниеналадошкахистопах10сек10сек10сек10сек10сек10сек10секФронтальный.В колоннепо 1прыжкиПрыжкинадвухногахОбычная ходьбаПрыжки врозь-вместеОбычнаяходьбаПрыжки на1ноге(правой/левой)10сек10сек10сек10сек10сек(детимогутпридуматьдвижениесами иместо,кудаотправилисьпутешествовать)бегБегобычныйБегвразныхнаправленияхМедленныйбегспереходомвбыстрыйшаг–обычный – добрались на полянку20сек15сек15секХодьба, дыханиеОбычнаяходьбапокругу,дыхательныеупражнения–отдыхаемвозлетеремка.1мин2часть –10-14минСтроевые упр-яПостроениеврассыпную–вышлипоросятанаполянку,делают зарядку.ОРУ безпредмета«Поросятки, каждыйденьиграют впрятки»Упражнениявыполняютсяподмузыку.Допускается любые упражнения на разминкуи подготовку мышц к выполнению основныхдвижений.Могутбытьвключеныимитационныедвижения,отражающиехарактер героев. Также в комплекс включеныупражнения на разогрев шеи, рук, плечевогопояса,повороты,наклоны,приседанияипрыжки.2-3минутыПовторупражненийпо4-5 разРассыпнаяПоцветнымшарикамсцифрамидетиделятсянапоросят иволков.ОДПримерныеупражнения / игрыпоросятЭстафета«Ктобыстрее».Детистроятсяв2команды. Посигналубегутдоконуса-кустикаиобратноксвоейкоманде,передаваяэстафету.Играсреднейподвижности«Волки,поросята».Детистроятсявдвешеренги,встаютспинойдругкдругу.Команда,которуюназоветпедагогдолжнаубежатьв«домик»залинию.Втораякомандаловитубегающих.Игра«изчегопостроимдомик».Педагогвместесдетьмивспоминаетсюжетсказки,какие домики были у поросят. В зале лежат 3большихобруча,собозначениемдомикаипоросенка, который его строил. По сигналудетидолжныразобрать«строительный»материална3домикадляНуф-Нуфа,Наф-НафаиНиф-Нифа.Детисамипридумываютчастьигр,оставаясьврамкахсюжетаП/иРазвитиеловкости ибыстроты,уменияпользоватьсясхемойИгра «Построимдомикидляпоросят».Детиделятсянатрикоманды.Дляигрывзалележатгимнастическиепалки,веревочкиимягкиемодули-кирпичики.Посигналукаждаякомандастроитсвойдомикизпредложенныхматериаловпосхеме/позамыслу.Поокончаниюигры,волкпроверяет«напрочность»каждыйдомик.1разП/иРазвитиеориентировки впространстве,внимания,скоростиреакцииИгра«Волкипоросята».Дети делятся на две команды. Для игры в залележат обручи. По сигналу поросята бегают полужайке.Посигналупедагога«волк»поросята прячутся в домики, волк их ловит.Если волк поймает поросенка, то уводит его всвойдом.Новая концовка сказки: поросята простили иподружилисьсволком.Теперьонивместеживутвбольшомдомикеи играют.Совместнаяиграсволком,придуманнаядетьми.1разДыхательнаягимнастикаУпражнениянавосстановлениедыхания«Волк» - глубокий вдох. На выдохе протяжнопроизнести звук «у-у-у», меняя громкость идлительность.«Аист» - стоя, ноги на ширине плеч, руки напояс. Поднимаем правое /левое колено вверх,руки вверх через стороны, делаем глубокийвдох,стоим3сек,опускаемногу,делаявыдох.«Поросята» - стоя, ноги на ширине плеч, рукина пояс. Свободный вдох. На выдохе делатьнебольшиесгибание-разгибаниеколенипроизнести звук«хрю-хрю-хрю».по 2-3повтораПостроениеврассыпную

Список использованных источников

1. Агарагимова В.К., Валиева П.В., Гасанова С.С.-Г. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского сада / В.К. Агарагимова, П.В. Валиева, С.С.-Г. Гасанова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4(83). – С. 59-60
2. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин., 2013. -760 c.
3. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Обруч, 2014. – 256 с.
4. Бочарова Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учебное пособие / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
5. Варавина Е.В. Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного 70 возраста / Е.В. Варавина // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – Т. 22. – № 4. – С. 10-14
6. Васенина С.И., Винокурова Н.В., Киркина Е.Н. Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в процессе организации досуговой деятельности / С.И. Васенина, Н.В. Винокурова, Е.Н. Киркина // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 4 (34). – С. 175-182.
7. Гарипова И.О. Специфика содержания досуговой продуктивной деятельности дошкольников как компонента субкультуры детства / И.О. Гарипова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 6 (137). – С. 80-83.
8. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2017. - 392 c.
9. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.
10. Замашкина А.Е., Быстрицкая Е.В., Реутова О.В. Формирование культуры здоровья дошкольника в условиях педагогического партнёрства с семьей / А.Е. Замашкина, Е.В. Быстрицкая, О.В. Реутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2019. – № 9. – С. 23-30.
11. Зотова И.В. Методическое обеспечение взаимодействия ДОО и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-1. – С. 229-232.
12. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Ю. Исаева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 196 с.
13. Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / О.В. Козырева. – Москва, 2002. – 403 с.
14. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных организациях. - М., 2014. - 344 c.
15. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.
16. Немеровский В.М. Развитие физической культуры дошкольников 5-6 лет средствами сюжетно-ролевых игр: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В.М. Немеровский. – Санкт-Петербург, 2000. – 243 с
17. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336. – Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/470- programma-ot-rozhdeniya-do-shkoly
18. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред.С. Д. Неверковича. – М. : Физкультура и спорт, 2018. – 528 с.
19. Суслова Е.Н. Проведение досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста / Е.Н. Суслова // Проблемы педагогики. – 2018. – № 3 (35). – С. 83-85.
20. Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие/А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.
21. Фомина Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.А. Фомина. – Майков, 2004. – 466 с.
22. Шафран Н.М. Современные тренды в формировании рынка детского досуга / Н.М. Шафран // Проблемы современного образования. – 2018. – № 6. – С. 202-215.
23. Шкляр Е.О. Формирование потребности в занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.О. Шкляр. – Москва, 2011. – 158 с.