Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 04.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика контроля и надзора как способов обеспечения законности в государственном управлении 5
1.1. Понятие и субъекты административного контроля и надзора 5
1.2. Содержание государственного контроля и надзора в государственном управлении 8
Глава 2. Отдельные виды государственного контроля и надзора 14
2.1. Государственный надзор за безопасность дорожного движения 14
2.2. Государственный контроль и надзор в области пожарной безопасности 17
2.3. Санитарно-эпидемиологический контроль и надзор 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28
К главным принципам системы санитарно-эпидемиологического контроля и надзора следует отнести:- активный и системный анализ, сбор и оценка необходимых сведений;- отграничение функций и задач разных уровней контроля и надзора;- применение единых методологических подходов, сертифицированных методов и критериев оценки воздействия природных, биологических и социальных факторов на эпидемическую процедуру наблюдаемых инфекций;- систематизация способов накопления, сбора, переработки, анализ, хранения и передачи сведений, к примеру, систематизация нормативно-методологической документации;- открытый характер сведений для обширного перечня пользователей и широкий обмен ею со всеми организациями и учреждениями, которые заинтересованы в результатах эпидемиологического контроля и надзора, а также информирование пострадавших граждан;- осуществление санитарно-эпидемиологического контроля и надзора за инфекционными заболеваниями во взаимодействии с иными ведомствами и службами.За соблюдением санитарно-эпидемиологического надзора призвана следить Федеральная служба Роспотребнадзора и ее территориальные управления.Одной из процедур по осуществлению деятельности по санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору признается проведение соответствующей экспертизы.Процесс санитарно-эпидемиологической экспертизы прямо направлен на проведение соответствующего вида контроля и надзора, связанного с установлением соответствия (несоответствия) проектных документов, объектов хозяйственных отношений, продукции, услуг, работ на соответствие требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологических нормативов и правил государства.Санитарно-эпидемиологическая экспертиза осуществляется Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждениях, испытательных лабораториях, испытательных центрах и институтах аккредитованных в регламентированном порядке.По завершению санитарно-эпидемиологической экспертизы могут быть выданы следующие документы: заключение эксперта, протокол испытания.Федеральная служба Роспотребнадзора и ее территориальные управленияосуществляет санитарно-эпидемиологический надзор:- за осуществлением санитарных, противоэпидемических мероприятий, которые направлены на профилактику паразитарных и инфекционных болезней;- проводит мероприятия, связанные с устранением условий и причин формирования и распространения паразитарных и инфекционных болезней;- за условиями работы с биологическими веществами, микробиологическими организмами, их токсинами, включая возбудители инфекционных болезней;- осуществляет в регламентированном порядке проверку деятельности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по исполнению норм российского законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия граждан; - за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических, дезинфекционных, фармацевтическихи социальных учреждений;-анализирует паразитарные и инфекционные болезни, практику применения российского законодательства в этой сфере;- подготавливает сведения для исполнительных органов власти, местных органом самоуправления, а также граждан о возникновении инфекционных болезней, осуществляемых санитарно-противоэпидемических мероприятиях;- занимается вопросами организации и осуществления санитарно-карантинного контроля в пропускных пунктах через Государственную границу РФ с целью предупреждения завоза и распространения карантинных и иных инфекционных болезней, потенциально опасных для граждан грузов и товаров;- занимается вопросами организации и проведением мероприятий, связанных с санитарной охраной территории от заноса и распространения инфекционных болезней, которые представляют опасность для граждан, а также ввоза на территорию РФ в пропускных пунктах товаров, биологических, химических и радиоактивных веществ, отходов и других грузов, которые представляют опасность для человека.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Административный контроль и надзор в государственном управлении представляет из себя деятельность специально уполномоченных органов государства, должностных лиц, подлежащая осуществлению вне зависимости от границ ведомства и форм собственности, направленную на обеспечение, с применением мер административного принуждения, единообразного выполнения специальных норм права и общеобязательных положений органами исполнительной власти, учреждениями, предприятиями, организациями, гражданами и должностными лицами.Базовым методом административного контроля и надзора выступает непосредственное постоянное наблюдение за объектами, проверка по жалобам и заявлениям, а также по своей инициативе специально уполномоченного органа. Важную роль в деятельности региональных и федеральных органов исполнительной власти, связанная с обеспечением законности в РФ, законности деятельности иных должностных лиц и органов, играет предоставление им права административного принуждения, применение которого обладает комплексным характером, т.к. одна и так же мера в одно и то же время может относится как пресекательным, так и предупредительным мерам.Следует отметить, что административный контроль и надзор в качестве независимой разновидности деятельности по обеспечению дисциплины и законности во время реализации исполнительной власти имеют следующие отличительные особенности:1)отсутствие организованного подчинения субъектов надзора и объекта, находящихся под надзором;2)возможность проведения оценки деятельности объектов, находящихся под надзором, лишь с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу вопросов;3)невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;4)наличие специализированного объекта деятельности в области надзора – положений, стандартов, норм, правил, требований, которые содержатся в актах нормативного характера, а также их исполнение гражданами и организациями;5)возможность независимого использования мер административного принуждения в случае обнаружения правонарушений либо образования угроз безопасности разным объектам;6)строгое ограничение этих мер принуждения юридическими рамками, наличие специальной юрисдикционной компетенции.Под государственным контролем и надзором за безопасностью дорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной безопасности. Государственный противопожарный надзор призван поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране путём проведения обследований и проверок противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и организаций.Государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.20012.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения // Российская газета, N 64-65, 06.04.19993. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) О безопасности дорожного движения // Российская газета, N 245, 26.12.1995.4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета, N 171, 05.08.2020.5.Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 11.02.2023) О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации)// Российская газета, N 116, 23.06.1998Научная и учебная литература:6. Административное право России : учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 484 с.7. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 576 с.8. Батьков И.С. Административный надзор: понятие, задачи и его назначение // Журнал «Закон и право». - 2019. - С. 88-92.9. Корнеев С.А. Доктринальное определение и сущность административного надзора // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2021. - № 1 (56). - С. 69-73.10. Лахвицкий Г.Н., Репин С.В. О некоторых проблемах осуществления отдельных видов надзора (федерального государственного пожарного надзора) // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства. Сборник научных статей. - 2021. - С. 322-327.11. Макеева И.А. Административный надзор за безопасностью дорожного движения в России и зарубежных странах: проблемы и решения // Журнал «Общество: политика, экономика, право». -2021. -№ 9 (98). - С. 84-87.12.Орлов Н.Л. Основные понятия, раскрытие сущности административного надзора // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2021.- № 48. - С. 646-652.13. Осинцев Д. В. Административное право: учебник для бакалавриата и специалитета / Д. В. Осинцев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 485 с.14. Османова К.Т., Ракша Н.С. Административный надзор: сущность, субъекты, полномочия // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 129-132.15.Попова Н. Ф. Административное право : учебник / Н. Ф. Попова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с.16. Порохнявая Е.Л. Административный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: новые подходы // Журнал «Административное право и процесс». - 2019. - № 9. - С. 71-75.17. Саитгалиева О.В. Понятие и особенности административного надзора // Журнал «Студенческий». - 2021. -№ 42-5 (170). - С. 52-56.18. Сунгатуллина К.А. Государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения на современном этапе // Журнал «Вестник НЦБЖД». -2019.- № 2 (40). - С. 132-139.19. Ухина А.О. Понятие и особенности административного надзора // Журнал «Проблемы науки». - 2022. - № 1 (69). - С. 42-44
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения // Российская газета, N 64-65, 06.04.1999
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) О безопасности дорожного движения // Российская газета, N 245, 26.12.1995.
4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета, N 171, 05.08.2020.
5. Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 11.02.2023) О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) // Российская газета, N 116, 23.06.1998
Научная и учебная литература:
6. Административное право России : учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 484 с.
7. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
8. Батьков И.С. Административный надзор: понятие, задачи и его назначение // Журнал «Закон и право». - 2019. - С. 88-92.
9. Корнеев С.А. Доктринальное определение и сущность административного надзора // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2021. - № 1 (56). - С. 69-73.
10. Лахвицкий Г.Н., Репин С.В. О некоторых проблемах осуществления отдельных видов надзора (федерального государственного пожарного надзора) // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства. Сборник научных статей. - 2021. - С. 322-327.
11. Макеева И.А. Административный надзор за безопасностью дорожного движения в России и зарубежных странах: проблемы и решения // Журнал «Общество: политика, экономика, право». -2021. -№ 9 (98). - С. 84-87.
12.Орлов Н.Л. Основные понятия, раскрытие сущности административного надзора // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2021.- № 48. - С. 646-652.
13. Осинцев Д. В. Административное право: учебник для бакалавриата и специалитета / Д. В. Осинцев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 485 с.
14. Османова К.Т., Ракша Н.С. Административный надзор: сущность, субъекты, полномочия // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 129-132.
15. Попова Н. Ф. Административное право : учебник / Н. Ф. Попова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с.
16. Порохнявая Е.Л. Административный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: новые подходы // Журнал «Административное право и процесс». - 2019. - № 9. - С. 71-75.
17. Саитгалиева О.В. Понятие и особенности административного надзора // Журнал «Студенческий». - 2021. -№ 42-5 (170). - С. 52-56.
18. Сунгатуллина К.А. Государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения на современном этапе // Журнал «Вестник НЦБЖД». -2019.- № 2 (40). - С. 132-139.
19. Ухина А.О. Понятие и особенности административного надзора // Журнал «Проблемы науки». - 2022. - № 1 (69). - С. 42-44