Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых упражнений
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 16.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Квалификационные характеристики проекта……………………..…………..3
1.2. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)…………..… ………………..…………...………….……………..…………...………….………..11
1.3. Методы, средства, формы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….15
II. Проектная часть. Практические материалы «Игровые упражненийдля развития коммуникативных умений детей старшего дошкольноговозраста с ОНР»………………………………………...…………………………………..23
2.1. Пояснительная записка……………………………………………………...…23
2.2. Методические аспекты организации и проведения игровыхупражнений с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….25
2.3. Конспекты по проведению игровых упражнений по развитиюкоммуникативных умений с ОНР детей старшего дошкольного возраста……………………..……………………..……………………..…………28
Список литературы……………..…………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………….…….
При подборе данного практического материала мы опирались на материалы ведущих педагогов-практиков таких, как Сертакова Н.М., Бондаренко А.К., Усова А.П. и др.[12].Предложенная нами база игровых упражнений нацелена на активизациюКУдетей СДВ с ОНР путём моделирования различных жизненных ситуаций. Картотека собрана по тематическому принципу, что позволит воспитателю работать систематически и планомернов определённом направлении.Авторство нашей работы подразумевает учет предпочтений и желанийдетей в выборе вида игр. В играх, которые уже знакомы детям, онисами вспоминают и воспроизводят основные правила и ход игры и могут объяснить их другим игрокам. Новая игра воспитателем объясняется кратко и четко, расставляются акценты на правила и ход игры, показываются отдельные движения.С учетом сказанного выше, задача воспитания детей в современных условиях должна включать также создание условий для снижения гиперактивности, развития усидчивости и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка. Сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.2.2. Методические аспекты организации и проведения игровых упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРОрганизация процесса выполнения игровых упражнений не требует каких-то специальных условий. Очередность их введения определяется принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного поведения и навыков общения. Работа базируется в основном на личном опыте детей.Часто мы применяем такой прием, как создание воображаемой непривычной ситуации. Детям предлагается представить себя в роли волшебников. Образ доброго волшебника помогает каждому ребенку ощутить, что он обладает способностями, которые приносят ему пользу и которыми можно поделиться с другими. Ребята с большим удовольствием выполняют «волшебные» упражнения. Результатом их выполнения является расширениеличного эмоционального опыта ребенка [5].В занятиях необходимо стремиться применять партнерскую форму организации деятельности, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости и равноправия. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, педагогический процесс основывается на наиболее значительных достижениях детей, а в результате их анализа образуется перспектива работы с каждым конкретным воспитанником с учетом зоны его ближайшего развития. Игры и игровые упражнения способствуют формированию у детей:- положительного отношения к другим людям – сверстникам, даже если они «совсем другие»;- коммуникативных навыков;- навыка распознания эмоций других и владеть своими чувствами;- способности сопереживать – радоваться чужим победам и огорчаться из-за чужих неудач;- умения выражать свои потребности, чувства и эмоции с помощью вербальных и невербальных средств речи;- умений взаимодействовать и сотрудничать [9].Безусловно, изменение формирования детей не происходит быстро и спонтанно. Для многих ребятможет оказаться невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, вместе стремиться к каким-либо результатам. В процессе использования методики игр и игровых упражнений мы обратили внимание на то, что в начале ребята испытывают определенные трудности в общении, ведут себя робко, неуверенно, стесняются обратиться друг к другу, не умеют слушать и слышать сверстника. Однако спустя какое-то время они научаются договариваться друг с другом, становятся более доброжелательными и внимательными к окружающим. От воспитателя в данном случае требуется подкреплениеречевой инициативы дошкольника, умение отмечать небольшой и значительный успех каждого ребенка, своевременно поощрять его. В процессе проведения игровых упражнений важно, чтобы у детей было желание принимать в них активное участие и доброжелательный настрой. Воспитателю же стоит запастись некоторым терпением, желатьпринимать участие в игре и верить в игру, как верит играющий в нее ребенок. Взрослым следует научиться принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, постоянно импровизировать. В случае, если ребенок не заинтересовался игрой, необходимо предложить ему какое-либо другое индивидуальное занятие. Как показывает практика, через некоторое время ребенок вновь возвращается к общей игровой деятельности. Завершать игру следует в тот момент, когда вы заметили, что дети устали и начинают отходить от правил игры в качестве своего рода отдыха.Для проведения успешных занятий необходимо создать группу и соблюдать следующие условия, которые включают:1. Организация игрового пространства и подбор соответствующих игрушек.2. Моделирование игровых ситуаций.3. Неотъемлемое присутствие на занятии мамы вместе с ребенком и взаимодействие всех участников, составляющих группу.4. Группа должна состоять из 4-5 детей и их родителей.5. Посещение группы должно быть добровольным. Специалисты могут рекомендовать родителям посещать групповые занятия, но не могут обязать их делать это.6. Целесообразно сохранять постоянный состав группы. Это объясняют родителям ведущие.7. Площадь помещения игровой комнаты должна быть не менее 20 кв. метров.Занятияобязательно проводить всегда в один и тот же день недели и время суток, заранее обговоренное с родителями, удобное как для них, так и для специалистов. Длительность одного занятия должна составлять не более 1,5часов.Каждое занятие должно иметь четко обозначенные начало и конец, между которыми могут быть включены игровые ситуации, направленные на развитие когнитивной и моторной областей, включающие также ритмичные стихи, песенки и танцы.Для получения хорошего результата вмешательства должно быть сохранено соответствие сути занятий индивидуальным особенностям и уровню развития детей. Следует комбинировать подходы для того, чтобы создать активную стимулирующую обстановку, помогающую ребенку легче овладевать языком и социальными навыками.Ниже представлены основные принципы работы ведущих группы.1. Ведущий обязан создать и поддерживать в группе безопасную среду (соответствующие возрасту и санитарно-гигиеническим нормам игрушки, материалы и оборудование; правила поведения, исключающие возможность травматизации кого-либо из участников группы и т.д.).2. Ведущий обязан соблюдать права ребенка.3. Ведущий обязан с уважением относиться к потребностям членов семьи.4. Мамы детей должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками». Например, должно быть выделено определенное время на вопросы, которые будут задавать ведущим родители или на рассказы о чем-либо.5. Ведущий не должен критиковать родителей, присутствующих на занятии, не должен препятствовать присутствию пап и бабушек. Присутствующие мамы детей должны иметь возможность общения между собой и с чужими детьми.6. Ведущимнеобходимо создавать комфортные условия для всех участников группы и тактично сопровождать ребенка или маму, если они по каким-либо причинам не могут включиться в работу группы (например,ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно, мама чувствует неловкость за эти действия ребенка, но сама не может найти выход из сложившейся ситуации).2.3. Конспекты по проведению игровых упражнений по развитию коммуникативных умений детей с ОНР старшего дошкольного возрастаПредложенный нами комплексигровых упражнений, нацеленных на развитие КУдетей СДВ с ОНР предполагает постепенную систематическую планомерную работу воспитателя, начиная с игровых упражнений, цельюкоторыхявляется знакомство детейдруг с другом, заканчивая игровыми упражнениями, направленными на зоздание дружественной атмосферы в коллективе. Для построения систематической работы по развитию КУдетей СДВ с ОНР мы распределили все игры по месяцам с постепенным их усложнением [15].Воспитателю стоит начать свою работу с данным комплектом упражнений именно в том порядке, в каком они расположены, то есть с игровых упражнений на знакомство.Для выполнения некоторых игровых упражнений необходима предварительная подготовка и поискнеобходимого игрового материала: пластмассовые овощи, мячи, фломастеры, зеленая ткань или картон, бумага.1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»Цель: обучить составлять и применять в активной речи относительные прилагательные.Описание игры. Ребенок держит руками мяч, называет любой овощ или фрукт и затем кидает мяч. Поймавший мяч ребенок говорит, какой сок делают из ранее названного овоща или фрукта, потомназывает другой овощ или фрукт и бросает мяч следующему игроку.2. Игра «Разговор через стекло»Цель: развить умение пользоваться мимикой и жестами.Дети встаютдруг напротив друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними расположено толстое стекло, которое задерживает звук. Одной группе детей нужно будет показывать определенные действия ртом (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить»), а другой группе детей отгадывать то, что они увидели по жестам и мимике.3. Игра «Вежливые слова»Цель: развить навык уважительного общения, привычку пользоваться вежливыми словами.Игра проводится с мячом, который передается в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Сначала нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) и слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).4. Игра «Коврик примирения»Цель: развивать коммуникативные навыки и умение выходить из конфликтных ситуаций.После возвращения с прогулки в группу, воспитатель говорит детям, что два мальчика сегодня поругались на улице. Он просит противников сесть друг напротив друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину спора и найти способрешить проблемумирнымпутем. Эта игра применяется и при обсуждении упражнения «Как поделить игрушку».5. Игра «Закорючка»Цель: развивать уважительное отношение к собеседнику во время общения, учитывать интересы других детей.Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который способен превратить простые закорючки, нарисованные на листе бумаги, в различные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе бумаги небольшую закорючку. Далее предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку таким образом, чтоб получился какой-либо предмет или животное, или растение. Затем второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.6. Игра «Дотронься до…»Все играющие расходятся по команде в разные стороны. Затем ведущий говорит, например: «Дотронься до того, у кого светлые волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Участники игры должны оперативно сориентироваться, чтобы обнаружить того,чей признак назвал ведущий, и дотронуться.7. Игра «Слепой и поводырь»Цель: развить чувство доверия, взаимопомощи и поддержкитоварищей по общению.Все дети разбиваются на пары: «слепой» и «поводырь». Один ребенок закрывает глаза, а другой водит его по группе, предоставляет возможность дотронуться до различных предметов, помогает избежать непосредственных столкновений с другими парами детей, делает соответствующие пояснения относительно их перемещения в пространстве. Команды нужно отдавать стоя за спиной участника на некотором отдалении. Далее дети, участвующие в игре меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит некоторую «школу доверия».По завершению игры воспитатель спрашивает у детей, кто чувствовал себя спокойно и уверенно, у кого из них было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?8. Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»Цель: развить навык выражения свои собственных чувств и понимания чувств другого человека.Игровое упражнение выполняется в парах детей с закрытыми глазами, когда они сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.Воспитатель дает задания:- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, дотроньтесь руками, «познакомьтесь», постарайтесь получше узнать своего соседа, затем опустите руки;- Вновь вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки «ссорятся», опустите руки;- Выши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, они мирятся, просят прощения друг у друга, вы прощаетесь друзьями.9. Игра «Волшебный букет цветов»Цель: научить проявлять внимание к окружающим, формировать доброжелательные отношения, отмечать положительные качества других людей и выражать это словами, делать комплименты.Оборудование: зеленая ткань или картон, вырезанные заранее лепесточки для каждого ребенка.Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани): Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?Дети: Грустное, печальное, скучное.Воспитатель: Как вы думаете, чего на ней не хватает?Дети: Цветов.Воспитатель: Не очень веселая жизнь на такой одинокой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».Дети по очереди берут по одному лепесточку, выкладывают его на полянке, при этомговоря комплимент любому своему ровеснику. Добрые слова должен сказать и услышать каждый принимающий участие в игре ребенок.Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?Дети: Веселое, счастливое.Воспитатель таким образом, делает вывод, что нужно внимательнее и доброжелательнее относится друг к другу и окружающим и говорить хорошие слова.Список использованных источниковФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).Алипова Л.В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 53-57.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М., 2014. – 238 сГолованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка[Текст] / Н. Ф. Голованова – Речь, 2014 г.– 272 стр.Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Минск, 2010. – 486.Жильцова И.В. Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.Жинкин Н.И. Психолингвистика: Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.:Лабиринт, 2009. – 287 с.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 1 [Текст]. -М.: Педагогика, 2006.Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: Учеб. Пособие / С. А. Козлова – М., 2012. – 330 с.Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова / Дошкольное воспитание. – 2013. – №4 – 23 с.Лисина М.И.«Проблемы онтогенеза общения» /М.И. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2. – №. 2. – С. 101-110.Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 221 c.Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: дис. к.пед. н. / Л.Г. Соловьева. – М., 1998. — 199 с.Субач С.А. Оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности / Субач С. А. //Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт- Петербург, – 2015. 259 с.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание. – 2011. – №7 – 322 с.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст], – М., 2009.Халилова Л.Б. Актуальные аспекты исследования языковой способности у младших школьников с нарушениями речи / Л.Б. Халилова, Е.А. Карпушкина // Дефектология. – 2001. – № 2.– С.34-38.Хузеева Г.Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. – 2015. – № 2. С. 46.Шабалина Н.В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников / в сборнике: Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. 2017. С. 199-200.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова. – М., 1997. – С. 240-250.Изотова Р.В. Игры на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psiholog-ds.ucoz.ru/load/igry_na_splochenie_i_znakomstvo/5-1-0-19, свободный. – Загл. с экрана.Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. [Текст] / О. А.Слинько 1992. № 1. 62 с.Василик М.А. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/156937/readpart-osnovy-teorii-kommunikatsii/~3, свободный. – Загл. с экрана.
2. Алипова Л.В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 53-57.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М., 2014. – 238 с
4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка[Текст] / Н. Ф. Голованова – Речь, 2014 г.– 272 стр.
5. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Минск, 2010. – 486.
6. Жильцова И.В. Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.
7. Жинкин Н.И. Психолингвистика: Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.:Лабиринт, 2009. – 287 с.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 1 [Текст]. -М.: Педагогика, 2006.
9. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: Учеб. Пособие / С. А. Козлова – М., 2012. – 330 с.
10. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова / Дошкольное воспитание. – 2013. – №4 – 23 с.
11. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» / М.И. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2. – №. 2. – С. 101-110.
12. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 221 c.
13. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: дис. к.пед. н. / Л.Г. Соловьева. – М., 1998. — 199 с.
14. Субач С.А. Оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности / Субач С. А. //Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт- Петербург, – 2015. 259 с.
15. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание. – 2011. – №7 – 322 с.
16. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст], – М., 2009.
17. Халилова Л.Б. Актуальные аспекты исследования языковой способности у младших школьников с нарушениями речи / Л.Б. Халилова, Е.А. Карпушкина // Дефектология. – 2001. – № 2.– С.34-38.
18. Хузеева Г.Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. – 2015. – № 2. С. 46.
19. Шабалина Н.В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников / в сборнике: Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. 2017. С. 199-200.
20. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова. – М., 1997. – С. 240-250.
21. Изотова Р.В. Игры на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psiholog-ds.ucoz.ru/load/igry_na_splochenie_i_znakomstvo/5-1-0-19, свободный. – Загл. с экрана.
22. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. [Текст] / О. А.
Слинько 1992. № 1. 62 с.
23. Василик М.А. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/156937/readpart-osnovy-teorii-kommunikatsii/~3, свободный. – Загл. с экрана.