особенности осуществления контроля в сфере размещения государственных и муниципальных закупок: проблемы и пути их решения
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 28.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
1.1 Система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации: особенности и инструменты регулирования 6
1.2 Отечественный и зарубежный опыт контроля проведения закупок и их осуществления 13
1.3 Нормативно-правовые основы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВИЛЛОЗСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социально-экономическая характеристика Ломоносовского муниципального района Ленинградской области 27
2.2 Анализ практики осуществления государственных и муниципальных закупок 45
2.3 Основные проблемы осуществления контроля проведения государственных и муниципальных закупок 48
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1 Основные направления совершенствования 53
3.2 Характеристика проектных мероприятий 56
3.3 Оценка планируемых результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 65
Частое модифицирование ФЗ № 44-ФЗ, а еще утверждение и изменение подзаконных нормативных законных актов приводит к происхождению бесчисленных пробелов, нестыковок, коллизий и беспорядочных погрешностей в законодательстве, как для контролирующих органов, так и для заказчиков. Избыточное законотворчество в ФЗ № 44, регулируют один и тот же институт контрактной системы и, как правило, дублируют друг друга. Огромное количество изменений в документах и условий порождает ошибки, что в итоге приводит к штрафам за формальное несоблюдение будущих правил.Подобное множество трудоемких для соображения документов не может гарантировать действующий законный механизм. Заказчики часто преследуют установку формального соблюдения законодательства, у них отсутствует тенденция преимущества оптимального итога закупок. Муниципальные заказчики при размещении государственных и муниципальных закупок фиксируют плохое методическое и информативное сопровождение со стороны Администрации. При запросах на разъяснение законодательства муниципальный аппарат подает всеобщую информацию, какую проблемно использовать при четкой ситуации. По этой первопричине в закупочной документации клиентов района чаще встречаются погрешности и несоответствия. Кромеэтого, отмечается неувязка предоставления принципа конкуренции.Дефицит конкуренции можно объяснить незаконным отклонением заявки аукционной комиссией, а еще указание недостоверной информации, не соответствующей условиям функционирующего ГОСТа. Кроме того, клиент определял двойственные условия к видам работ и к документам, указывающим опыт работ соучастника закупки.Также утверждалась аукционная документации с нарушением требований, предустановленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Указывалась недостоверная информация, какая не соответствовала ГОСТ.Таким образом, позволено выработать вывод, что в виду антиконкурентных соглашений между заказчиком и исполнителем контрактные управляющие злостно направляют неправильные извещения по закупкам, для того дабы вывести нежелательных подрядчиков. Конкуренция в конкурсах колеблется в промежутке от 1 (приобретение жилых помещений, покупки лечебных препаратов) до 3 (строительство) заявок на один конкурс. Ситуация показывает, что при централизованном и децентрализованном механизме закупок больший упор производится на последний. Чаще заказчики района независимо ведут свои закупки, самостоятельно устанавливая свой порядок, не отступающий от норм ключевого Закона № 44-ФЗ. Это создает отдельную и временами двойственную политику закупок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что коэффициент действенности закупок с нормативной действенности перешел на невысокую эффективность, следовательно, отсутствует действенное использование бюджетных средств, а эффективность экономического контроля не показывает позитивную динамику.ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ3.1 Основные направления совершенствованияПроведенный анализ особенностей осуществления контроля в сфере размещения государственных и муниципальных закупок (ГМЗ) на примере объекта исследования, позволил определить ряд направлений, которые бы позволили усовершенствовать существующую систему контроля реализации ГМЗ, обозначенные на рисунке 31.Рисунок 31– Направления совершенствования процесса реализации контроля в сфере закупок Виллозского сельского поселения Ломоносовского муниципального районаСогласно данным рисунка 31, было определено три главных направления совершенствования контроля закупок в Ломоносовском муниципальном районе – это система экономического контроля, предварительный контроль закупок, а также высококвалифицированные работники учреждения в сфере закупок.Всевозможные вопросы, какие надлежит разрешить контролирующим органам, разъясняют надобность исполнения жесткого, доброкачественного экономического контроля при осуществлении государственных закупок, создания современного информативного обеспечения, исполнения коллективного контроля, нормирования, объяснения закупок. Вследствие чего стоит создать успешную систему экономического контроля, которая принесет право снизить негативные моменты, объединенные с нецелевым применением бюджетных средств, сжать финансовые преступления.Стоит обратить внимание на то, что в сфере государственных закупок в основном исполняется последующий контроль, но важно увеличить как раз таки предварительный контроль. Предварительный контроль сможет предотвратить происхождения нарушений. Важно проверять создание документации о закупках, определения стоимости договоров и прочих немаловажных критерий национальных контрактов.Кроме того, предварительный контроль механизма закупок на всех стадиях и уровнях позволит уменьшить неоправданные расходы Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, а на закупки по завышенным ценам, сократить коррупционные финансовые потоки, и тем самым повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов власти и уровень экономической безопасности.Также стоит обратить на то, что процесс закупок и его контроль должны осуществлять квалифицированные специалисты, проходящие специализированную подготовку и постоянное повышение квалификации, что повлияет на улучшение качества составляемых в ходе осуществления закупочного процесса документах, поспособствует повышению точности ипрозрачности, отчетности и документации в целом, составляемой в процессеосуществления закупочных процедур. Высококвалифицированные профессионалы понизят число нарушений, связанных с различными проблемами, примеры которых обозначены на рисунке 32.Рисунок 32 – Основные нарушения при государственных и муниципальных закупках исследуемого учрежденияИз рисунка 32 видно, что чаще всего в учреждении встречается шесть обозначенных нарушений при контроле закупок. Одной из первых ошибок выступает большое число описательных характеристик в условии заказа, например, по техническим характеристикам, что усложняет поиск подходящего покупателя и реализатора представленной закупки.Второй ошибкой является обозначение в заказе несопоставимых условий к различным видам работы, а также представленные документы, которые не соответствует видам работы и опыту участнику закупки.При этом одной еще ошибкой часто возникает неверная разработка инструкции по заполнению заявки, что потом приводит к недопущению к закупке, либо постоянному пересмотру заявки и ее редактированию.3.2 Характеристика проектных мероприятийНами были определены три главных направления совершенствования процесса контроля закупок в исследуемом учреждении, и на базе этих направлений разработаны мероприятия, обозначенные в таблице 4.Таблица 4 - Мероприятия по совершенствования осуществления контроля в сфере размещения государственных и муниципальных закупок объекта исследованияНаименование направления совершенствованияРеализующие мероприятияФормирование системы экономического контроля1.Разработка программы системы экономического контроля для учреждения2.Ежеквартальный анализ финансового состояния закупок учреждения3.Закрепление в приказе о нормировании среднероссийской стоимости товаров или продукции по закупкамРазработка механизма предварительного контроля закупок1.Создание программы по предварительному контролю закупок2.Внедрение программы предварительного контроля закупокСоздание команды высококвалифицированных специалистов1.Приглашение новых специалистов в сфере закупок с высокой квалификацией2.Проведение программ повышения квалификации по контролю организации закупок среди нынешних работниковИз таблицы 4 видно, что было определено три основных направления совершенствования осуществления контроля в сфере закупок. Первое направление по формированию системы экономического контроля включает в себя три мероприятия. Первое мероприятие заключается в непосредственной разработке программы системы экономического контроля, которое будет разрабатывать специалист по закупкам компании, имеющий наибольший опыт в сфере закупок. На данный момент есть один такой эксперт, который сможет реализовать данное мероприятие, тем более выполнение работы будет в штатном режиме и оплачиваться в соответствии с обозначенным докладом, а также будет надбавка в 15% от оклада.Второе мероприятие заключается в ежеквартальном анализе финансового состояния закупок учреждения. Данный анализ будет выполнять в первом квартале приглашенный эксперт, а уже в дальнейшем новый специалист, который будет отвечать за всю организацию закупок в учреждении. Данное мероприятие позволит выявить насколько меняется финансовое состояние закупок, и есть ли возможность сокращать сумму НМЦК.Третье мероприятие представляет собой закрепление в приказе о закупках учреждения процесса нормирования среднероссийской стоимости товаров и услуг. Ведь в каждом регионе свои суммы средние на товары и услуги, поэтому стоит вводить переиндексацию по данному условию, что поможет снижать сумму закупки особенно в регионе, соответственно будет экономия по бюджету учреждения и возможности их принять на улучшение муниципального учреждения.3.3 Оценка планируемых результатовДля расчета затрат были учтены текущие данные финансовых результатов учреждения, а также обозначены планируемые результаты повышения выручки учрежденияТаблица 5 - Основные затраты на предложенные мероприятия№ п/пНаименование направленияПланируемое повышение выручкиВиды затрат1Формирование системы экономического контроля8%1.Затраты на разработку программы составят 20 000 рублей – это оплата сотрудника по закупкам за 2 недели, что необходимо для создания программы. Также надбавка – 40000*0,15 = 6000 руб.2.Затраты на анализ первый квартал составят 25 000 рублей за проведенный анализ специалисту по закупкам3.Мероприятие по закреплению нормирования среднероссийской стоимости товаров и услуг не несет затрат.Всего: 26000+25000 = 51000 руб.2Разработка механизма предварительного контроля закупок5%1.Затраты на разработку программы по предварительному контролю закупок составляют 50 000 рублей.Создание команды высококвалифицированных специалистов5%1.Затраты на поиск новых сотрудников (реклама и обращение в консалтинговые агентства – это порядка 30 000 рублей). Необходимо два специалиста, где заработная плата составит 45 000 рублец.Затраты = 45000*2 + 30 000 = 120 000 рублей в первый месяц2.Всего в отделе закупок шесть человек, соответственно обучение будет раз в три месяца с оплатой 10 000 рублей за человека.Затраты = 10000*6*3 = 180 000 рублей за год на обучение нынешних специалистов отдела по закупкам.Согласно данным таблицы 5, планируемое повышение выручки компании от реализации предложенных рекомендаций составит в общей сложности 28% от текущего состояния выручки, что составляет 517 948, 76 тыс.Выведем основные затраты на предложенные выше мероприятия за год в таблице 6, определив общие затраты по всем мероприятиям.Таблица 6 - Расходы на предложенные мероприятия по совершенствованию системы контроля госзакупок№ п/пНаименование мероприятияЗатраты, тыс.руб.1Формирование системы экономического контроля90 516,52Разработка механизма предварительного контроля закупок3 2503Создание команды высококвалифицированных специалистов690ИТОГО94 456,5Из таблицы 6 видно, что общие затраты на предложенные рекомендации составляют 94456,5 тыс.рублей, где большие затраты приходятся на реформирование системы материального стимулирования, так как там мероприятия основаны на материальных средствах за выполнение определенных условий мероприятий. Наименее затратным мероприятием оказывается повышение уровня сплоченности коллектива, расходы составляют всего 690 тыс.рублей, при условии, если дальнейшие тренинги будут осуществляться на базе компании и реализуются сотрудниками, которые прошли обучения, и имеют право проводить обучение по командообразованию.Далее нами был проведен расчет эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию системы госзакупок, которая позволяет увеличить эффективность деятельности компании в сельском поселении. В таблице 7 представлены расчеты эффективности разработанных мероприятий.Таблица 7 - Эффективность предложенных мероприятийНаименование показателяТекущий результатПрогнозВыручка, тыс.руб.1 849 8172 367 765,76Затраты на реализацию мероприятий, тыс.руб.-94 456,5Прирост в выручке после реализации мероприятий, тыс.руб.-517 948,76Экономический эффект, тыс.руб.-423 492,26Рентабельность внедряемых мероприятий, %-81,76Срок окупаемости, лет0.22Рассчитаем рост выручки, который составит: 1 849 817+ 1 849 817 *28% = 2 367 765,76Определим прирост выручки: 2 367 765,76 – 1 849 817 = 517 948,76 тыс.руб.Экономический эффект: 517 948,76 – 94 456,5= 423 492,26 тыс.руб.Рентабельность мероприятий: 423 492,26 / 517 948,76 *100% = 81,76 %Срок окупаемости: 94 456,5 / 423 492,26 = 0,22 года.Таким образом, эффект от внедрения предложенных мероприятий составит 423 492,26 тыс.руб, рентабельность внедряемых мероприятий – 81,76%, срок окупаемости – 0,22 года. Предполагаемая отдача от внедрения мероприятий оценивается руководством и специалистами предприятия в 28%ежегодного увеличения выручки предприятия. Следовательно, предложенные мероприятия по совершенствованию В ходе проведенного исследования и представленных программ, нами были определены основные плюсы мероприятий, указывающих на их эффективность. Выявленные плюсы мероприятий и результатов их применения представлены на рисунке 33.Рисунок 33 – Положительный эффект применения разработанных мероприятий по совершенствованию системы осуществления системы контроля закупокИз рисунка 33 видно, что отмечается порядка шести положительных результатов от реализации разработанных мероприятий, что говорит об их эффективности.За счет разработки программ экономического контроля закупок будет отображаться уменьшение коррупционной составляющей, а также привлечение новых специалистов по закупкам позволит качественно выполнять основную работу по закупкам в учреждении.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования была достигнута основная цель работы, а также решены обозначенные ранее задачи. На основании этого можно сделать ряд выводов по данной работе:1.Система государственных закупок в России находится на стадии развития и с каждым годом набирает оборот, при этом имеет уже устоявшуюся нормативно-правовую базу, где основными документами выступаю два Федеральных закона – это ФЗ № 43-ФЗ и №223-ФЗ.При этом существует необходимость в применении зарубежного опыта реализации государственных и муниципальных закупок, что позволит повышать уровень системы закупок в России, особенно в нормативно-правовой базе.2.Анализ системы муниципальных закупок на примере Ломоносовского муниципального района Ленинградской области был осуществлен по трем направлениям – это характеристика социально-экономического состояния муниципального образования, оценка осуществления муниципальных закупок и определение основных проблем при муниципальных закупках объекта исследования.3.Выявленные проблемы способствовали разработке комплекта мероприятий по совершенствованию системы управления закупок на муниципальном уровне. Так были предложены следующие три мероприятия – это создание системы экономического контроля закупок, разработка предварительного контроля процесса закупок, а также создание команды специалистов, имеющих высокий уровень профессионализма в сфере муниципальных закупок.Таким образом, предложенные рекомендации позволят усовершенствовать имеющийся процесс осуществления муниципальных закупок в Ломоносовском муниципальном районе, тем самым повышая эффективность работы данного муниципального образования.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИФедеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 06.05.2023г.)Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция) /Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 06.05.2023г.)«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/817c75fc7c9e294940de2d6c4284eff50daf3d01/ (дата обращения: 06.05.2023г.)Бабунова, С.А. Понятие и юридическая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд / С.А. Бабунова // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: материалы Всерос. студенческой научно-практ. конф. Иркутск, 2018. С. 96-99.Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.Белых, В. С. Понятие и основания поставки товаров для государственных и муниципальных нужд [Текст] / В. С. Белых // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 4. — С. 9-13.Беляева, О. А. Конфликт интересов в публичных закупках. [Текст] / О. А. Беляева // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 1. — С. 13-18.Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Катвалян А.Э. Развитие системы правового регулирования государственных закупок в России // Финанс. право. - 2019. - N 1. - С.39-43.Кнутов А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 316с. - ISBN: 978-5-534-04912-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-gosudarstvennymi-i-municipalnymi-zakupkami-i-kontraktami-438932Кобаненко М.А. Настоящее и будущее контроля государственных закупок // Закон. - 2021. - N 8. - С.35-40.Курц Н.А. Государственные и муниципальные закупки: проблемы и пути развития // Хоз. и право. - 2021. - N 5. - С.60-69.Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.Мухаметьянов, Ф.Р. Государственные и муниципальные закупки. История и современность / Ф.Р. Мухаметьянов // Аллея науки. — 2018. — Т. 1. — № 3 (19). — С. 522-525.Рябцев, Н. В. Сущность и особенности процесса муниципального управления / Н. В. Рябцев // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 9-й Международнойнаучно-практической конференции, Курск, 20–21 февраля 2020 года. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2020. – С. 86-89.Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 148 с.Хачатурян К.С. Способы организации мониторинга при исполнении контракта в сфере государственных оборонных закупок / К.С.Хачатурян, А.Г.Москвитин // Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. - 2019. - N 2. - С.54-57.Храмкин, А.А. Последние изменения в законодательстве о закупках и официальные разъяснения / А.А. Храмкин // Вестник «Институт госзакупок. – 2019. — №9. — С. 3-4.Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.Официальный сайт Виллозского сельского поселения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.villozi-adm.ru/(дата доступа: 01.06.2023г.)
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 06.05.2023г.)
2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 06.05.2023г.)
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/817c75fc7c9e294940de2d6c4284eff50daf3d01/ (дата обращения: 06.05.2023г.)
4. Бабунова, С.А. Понятие и юридическая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд / С.А. Бабунова // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: материалы Всерос. студенческой научно-практ. конф. Иркутск, 2018. С. 96-99.
5. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
6. Белых, В. С. Понятие и основания поставки товаров для государственных и муниципальных нужд [Текст] / В. С. Белых // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 4. — С. 9-13.
7. Беляева, О. А. Конфликт интересов в публичных закупках. [Текст] / О. А. Беляева // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 1. — С. 13-18.
8. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
9. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
10. Катвалян А.Э. Развитие системы правового регулирования государственных закупок в России // Финанс. право. - 2019. - N 1. - С.39-43.
11. Кнутов А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 316с. - ISBN: 978-5-534-04912-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-gosudarstvennymi-i-municipalnymi-zakupkami-i-kontraktami-438932
12. Кобаненко М.А. Настоящее и будущее контроля государственных закупок // Закон. - 2021. - N 8. - С.35-40.
13. Курц Н.А. Государственные и муниципальные закупки: проблемы и пути развития // Хоз. и право. - 2021. - N 5. - С.60-69.
14. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.
15. Мухаметьянов, Ф.Р. Государственные и муниципальные закупки. История и современность / Ф.Р. Мухаметьянов // Аллея науки. — 2018. — Т. 1. — № 3 (19). — С. 522-525.
16. Рябцев, Н. В. Сущность и особенности процесса муниципального управления / Н. В. Рябцев // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 9-й Международной научно-практической конференции, Курск, 20–21 февраля 2020 года. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2020. – С. 86-89.
17. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 148 с.
18. Хачатурян К.С. Способы организации мониторинга при исполнении контракта в сфере государственных оборонных закупок / К.С.Хачатурян, А.Г.Москвитин // Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. - 2019. - N 2. - С.54-57.
19. Храмкин, А.А. Последние изменения в законодательстве о закупках и официальные разъяснения / А.А. Храмкин // Вестник «Институт госзакупок. – 2019. — №9. — С. 3-4.
20. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
21. Официальный сайт Виллозского сельского поселения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.villozi-adm.ru/ (дата доступа: