Государственное регулирование деятельности естественных монополий

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 56 56 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 18.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 6
1.1. Понятие и сущность естественных монополий 6
1.2. Правовое основание деятельности естественных монополий 10
1.3. Естественные монополии в России………………………….....................16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 23
2.1. Влияние естественных монополий на национальную экономику 23
2.2. Методы антимонопольного регулирования 30
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
3.1. Проблемы в системе государственного регулирования антимонопольного регулирования 37
3.2. Практические рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования естественными монополиями 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52


Фрагмент для ознакомления

Таким в города – Петербурга внутригородского Красное имеются в постановления РФ № 543 27.06.2013 года, части 8 Положения государственном в регулирования /тарифов.
в города - Петербурга внутригородского Красное в конкуренции рынках «» платформ ряд в анти преимуществ портала « в » перед коммерческими по объявлений вакансиях.
проблема негативно на хозяйствующих в выполнения по вакансий грозит административного . Создание монополиями цифровой данных может отразиться экономике данной .
Также большая в между . Так, по для сетей напряжения Ленинградской в 2 выше, в и областях, 3 раза , чем Новосибирской , в 4 – чем Иркутской .
Тут законодательно темпы тарифов выше инфляции предусмотреть корректировки при указанного .
Кроме , необходимо комплексное по снижению перекрёстного в . Также иной к издержек организаций.
целях уровня на города – Петербурга внутригородского Красное необходимо системную по , ликвидации снижению барьеров экономике, частности, расширение электронных и , направленных автоматизацию упрощение участников с органами.
свидетельствуют том, административные и , являются для предприятий, бизнес регионе.













3.2. рекомендации повышению государственного естественными

Предлагаем три по выявленных и естественных : бюджетное, и .
Виды , призванные социально - благосостояние : водопровод, заводы т. . – не интереса инвесторов, как огромных, плохо затрат.
вышеуказанные инфраструктуры отнести предприятиям высокой .
Потому, строительства поддержания инфраструктуры бюджетное , осуществляемое виде льгот, кредитования, разного ассигнований субсидий.
модель на принципах: выделение средств, максимального -экономического при затратах, выделенных размером .
Бюджетное имеет положительных : низкий потери средств, кадрового при проекта, государственный и расходования на этапе .
Отрицательными чертами : существует ограничений – бюджета, работников, фонда латы; в доходных расходных местных региональных путём затрат социально программы.
финансирование за собственных компаний привлечения кредитов банков, также механизмов инструментов рынка.
модель в рыночной выступает качестве из . Данная финансирования возможность не рассмотрения проекта государственных , более , фирма, данную , несёт перед , что более планирование . В время рост проектов, за средств ; но стоит не на собственных – получении прибыли, и достижении динамики социальной государства.
достижения синтеза возможно следованию ценообразования монополий.
теории цен должен уровень затрат производство. следование концепции российской вызывает свободных средств естественных – представителей сферы.
сочетании высоким задолженности стороны выявляется низкая инфраструктурных , вынужденных к государства.
преимуществам модели естественных относится:
- высокотехнологичных приоритетных экономики;
- стратегическое деятельности субъекта;
- возможности частных ;
- консолидация капитала структуре государственных .
Но, модель обладает : значительные на и крупных , сложность структур корпораций, определения государственного .
Согласно Правительства № 104422 в появилась проектного , представляющего способ различных финансирования, использования финансовых и распределения , при гарантией заемных , которые инвестором реализацию , являются (расчетные) потоки, генерируются проектом.
есть обеспечен, собственным компании, и инвестициями, инвестор выкупить получения установленного .
Основным данной является проектных и распределение несколькими , отсутствие требований финансовому компании - , возможность моратория выплаты .
Как мировая , проектное востребовано сложившейся на арене.
недостаткам модели относятся:
- затраты предпроектные ;
- требование высокого доходности;
- потери инициатора ;
- не сформированная база.
основе анализа, вывод, для монополий, краткосрочные со окупаемости 5 лет, выбрать модель , так будет ускорен претворения в и скорейших .
При же сроком 5 лет выбрать модель, предполагается прибыли, бюджетную – нет, ситуация правдоподобна, речь о инфраструктурных .
Для системы естественных необходимо следующие :
- внести в Федеральный «О монополиях» принять закон тем, уточнить субъекта монополии, деятельности монополий, статус субъектов монополий, в порядок экономической , разграничить органов и естественных , установить возбуждения рассмотрения в нарушения естественных законодательства;
- в государственного ряда методы обоснованной инвестиционного , методы анализа другие « - конкурентные» , которые установление тарифа, приемлемую доходности вложенный , а механизм, снижение и определенного качества ;
- обеспечить закупочной субъектов монополий установления требований проведению в открытых и аукционов.
процедуры обеспечивать и проведения , что издержки естественных и способствовать темпов тарифов;
- из деятельности естественных отдельные работ (), которые быть сторонними на основе, частности работы подключению системам инфраструктуры;
- работу развитию в с монополиями , в числе разделения для конкурентных естественно- видов . Разработать по раздельного этих деятельности;
- правила доступа услугам естественных и их . Ввести административную виновных и лиц нарушение ;
- обеспечить и разработки исполнения программ объектам монополий.
указанных позволит эффективность субъектов монополий снизить негативное на контрагентов, и экономической .
Также данной предлагаем по эффективности регулирования монополиями городе – Петербург, именно комитета тарифам – Петербурга следующие для качества населения качества среды.
повышения жизни и городской комитету тарифам – Петербурга следующие :
- снизить регулируемых сетевых в оптимизации электроснабжения -Петербурга соответствии действующим ;
- провести по для системы водоснабжения (или) Санкт- гарантирующей с зон деятельности;
- в действующему величин потребления услуг нормативов коммунальных , потребляемых использовании содержании имущества многоквартирном ;
- реализовать «Эффективный » и «Бережливое » с оптимизации улучшения жизнедеятельности с методов инструментов производства;
- экономический между организациями, энергоресурсов и на Санкт-;
- сократить перекрёстного при тарифов электрическую для потребителей -Петербурга;
- негативное ценового на Санкт- путём мероприятий импортозамещению;
- взаимодействия региональными органами целях в - Петербурге практик области регулирования .
Тем при предложенных в – Петербурге его прогнозируется:
- качества населения улучшение городской ;
- сформируются - балансовые ;
- оптимизируются теплоснабжения электроснабжения -Петербурга его ;
- повысится и использования ;
- сократятся роста тарифов.


























В анализа и базы, достигнуты цели задач, именно изучены проанализированы «естественная » и правовая самих естественной в российской экономики; значение, , а роль субъектов монополии экономике Федерации.
через власти оказывать субъектам монополии, на наложена задача услугами население, доступа , и то время интересы , обеспечивая услуг товаров, субъектами монополии.
выпускной работе отдельные монополистической , ограничивающие , конкурентные и , регулирующее отношения, обоснована совершенствования законодательств.
важность необходимость субъектов монополии условиях рыночный .
Кроме , был анализ и органов и деятельности естественной , их на день.
сделаны по эффективности регулирования монополиями, внесения в , по новых и по регулированию политики – субъектов монополий региональном .
На изученного сделать выводы:
1. естественной является и то время понятием, достаточно дать юридическое субъекту монополии.
внести в «О естественной » и на уровне «субъект монополии». , необходимо изменение ст. 3 «О естественной » и данную в редакции: « естественной - это лицо, в субъектов монополий».
этом дополнить 3 ФЗ « субъектах монополии» , в закрепить реестра естественной .
Реестр естественной – это база , в состоят , обладающие на деятельности, в 4 Настоящего , обусловленной производства или , которые незаменяемыми своей ».
2. Необходимо приобретение субъекта монополии включению субъекта реестр. возложить по такого на службу на уровне. получать информацию должны региональных , которые собирают необходимую и в орган.
3. активизировать по конкуренции сопряженных естественными сферах, том посредством субъектов выполнения и -монопольных деятельности. методики ведению учета видов .
4. Злоупотребление положением естественной является - правовой , поскольку , складывающиеся рамках по сути гражданско - , следовательно, из последствия их . Кроме , данная закреплена в РФ, окончательно точку спорах правовой такой как правом, данном доминирующим , которое особыми субъекта монополии.
настоящее в Федерации кардинальные экономических . Основная этих — построение рыночной , которая без .
Будучи механизмом отношений, заставляет соперничать собой тем способствует наилучших и результатов.
конкуренции — деятельность, заключается узурпации власти хозяйствующим , злоупотребляющим положением соответствующем .
Вследствие для существования необходимы средства, в гаранта.
регулирование важнейшей макроэкономической Российского . Оно развитие и как цивилизованной экономики.
последнее вопросы политики, реализации законодательства все важными России.
объясняется влиянием, призвано и антимонопольное на , прибыль, , экономический и рыночных .
Повсеместное активное антимонопольного обеспечивает экономического , стабильность экономики, товарных , гарантирует цивилизованных поведения субъектов, интересы .
На день относительно субъектов монополии актуальны, том по причинам.
законодательство части монополий поддавалось , отсутствуют положения законодательном , присутствуют , сея практику одних тех органов, пробелы, не возможности полноценно на -правовые .
Представляется, реализация в исследования и будет , совершенствованию государственного естественных , более законодательному вопросов конкуренции ограничения деятельности их на .





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

закон 28.06.2014 № 172-ФЗ « стратегическом в Федерации».
закон 31.12.2014 № 488-ФЗ « промышленной в Федерации».
Президента Федерации 07.05.2018 № 204 «О целях стратегических развития Федерации период 2024 года».
Президента от 01.12.2016 № 642 « Стратегии - технологического Российской ».
Государственная Российской «Развитие и ее », утвержденная Правительства Федерации 15.04.2014 № 328.
Распоряжение РФ 06.06.2020 № 1512-р « утверждении стратегии обрабатывающей Российской до 2024 и период 2035 года».
Санкт- от 08.06.2009 № 221-47 « промышленной в -Петербурге».
Санкт- от 19.12.2018 № 771-164 « Стратегии -экономического Санкт- на до 2035 ».
Стратегии государственные Российской по отдельных обрабатывающей .
Конституция Федерации 12 декабря 1993 .: по . на 21 2014 г. № 11- // Собрание Российской . – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
кодекс Федерации ( вторая) 26 января 1996 . № 14-ФЗ: сост. 05 декабря 2017 . //Собрание Российской . – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Российской об правонарушениях 30 декабря 2001 . № 195-ФЗ: сост. 14 апреля 2018 . // Собрание Российской . – 2002. – № 1 (часть ). – Ст. 1.
защите : Федеральный №135-ФЗ: 26.07.2006 г.: // состоянию 13.08.2019 // Собрание Российской . –2006. – № 31. – Ст. 3434.
утверждении недискриминационного к субъектов монополий: Правительства Федерации № 191: 20 октября 2017 .: по на 06.09.2019 // законодательства Федерации. – 2017. – № 33. – . 1373.
О мероприятий развитию в экономики и отдельных естественных из естественной в конкурентного : Постановление Российской № 169: от 16 2018 г.: состоянию 29.09.2020 // Собрание Российской . – 2018. – № 12. – Ст. 1142.
утверждении осуществления регулирования контроля: Правительства Федерации № 1164: 17 декабря 2013 .: по на 03.10.2021 // законодательства Федерации. – 2013. – № 45. – . 1178.
О транспорте Российской »: Федеральный №17-ФЗ: 10.01.2003: по на 03.10.2021 // законодательства Федерации. -2003. – 2. - Ст. 3422.
С.. Санкции нарушение законодательства/ .А. // Вопросы . - 2018. - №1.- С.130 - 131.
Н.. Теоретические регулирования монополий/ .И. // Хозяйство право. - 2018. -№5. – . 98.
Алешин . А. право России/ . А. //Конкурентное . - 2019. - №1. - С.76 - 77.
И.. Совершенствование законодательства инструмент экономики / .Ю. // Юридическая . – 2018. – № 1. – С. 70-75.
А.. Развитие антимонопольного в / А.. Смагина // и . – 2018. № 3. – C. 34-35.
А.. ФАС : реанимация норм / .Г. // ЭЖ-. - 2019. - № 39. – C.12 - 14.
А.. Правовая конкуренции/ .Н. // Юрист. – 2018. – № 20. – . 17 – 21
Философова .Г. и / Т.. Философова // Балтийского университета . И. . Серия: и науки. – 2018. – № 10. – . 67-71.
Шальман .В. проблемы регулирования и помощи / .В. // Экономика, , управление. - 2019. - № 2. – .8 -12.
Шкареденок .А. регулирование и монополистической на рынках законодательству / И.. Шкареденок // проблемы права. – 2018. – № 3. – . 240 – 250.
Юданов .Ю. : теория практика/ .Ю. А.. // Вестник университета. науки. – 2018. – № 3. – . 62-72.
Максимова, . Ф. : учебник / . Ф. - 7-е ., перераб. доп.- .: Московский промышленный «Синергия», 2013. - 496 .
О монополиях. закон 17.08.1995 №147- ФЗ ( редакция 2016)// «Консультант ».- URL: ( обращения: 03.05.2023)
ПАО «» [электронный ]//Официальный ПАО «».- URL: (дата : 05.05.2023).
ОАО «» сегодня [ ресурс]// сайт «РЖД».- :http://.ru//public/?STRUCTURE_ = 628(дата : 05.05.2023)
33. Краткая об федерального [электронный ]//Официальный Минфин .–URL: ://minfin./ru//fedbud/ ( обращения: 11.05.2023).
34. сайт РФ [. ресурс]. доступа:
35. Официальный Правительства [Электрон. ]. Режим : http://.
36. информационное ФедералПресс. – [ ресурс]. – доступа :
37. Административно- портал – [ ресурс]. – доступа :
38. Независимый социальной – [Электронный ]. – Режим : http://
39. Российская библиотека – [ ресурс]. – доступа
40. Журнал «» – [Электронный ]. – Режим : http://
41. Журнал « служба» – [ ресурс]. – доступа : .





















56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно - технологического развития Российской Федерации».
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328.
6. Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р
«Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года».
7. Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 № 221-47 «О промышленной
политике в Санкт-Петербурге».
8. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 «О Стратегии
социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года».
9. Стратегии и государственные программы Российской Федерации по развитию отдельных отраслей обрабатывающей промышленности.
10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 05 декабря 2017 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
12. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 14 апреля 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
13. О защите конкуренции: Федеральный закон №135-ФЗ: от 26.07.2006 г.: // по состоянию на 13.08.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. –2006. – № 31. – Ст. 3434.
14. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий: Постановление Правительства Российской Федерации № 191: от 20 октября 2017 г.: по состоянию на 06.09.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 33. – Ст. 1373.
15. О плане мероприятий по развитию конкуренции в отраслях
экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из
состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка:
Постановление Правительства Российской Федерации № 169: от 16 августа 2018 г.: по состоянию на 29.09.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 12. – Ст. 1142.
16. Об утверждении Правил осуществления антимонопольного
регулирования и контроля: Постановление Правительства Российской
Федерации № 1164: от 17 декабря 2013 г.: по состоянию на 03.10.2021 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 45. – Ст. 1178.
17. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»:
Федеральный закон №17-ФЗ: от 10.01.2003: по состоянию на 03.10.2021 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. –N 2. - Ст. 3422.
18. Авдашева С.А. Санкции за нарушение антимонопольного
законодательства/ С.А. Авдашева // Вопросы экономики. - 2018. - №1.- С.130 - 131.
19. Айзенберг Н.И. Теоретические основы регулирования естественных монополий/ Н.И. Айзенберг// Хозяйство и право. - 2018. -№5. – С. 98.
20. Алешин Д. А. Конкурентное право в России/ Д. А. Алешин
//Конкурентное право. - 2019. - №1. - С.76 - 77.
21. Артемьев И.Ю. Совершенствование антимонопольного
законодательства как инструмент модернизации экономики / И.Ю. Артемьев // Юридическая наука. – 2018. – № 1. – С. 70-75.
22. Смагина А.Ю. Развитие системы антимонопольного
законодательства в России/ А.Ю. Смагина // Право и экономика. – 2018. № 3. – C. 34-35.
23. Сушкевич А.Г. ФАС России: реанимация правовых норм / А.Г.
Сушкевич // ЭЖ-Юрист. - 2019. - № 39. – C.12 - 14.
24. Толоконников А.Н. Правовая защита конкуренции/ А.Н.
Толоконников // Юрист. – 2018. – № 20. – С. 17 – 21
25. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность/ Т.Г.
Философова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 10. – С. 67-71.
26. Шальман О.В. Актуальные проблемы антимонопольного
регулирования государственной и муниципальной помощи / О.В. Шальман //
Экономика, право, управление. - 2019. - № 2. – C.8 -12.
27. Шкареденок И.А. Правовое регулирование конкуренции и
ограничения монополистической деятельности на товарных рынках по
законодательству России/ И.А. Шкареденок //Актуальные проблемы
российского права. – 2018. – № 3. – С. 240 – 250.
28. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика/ А.Ю. Юданов А.Ю. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – № 3. – С. 62-72.
29. Максимова, В. Ф. Микроэкономика: учебник / В. Ф. Максимова - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Московский финансово промышленный университет «Синергия», 2013. - 496 с.
30. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17.08.1995 №147- ФЗ (действующая редакция 2016)//Система «Консультант Плюс».-
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения: 03.05.2023)
31. Компания ПАО «Транснефть» [электронный ресурс]//Официальный сайт ПАО «Транснефть».- URL: http (дата обращения: 05.05.2023).
32. ОАО «РЖД» сегодня [электронный ресурс]// Официальный сайт ОАО «РЖД».- URL:http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID = 628(дата обращения: 05.05.2023)
33. Краткая информация об исполнении федерального бюджета
[электронный ресурс]//Официальный сайт Минфин России.–URL:
http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 11.05.2023).
34. Официальный сайт Президента РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http
35. Официальный сайт Правительства РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.government.gov.ru.
36. Российское информационное агентство ФедералПресс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http
37. Административно-управленческий портал – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http
38. Независимый институт социальной политики – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.socpol.ru/
39. Российская государственная библиотека – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http
40. Журнал «Власть» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.isras.ru/authority.html
41. Журнал «Государственная служба» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http.