Вокал как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 03.06.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Глава 1. Влияние занятий по вокалу на развитие речи у детей………….3
Глава 2. Методика обучения детей пению………………………………..9
Глава 3. Структура музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………..13
Глава 4. Вокальные упражнения и игры для коррекции нарушений речи……………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………...……………………………23
Список литературы………………………………………………………..26
Фрагмент для ознакомления

ЭХОМожно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память, позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.Данный материал способствует развитию слуха, тренировке выразительного голоса и слуха на основе речевых навыков.САМОЛЁТМузыкальный руководитель берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.Детям предлагается пропеть отрывок из текста, в конце которого прозвучит музыкальный фрагмент в исполнении игрушечного самолёта.Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».1. Просто гудим.2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯПедагог предлагает детям по очереди пропеть свои имена по слогам (до тонического аккорда). Это упражнение обычно выполняется во время первого занятия. Помогает определить мелодичные звуки, а также короткие и длинные звуки, настраивает голос на чистые голоса. Вы также можете петь «привет», «привет», «до свидания» и т. д.КРАСИМЭСКИЗКраской крашу я эскиз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,Вот и выкрашен эскиз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо (постепенныйпереход от одного звука к другому ) вверх, «Вниз» - глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса.УКАЧИВАЕМ МАЛЫШАПроизносим тоненьким ласковым голосом. Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону - вверх.Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: "А-а-ааааа".Кукла Катя, засыпай: "Баю-ба-ай, баю-байШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВАктивно произносим звук «Ш-ш-ш», обнажив зубы. Чередуя громко –тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем произносим на легато –стаккато.«Аромат цветов»Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.Как выполнять:сделать вдох в течение 8 секунд;задержать дыхание;выдыхать за 6 секунд, со звуками «а-а-а».Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.«Чайник»Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.Как делать:Садиться на корточки;Медленно вставать, поднимать руки и глубоко вдыхать;Во время выдоха развести руки в разные сторону и свистеть как чайник «Фффффф».Звучит очень забавно, но на самом деле это полезно для здоровья. Это может быть реализовано при обучении детей дошкольного возраста пению.СкороговоркиДля развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.Около кола колокола, около ворот коловорот.Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.Для вокалистов дыхание является одним из самых важных аспектов. От качества дыхания зависит тон и мощность голоса певца. Поэтому, упражнения на дыхание необходимы каждому, кто желает развивать свои вокальные способности.Существуют различные методы упражнений на дыхание для вокала. Одним из наиболее популярных является задувание. Суть этого метода заключается в том, что вокалист должен максимально заполнить свои легкие воздухом, а затем выполнить выдох. Однако, необходимо помнить, что упражнения нужно проводить постепенно, увеличивая время вдоха и выдоха.Еще одним методом является мычание. Оно помогает вокалистам улучшить качество дыхания, а также стабилизировать тон голоса. Для проведения упражнения нужно надуть щеки и постепенно выдохнуть воздух через нос.Важность артикуляции также необходимо учитывать при выполнении упражнений на дыхание. Артикуляция заключается в правильной дикции и произношении звуков. Следует уделить особое внимание произношению согласных звуков.В целом, необходимо помнить, что упражнения на дыхание для вокала необходимы для развития голоса и улучшения тоновой динамики. Каждый вокалист должен проводить их регулярно и постепенно увеличивать их сложность. Подводя итог, можно сказать, что правильное дыхание является неотъемлемым элементом профессионализма любого вокалиста.Заключение.Вокал – это один из самых древних видов искусства, который помогает людям общаться, выражать свои эмоции и чувства, а также укреплять здоровье органов дыхания. Именно поэтому пение является отличным средством для развития речи у детей дошкольного возраста.Дыхание играет ключевую роль в процессе пения. Развивая дыхание, ребенок учится правильно распределять воздух по легким, что, в свою очередь, помогает развивать речевые навыки. Пение улучшает кровообращение и стимулирует работу дыхательной системы, благодаря чему дети становятся более здоровыми и устойчивыми к болезням.Упражнения на развитие интонации также являются неотъемлемой частью методики вокального обучения для детей дошкольного возраста. Они касаются как вокальной техники, так и эмоционального окраса голоса, что позволяет детям выражать свои чувства и эмоции через пение.Помимо этого, вокал является прекрасным инструментом для развития памяти и внимания. Ведь пение позволяет запоминать слова песен и мелодии, а это требует усилий и концентрации внимания.Важно учитывать, что методика вокального обучения для детей дошкольного возраста должна быть максимально доступной и интересной для детей. Необходимо использовать игровые элементы и интерактивные формы обучения, чтобы привлечь внимание детей и стимулировать их интерес.Пение позволяет легче произносить сложные слова, разбивая их на ритмичные слоги, и повышает качество дыхания. Пение развивает певческие навыки, такие как звукообразование, дыхание, интонация и дикция. Заикающиеся могут научиться произносить слова более протяжно и грамотно, используя вокальную практику. Для достижения качественного звукообразования необходимо петь высоким, светлым звуком без напряжения. Четкая дикция достигается благодаря правильной артикуляции, которая может быть улучшена специальными упражнениями на разогрев и подготовку органов артикуляции. В конечном счете, занятия вокалом способствуют развитию речи и певческих навыков, что улучшает музыкальную память и внимание.Музыка играет важную роль в развитии речи, особенно у тех, кто имеет проблемы с затягиванием и прерывистым дыханием. Она помогает разбивать сложные слова на более простые ритмические слоги, что способствует более ровному и четкому произношению. Пение также требует крепкого поставленного дыхания, что помогает избавиться от прерывистого дыхания. На занятиях вокалом дети учатся произносить слова протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии может быть использовано в разговорной речи.Работа над певческими навыками включает в себя звукообразование, дыхание, чистоту интонации и дикцию. Звукообразование должно быть высоким, светлым, без крика и напряжения. Для хорошего звукообразования важно правильное произношение гласных и согласных. Четкая дикция характеризуется правильным положением языка, губ и гортани, а ее формированию предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата.Цель артикуляционной гимнастики - выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата и ориентации в пространстве, что повышает уровень развития речи и певческих навыков у детей. В итоге, музыка помогает улучшить музыкальную память и внимание, и может быть полезна для тех, кто сталкивается с проблемами в речи.Вокальные упражнения также часто бывают эффективны при коррекции звукопроизношения. Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно дошкольник пришел к правильному произношению.В заключение, стоит отметить, что пение является прекрасным средством для развития речи у детей дошкольного возраста. Оно улучшает дыхание, помогает развивать интонацию и эмоциональный окрас голоса, а также способствует развитию памяти и внимания. Главное – использовать методики и упражнения, которые максимально интересны и доступны для детей.Список литературыАлябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, - Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса : учебное пособие / Д.Л. Аспелунд. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 180 с.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— М.: Просвещение, 1983.— 255 с.Гутман, О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учебное пособие / О. Гутман. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 80 с.Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 675 сЕрмакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.Захарченко А. В., Паламарчук В. Н. Главное о детском голосе на занятиях вокала // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14194. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14194. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, 2008.Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 - 72 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004. - 188 с.Майорова А., Липес Ю., Хатуцкая С.А., Попова О.Ю., Константинова И., Битова А. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях- М: Теревинф, 2006. - 48 с.Медведева Е.А, Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р, Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.Пекерская Е. Вокальный букварь. –– М., 1996- 94сСмелкова, Т.Д. Основы обучения вокальному искусству : учебное пособие / Т.Д. Смелкова, Ю.В. Савельева. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. — 160 с.Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 2012.Федотова Н.Н. Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков. Автор: Н. Федотова Год: 2011. Издательство: Волжск – 59с.

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, - Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
2. Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса : учебное пособие / Д.Л. Аспелунд. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 180 с.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— М.: Просвещение, 1983.— 255 с.
4. Гутман, О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учебное пособие / О. Гутман. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 80 с.
5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 675 с
6. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.
7. Захарченко А. В., Паламарчук В. Н. Главное о детском голосе на занятиях вокала // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14194. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14194. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
8. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, 2008.
9. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 - 72 с.
10. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004. - 188 с.
11. Майорова А., Липес Ю., Хатуцкая С.А., Попова О.Ю., Константинова И., Битова А. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях - М: Теревинф, 2006. - 48 с.
12. Медведева Е.А, Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р, Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
13. Пекерская Е. Вокальный букварь. –– М., 1996- 94с
14. Смелкова, Т.Д. Основы обучения вокальному искусству : учебное пособие / Т.Д. Смелкова, Ю.В. Савельева. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. — 160 с.
15. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 2012.
16. Федотова Н.Н. Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков. Автор: Н. Федотова Год: 2011. Издательство: Волжск – 59с.