Исследование голосового аппарата и голосовой функции
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 15.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения голосового аппарата и голосовой функции в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Понятие голоса и голосообразования. Формирование голоса в онтогенезе 5
1.2. Строение голосового и речевого аппарата человека 9
1.3. Понятие о функциональных нарушениях голоса 12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей голосового аппарата старших дошкольников 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В третьем задании определялся тон высказывания. У 10% детей наблюдается легкая спастичность. 50% имеют умеренную спастичность, а 30% - выраженную. Ригидность была определена у 10% детей. Никаких трудностей в выполнении задания не возникло.Во время четвертого, пятого и шестого заданий определялась мышечная сила языка и переключаемость. Мышечная сила языка в норме составляет 10% детей, у 30% детей наблюдается незначительное снижение, у 20% - умеренное, и у 20% детей также наблюдается выраженное снижение. У 20% детей отсутствует мышечная сила языка. Точность движений языком в активном состоянии нормальна у 10% детей, у 30% возникают легкие трудности, а у 30% выраженные. У 20% детей точность движений языка сильно нарушена, а полная дискоординация речи наблюдается только у 10% детей. Способность переключаться без затруднений есть у 20% детей, у 20% детей наблюдается замедление речи. 60% детей испытывают умеренные и ярко выраженные трудности (у 30% детей они умеренные и у 30% ярко выраженные). Большинство детей не сразу поняли задание, они выполнили его неуверенно.В седьмом задании оценивается звучность голоса ребенка, ритм и интонация. Звучность голоса у 40% детей находится в пределах нормы. У 20% детей наблюдается умеренная дисфония, в некоторых фразах интонация не изменена, голос тихий. А при выраженной дисфонии голос монотонный, тихий, слабый, говорят шепотом, изменения интонации во фразах нет, таких детей 40%. Дети выполнили это задание без колебаний, повторив все за мной, но с разными результатами.На основании данных, приведенных на рисунке 1, делаются следующие выводы:- легкие симптомы дизартрии у 3 детей,- умеренные симптомы дизартрии у 7 детей,- тяжелых симптомов дизартрии у детей нет.Рис 1. Результаты экспериментального изученияЛегкая степень дизартрии выявлена у 30% детей в дошкольном возрасте. Для них характерно легкие затруднения с артикуляционным аппаратом – наблюдается легкая девиация, спастичность, так же легкое снижение мышечной силы языка. При голосообразовании имеется легкая дисфония. Дети не всегда произносят фразу с правильной интонацией. Объем речевого дыхания ограничен, говорят на выдохе. Также при легкой степени дизартрии нарушено звукопроизношение ([Р], [Р’], [С], [С’], [Ш]).У 70% процентов детей наблюдается умеренная степень дизартрии. Более выражены нарушения артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосообразования и звукопроизношения. При этой степени характерна умеренная девиация, так же умеренная спастичность. Имеются затруднения точности движения языка и переключаемости. Голос тихий, но интонационноокрашен. Наблюдается диафрагмальный тип дыхания, малый объем и сила выдоха. Так же нарушены звуки [Р], [Р’], [С], [С’], [Ш], [Ц], [Ч].Таким образом, экспериментальное изучение доказывает необходимость проведения целенаправленной логопедической работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизносительной стороны речи: фонация, артикуляция и дыхание.Рекомендации по развитию речевого аппарата при дизартрии для дошкольников:1.Используйте игры и упражнения, которые помогают укрепить мышцы языка и губ. Например, можно предложить ребенку класть конфеты на разные части языка или делать упражнения для губ, например, напрягать их и расслаблять.2. Развивайте умение правильно произносить звуки. Начните с простых звуков, затем переходите к более сложным. При этом используйте игры, песни и другие интерактивные методы.3. Помогайте ребенку улучшить свою интонацию и ритм речи. Используйте песни и стихи, чтобы помочь ему понять, как изменять тон и скорость речи.4. Предоставляйте ребенку много возможностей для общения. Чем больше он говорит, тем лучше развивается его речь.5. Используйте позитивное подкрепление. Поощряйте ребенка, когда он произносит звуки правильно.Для развития голосового аппарата следует соблюдать следующие рекомендации:1. Проводите регулярные занятия по артикуляции звуков с помощью игр и упражнений, например, "Поймай звук", "Звуковой диктант", "Разговаривай с зеркалом".2. Уделяйте внимание правильной дыхательной технике, научите ребенка правильно дышать через нос и выполнять дыхательные упражнения.3. Развивайте моторику губ и языка с помощью игр и упражнений, например, "Кто быстрее сделает губную трель", "Кто дольше может держать язык на нёбе".4. Используйте различные материалы для развития речи, например, книги, рассказы, стихи, песенки.5. Старайтесь создавать комфортную атмосферу для общения и развития речи, где ребенок чувствует себя защищенным и уверенным.6. Обращайте внимание на интонацию. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок произносил предложения интонационно правильно.Для развития правильного дыхания можно использовать следующие упражнения:Упражнение 1.Ребенку необходимо сделать вдох носом, а выдох ртом. Затем наоборот: вдох ртом, а выдох носом. А так же дышать только носом, а после только ртом. Выполнить все задания по 10-15 раз.Упражнение 2.Высунув язык, ребенок должен дуть горячим воздухом на ладошки (например, чтобы согреть их), а затем холодным.Упражнение 3. Ребенок высовывает язык, делает вдох и дует на вату, которая лежит на его ладошке холодным воздухом. Затем вату необходимо положить на нос, ребенок поднимает язык и так же дует на неё холодным воздухом.Упражнение 4.«Загони мяч в ворота». Ребенок делает вдох, высовывает язык и на выдохе дует на вату. При этом необходимо выдох направить в правильном направлении, чтобы загнать «мяч» в ворота.Упражнение 5.«Фокус». Необходим сделать вдох и медленно дышать на свечу так, чтобы она несгорела. Затем повторить, но уже высунув язык.Выводы по главе 2.Нами было проведено экспериментальное изучение, направленное на выявление состояния артикуляции, дыхания, голоса, состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста.Просодическая сторона речи, обследуемых детей, характеризуется рядом специфических проявлений таких как: хриплый, сиплый, ослабленный голос; темп речи может быть ускорен или замедленным. Отмечаются нарушения модуляции голоса.Дошкольники с экспериментальной группы имеют нарушения в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Корень языка при высоком мышечном тонусе напряжен, так же недостаточная выраженность кончика языка. Часто при открытии рта язык неспокойный, оттягивается внутрь, вялый, движения ограничены.Проведённое экспериментальное изучение показало, что речь детей нарушена фонетически: имеются нарушения звукопроизношения по типуискажения. Все это доказывает необходимость своевременной коррекционной работы, направленной преодоление выявленных нарушений.Нами были рекомендации по развитию голосового и речевого аппарата дошкольников с помощью игр и кинезиотерапевтических упражнений. Кинезиотерапия представляет собой комплекс движений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие. Также кинезиотерапия развивает сохранные функции: собранность, внимание, конкретность представления, активность мысли, память.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения теоретической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что голос - это звук, который производится при помощи голосовых связок, находящихся в гортани человека. Голос используется для коммуникации, выражения эмоций и передачи информации. Он имеет определенные характеристики, такие как высота (тональность), громкость, тембр, длительность и интенсивность. Голос - это активный инструмент для выражения эмоций, и он может изменяться в зависимости от настроения, контекста, возраста и гендера.Голос ребенка и взрослого имеет свои уникальные характеристики, которые сказываются на тембре, интонации и вокализации. Тембр голоса и резонаторов являются важными характеристиками голоса и позволяют его различать и узнавать. Они зависят от многих факторов, включая генетику, возраст, пол, здоровье и обучение. Механизм голосообразования у человека связан с вибрацией голосовых связок, которая преобразуется в звук в ротовой полости и носу. Форма ротовой полости и позиция языка влияют на звук, который произносится, и позволяют нам говорить и петь.Главной отличительной чертой дизартрии от других нарушений произношения является то, что в данном случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Дизартрия также может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой формах.Среди методов устранения расстройств голоса можно выделить логопедическую терапию, хирургическое вмешательство, медикаментозную терапию, отказ от вредных привычек, психотерапию, использование компьютерно-технических средств речевой коррекции, режим голоса.Нами было проведено экспериментальное изучение, направленное на выявление состояния артикуляции, дыхания, голоса, состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста.Просодическая сторона речи, обследуемых детей, характеризуется рядом специфических проявлений таких как: хриплый, сиплый, ослабленный голос; темп речи может быть ускорен или замедленным. Отмечаются нарушения модуляции голоса.Дошкольники с экспериментальной группы имеют нарушения в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Корень языка при высоком мышечном тонусе напряжен, так же недостаточная выраженность кончика языка. Часто при открытии рта язык неспокойный, оттягивается внутрь, вялый, движения ограничены.Проведённое экспериментальное изучение показало, что речь детей нарушена фонетически: имеются нарушения звукопроизношения по типуискажения. Все это доказывает необходимость своевременной коррекционной работы, направленной преодоление выявленных нарушений.Нами были рекомендации по развитию голосового и речевого аппарата дошкольников с помощью игр и кинезиотерапевтических упражнений. Кинезиотерапия представляет собой комплекс движений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие. Также кинезиотерапия развивает сохранные функции: собранность, внимание, конкретность представления, активность мысли, память.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2017.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2013.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. Монография. М.: 2015; 223.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Современный образовательный стандарт. М 2012; 160.Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар,Булыкина Е. А. : Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1076-1078.Василенко Ю.С., Орлова О.С. Методика постановки голоса. - М., 1980.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 2020. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. М.: ACT: Астрель, Транзиткнига, 2015. - 141 с.Волкова Л. С Логопедия: Учебник для студентов дефектол. ф-тов пед.вузов. 5-е изд. –М., ВЛАДОС,2019-704 с.Воронина Е.М. Лечение спастической афонии и дисфоний при помощи ортофонического метода / Е.М. Воронина // Журнал ушных, голосовых и горловых болезней. - 2019. - № 2. - С. 159-171.Габдуллин Н.Т. Клиника и лечение нарушений голоса при тиреоидной недостаточности [Текст] / Н.Т. Габдуллин // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: респ. сб. науч. тр. - М., 2018.-Вып. 34.-С. 43.Герасимова С.С. Профессиональные заболевания гортани у лиц голосовых и речевых профессий: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С.С. Герасимова. - Киев, 1972. - 19 с.34Гигиена голоса педагога: Метод. рек. для студентов пед. ин-тов / Сост. Ф.Г. Тагирова. - Казань, 2018. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. - 304с. - (Библиотека учителя дефектолога). С 293 - 298.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., 2016. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики.-М., Эксмо, 2021-288 с.Корнев А. Н.. Основы логопатологии детского возраста. – СПб.: Речь, 2016.Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса: Метод. рек. / Сост. О.С. Орлова. - М., 2012 Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса // Дефектология. - 2017. - № 1. Линклейтер К. Освобождение голоса. М., 2013.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016. – 400 с.Мастюкова Е. М. Психические нарушения // Детские церебральные параличи.— К.: Здоров’я, 2018.— С. 113–121.Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. : Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 2018 - с. 135Нарушения голоса в период мутации: Метод. рек. / Сост. Ю.С. Василенко и др. - М., 2014. Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса у детей и подростков [Текст] / Ю.С. Василенко, СЕ. Уланов // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: республ. сб. науч. тр. - М., 2018. - Вып. 34. - С. 134-13Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий: Метод. рек. / Сост. О.С. Орлова и др. - М., 2013. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. - М., 1964.Таптапова С.А. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М., 2014. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев и др. - М., 1990. Фонопедическая методика по воспитанию и тренировке профессиональных качеств голоса педагогов: Метод. рек. / Сост. И.И. Крушевская и др. - Мн., 1992.
1. Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2017.
2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2013.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. Монография. М.: 2015; 223.
4. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Современный образовательный стандарт. М 2012; 160.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар,
6. Булыкина Е. А. : Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1076-1078.
7. Василенко Ю.С., Орлова О.С. Методика постановки голоса. - М., 1980.
8. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 2020.
9. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. М.: ACT: Астрель, Транзиткнига, 2015. - 141 с.
10. Волкова Л. С Логопедия: Учебник для студентов дефектол. ф-тов пед.вузов. 5-е изд. –М., ВЛАДОС,2019-704 с.
11. Воронина Е.М. Лечение спастической афонии и дисфоний при помощи ортофонического метода / Е.М. Воронина // Журнал ушных, голосовых и горловых болезней. - 2019. - № 2. - С. 159-171.
12. Габдуллин Н.Т. Клиника и лечение нарушений голоса при тиреоидной недостаточности [Текст] / Н.Т. Габдуллин // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: респ. сб. науч. тр. - М., 2018.-Вып. 34.-С. 43.
13. Герасимова С.С. Профессиональные заболевания гортани у лиц голосовых и речевых профессий: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С.С. Герасимова. - Киев, 1972. - 19 с.34
14. Гигиена голоса педагога: Метод. рек. для студентов пед. ин-тов / Сост. Ф.Г. Тагирова. - Казань, 2018.
15. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. - 304с. - (Библиотека учителя дефектолога). С 293 - 298.
16. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., 2016.
17. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики.-М., Эксмо, 2021-288 с.
18. Корнев А. Н.. Основы логопатологии детского возраста. – СПб.: Речь, 2016.
19. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса: Метод. рек. / Сост. О.С. Орлова. - М., 2012
20. Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса // Дефектология. - 2017. - № 1.
21. Линклейтер К. Освобождение голоса. М., 2013.
22. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016. – 400 с.
23. Мастюкова Е. М. Психические нарушения // Детские церебральные параличи.— К.: Здоров’я, 2018.— С. 113–121.
24. Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. : Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 2018 - с. 135
25. Нарушения голоса в период мутации: Метод. рек. / Сост. Ю.С. Василенко и др. - М., 2014.
26. Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса у детей и подростков [Текст] / Ю.С. Василенко, СЕ. Уланов // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: республ. сб. науч. тр. - М., 2018. - Вып. 34. - С. 134-13
27. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий: Метод. рек. / Сост. О.С. Орлова и др. - М., 2013.
28. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. - М., 1964.
29. Таптапова С.А. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М., 2014.
30. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев и др. - М., 1990.
31. Фонопедическая методика по воспитанию и тренировке профессиональных качеств голоса педагогов: Метод. рек. / Сост. И.И. Крушевская и др. - Мн., 1992.