Совершенствование конкурентной стратегии развития предприятия в сфере производства транспортных средств и оборудования в целях обеспечения его экономической безопасности: теория и практика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 30 30 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 09.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1Понятие и уровни конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Содержание и виды стратегий развития предприятия 7
1.3 Сущность экономической безопасности предприятия и ее составляющие 9
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ООО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ» 12
2.1 Оценка конкурентоспособности предприятия (анализ сильных и слабых сторон). 12
2.2 Анализ пяти сил конкуренции по М. Портеру. 14
2.3 Идентификация ключевых факторов успеха и барьеров входа в отрасль. 15
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 18
3.1 Выбор оптимальных стратегий роста, стабилизации или сокращения, интеграции и диверсификации. 18
3.2 Разработка функциональных стратегий маркетинга, производства, финансов, НИОКР и инвестиций. 21
3.3 Оценка ресурсов, необходимых для реализации выбранной стратегии. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления

Данные стратегии позволят укрепить конкурентные позиции предприятия и обеспечить долгосрочную устойчивость без дополнительных вызовов и рисков.Разработка функциональных стратегий маркетинга, производства, финансов, НИОКР и инвестиций.Разработка функциональных стратегий имеет следующие основные цели:Определение приоритетных направлений развития в ключевых областях деятельности компании (маркетинг, производство, финансы, НИОКР, инвестиции). Функциональные стратегии помогают сфокусировать ресурсы на наиболее важных и перспективных направлениях.Обеспечение согласованности между различными функциональными областями. Стратегии должны быть взаимоувязаны и поддерживать друг друга, чтобы способствовать достижению стратегических целей компании.Повышение эффективности и результативности. Четко сформулированные стратегии помогают распределять ресурсы оптимальным образом, избегать дублирования и снижать излишние расходы.Обеспечение гибкости. Функциональные стратегии должны периодически анализироваться и корректироваться в соответствии с изменениями внешней среды и приоритетами компании. Это позволяет своевременно реагировать на новые возможности и угрозы.Повышение прозрачности и понимания. Четко сформулированные стратегии способствуют лучшему пониманию сотрудниками направлений развития в рамках их функциональных обязанностей и обеспечивают прозрачность принимаемых решений.Улучшение координации. Функциональные стратегии помогают согласовать действия различных подразделений, уладить возможные конфликты и найти оптимальные компромиссы. Это ведет к более слаженной работе всей организации.Разработка функциональных стратегий является важным этапом стратегического планирования, позволяющим обеспечить целенаправленное и согласованное развитие компании.Функциональные стратегии АЭ должны быть сформированы с учетом общей стратегии концентрации на ключевых видах деятельности.Маркетинговая стратегия:• Сосредоточение на приоритетных рынках сбыта и потребительских сегментах.• Интенсификация продаж за счет оптимизации территориальной сети дилеров и повышения их эффективности.• Повышение лояльности потребителей посредством предоставления гарантий высокого качества, экологичности и энергоэффективности продукции.Производственная стратегия:• Совершенствование производственных процессов на основе Lean Manufacturing для повышения эффективности и оптимизации структуры издержек.• Локализация производства ключевых комплектующих в целях снижения себестоимости и зависимости от поставщиков.• Повышение гибкости производства для оперативного реагирования на изменения спроса.Финансовая стратегия:• Оптимизация структуры капитала путем снижения доли привлеченных средств и повышения рентабельности.• Управление оборотным капиталом с целью поддержания оптимального уровня и ликвидности.• Совершенствование системы бюджетирования и контроллинга для повышения эффективности распределения ресурсов.• Диверсификация источников финансирования для снижения финансовых рисков.Стратегии НИОКР и инвестиций будут направлены на совершенствование производства, создание инновационной продукции и технологий с целью обеспечения конкурентных преимуществ.Оценка ресурсов, необходимых для реализации выбранной стратегии.Оценка ресурсов, необходимых для реализации выбранной стратегии, включает:•Финансовые ресурсы. Определяется потребность в инвестициях, оборотном капитале, финансировании НИОКР и прочих расходах, необходимых для реализации стратегии. Проверяется наличие собственных и привлекаемых источников финансирования.•Материально-технические ресурсы. Оцениваются потребности в производственных мощностях, оборудовании, сырье и материалах, складских помещениях и т.п. Сравниваются с имеющимися ресурсами и возможностями по их наращиванию.•Технологические ресурсы. Анализируется соответствие имеющихся технологий, ноу-хау и патентов требованиям выбранной стратегии. Определяется необходимость в разработке новых технологий и инновациях.•Кадровые ресурсы. Оцениваются потребности в количестве и квалификации персонала для успешной реализации стратегии. Сравниваются с текущей численностью и квалификацией сотрудников, возможностями по привлечению и обучению персонала.•Организационные ресурсы. Анализируется адекватность существующей организационной структуры, процессов, полномочий и ответственности требованиям стратегии. Определяется необходимость реорганизации.В результате оценки определяется достаточность имеющихся ресурсов и необходимость в их наращивании. Выявленные «узкие места» должны быть учтены при разработке планов реализации стратегии. Недостаток критических ресурсов может сделать стратегию невыполнимой. Поэтому оценка ресурсов является важным этапом стратегического планирования и управления.Для реализации стратегии концентрации на основной деятельности и повышении эффективности АЭ потребуются следующие ресурсы:Финансовые ресурсы:Инвестиции в развитие существующих производств и технологий. Потребность оценивается в 5-10% от годового оборота.Средства на реализацию мероприятий по совершенствованию Lean Manufacturing и оптимизации бизнес-процессов. Потребность оценивается в 3-5% от годового оборота.Существенные капиталовложения в расширение и модернизацию производства (20-50 млрд руб.).Дополнительные оборотные средства для поддержания высоких темпов роста (10-20 млрд руб. в год).Доступные средства АЭ и банковское кредитование могут покрыть только часть необходимых инвестиций. Потребуется привлечение средств инвесторов и выпуск дополнительных акций.Материально-технические ресурсы:Обновление основных средств (станки, оборудование) в объеме 10-15% в год.Необходимо оборудование для массового производства электромобилей (литьевые формы, конвейерные линии, пакетные сборочные стенды и т.п.).Дополнительные площади для расширения производства (складов, цехов) - потребность оценивается в 5-10% от существующих мощностей.Существующих мощностей недостаточно для выпуска 300-500 тыс. электромобилей в год. Потребуются новые заводы, цеха и участки.Трудовые ресурсы:Привлечение высококвалифицированных специалистов в области Lean Manufacturing, оптимизации производства и бизнес-процессов. Потребность оценивается в 3-5% от штатной численности.Придется привлечь высококвалифицированных специалистов по проектированию и производству электромобилей (дизайнеров, инженеров, технологов).Потребуются обширные инвестиции в переобучение и повышение квалификации существующих сотрудников.Информационные ресурсы:Приобретение программного обеспечения для управления бизнес-процессами, оптимизации производственных мощностей и повышения эффективности. Потребность оценивается в 1-3% от годового ИТ-бюджета.Среди выпускаемых АЭ моделей необходимых технологий для производства электромобилей пока нет. Потребуются значительные инвестиции в разработку новых технологий в сфере аккумуляторов, электродвигателей, систем электропривода.Нематериальные активы:Репутация и лояльность потребителей, составляющие основу конкурентных преимуществ АЭ. Для их сохранения и наращивания требуются соответствующие маркетинговые усилия.Таким образом, для успешной реализации выбранной стратегии необходимо обеспечение АЭ финансовыми, материальными, трудовыми, информационными и нематериальными ресурсами. Потребность в них будет определяться ежегодно в рамках стратегического и оперативного планирования.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных условиях глобализации и растущей неопределенности обеспечение экономической безопасности и конкурентоспособности становится одной из ключевых задач предприятий. Успешное развитие возможно только в том случае, если сформирована стратегия, способная обеспечить лидерство на рынках сбыта.Предприятия автомобильной промышленности, в том числе по производству электромобилей, находятся под влиянием большого количества факторов, которые угрожают их безопасности и дальнейшему процветанию. К ним относятся усиление конкуренции, изменение потребительских предпочтений, технологический прогресс, ограниченность ресурсов и другие.В результате проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ОАО "Автомобили электрические".Анализ внешней среды позволил выявить основные факторы угроз (усиление конкуренции, изменение технологий), а также возможностей (устойчивый рост рынка электромобилей) развития предприятия.Оценка слабых и сильных сторон выявила потенциал повышения эффективности за счет оптимизации структуры издержек и активов. Инновационность, высокое качество продукции и собственные технологии производства электродвигателей были определены как ключевые преимущества.На основе проведенного анализа была разработана стратегия концентрации на основной деятельности и повышения эффективности. Данная стратегия предполагает сосредоточение ресурсов на производстве электромобилей и автобусов, а также мероприятия по оптимизации производственных и управленческих процессов.Рекомендовано проведение реинжиниринга бизнес-процессов на основе методологии Lean Manufacturing, локализация производства ключевых комплектующих, развитие продаж через оптимизацию дилерской сети и повышение лояльности потребителей.Реализация разработанных рекомендаций позволит ОАО "Автомобили электрические" совершенствовать свою конкурентную стратегию, повысить эффективность, обеспечить экономическую безопасность и достичь устойчивого развития в долгосрочной перспективе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУказ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 143 [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 08.05.2023) Прогноз социально‒экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/ (дата обращения: 08.05.2023) Андреева, С.В. Экономическая безопасность предприятий АПК [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.В. Андреева. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. – 117 с. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. ‒ М.: Дело и сервис, 2018. – 169 с. Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. Модели конкурентоспособности организаций в свете системного подхода // Проблемы современной экономики. Евразийский междунар. науч.-аналит. журнал. – 2019. – № 1 (29). – С. 127–131. Воронин, А.Д. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы обеспечения: Монография / А.Д. Воронин, О.В. Страхова. - М.: Издательство «Анкил», 2018. - 152 с.Гончаренко, Л.И. Риск-менеджмент. / Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2019. - 232 с.Котова, Н.Н. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Н.Н. Котова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 66 с.Кривякин, К.С. Основы разработки стратегии экономической безопасности предприятия / К.С. Кривякин // Экономинфо . – https://cyberleninka.ru/article/ n/osnovy-razrabotki-strategii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya/viewer. – С.3-4 Максимов, А.А. Разработка системы показателей экономической безопасности предприятий: дис…..канд. экон. наук / А.А. Максимов. – М., 2019. – 148 с.

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 143 [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 08.05.2023)
2. Прогноз социально‒экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/ (дата обращения: 08.05.2023)
3. Андреева, С.В. Экономическая безопасность предприятий АПК [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.В. Андреева. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. – 117 с.
4. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. ‒ М.: Дело и сервис, 2018. – 169 с.
5. Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. Модели конкурентоспособности организаций в свете системного подхода // Проблемы современной экономики. Евразийский междунар. науч.-аналит. журнал. – 2019. – № 1 (29). – С. 127–131.
6. Воронин, А.Д. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы обеспечения: Монография / А.Д. Воронин, О.В. Страхова. - М.: Издательство «Анкил», 2018. - 152 с.
7. Гончаренко, Л.И. Риск-менеджмент. / Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2019. - 232 с.
8. Котова, Н.Н. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Н.Н. Котова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 66 с.
9. Кривякин, К.С. Основы разработки стратегии экономической безопасности предприятия / К.С. Кривякин // Экономинфо . – https://cyberleninka.ru/article/ n/osnovy-razrabotki-strategii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya/viewer. – С.3-4
10. Максимов, А.А. Разработка системы показателей экономической безопасности предприятий: дис…..канд. экон. наук / А.А. Максимов. – М., 2019. – 148 с.
11. Официальный сайт компании ООО «Электрические машины» http://electricmachines.ru/