Вклад С.Т. Шацкого в социально-педагогическую деятельность
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 9 + 9 источников
- Добавлена 16.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Биография Станислава Теофиловича Шацкого 4
Факторы воздействия социальной среды на личность ребенка 7
Воспитательная система Станислава Теофиловича Шацкого 9
Идеи педагога о роли социальной и природной среды в развитии личности ребенка 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Первый этап - анализ жизненного опыта ребенка в обществе. Следующий этап - систематизация этого жизненного опыта и включение его в систему культурных ценностей и ориентаций. Заключительный этап технологии - применение полученных ребенком знаний. Например, на первой опытной станции дети учились выращивать ценные сорта овощей и организовывать свою деятельность; образование, по мнению С.Т. Шацкого, призвано не изолировать детей от реальных и насущных проблем, а научить их решать проблемы в соответствии с общечеловеческими ценностями. По мнению Шацкого, школы ориентированы на жизнь в своей теоретической и практической направленности. При разработке и осуществлении образовательного процесса необходимо учитывать все факторы социализации, особенно важно использовать и усиливать позитивные факторы. Школы как образовательные центры социальной среды должны внедрять краеведческие материалы в качестве дидактического средства. Учителя первого экспериментального региона использовали на своих уроках местные карты и справочную информацию. На занятиях дети изучали особенности экономического развития региона. Шацкий подчеркивал, что работа школ в центре города должна отличаться от школ на окраинах, поскольку они находятся в других условиях и работают с разными социальными группами. В школах, созданных Шацким, основное внимание уделялось творчеству детей и самостоятельному поиску решения проблем. Учащиеся были свободны в выборе творческих занятий для решения практических проблем, которые были важны для других.Шацкий всегда старался создать в школе атмосферу творчества, основанную на сотрудничестве между учителями и учениками. Учитель считал, что школа призвана научить детей координировать свои усилия для достижения совместно поставленных целей. Учитель уделял особое внимание вопросу детской автономии, рассматривая ее как условие для самореализации и самоорганизации жизнедеятельности детей. Например, на пленарных заседаниях обсуждались такие актуальные вопросы, как поведение детей, обязанности, организация коллективной деятельности. Сотрудничество взрослых и детей, их доверие друг к другу и открытость сообщества к инновациям создали в группе морально-психологический позитивный климат. [9]В современных условиях новизна концепции С.Т. Шацкого о социальной среде как факторе воспитания становится все более инновационной. Реалии жизни подтверждают необходимость учета возрастающего значения среды в воспитании детей. Неорганизованная среда при планировании воспитания сводит к минимуму усилия учителя. Такие ученые, как Новикова и Селиванова, изучали проблему опосредования (через среду) процесса развития детей. Подход "среда - ребенок", или экологический подход, определяется как система действий, позволяющая превратить среду в инструмент для диагностики, проектирования и получения образовательных результатов. Экологический подход предполагает моделирование и конструирование образовательных пространств (педагогически подходящей и организованной среды, окружающей детей). Образовательные пространства могут простираться от школьного класса до местного сообщества и за его пределами. При моделировании образовательных пространств особенно важно диагностировать среду, рассмотреть ее положительный и отрицательный потенциал, изучить потребности и мотивы как коллективных (например, школы, различные центры социальной и психологической поддержки), так и индивидуальных (например, дети, родители, учителя) участников. Интегративная функция моделирования образовательного поля, несомненно, принадлежит школе: По мнению А.В. Мудрика, субъектами образовательного пространства являются индивиды (учащиеся, родители, соседи, учителя, работающие в различных образовательных учреждениях, сотрудники организаций данного микросоциума и т.д.), коллективные группы (семьи, сверстники, дошкольные, школьные, внешкольные учреждения, детские и молодежные объединения, организации и т.д.).Детские клубы играют важную роль в современном образовании. Клубы являются эффективной формой организации детских сообществ. Шацкий подтвердил основную идею детских клубов: "создать центры, где жизнь детей будет организована на основе требований, вытекающих из природы ребенка. Ученые считали, что "детские клубы должны предоставлять все возможности для изучения всех основных элементов жизни и участия в создании жизни". Но при этом настоящим детям должно быть предоставлено настоящее место для жизни". Шацкий определил физический труд, игру, искусство и интеллектуальное исследование как компоненты клубной работы. Таким образом, подчеркивая важность игры в жизни детей, ученый утверждал, что "детская игра - это лаборатория жизни". Необходимо приложить усилия для создания игровой среды в клубах: "Если в клубах не будет игры, дети будут играть на улицах, а это говорит о том, что клубная работа ведется неправильно". Руководить клубной работой могут те, кто умеет исследовать, достигать и учиться; С.Т. Шацкий утверждал, что эта работа может быть успешной только при наличии 'постоянных открытий, неудовлетворенности работой'. Детские учреждения должны постоянно расти, а вместе с ними должен расти и ум". С.Т. Шацкий внес значительный вклад в развитие идеи социального воспитания, создавая экспериментальные учебные заведения и реализуя идеи воспитания как организации жизнедеятельности детей, самостоятельности учащихся и лидерства в детском сообществе. Ученый создал концепцию инновационной школы как центра воспитания в социальной среде. Он считал, что школа является центром и регулятором воспитательного влияния среды и играет важную роль в воспитательной деятельности детей. [5]Продуктивными являются идеи Шацкого о необходимости воспитательного воздействия среды и открытости системы образования. Он разработал оригинальный подход к решению таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогической работы со средой и ребенком, функционирование школы как комплекса, реализующего целостность воспитания. Взгляды С.Т. Шацкого на взаимодействие школы и социальной среды совпадают в своих основных положениях со взглядами Н.К. Крупской и А.Л. Луначарского. Это понятно, так как постсоветское развитие педагогических взглядов Шацкого происходило под непосредственным влиянием Н.К. Крупской. Еще до революции Шацкий изучал влияние социальной среды на детей и безуспешно пытался создать комплекс, на котором можно было бы построить воспитательный процесс.Научный подход к педагогике, согласно взглядам С.Т. Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде. "С.Т. Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х годов сделал попытку представить более или менее полную картину процесса социального формирования личности.ЗаключениеВысокая оценка опыта С.Т.Шацкого отражается в постоянно растущем интересе педагогической общественности к его творчеству, в активном использовании его идей в современной школьной практике, в большом творческом потенциале системы образования. Этот ученый доказал высокую эффективность интеграции научных и педагогических структур и, с одной стороны, направил исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой - поставил перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Впервые созданное С.Т. Шацким и находящееся на современном этапе объединение научного производства, которое, по мнению ведущих советских педагогов (В.А. Караковского, М.Н. Скаткина, А.Н. Тверского), доказало свою силу, должно стать широко распространенным типом педагогического учреждения. Это учреждение позволит эффективно связать педагогическую науку и педагогическую практику, решить одну из самых сложных проблем соединения школы и педагогики в жизни. Анализ воспитательной системы Шацкого подчеркивает ряд факторов, определивших успех этого талантливого педагога. Педагогические идеи Шацкого, воплощенные в структуре и деятельности первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что соответствовали потребностям развития общества. Анализируя педагогические явления, Шацкий органично сочетал глубину своего подхода к сути явлений с постоянным поиском того нового, что могло бы продвинуть вперед сложную и деликатную тему образования и воспитания детей и молодежи. Будь вы исследователь, общественный деятель, учитель или любой другой человек, так или иначе связанный с педагогическими проблемами, чтение Шацкого, несомненно, обогатит ваши представления о блестящих путях становления и развития советской педагогической мысли и откроет перед вами новые возможности для лучшего понимания современных проблем школы и педагогики. Педагогические труды С.Т. Шацкой отличаются ясностью мысли, простотой изложения и постоянной опорой на живой опыт, будь то работа пионерского коллектива Первой опытной станции, которым Шацкая руководила многие годы, или практика школ всей страны. Она глубоко и всесторонне знала педагогический процесс, тонко понимала детскую психологию, хорошо видела сильные и слабые стороны работы учителя. Шацкая была прекрасным педагогом и экспериментатором. Шацкий придавал большое значение деятельности детских коммунистических организаций и проблемам ученического самоуправления. Шацкий внес важный вклад в разработку проблем социальной педагогики, особенно педагогики социальной среды.Список использованной литературыШацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. М., 2017. - Т.2.Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 2017. - Т.2 Беляев, В.И. Крупнейший теоретик и практик трудовой школы: [О С.Т. Шацком (1878-1934)] // Шк. и пр-во. - 2018 - N5. - С.2-6. Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 2019. - Т.2. Шацкий, С.Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 2017. - Т.1.Мельничук, И.А.С.Т. Шацкий о школе как центре социального воспитания // Сац. - пед. работа. - 2016. - N6. - С.110-115. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 2017. - Т.1 Пискун, Т.А.С.Т. Шацкий о природе как факторе развития личности ребенка / Е.А. Стреха // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2019. - С.140-143. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. - М.: 2018
2. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 2017. - Т.2
3. Беляев, В.И. Крупнейший теоретик и практик трудовой школы: [О С.Т. Шацком (1878-1934)] // Шк. и пр-во. - 2018 - N5. - С.2-6.
4. Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 2019. - Т.2.
5. Шацкий, С.Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 2017. - Т.1
6. .Мельничук, И.А.С.Т. Шацкий о школе как центре социального воспитания // Сац. - пед. работа. - 2016. - N6. - С.110-115.
7. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 2017. - Т.1
8. Пискун, Т.А.С.Т. Шацкий о природе как факторе развития личности ребенка / Е.А. Стреха // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2019. - С.140-143.
9. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. - М.: 2018