Примеры решения или методы решения или методика решения задач на нахождение углов в пространстве в рамках подготовки к ЕГЭ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 19 19 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 10.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы методики решения задач на нахождение углов в пространстве в рамках подготовки к ЕГЭ
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Напомним, что расстоянием между двумя скрещивающимися прямыми в пространстве называется длина общего перпендикуляра, проведенного к этим прямым.
Если одна из двух данных скрещивающихся прямых лежит в плоскости, а другая –  параллельна этой плоскости, то расстояние между данными прямыми равно расстоянию между прямой и плоскостью (рис. 9).

Если данные скрещивающиеся прямые a и b лежат соответственно в параллельных плоскостях  и , то расстояние между прямыми a и b равно расстоянию между плоскостями  и . В этом случае длина перпендикуляра CD, опущенного из произвольной точки C плоскости  на плоскость , будет равна расстоянию между прямыми a и b (рис. 10).

5. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние между прямыми AA1 и BC (рис. 11).

Здесь учащиеся должны увидеть и обосновать то, что отрезок AB является общим перпендикуляром к скрещивающимся прямым AA1 и BC, и, следовательно, его длина, равная 1, является искомым расстоянием между этими прямыми.
5. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние между прямыми AA1 и: а) CD; б) B1C1; в) C1D1; г) BC1; д) CB1; е) CD1; ж) DC1; з) BD; и) B1D1.
Следующая задача немного труднее.
6. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние между прямыми AA1 и  BD1 (рис. 12).

Здесь общим перпендикуляром является отрезок EF, соединяющий середины отрезков AA1 и BD1 (рис. 13).

Действительно, пусть O – центр грани ABCD (рис. 14). В четырехугольнике AOFE стороны AE и OF равны и параллельны. Значит, этот четырехугольник – параллелограмм и, следовательно, стороны EF и AO равны и параллельны.

Прямая AA1 перпендикулярна AO, так как она перпендикулярна плоскости ABC. Прямая BD1 перпендикулярна AO по теореме о трех перпендикулярах. Следовательно, и прямая EF перпендикулярна AA1 и BD1. Значит, отрезок EF является искомым общим перпендикуляром, длина которого равна .
6. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние между прямыми: а) AA1 и  DB1; б) AB и CA1; в) BC и AC1; г) CD и BD1; д) AD и BD1.
Наиболее трудной из этой серии является следующая задача.
7. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние между прямыми AB1 и  BC1 (рис. 15).

Расстояние между данными прямыми равно расстоянию между параллельными плоскостями AB1D1 и BDC1 (рис. 16).

Диагональ CA1 перпендикулярна этим плоскостям и делится ими в точках пересечения E и F на три равные части. Следовательно, искомое расстояние равно длине отрезка EF и равно .
7’. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние между прямыми: а) BA1 и  CB1; б) BA1 и AC; в) BA1 и B1D1; г) BA1 и AD1.
Предлагаемая методика тренировочных задач реализована в пособиях, в которых подробно рассмотрены не только задачи на нахождение расстояний в пространстве, но и задачи на нахождение углов, объемов, площадей поверхностей и др.
Заключение
В нынешнее непростое время, сдавая экзамен на аттестат зрелости по математике, выпускник должен уметь решать задачи не только по алгебре, но и по геометрии.
Решенная на ЕГЭ геометрическая задача – это дополнительные баллы, это новые возможности в выборе учебного заведения. И задача учителя научить каждого ученика решать геометрические задачи.
Еще в самом начале введения ЕГЭ отмечалось, что с геометрическим заданием справились не более 4% участников. Причиной столь низких результатов было объявлено то, что «учащиеся не умеют записать решение задачи с обязательными обоснованиями». Разработчики КИМов приняли непростое, с их точки зрения, решение: снизить требования к уровню обоснованности при записи решений геометрической задачи на экзамене. Но ситуация с тех пор не очень изменилась. Следовательно, достижение высоких результатов на ЕГЭ требует серьёзного отношения и подробной проработки методов решения сложных стереометрических задач, а не снижения требований к оформлению решения.
В последние годы наблюдается некоторое «забвение» геометрии в курсе математики средней школы. Причина отчасти в том, что выполнение заданий по геометрии в ЕГЭ не сильно влияют на получение результата среднего уровня, поэтому при подготовке выпускников этим разделом математики «жертвуют» в пользу алгебры. Но высокие результаты на ЕГЭ требуют серьёзного отношения и подробной проработки сложных и громоздких по решению задач. Здесь нужно показать выпускникам, что даже самую трудную и запутанную задачу вполне реально разбить на элементы, т.е. достаточно простые и привычные планиметрические задачи.
Список литературы
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия: Пробный учебник для 9 – 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1983. – 336с.
Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.
Готман Э.Г. Стереометрические задачи и методы их решения. – М.: МЦНМО, 2006. – 160с.
Калинин А.Ю., Терешин Д.А. Стереометрия 10. Часть 1. – М.: МФТИ, 1996. – 128с.
Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 384с.
Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф. Задачи по стереометрии. - М., Наука, 1999. – 288с.
Смирнов В.А. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под редакцией И.В. Ященко и А.В. Семенова. – М.: МЦНМО, 2009. – 272с.
Смирнов В.А. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия. – М.: МЦНМО, 2011. – 64с.
Смирнова И. Методическая консультация. Сечения пространственных фигур. // Математика. – 2008. - №1.
Смирнова И., Смирнов В. Геометрия на профильном уровне обучения. Сечения пространственных фигур. // Математика. – 2006. - № 23.
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2009. – 246с.
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Объемы и площади поверхностей пространственных фигур. – М.: Экзамен, 2009. – 160с.
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Расстояния и углы в пространстве. – М.: Экзамен, 2009. – 158с.








18

1.Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия: Пробный учебник для 9 – 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1983. – 336с.
2.Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.
3.Готман Э.Г. Стереометрические задачи и методы их решения. – М.: МЦНМО, 2006. – 160с.
4.Калинин А.Ю., Терешин Д.А. Стереометрия 10. Часть 1. – М.: МФТИ, 1996. – 128с.
5.Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 384с.
6.Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф. Задачи по стереометрии. - М., Наука, 1999. – 288с.
7.Смирнов В.А. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под редакцией И.В. Ященко и А.В. Семенова. – М.: МЦНМО, 2009. – 272с.
8.Смирнов В.А. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия. – М.: МЦНМО, 2011. – 64с.
9.Смирнова И. Методическая консультация. Сечения пространственных фигур. // Математика. – 2008. - №1.
10.Смирнова И., Смирнов В. Геометрия на профильном уровне обучения. Сечения пространственных фигур. // Математика. – 2006. - № 23.
11.Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2009. – 246с.
12.Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Объемы и площади поверхностей пространственных фигур. – М.: Экзамен, 2009. – 160с.
13.Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Расстояния и углы в пространстве. – М.: Экзамен, 2009. – 158с.

Вопрос-ответ:

Как решить задачу на нахождение углов в пространстве?

Для решения задач на нахождение углов в пространстве необходимо использовать методику, основанную на знании свойств геометрических фигур, правил измерения углов и применении соответствующих формул. Важно также уметь проводить сопутствующие действия, такие как проведение перпендикуляров и нахождение расстояний между прямыми.

Как измерить углы между прямыми в пространстве?

Углы между прямыми в пространстве измеряют с помощью специальных угломеров или геодезических инструментов, таких как теодолиты и угловые измерители. Для измерения угла необходимо установить инструмент на одной из прямых и направить его к другой прямой. Затем считываются показания инструмента, которые позволяют определить величину угла между прямыми.

Как найти углы в пространстве?

Углы в пространстве можно найти с помощью различных методов, в зависимости от конкретной задачи. Например, для нахождения угла между плоскостями можно использовать формулу скалярного произведения векторов. Для нахождения угла между прямыми или прямой и плоскостью можно применить формулы из геометрии. Важно знать основные правила и свойства углов, чтобы успешно решать подобные задачи.

Есть ли какие-то примеры задач на нахождение углов в пространстве?

Да, примеры задач на нахождение углов в пространстве можно найти в учебниках по геометрии или на специальных сайтах по подготовке к ЕГЭ. Например, одна из задач может заключаться в нахождении угла между плоскостью и прямой, заданными уравнениями. Другая задача может состоять в нахождении угла между двумя прямыми, заданными параметрически. Задачи могут быть разной сложности и требовать применения различных методов решения.

Можете поделиться методикой решения задач на нахождение углов в пространстве?

Для решения задач на нахождение углов в пространстве полезно знать основные правила и свойства углов. Также важно уметь применять различные формулы и методы в зависимости от конкретной задачи. Например, для нахождения угла между прямыми можно использовать формулу скалярного произведения векторов или формулу косинусов. Для нахождения угла между плоскостями можно использовать формулу скалярного произведения нормалей плоскостей. Чтобы успешно решать подобные задачи, нужно много практиковаться и усваивать материал по геометрии.

Какие источники литературы можно использовать для подготовки к решению задач на нахождение углов в пространстве?

Для подготовки к решению задач на нахождение углов в пространстве можно использовать различные учебники по геометрии для подготовки к ЕГЭ. Например, "Геометрия. 10-11 классы" авторов Сидорова и Атанасяна, "Геометрия для всех" авторов Петерсон и Мещеряковой. Также полезными могут быть специальные сайты и форумы, где можно найти примеры задач и разборы решений. Например, сайт geometria.ru или форумы по подготовке к ЕГЭ.