Использование современных наглядных методов в обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях массовой школы.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 53 53 страницы
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 15.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения наглядных средств в обучении младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития мыслительных процессов младших школьников с ЗПР 6
1.2. Сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности» в психолого-педагогической литературе 12
1.3. Педагогические условия использования наглядности в процессе обучения младших школьников с ЗПР 15
Выводы по главе 1. 24
ГЛАВА 2. Практическое использование наглядности в обучении младших школьников с ЗПР 26
2.1. Диагностическое исследование наглядно-действенного мышления младших школьников с ЗПР 26
2.2. Содержание работы по разработке и применению средств 30
наглядности в образовательном процессе с младшими школьниками с ЗПР 30
2.3. Анализ результатов практической работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..........53
Фрагмент для ознакомления

Можно предложить следующую систему вопросов: - От чего зависят эти изменения в природе? (пришло похолодание) - В неживой природе изменения отражаются на всех объектах природы. На кого или что подобные изменения оказывают влияние? (на животных, растения и человека) - Какие изменения происходят в растительном мире? (желтеют и опадают листья у лиственных деревьев, опадают плоды и семена, сохнут травы)- Как изменения в растительном мире влияют на жизнь животных? Что происходит у насекомых, птиц и зверей? (количество насекомых становится меньше, некоторые птицы улетают в теплые края, животные, которые питаются растениями, делают на зиму запасы) - По какой причине птицы улетают? (водоемы замерзают, а в них тоже есть корм для птиц) - Что еще меняется в жизни зверей? От чего это зависит? (животные начинают линять, их шерсть становится более густой, так как становится более холодно, а им нужно утепляться, меняется цвет шерсти, так как скоро выпадет снег, а им нужно маскироваться) Подобным образом обсуждаются осенние изменения, которые происходят в жизни человека. Учащиеся приходят к выводу, что изменения в мире растений связаны с тем, что понижается температура воды, почвы и воздуха. Далее изменения, происходящие в растительном мире и неживой природе, оказывают влияние на изменения в мире животных и жизни человека. Модель причинно-следственных связей, которые происходят осенью, дополняется (Рис. 10).Средства наглядности довольно значимы в ходе обучения учеников начальных классов, прежде всего, на уроках окружающего мира. Они выступают значимой частью процесса обучения, эффективно формируя зрительный образ исследуемого материала. Правильный выбор и сочетание различных средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения.Рисунок 10. Модель причинно-следственных связей по теме «Осень»Таким же образом можно организовать работу по установлению причинно-следственных связей весенних, зимних изменений. Заметим, что эта работа даст возможность сформировать прочное и осознанное понимание происходящих сезонных изменений. Стоит сделать акцент на том, что в подобной системе вопросов педагог не заостряет внимание учащихся на терминах «следствие», «причина», «связи», но мы полагаем, что ввести их и уделить некоторое внимание данным понятиям имеет смысл. Еще одно важное средство наглядности - эксперимент или опыт. Для формирования универсального учебного действия по установлению причинно-следственных связей можно применять и иные формы работы, например, проведение эксперимента или опыта. В рамках изучения темы «Времена года» года это может выглядеть следующим образом. В начале урока можно повестить на спинку двух стульев два намоченных полотенца, а в конце обратиться к детям: – Проверим предположение с помощью опыта, который мы поставили в начале урока. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинки стульев. Один стул я поставила спинкой к батарее, при этом тепло падает прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком, и тепло падает на него сбоку. Можете ли вы предположить, какое полотенце уже высохло, а какое еще нет? Почему вы так считаете? Умение устанавливать причину и следствие можно считать сформированным тогда, когда дети: - сами либо с небольшой помощью взрослого человека могут определить внешне выраженные прямые и обратные связи; - рассуждают и могут установить причину определённых явлений, а также объяснить эту причину;- видят и с помощью взрослого рассуждают, поясняют скрытые связи, делают выводы, умеют связывать явления и объекты и логически рассуждать [7, с. 11]. Заметим, что изучение курса «Окружающий мир» предоставляет чрезвычайно большие возможности для целенаправленного и планомерного формирования у учащихся начальных классов умения выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в окружающем социальном и природном мире. В первом классе учитель формирует основу для дальнейшей работы на содержании усложненного учебного материала. Установление причинно-следственных связей - это сложный процесс познания целостности окружающего мира, который основан на выполнении логических действий анализа, сравнения, синтеза, систематизации, обобщения, абстрагировании, выявлении второстепенного и главного и др. У учащихся с ЗПР постепенно формируется умение понимать процессы, закономерности, явления и объяснять их. В то же время дети учатся работать с разными источниками информации, проводить опыты и эксперименты, моделировать. На основе действий, которые выполняются младшими школьниками в процессе изучения предмета «Окружающий мир», происходит становление универсальных учебных действий, а это, в свою очередь, составит основу для успешного изучения физики, химии, биологии, географии и других дисциплин [8, с. 115]. Таким образом, с помощью разнообразных методов, форм, способов, приёмов работы на уроках, таких как дидактические игры на основе наглядности, эксперименты, приёмы «триз», элементы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе вполне успешно можно формировать мыслительные операции по установлению причинно-следственных связей.2.3. Анализ результатов практической работыНа контрольном этапе эксперимента были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе. Были получены следующие результаты (Таблица 2):Таблица 2Уровень сформированности наглядно-действенного мышления у младших школьников c ЗПР на контрольном этапеМетодикаУровеньI II III IVVЗадание I.8%50%25%16%-Задание II.25%17%50%8%-Задание III.25%17%50%8%-По всем четырем шкалам мы наблюдаем положительную динамику. Первый уровень выполнения заданий продемонстрировали 20% испытуемых. Эти дети получили достаточный опыт для решения предложенных задач, они владеют необходимыми родовыми понятиями, научились классифицировать объекты, выделять логические связи, задачи они решали самостоятельно и правильно, используя адекватные родовые понятия, легко справлялись с раскладыванием картинок на 4 группы, правильно интерпретировали свои действия. На втором уровне оказались 30% испытуемых (вместо 17% на констатирующем этапе). Они выделяли как различия, так и сходства, но делали это под постоянным контролем взрослого. Дети медленнее входили в работу, им труднее было вникнуть в задания, хотя инструкцию обычно повторяли несколько раз. Им труднее было переключиться с одного задания на другое, но с заданиями справлялись.На 4 уровне оказались только 5% испытуемых. Они так же делали много ошибок, все задачи были для них трудными. Они пытались их решать, но самостоятельно не могли выделить ни одного признака, причем даже в первых трех задачах.Корреляционный анализ по критерию Спирмена (для р<0,05) показал значимые различия результатов констатирующего и контрольного этапа по заданиям I иIII (Таблица 3).Таблица 3Корреляционный анализ по СпирменуЗадания, констатирующий этапIIIIIIЗадания, контрольный этапIrs = 0.655IIrs = 0.378IIIrs = 0.64Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что использование наглядности на уроках способствует развитию наглядно-действенного мышления младших школьников с ЗПР.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. В результате эмпирического исследования была выявлена проблема: недостаточный уровень развития понятийно-образного, понятийно-логического и абстрактного мышления младших школьников, что осложняет процесс обучения в школе.Диагностика показала, что у детей преобладает III уровень сформированности мыслительных операций, что указывает на необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы.Мы разработали и представили систему работы по развитию наглядно-действенного мышления младших школьников с ЗПР на уроках на основе наглядности. На уроках математики мы применяли графическую, схематическую и символическую наглядность.На уроках обучения грамоте для стимулирования интереса обучающихся эффективным стало использование интерактивных технологий.(презентации, видеофильмы с объяснением нового материала, представления информации в новой форме, например, видеофильм «Что такое предложение?»; электронные словари, справочники для знакомства с этимологией слов или их значением, например, когда учащиеся в тексте встречают слово «пелена», значение которого им ещё неизвестно, следует обратиться к электронному толковому словарю; ресурсы по созданию моделей и взаимодействию с ними, например, учащимся предлагается составить схему предложения, используя Paint; электронные приложения к учебнику, где представлены дополнительные задания; тренажеры, необходимые для формирования навыков и умения; электронные учебные пособия. Наглядность на уроках окружающего мира выступает одним из наиболее важных средств умственного развития, а их применение современным педагогом считается обязательным для методически точного и грамотного построения учебного процесса. Это таблицы, которые различаются по назначению и оформлению, иллюстрации к учебным пособиям, натуральные объекты, коллекции, модели, макеты, муляжи, учебные кинофильмы и кино- и видеофрагменты, раздаточные материалы, экскурсии, эксперимент или опыт.На контрольном этапе мы наблюдали положительную динамику в выполнении всех заданий констатирующего этапа. Мы подтвердили нашу гипотезу о том, что использование наглядности на уроках способствует развитию наглядно-действенного мышления младших школьников с ЗПР.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения теоретической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что существуют различные варианты основных клинических и психологических форм ЗПР. Авторы, проводившие исследования в этой области, предлагают различные критерии классификации, но наиболее популярной является классификация умственной отсталости, предложенная К. С. Лебединской в 1980 году. Она классифицировала формы по происхождению как церебрально-органические, конституциональные, соматогенные и психогенные. Каждая из форм имеет свои особенности, динамику и прогноз в развитии ребенка.Мышление детей с ограниченными интеллектуальными возможностями носит специфический характер и очень медленно переходит от конкретного к обобщенному. Для этих детей характерно непоследовательное мышление, а также некритичные суждения. Дети с ЗПР имеют низкий уровень развития мышления, что в первую очередь связано с недоразвитием главного инструмента мышления - речи. Из-за этого он не понимает смысла разговоров членов семьи, содержания того, что ему читают, и того, что он читает сам. Он часто не может участвовать в играх своих нормально развивающихся сверстников, так как не понимает необходимых инструкций.. Дети с ЗПР характеризуются недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они испытывают потребность в познании меньше, чем их нормальные сверстники, или не испытывают ее вообще, поскольку в младшем школьном возрасте у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем мире.Использование наглядности соответствует особенностям развития мышления и восприятия ребенка младшего школьного возраста, что обеспечивает эффективность использования различных видов наглядности с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Создание педагогических условий для использования наглядности в процессе обучения является важной задачей преподавателя.Мы выделили следующие педагогические условия для использования наглядности в образовательном процессе начальной школы с целью активизации познавательной деятельности учащихся: 1. Использование наглядности должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития учащихся. 2. Использование различных видов наглядности в образовательном процессе. 3. Внедрение наглядности, основанной на использовании медиа-технологий.4. Обеспечение наглядности с помощью игровых технологий.В результате эмпирического исследования была выявлена проблема: недостаточный уровень развития понятийно-образного, понятийно-логического и абстрактного мышления младших школьников, что затрудняет процесс обучения в школе. Диагностика показала, что у детей преобладает III уровень сформированности мыслительных операций, что свидетельствует о необходимости целенаправленной коррекционно-развивающей работы.Мы разработали и представили систему работы по развитию наглядно-действенного мышления младших школьников с ЗПР на уроках, основанную на наглядности. На уроках математики мы использовали графическую, схематическую и символическую визуализацию.Использование интерактивных технологий стало эффективным на уроках грамотности для стимулирования интереса учащихся.(презентации, видеоролики, объясняющие новый материал, представляющие информацию в новой форме, например, видеоролик "Что такое предложение?"; электронные словари, справочники для ознакомления с этимологией слов или их значением, например, когда учащиеся встречают в тексте слово "плащаница", значение которого они еще не знают, им следует обратиться к электронному толковому словарю; ресурсы для создания моделей и взаимодействия с ними, например, учащимся предлагается составить схему предложения с помощью Paint; электронные приложения к учебнику, где представлены дополнительные задания; тренажеры, необходимые для формирования навыков и умений; электронные учебники. Наглядность на уроках окружающего мира является одним из важнейших средств умственного развития, и их использование современным учителем считается обязательным для методически точного и грамотного построения учебного процесса. Это таблицы, которые различаются по назначению и дизайну, иллюстрации к учебникам, природные объекты, коллекции, модели, макеты, верстальщики, обучающие фильмы и кино- и видеоклипы, раздаточные материалы, экскурсии, эксперимент или переживание.На контрольном этапе мы наблюдали положительную динамику в выполнении всех заданий констатирующего этапа. Мы подтвердили нашу гипотезу о том, что использование наглядности в классе способствует развитию наглядно-действенного мышления младших школьников с ЗПР.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАртемьева В.В. Дидактические условия обучения младших школьников естествознанию средствами компьютерных технологий: дис. …канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 196 с. Архипова, С.В. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Архипова, О.А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 32-35. Бадалян, Л.О. Детская неврология: учебное пособие / Л.О. Бадалян – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 608 с. Белькович В.Ю. Системный подход к развитию нагляднообразного мышления младших школьников при ознакомлении с природой // Вестник ТОГИРРО. 2010. № 6. С. 2-21. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 315 с. Броневицкий Г.А. Наглядно-образное мышление // Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. Новороссийск, 2005. 39 с. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / С. Л. Вигман. – М.: Велби, 2014. – 127 с. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2015. – 240 с. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при изучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 17. С. 33-36. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий. М. : Аспект Пресс, 2013. С. 52-62. Гамезо А.В. Наглядно-образное мышление // Словарь-справочник по педагогической психологии. М., 2001. С. 78. Голубятникова А. А., Арасланова А. А. Сущность процесса формирования умения устанавливать причинно-следственные связи у детей младшего школьного возраста. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018014035 (дата обращения: 14.05.2023). Девятова Т.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе: метод. разработка. Гурьевск, 2012. 28 с. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2014. №4. С. 67-68. Ерошина, Г. Ю. Наглядность как средство активизации речевой деятельности умственно отсталых школьников на уроках развития речи : специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ерошина Галина Юрьевна. – Москва, 2003. – 17 с. Жигерь, Д. О. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников на уроках русского языка (на основе принципа наглядности) / Д. О. Жигерь // Дети и детство в современном провинциальном социуме : Сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 27 октября 2022 года / Редколлегия: Л.В. Карпушкина, Н.Г. Спиренкова (отв. ред.), Ю.Г. Ширяева. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 33. Забрамная С.Д. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т. Исаева. – М.: В. Секачев ТЦ «Сфера», 2012. – 110 с. Зинченко В.П. Наглядно-образное мышление // Большой психологический словарь. М.: Аст, 2009. С. 115. Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век) : Хрестоматия / Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, М.В. Переверзева, И.В. Саломатина. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. – 532 с.Калинина Л. В. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на уроках «окружающего мира» // Развитие начального образования в период институциональных и социокультурных трансформаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск : ПИ ИГУ, 2015. С. 137-145.Коломинский, Я.Л. Психологическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игуменов – Санкт-Петербург: ЗАО «Питер», 2004. – 482 с. Кондаков, И. М. Наглядно-образное мышление // Психологический словарь. М., 2000. С. 213. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед.. Учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: изд. Центр «Академия», 2009. – 160 с.Кувакина Е.В. Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой: дис. …канд. пед. наук. Ярославль, 2009. 246 с. Курапова И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира / И. И. Курапова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 25-29. Кухтинова А.П. Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использования программной среды «1C: Математический конструктор» // Вестник РУДН. 2018. № 1. С. 73-80. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 53-57. Небосова Н. В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2014. №5. С. 43-44. Осипова Н. В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2015. №1. С. 10-12. Педагогика: учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с. Переслени, Л. И. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации) /Авт.-сост.: Л, М. Переслени, Е.М. Мастюков.– Абакан: АГПИ, 2019. – 28 с.Петкевич Н.В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы : дис. …канд. пед. наук. Смоленск, 2009. 227 с. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. С. 113-116.Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. –– М.: РПА, 2016.Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2. С. 88–92. Салмина Л.Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. С. 73–81. Сафарова, Г. М. Использование средств наглядности на уроках математики в начальных классах / Г. М. Сафарова, А. С. Шалашова, Н. Г. Шмелева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы II Международной научно–практической конференции, Чебоксары, 12 марта 2015 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. – С. 67-68. Сорокоумова Е.А. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 7. С. 20-24. Трубинова О. М. Активные и интерактивные формы обучения по предмету «Окружающий мир» / О. М. Трубинова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 7. – С. 29-32.Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: Академия, 2005. - 176 с.Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 10 т. М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 665 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2020. 31 с. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://минобранауки.рфФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // https://school72.tgl.ru/sp/pic/File/2022/OBRAZOVATELNIE_STANDARTI/FGOS-NOO-izm-2022-07-18.pdfФридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 2017. 208 с.Чугурова, Л. В. Визуализация и визуальная культура в парадигме современного обучения школьников: практический аспект / Л. В. Чугурова, С. А. Тихомирова // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования : Материалы III Международной научно-практической конференции, Астрахань, 10 марта 2021 года. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 253-258. Шашкова, Е. В. Современный взгляд на использование наглядности на уроках математики в начальном образовании / Е. В. Шашкова, Д. И. Прокопова // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации, Курск, 21–22 мая 2019 года. – Курск: Курский государственный университет, 2020. – С. 195-200. Юнусова, Э. А. Г. роль наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе / Э. А. Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-2. – С. 424-426.

1. Артемьева В.В. Дидактические условия обучения младших школьников естествознанию средствами компьютерных технологий: дис. …канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 196 с.
2. Архипова, С.В. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Архипова, О.А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 32-35.
3. Бадалян, Л.О. Детская неврология: учебное пособие / Л.О. Бадалян – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 608 с.
4. Белькович В.Ю. Системный подход к развитию нагляднообразного мышления младших школьников при ознакомлении с природой // Вестник ТОГИРРО. 2010. № 6. С. 2-21.
5. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 315 с.
6. Броневицкий Г.А. Наглядно-образное мышление // Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. Новороссийск, 2005. 39 с.
7. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / С. Л. Вигман. – М.: Велби, 2014. – 127 с.
8. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2015. – 240 с.
10. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при изучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 17. С. 33-36.
11. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий. М. : Аспект Пресс, 2013. С. 52-62.
12. Гамезо А.В. Наглядно-образное мышление // Словарь-справочник по педагогической психологии. М., 2001. С. 78.
13. Голубятникова А. А., Арасланова А. А. Сущность процесса формирования умения устанавливать причинно-следственные связи у детей младшего школьного возраста. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018014035 (дата обращения: 14.05.2023).
14. Девятова Т.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе: метод. разработка. Гурьевск, 2012. 28 с.
15. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2014. №4. С. 67-68.
16. Ерошина, Г. Ю. Наглядность как средство активизации речевой деятельности умственно отсталых школьников на уроках развития речи : специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ерошина Галина Юрьевна. – Москва, 2003. – 17 с.
17. Жигерь, Д. О. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников на уроках русского языка (на основе принципа наглядности) / Д. О. Жигерь // Дети и детство в современном провинциальном социуме : Сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 27 октября 2022 года / Редколлегия: Л.В. Карпушкина, Н.Г. Спиренкова (отв. ред.), Ю.Г. Ширяева. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 33.
18. Забрамная С.Д. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т. Исаева. – М.: В. Секачев ТЦ «Сфера», 2012. – 110 с.
19. Зинченко В.П. Наглядно-образное мышление // Большой психологический словарь. М.: Аст, 2009. С. 115.
20. Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век) : Хрестоматия / Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, М.В. Переверзева, И.В. Саломатина. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. – 532 с.
21. Калинина Л. В. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на уроках «окружающего мира» // Развитие начального образования в период институциональных и социокультурных трансформаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск : ПИ ИГУ, 2015. С. 137-145.
22. Коломинский, Я.Л. Психологическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игуменов – Санкт-Петербург: ЗАО «Питер», 2004. – 482 с.
23. Кондаков, И. М. Наглядно-образное мышление // Психологический словарь. М., 2000. С. 213.
24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед.. Учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: изд. Центр «Академия», 2009. – 160 с.
25. Кувакина Е.В. Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой: дис. …канд. пед. наук. Ярославль, 2009. 246 с.
26. Курапова И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира / И. И. Курапова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 25-29.
27. Кухтинова А.П. Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использования программной среды «1C: Математический конструктор» // Вестник РУДН. 2018. № 1. С. 73-80.
28. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
29. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 53-57.
30. Небосова Н. В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2014. №5. С. 43-44.
31. Осипова Н. В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2015. №1. С. 10-12.
32. Педагогика: учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.
33. Переслени, Л. И. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации) /Авт.-сост.: Л, М. Переслени, Е.М. Мастюков.– Абакан: АГПИ, 2019. – 28 с.
34. Петкевич Н.В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы : дис. …канд. пед. наук. Смоленск, 2009. 227 с.
35. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. С. 113-116.
36. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. –– М.: РПА, 2016.
37. Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2. С. 88–92.
38. Салмина Л.Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. С. 73–81.
39. Сафарова, Г. М. Использование средств наглядности на уроках математики в начальных классах / Г. М. Сафарова, А. С. Шалашова, Н. Г. Шмелева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы II Международной научно–практической конференции, Чебоксары, 12 марта 2015 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. – С. 67-68.
40. Сорокоумова Е.А. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 7. С. 20-24.
41. Трубинова О. М. Активные и интерактивные формы обучения по предмету «Окружающий мир» / О. М. Трубинова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 7. – С. 29-32.
42. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
43. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 10 т. М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 665 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2020. 31 с.
44. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://минобранауки.рф
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // https://school72.tgl.ru/sp/pic/File/2022/OBRAZOVATELNIE_STANDARTI/FGOS-NOO-izm-2022-07-18.pdf
46. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 2017. 208 с.
47. Чугурова, Л. В. Визуализация и визуальная культура в парадигме современного обучения школьников: практический аспект / Л. В. Чугурова, С. А. Тихомирова // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования : Материалы III Международной научно-практической конференции, Астрахань, 10 марта 2021 года. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 253-258.
48. Шашкова, Е. В. Современный взгляд на использование наглядности на уроках математики в начальном образовании / Е. В. Шашкова, Д. И. Прокопова // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации, Курск, 21–22 мая 2019 года. – Курск: Курский государственный университет, 2020. – С. 195-200.
49. Юнусова, Э. А. Г. роль наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе / Э. А. Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-2. – С. 424-426.