«Сестра Керри» Т. Драйзера: особенности художественного хронотопа (методологический и литературоведческий аспекты)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 36 36 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 02.07.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования 4
1.1. Проблема исследования хронотопа в современном литературоведении 4
1.2. Хронотоп художественного произведения: концепция Ю.М. Лотмана 6
1.3. Хронотоп художественного произведения: концепция Г. Башляра 8
Выводы к главе 1 10
2.1. Домашнее пространство в романе: специфика, функциональность 11
2.2. Пространство Чикаго и Нью-Йорка: специфика, функциональность 13
2.3. Художественное время в романе 15
2.3.1. Традиционные и "новые" женские образы 17
2.3.2. Мужские образы 20
Выводы к главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение. Разработка урока по роману Т. Драйзера «Сестра Керри» в 11 классе 28

Фрагмент для ознакомления

Драйзер исследует сложности, с которыми женщины сталкиваются в борьбе за свои права и самоопределение в обществе.Мужские образы в романах Драйзера также подвержены социальным и культурным ограничениям. Они сталкиваются с давлением общества и стереотипами мужественности, а также борются с внутренними конфликтами и сомнениями.В целом, романы Драйзера являются многогранным исследованием американского общества XIX - начала XX века. Они освещают важные темы социального неравенства, моральных противоречий и стремления к успеху. Работа с пространством и временем в романах позволяет Драйзеру передать сложность и глубину персонажей, а также создать непрерывное наследие, которое остается актуальным и значимым и в современном обществе.ЗаключениеВ ходе данной курсовой работы были рассмотрены и проанализированы теоретические основы исследования хронотопа в современном литературоведении. В первой главе были рассмотрены проблема исследования хронотопа, концепции Ю.М. Лотмана и Г. Башляра в отношении хронотопа художественного произведения.Основным результатом данной главы является понимание хронотопа как особого пространственно-временного конструкта, который оказывает значительное влияние на организацию и интерпретацию художественного произведения. Концепции Лотмана и Башляра предоставляют различные подходы к пониманию хронотопа, отмечая его связь с общим контекстом культуры и литературы, а также его роль в создании смысла и эстетического воздействия.Во второй главе была проведена аналитическая работа над романами Т. Драйзера, представляющими американское общество конца XIX - начала XX века. Были выделены специфика и функциональность домашнего пространства, пространства Чикаго и Нью-Йорка, а также художественного времени в романах. Были также рассмотрены традиционные и "новые" женские образы, а также мужские образы в романах Драйзера.Выводы данной главы показывают, что Драйзер использует различные пространственные и временные аспекты для передачи сложных социальных, психологических и моральных аспектов американского общества. Домашнее пространство, пространство городов и художественное время играют важную роль в создании атмосферы, характеризации персонажей и передаче основных тем и идей романов Драйзера.Таким образом, данная курсовая работа позволила более глубоко понять и проанализировать теоретические аспекты хронотопа в современном литературоведении, а также применить эти концепции к анализу романов Т. Драйзера. Результаты и выводы данной работы свидетельствуют о важности и релевантности изучения хронотопа в литературе, особенно при анализе художественных произведений, таких как романы Т. Драйзера.Анализируя домашнее пространство, пространство Чикаго и Нью-Йорка, а также художественное время в романах, мы обнаружили, что они являются неотъемлемой частью повествования и сильно влияют на развитие сюжета и характеризацию персонажей. Домашнее пространство отражает социальные различия и неравенство, а также служит средством создания атмосферы и раскрытия тематических аспектов. Пространство Чикаго и Нью-Йорка, в свою очередь, символизирует американскую мечту, стремление к успеху и престижу, а также отражает социальные и экономические противоречия того времени. Художественное время, включая традиционные и "новые" женские образы, а также мужские образы, позволяет автору передать сложности, с которыми персонажи сталкиваются в обществе, и исследовать их эволюцию и внутренние конфликты.В заключение, изучение хронотопа в романах Т. Драйзера является важным шагом в понимании его художественного мира и анализе социальных, эстетических и моральных аспектов американского общества конца XIX - начала XX века. Результаты данной курсовой работы не только обогатили наши знания о хронотопе и его роли в литературе, но и позволили увидеть связь между пространственно-временными аспектами и основными темами, символами и персонажами в романах Драйзера. Это исследование может служить основой для дальнейших исследований в области литературоведения и поможет нам более глубоко понять и оценить творчество Т. Драйзера и его значимость в американской литературе.Список литературы1.Алексиевич А.М., Попов М.В. Пространство-время // Философия и общество. – 2018. – №4. – С.5-27. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-vremya/viewer 2.Афанасьева О.В., Баранова К.М., Машошина В.С., Чупрына О.Г. Американская культурно-языковая картина мира XIX века: время, свобода, судьба, одиночество, достоинство. – М.: Диона, 2019. – 397 с.3.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – 11-е изд., доп. и перераб. – М.: Художественная литература, 2019. – 639 с.4.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – 4-е изд., испр. – М., 2019. – 408 с.5.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. Вопросы литературы и эстетики. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГИХЛ, 2018. – 587 с.6.Бахтин М.М. Многоголосье // Бахтинский сборник-2. Бахтин между Россией и Западом. – 6-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 480 с.7.Башляр Г. Поэтика пространства // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства; пер. с франц. Б. М. Скуратова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: РОССПЭН, 2018. – 376 с.8.Вишнякова Е.П. Хронотоп как пространственно-временная основа моделирования художественного мира // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №2 (87). – С.529-531.9.Гиленсон Б.А. История литературы США. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2020. – 382 с.10.Данн Д.У. Эксперимент со временем / Д. У. Данн. – 2-е изд., испр. – М.: Аграф, 2018. – 224 с.11.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 370 с.12.Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма / Т. Драйзер; сост. Ю. Палиевская. – М.: Радуга, 1988. – 416 с.13.Драйзер Т. Русский дневник / Т. Драйзер. – М.: ЭКСМО, 2019. – 432 с.14.Драйзер Т. Сестра Керри / Т. Драйзер; пер. с англ. М. Волосова. – М.: Эксмо, 2021. – 512 с. 15.Елисеев И.А., Полякова Д.Г. Словарь литературоведческих терминов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 735 с.16.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2018. – 147 с.17.Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 355 с.18.Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 2021. – 234 с.19.Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – 10-е изд., испр. – СПб.: Наука, Ленинградское отделение, 2018. – 621 с.20.Керимов Т.Х. Поэтика времени. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Академический проект, 2019. – 312 с. 21.Корнилов O.A. Языковая картина мира как отражение национальных менталитетов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Худож. литер. – 2020. – 576 с.22.Кузина Д.Д. Автогеография Теодора Драйзера: три травелога о четырех мирах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2020. – Том 12. – Выпуск 2. – С. 100-109.23.Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени // Избранные работы: в 3 т. Т1. / Д. С. Лихачев. – 11-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Худож. лит., 2018. – 544 с.24.Лотман Ю.М. К проблеме пространственной семиотики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Искусство, 2020. – 704 с.25.Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Искусство, 2018. – 315 с.26.Нефедова О.И. Миф в американской литературе и культуре. – М.: Перо, 2021. – 198 с.27.Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2009. – 628 с.28.Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст семантика и структура. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 2020. – 435 с.29.Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – 2-е изд., испр. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 667 с.30.Топоров В.Н. Пространство. Текст // Из работ московского семиотического круга. – М.: «Языки русской культуры», 1997. – С.455-515.31.Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. – 3-е изд., испр. – Рига, 2018. – 312 с.32.Хализев В.Е. Теория литературы. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Высшая школа, 2019. – 419 с.33.Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. – 4-е изд., испр. – Воронеж, 2019. – 244 с.34.Шалимова Н.С. Поэтика романа инициации в современной литературе США // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т.15. – Вып.12. – С.3800-3803. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-romana-initsiatsii-v-sovremennoy-literature-ssha/viewer35.Жак Дюрренма "Литература и пространство" 195936. Эдвард С. Кейс "Символическое пространство: форма и смысл в романе" 1991Приложение. Разработка урока по роману Т. Драйзера «Сестра Керри» в 11 классеЦель урока: Изучение романа «Сестра Керри» Т. Драйзера, анализ основных тем и символов, развитие навыков литературного анализа и критического мышления.Ход урока:1.Введение (5 мин)Приветствие учащихся и вступительное слово о романе «Сестра Керри».Предложите учащимся поделиться своими предположениями о содержании и тематике романа на основе его названия.2.Обзор романа (10 мин)Расскажите учащимся о Т. Драйзере как авторе и его вкладе в американскую литературу.Дайте краткий обзор сюжета романа, включая основные персонажи и их отношения.3.Анализ темы (10 мин)Обсудите с учащимися основные темы, затронутые в романе, такие как социальное неравенство, поиск смысла и идентичности, моральные проблемы.Попросите учащихся поделиться примерами из текста, которые иллюстрируют эти темы.4.Символика (5 мин)Объясните понятие символа и его роль в литературе.Разберите с учащимися основные символы, используемые в романе «Сестра Керри». Например, свет и тьма, вода, птицы.Попросите учащихся обсудить значение и значения этих символов и как они помогают развивать тематику романа.5.Анализ персонажей (10 мин)Обсудите основных персонажей романа, таких как Керри, Херствуд, Джордж и другие.Попросите учащихся проанализировать мотивации, поступки и эволюцию персонажей на протяжении романа.Подчеркните важность развития персонажей для передачи тематики и идей романа.6.Критическое мышление (5 мин)Разделите класс на группы и дайте им задание провести критический анализ одного аспекта романа,например, языка и стиля, использования символов, развития персонажей или моральных вопросов.Попросите каждую группу представить свой анализ и обсудить его с классом.Заключите этот раздел, подчеркнув важность критического мышления и аналитических навыков при чтении и интерпретации литературы.7.Заключение (5 мин)Подведение итогов урока и повторение основных тем и символов, рассмотренных в романе «Сестра Керри».Поблагодарите учащихся за их активное участие и вклад в обсуждение.Задайте домашнее задание, например, написание эссе или рецензии на роман «Сестра Керри».

Список литературы

1. Алексиевич А.М., Попов М.В. Пространство-время // Философия и общество. – 2018. – №4. – С.5-27. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-vremya/viewer
2. Афанасьева О.В., Баранова К.М., Машошина В.С., Чупрына О.Г. Американская культурно-языковая картина мира XIX века: время, свобода, судьба, одиночество, достоинство. – М.: Диона, 2019. – 397 с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – 11-е изд., доп. и перераб. – М.: Художественная литература, 2019. – 639 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – 4-е изд., испр. – М., 2019. – 408 с.
5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. Вопросы литературы и эстетики. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГИХЛ, 2018. – 587 с.
6. Бахтин М.М. Многоголосье // Бахтинский сборник-2. Бахтин между Россией и Западом. – 6-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 480 с.
7. Башляр Г. Поэтика пространства // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства; пер. с франц. Б. М. Скуратова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: РОССПЭН, 2018. – 376 с.
8. Вишнякова Е.П. Хронотоп как пространственно-временная основа моделирования художественного мира // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №2 (87). – С.529-531.
9. Гиленсон Б.А. История литературы США. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2020. – 382 с.
10. Данн Д.У. Эксперимент со временем / Д. У. Данн. – 2-е изд., испр. – М.: Аграф, 2018. – 224 с.
11. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 370 с.
12. Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма / Т. Драйзер; сост. Ю. Палиевская. – М.: Радуга, 1988. – 416 с.
13. Драйзер Т. Русский дневник / Т. Драйзер. – М.: ЭКСМО, 2019. – 432 с.
14. Драйзер Т. Сестра Керри / Т. Драйзер; пер. с англ. М. Волосова. – М.: Эксмо, 2021. – 512 с.
15. Елисеев И.А., Полякова Д.Г. Словарь литературоведческих терминов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 735 с.
16. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2018. – 147 с.
17. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 355 с.
18. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 2021. – 234 с.
19. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – 10-е изд., испр. – СПб.: Наука, Ленинградское отделение, 2018. – 621 с.
20. Керимов Т.Х. Поэтика времени. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Академический проект, 2019. – 312 с.
21. Корнилов O.A. Языковая картина мира как отражение национальных менталитетов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Худож. литер. – 2020. – 576 с.
22. Кузина Д.Д. Автогеография Теодора Драйзера: три травелога о четырех мирах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2020. – Том 12. – Выпуск 2. – С. 100-109.
23. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени // Избранные работы: в 3 т. Т1. / Д. С. Лихачев. – 11-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Худож. лит., 2018. – 544 с.
24. Лотман Ю.М. К проблеме пространственной семиотики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Искусство, 2020. – 704 с.
25. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Искусство, 2018. – 315 с.
26. Нефедова О.И. Миф в американской литературе и культуре. – М.: Перо, 2021. – 198 с.
27. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2009. – 628 с.
28. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст семантика и структура. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 2020. – 435 с.
29. Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – 2-е изд., испр. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 667 с.
30. Топоров В.Н. Пространство. Текст // Из работ московского семиотического круга. – М.: «Языки русской культуры», 1997. – С.455-515.
31. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. – 3-е изд., испр. – Рига, 2018. – 312 с.
32. Хализев В.Е. Теория литературы. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Высшая школа, 2019. – 419 с.
33. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. – 4-е изд., испр. – Воронеж, 2019. – 244 с.
34. Шалимова Н.С. Поэтика романа инициации в современной литературе США // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т.15. – Вып.12. – С.3800-3803. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-romana-initsiatsii-v-sovremennoy-literature-ssha/viewer
35. Жак Дюрренма "Литература и пространство" 1959
36. Эдвард С. Кейс "Символическое пространство: форма и смысл в романе" 1991