Духовная жизнь советского общества в 20-30гг 20 века: достижения и потери

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История
  • 19 19 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………...………………3
1 Историография……………………………………..…………………………4
2 Духовная жизнь советского общества в 20-30гг 20 века: достижения…...6
3 Духовная жизнь советского общества в 20-30гг 20 века: потери………..13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………...……19
Фрагмент для ознакомления

Однако, несмотря на ограничения и преследования, религиозность в советском обществе продолжала существовать. Многие люди продолжали верить и практиковать свою религию, скрываясь от властей. В тайности проводились крещения, свадьбы и похороны, а также общались в кругу близких и единомышленников. «Одним из проявлений религиозности в трудные времена была публикация подпольной религиозной литературы. В 1920-е годы был основан религиозный издательский дом «Слово», который издавал литературу на вероисповеданиях. По данным исследований, с конца 1920-х до 1937 года было опубликовано около 6000 богослужебных книг, богословских трудов, библейских комментариев, наставлений и журналов. Однако, эта литература была тоже запрещена и подвергалась конфискации, а ее издатели и авторы подвергались репрессиям». Имеются сведения об уголовных преследованиях более 2000 духовно-просветительных деятелей. «Из числа священников в этот период были казнены многие известные церковные деятели, такие как митрополит Петр Красновский, митрополит Венедикт Красносельский, митрополит ВарсонофийЛоссинский, епископы Иоанн (Шестаков), Григорий (Ярлыков), философ Сергей Булгаков и другие. Также были закрыты и уничтожены многие духовные центры и богослужебные предметы, такие как священная икона Царской Семьи.Советское руководство активно работало над созданием новой культуры и идеологии, заменяя традиционные ценности и верования новыми, коммунистическими.В результате, произошло искажение культурного и духовного наследия России, на котором было основано ее старое общество.» [6,30] Советское руководство считало, что старая культура и история России была полностью устаревшей и не могла использоваться в новой идеологии. Это привело к уничтожению многих культурных и духовных ценностей, которые были важными для многих людей. Одной из главных проблем этого периода был отказ от религии как культурной и духовной основы. Власти старались полностью искоренить религиозность, считая ее источником противоречий и конфликтов. Именно поэтому религиозные организации были запрещены, а право на свободу вероисповедания было по сути уничтожено. Это привело к тому, что верующие люди вынуждены были скрывать свои религиозные убеждения и практики, что означало потерю религиозной свободы. Также стали уничтожаться многие ценности, связанные с духовными традициями народа. Ритуалы, обряды, праздники и традиции, которые были важными для многих людей, стали запрещаться. Власти считали, что все это было формой религиозности и потому могло стать источником угнетения и конфликтов в обществе. Традиции и обряды были заменены новыми, коммунистическими ценностями и обрядами, которые наложили свой след на культуру России. Практически всё, что связано с духовной жизнью и традициями, стало "не модным" и "не нужно" новому правительству. В активном духовном противостоянии этой политике некоторые идеи и практики религии нашли силы для выживания. Многие люди считали, что вера является единственным фактором, который может сохранить национальную и культурную идентификацию народов России. Они продолжали вести свою религиозную жизнь в тайне, чтобы избежать гонений и преследований. Также значительное влияние на духовную жизнь советского общества в 20-30 гг. 20 века оказали культурные и жизненные потери, связанные с гражданской войной и революцией.Более того, уничтожение старого режима и установление советской власти привело к политическим репрессиям и насилию, что оказало влияние на многие аспекты духовной жизни. Идеи свободы выражения и высказывания мнений были подавлены, что сильно повлияло на развитие интеллектуальной культуры. Кроме того, именно в этот период произошло большое количество арестов, судебных преследований, расстрелов и т.д.«Потери индивидуальности и свободы личного выбора в духовной жизни советского общества в 20-30 гг. 20 века, является одним из наиболее значимых и сложных аспектов этой проблемы. Советский Союз пытался создать новое общество, которое было символом коллективности и отказа от индивидуализма. Для этого, были установлены новые, коммунистические ценности, которые оказали отрицательное влияние на духовную жизнь общества. Одной из проблем, которые возникли в эпоху СССР, было ограничение свободы выбора и потеря индивидуальности. Индивидуальность, как мы знаем, является одним из ключевых элементов любой культуры. Она проявляется в уникальности мыслей, чувств и поведения каждого человека, которая определяет его отличие от других людей». Система, созданная в России в конце XIX в., была четко организованной, и люди знали свое место в обществе. Однако, советская власть отказалась от этой системы и установила новую, где все люди были равны и все они занимали одно и то же положение в обществе. Это общество развернулось во множество граней сложности, потому что, свобода личного выбора исчезла вместе со старой системой, и люди были вынуждены подчиняться новым, коммунистическим ценностям. Критика государства и его политики была также запрещена, и те, кто отступал от установленной линии партии, могли быть изгнаны из общества или даже быть отправлены в тюрьму. Это привело к тому, что многие люди стали бояться говорить свою точку зрения и теряли свою индивидуальность в попытке соответствовать установленным нормам и ценностям. В результате, потеря индивидуальности и свободы личного выбора оказали отрицательное влияние на духовную жизнь советского общества. Многие люди стали жертвами системы, теряя свою индивидуальность и свободу, чтобы соответствовать установленной линии государства. Однако, даже при таком ограничении, есть примеры людей, которые сохранили свою индивидуальность и противостояли системе. Эти люди стали символами независимости и силы в эпоху СССР. Их пример доказывает, что потеря индивидуальности не является неизбежной частью жизни и что настоящая свобода личного выбора должна быть ценой любой цивилизованной культуры.Таким образом, духовная жизнь советского общества в 20-30 гг. 20 века была отмечена значительными потерями, связанными с потерей религиозной свободы, культурных и духовных основ, политической репрессией и насилием. ЗаключениеВ целом, тема духовной жизни советского общества в 20-30 гг. 20 века является многогранной и многоплановой. Она касается как позитивных, так и негативных аспектов того периода. Рассматривая эту тему, следует учитывать, что духовная жизнь любого общества тесно связана с его историей, культурой и традициями. В случае с советским обществом в 20-30 гг. 20 века, мы видим очень сложную и противоречивую духовную жизнь. С одной стороны, установление режима, который запрещал проявления религиозной веры и закрывал культовые сооружения, приводило к ограничению свободы вероисповедания и боязни открыто проявлять свою веру. С другой стороны, возникали новые формы духовной жизни, такие как рабочие клубы, кинематограф, литература, которые получили поддержку от власти и стали возможностью выражения собственных убеждений. Многие исследователи отмечают, что уничтожение религии привело к созданию культурной и духовной пустоты в обществе, которая уже не могла быть покрыта новыми атеистическими построениями. Это означало потерю традициональных ценностей и идентичности, что могло привести к негативным последствиям в будущем. Однако, несмотря на потери, установленный режим привел к возникновению новых форм духовности, которые несут в себе надежду на будущее. Некоторые исследователи отмечают, что советское общество эрика 20-х гг. оказалось многообразным и неоднородным, и в своем разнообразии открыло новые пути развития культуры и укрепления духовной жизни. Список использованной литературы1. Шатуновский М.А. Крестианская и религиозная политика в СССР в 1920-е годы. – М.: Издательство Централизованного научно-исследовательского института.–1960. –С. 196;2. Дурова Н.Н. Религиозная политика Советского государства в 1920-е годы. — М.: Издательство Централизованного научно-исследовательского института.–1959. –С. 182;3. Алексеев И.Э. «Атеизм» и «борьба с религией» в Советском Союзе. — М.: Издательство Политиздат.–1982.–С. 120;4. Рабинович Э.Ю. Религия и церковь в СССР. — М.: Издательство Аспект-Пресс. – 1997.–С. 143;5. Кузнецова, Т. А. Реакция церкви на советскую атеистическую пропаганду в 20-30-х годах XX века. Вестник Санкт-Петербургского университета, (4).–2021.–С. 35;6. Петровский, В. О. Религия и общество в России: проблемы и перспективы. М.: Издательство «Русский мир».–2019.– С. 40.

1. Шатуновский М.А. Крестианская и религиозная политика в СССР в 1920-е годы. – М.: Издательство Централизованного научно-исследовательского института. – 1960. – С. 196;
2. Дурова Н.Н. Религиозная политика Советского государства в 1920-е годы. — М.: Издательство Централизованного научно-исследовательского института. – 1959. – С. 182;
3. Алексеев И.Э. «Атеизм» и «борьба с религией» в Советском Союзе. — М.: Издательство Политиздат. – 1982. – С. 120;
4. Рабинович Э.Ю. Религия и церковь в СССР. — М.: Издательство Аспект-Пресс. – 1997. – С. 143;
5. Кузнецова, Т. А. Реакция церкви на советскую атеистическую пропаганду в 20-30-х годах XX века. Вестник Санкт-Петербургского университета, (4).– 2021. – С. 35;
6. Петровский, В. О. Религия и общество в России: проблемы и перспективы. М.: Издательство «Русский мир». – 2019. – С. 40.