ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 13.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
Введение 2
1.1. Исследовательская деятельность обучающихся: общая характеристика, цели и задачи 5
1.2. Методы работы с учащимися на основе школьного музея: опыт и результаты 9
1.3. Формы работы обучающихся, реализованных на базе школьного музея 12
2.1. Роль школьного музея в формировании исследовательских компетенций 14
2.2. Оценка эффективности программы формирования исследовательских компетенций на основе школьного музея 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Некоторые школьники проявляют активность во всех направлениях. Обучающиеся, проявившие интерес к истории, становятся активистами музея и занимаются экспозиционно-выставочной и экскурсионной работой. Ученики 5–6 классов привлекаются к участию в муниципальных конкурсах, таких как историческая эстафета, краеведческий библиоквест и слёт музейных активистов, чтобы реализовать основные направления деятельности музея.В 7 классе школьники начинают заниматься поисково-собирательской и исследовательской деятельностью, которые тесно связаны между собой. Исследовательские проекты представляют особый интерес для школьников, так как они позволяют изучить историю своей семьи, улицы, города, региона и вписать её в историю страны. Благодаря этому дети могут чувствовать себя частью целостной общности и получить более глубокие знания, чем это предлагается в образовательной программе.[6]2.2. Оценка эффективности программы формирования исследовательских компетенций на основе школьного музеяВажно обратить внимание на тесную связь музея с учебно-воспитательным процессом в школе, где успешно реализуются межпредметные связи, включая историю, основы религиозной культуры и светской этики, литературу, иностранный язык, технологию и другие предметы.В рамках школьной работы музейные материалы, экспонаты и архивы участвуют в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, а также используются в исследовательских работах.[5]Программа гражданско-патриотического воспитания является основой становления и развития личности школьников в условиях усовершенствования учебно-воспитательной системы. Она направлена на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, а также способности отдавать силы, разум и энергию на благо России.Общей целью образовательной системы России является воспитание гражданина Отечества. Ведущим направлением государственной политики в настоящее время является патриотическое воспитание. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года и Закон РФ "Об образовании" являются правовыми основами этого процесса. При этом Закон РФ "Об образовании" определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, а также воспитание гражданственности и любви к Родине. Кроме того, "Концепция модернизации Российского образования" подчеркивает важность гражданского, патриотического и нравственного воспитания в рамках общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.Утверждена государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы" 30 декабря 2020 года. Она включает комплекс мероприятий, направленных на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания. В рамках государственной программы государственная политика в сфере патриотического воспитания имеет цель создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, имеющего активную жизненную позицию, любящего свою Родину и семью и повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.[5]Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека известна как гражданско-патриотическое воспитание. Фокус программы заключается в активизации процесса гражданско-патриотического воспитания, который играет важную роль в обществе, но был ослаблен за многие годы. Её цель - формирование у молодого поколения и у самих себя патриотизма, готовности выполнять гражданский долг и конституционные обязанности, а также воспитание гордости за нашу малую родину, за места, где мы живем, учимся и растем, и за наш народ и защитников Отечества.Педагогическое управление играет решающую роль на всех этапах формирования гражданских качеств личности. Поэтому главная цель патриотического воспитания заключается в том, чтобы учить миру. Это позволит возродить чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность в российском обществе, а также сформировать у молодого поколения граждански активные и социально значимые качества, которые они смогут проявить в защите российских рубежей и в созидательном процессе.Организация работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через работу школьного краеведческого музея. В её рамках дети учатся видеть, что можно изменить мир к лучшему - семью, школу, село, регион, страну, прекрасную и богатую нашу планету. Они также вовлекаются в поиск путей и средств решения проблем и участвуют в работе по улучшению жизни для всех. Эта работа имеет большую ценность, поскольку помогает детям освоить и реализовать свои права и обязанности по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству и всей планете Земля.[5]Лидеры в политике, бизнесе, искусстве и спорте, как показали исследования, обладают проектным мышлением и навыками проектно-исследовательской деятельности. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения проблем. Однако, с ростом объема информации, поиск нужной становится труднее. Лучший способ освоения навыков поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем - проектно-исследовательская деятельность.Для обучающихся исследовательская деятельность представляет собой решение творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В отличие от практикума, который служит для иллюстрации законов природы, исследование предполагает выполнение основных этапов, характерных для научной сферы и нормированных в соответствии с принятыми в науке традициями. Эти этапы включают постановку проблемы, изучение теории, связанной с данной проблематикой, подбор методик исследования, практическое овладение ими, сбор и анализ собственного материала, его обобщение, научный комментарий и собственные выводы.Существует типичная структура исследования, которая применяется в любой области наук, будь то естественные или гуманитарные. Эта последовательность является неотъемлемой частью исследовательской деятельности и является обычной практикой. Первым этапом исследования является анализ готовности учителей к оценке качества патриотического воспитания, а также работа с воспитательным стандартом в соответствии с ФГОС общего образования второго поколения. В этом стандарте определены национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, включая патриотизм, и основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Для подготовки учителей к работе с оценочной моделью важно ознакомить их с понятиями, связанными с личностным опытом подростков-патриотов и патриотической деятельностью школьников, а также выделить в них три составляющих: эмоционально-чувственный, отношенческий и деятельностный компоненты. Для этого необходимо изучить диагностический инструментарий, представленный в педагогической литературе, который поможет оценить сформированность личностного опыта воспитанника-патриота. Кроме того, следует разработать алгоритм действий и уточнить диагностические методики, применительно к учащимся разных возрастов.[2]Для проведения гражданско-патриотического воспитания учащихся необходимо выполнить следующие этапы: сначала провести диагностические исследования во всех классах, затем познакомить педагогов с «портретом» подростка-патриота и составить своего рода картину патриотической воспитанности учащихся разных возрастных групп. После этого следует разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию и расширить связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры. Наконец, важно вовлечь в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.В рамках выполнения программы проводится мониторинг её реализации. Участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию на различных уровнях является одним из способов достижения целей программы. Копилка воспитательных мероприятий пополняется новыми методическими разработками. Также учащиеся привлекаются к выполнению исследовательских и проектных работ, что способствует их участию в поисковой, литературной и оформительской работе.[5]На третьем этапе происходит обобщение результатов работы учреждения и коррекция затруднений в реализации программы. Также подготавливаются тексты программ патриотического воспитания различных возрастных групп школьников. Мониторится изменение гражданской и патриотической социализации учащихся. Создаются объективные, адекватные и открытые критерии оценки своей работы.ЗаключениеВ современной школе музей выступает как интегрированная информационно-педагогическая среда, которая позволяет создавать новые формы организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Одной из ключевых особенностей школьного музея является изменение фокуса в понимании его миссии. Теперь он не только накапливает, хранит и передает конкретные знания от учителя ученику, но и развивает способность учеников самостоятельно приобретать эти знания и умения использовать их в практической деятельности. Это достигается благодаря информационным возможностям, которые предоставляет музей.Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.В заключении хочется отметить, что ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать детям вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности, а школьный музей станет отличной базой для этого.Список использованной литературы1. Алексеева Л.В. История в школе: вопросы теории и методики преподавания. Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2017. 180 с.2. Алексеева Л.В. Работа с одаренными детьми в обучении истории и обществознанию: вопросы теории и методики. Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2019. 130 с.3. Дюмина И.А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея // ЧиО. 2018. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 11.05.2023).4. Кравцова О. В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник ТГПУ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-pedagogicheskie-tehnologii-v-deyatelnosti-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 11.05.2023).5. Тверская, Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 2019. - С. 68.96. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Электрон. дан. – . – М., 2017. – Режим доступа на 05.11.19: http://минобрнауки.рф/документы/543/, свободный. – Загл. с экрана.7. Ягудина, Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. - 2018. - №8. - С. 388-390. - URL https://moluch.ru/archive/43/5280/ (дата обращения: 11.05.2023)
1. Алексеева Л.В. История в школе: вопросы теории и методики преподавания. Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2017. 180 с.
2. Алексеева Л.В. Работа с одаренными детьми в обучении истории и обществознанию: вопросы теории и методики. Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2019. 130 с.
3. Дюмина И.А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея // ЧиО. 2018. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 11.05.2023).
4. Кравцова О. В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник ТГПУ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-pedagogicheskie-tehnologii-v-deyatelnosti-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 11.05.2023).
5. Тверская, Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 2019. - С. 68.9
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Электрон. дан. – . – М., 2017. – Режим доступа на 05.11.19: http://минобрнауки.рф/документы/543/, свободный. – Загл. с экрана.
7. Ягудина, Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. - 2018. - №8. - С. 388-390. - URL https://moluch.ru/archive/43/5280/ (дата обращения: 11.05.2023)