Речевые характеристики персонажей в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 57 57 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 18.06.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Архаизмы в художественном тексте как средство речевых характеристик персонажей……………………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание понятия «архаизмы». Отличительные особенности архаизмов…………………………………………………………..5
1.2.Понятие «речевые характеристики», его содержание и сущностные особенности………………………………………………………………………10
Выводы по Главе 1……………………………………………………………….15
Глава 2. Архаизмы в речи персонажей произведений А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»…………………………………………………..17
2.1. Роль архаизмов в речи персонажей драмы «Гроза»……………………….17
2.2. Особенности употребления архаизмов в речи персонажей драмы «Бесприданница»……………………………………………………………...…26
Выводы по Главе 2………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….35
Приложение 1…………………………………………………………………...38
Фрагмент для ознакомления

С точки зрения участия в синтаксических конструкциях, преобладают архаизмы-сказуемые и архаизм.С точки зрения участия в синтаксических конструкциях, преобладают архаизмы-сказуемые и архаизмы-обстоятельства. Они помогают передать действия и обстоятельства, связанные с героями и событиями в драме А.Н. Островского «Бесприданница».ЗаключениеВ соответствии с целями и задачами исследования в настоящей курсовой работе проанализированы речевые характеристики персонажей в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». Рассмотрены понятия «архаизмы» и «речевые характеристики». Названы и классифицированы архаизмы в речи персонажей произведений А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», указана их роль в этих произведениях. На основании этого сделаны следующие выводы: 1.Речевые характеристики (речевой портрет) играют значительную роль в формировании и описании образа персонажа, раскрывая его уникальность, характеристики, социальное положение, уровень образования, эмоциональное состояние и другие аспекты его личности.2.Архаизмы играют значительную роль в формировании речевого портрета героя, внося свой особый оттенок и характер в его речь. Они представляют собой лексические единицы, устаревшие или редко употребляемые в современном языке. Использование архаизмов в речи персонажа помогает создать атмосферу прошлого времени, подчеркнуть его индивидуальность и социальный статус, а также передать особенности его характера и эмоционального состояния.3. Архаизмы в речи персонажей драматических произведений «Гроза» и «Бесприданница» классифицируются на различных основаниях: с точки зрения происхождения, семантических особенностей, морфологических особенностей, участия в синтаксических конструкциях; анализируются с точки зрения количества. На основании этого делается вывод о том, что среди них преобладают собственно лексические архаизмы, входящие в ЛСГ «человек», являющиеся существительными и в тексте выполняющие синтаксическую функцию дополнения.4.Архаизмы в речи героев произведения «Гроза» и «Бесприданница» выполняют следующие функции: создают историческую атмосферу, помогают перенести читателя или зрителя в определенную эпоху и передать особенности времени, в котором разворачиваются события произведения; демонстрируют социальный статус персонажей и их уровень образования, могут указывать на принадлежность героя к определенному слою общества или классу, а также на его интеллектуальные способности; отражают особенности характера и предпочтений персонажей, помогают раскрыть уникальные черты героя, его предпочтения и особенности поведения; отражают эмоциональное состояние героя, его отношение к окружающему миру, они могут подчеркнуть интенсивность чувств и эмоций, помочь передать эмоциональную глубину персонажа. В целом, архаизмы в речи персонажей произведений А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» выполняют важную роль, помогая создать аутентичность, передать особенности времени и обстановки, а также раскрыть характер и эмоциональное состояние героев.Список литературыАлюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях [Электронный ресурс]. –URL https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1(Дата обращения: 17.05.2023).Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. – 608 с.Гордеева Н.М. Речевой портрет и способы его описания. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hqlib.ru/st.php?n=101 (Дата обращения: 17.05.2023).Инфантова Г.Г. Язык. Речь. Личность: монография. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 504 с.Кадим М.М. Тематические группы устаревшей лексики в пьесе «Гроза» А.Н. Островского . [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/338165849_TEMATICESKIE_GRUPPY_USTAREVSEJ_LEKSIKI_V_PESE_GROZA_A_N_OSTROVSKOGO (Дата обращения: 17.05.2023).Камаева Р.Б. Архаизмы как одна из категорий устаревшей лексики // Вестник Башкирского университета. – 2012. – №4. – С.1838-1841.Кормилов С.И. Исторический контекст трагического конфликта в «Грозе» А.Н. Островского. // Вестник Московского университета. – 2013. – № 4. – С. 70-92.Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории. –М.: Совпадение, 2007. – 502 с.Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Русское слово свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 483 с.Ларионова М.Ч. «Народная драма» А.Н. Островского «Гроза» // Известия ТРТУ. – 2006. – №2. – С.49-54.Лисова М.И. Речевые характеристики персонажей как средство создания образов в романах Артура Хейли // Евразийский союз ученых.– 2014. – №7. – С.50-53.Мальцева О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте. Л.:1986. – 127 с. Николина Н.А. Художественное пространство драмы А.Н. Островского «Гроза» // Русский язык в школе. – 2016. – №6. – С.49-53.Новикова Н.В. Проблема определения архаизма в лингвистике // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.185-187. Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – 95 с.Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – 129 с.Розенталь Д.Н. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Н. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1976 [Электронный ресурс]. – URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/linguistic-terms/index.htm (Дата обращения: 16.05.2023).Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. – URL: https://ushakovdictionary.ru/(Дата обращения: 16.05.2023).Тонян Л.В. Аллюзия в речи исторического персонажа фильма как средство создания речевого портрета / Л.В. Тонян, Е.И. Абрамова // Научное сообщество студентов. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2016. – С.73-76.Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов // Очерки по теории языкознания. –М.: 2003 [Электронный ресурс].– URL: https://scicenter.online/frazeologiya-leksikografiya-leksikologiya-scicenter/filin-leksiko-semanticheskih-gruppah-126116.html (Дата обращения: 16.05.2023).Шестакова Н.А. Собственно лексические архаизмы в русском языке // Русский язык в школе. – 2014. – №5. – С.27-32.Яковленко А.Е. Архаизмы и их значимость в русском языке // Фундаментальные прикладные научные исследования. – Самара: «Офорт», 2016. – С.252-254.Приложение 1Картотека архаизмов, употребленных А.Н. Островским в дамах «Гроза» и «Бесприданница»№АрхаизмКонтекстезуитДикой(посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.8ровныяКулигин(поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.5мещанствоКулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12Что льДикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.8Батюшка (батюшки)Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.9Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.39матушкаБорис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.9Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.17Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.47нештоКудряш. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.9сударьКулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.8городничийКулигин. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, – говорит, – Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12залучатьКулигин. Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12приказнойКулигин. Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12кольКудряш. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.7учливостьКудряш. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.7благостыняКулигин. Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12нестьКулигин. Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12губернияСудятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.12-13купечествоФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14БлаголепиеФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14благочестивыйФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14подаянияФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14приумножитсяФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14неоставлениеФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14щедротыФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14дивныйФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14Обетованная земляФеклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.14маменькаКабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.15вещунКабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. несть жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.16АльКабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.16вымолвитьКатерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, – вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить! Ах!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.27праведныйФеклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.30опостынетКатерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.34индоФеклуша. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.47ПлевелыФеклуша. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.47говетьДикой: О посту как-то о великом я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка: за деньгами пришел, дрова возил.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.51схоронитьБорис. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.53ужоткоВарвара. Не узнал ведь! Пущай теперь подумает. А ужотко я знаю, что Катерина не утерпит, выскочит. (Уходит в ворота.)Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.55окаянныйКатерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.61погубительКатерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.62оченноКудряш. А это вы важную штуку придумали, в садовую калитку лазить. Оно для нашего брата оченно способна.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.65арап1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было? Довольно затруднительно это понимать.2-й. Это геенна огненная.1-й. Так, братец ты мой!2-й. И едут туда всякого звания люди.1-й. Так, так, понял теперь.2-й. И всякого чину.1-й. И арапы?2-й. И арапы.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.69дивитьсяКулигин(выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря», а вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.77ворогиКабанов. Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет. Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, – взяла, да и ушла.Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – С.84обедняГаврило. По праздникам всегда так. По старине живем: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых.Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.5вечерняГаврило. А вот около вечерен проснутся, попьют чайку до третьей тоски…Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.5чайИван. Слушаю-с… Чай, из пушки выпалят.Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.8трактирПаратов. Что за прелесть! Каков тон, господа! (Робинзону.) Оставь ты эту вашу скверную привычку бросать порядочное общество для трактира!Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.34ТрактирныйОгудалова: «Надо, – говорит, – этому иностранцу все замечательные трактирные заведения показать».Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.39моционГаврило. Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду. Какие обеды-то у него! Разве без моциону такой обед съешь?Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.5диви быВожеватов. Квартиру свою вздумал отделывать, – вот чудит-то. В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал: уж диви бы охотник, а то и ружья-то никогда в руки не брал.Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.17мурьяПаратов. Нет, я баржи продал. Я думал нынче рано утром приехать, мне хотелось обогнать «Самолет»; да трус машинист. Кричу кочегарам: «Шуруй!», а он у них дрова отнимает. Вылез из своей мурьи: «Если вы, – говорит, – хоть полено еще подкинете, я за борт выброшусь».Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.30тароватыйВожеватов. Да я не всякий.Робинзон. А кто же вы?Вожеватов. Купец.Робинзон. Богатый?Вожеватов. Богатый.Робинзон. И тароватый?Вожеватов. И тароватый.Робинзон. Вот это в моем вкусе. (Подает руку Вожеватову.) Очень приятно! Вот теперь я могу тебе позволить обращаться со мной запросто.Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.34половыеКарандышев. Половые в трактирах тоже сияют, выбегают на  улицу,  из  трактира  в  трактир перекликаются: «Барин приехал, барин приехал».Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.53человекПаратов. Был разговор небольшой. Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал. Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь. (Ударив себя по лбу.) Ах, какая мысль блестящая! Ну, Робинзон, тебе предстоит работа трудная, старайся…Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.69покойнаЛариса. Она покойна, она уверена в вас, она только будет ждать нас, ждать… чтоб благословить. Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой.Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.112Захворать (хворать)Лариса. Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова. (Подпирает голову рукой и сидит в забытьи.)Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.118Дурно Лариса. Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова. Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – С.118

1. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях [Электронный ресурс]. –URL https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1(Дата обращения: 17.05.2023).
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. – 608 с.
3. Гордеева Н.М. Речевой портрет и способы его описания. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hqlib.ru/st.php?n=101 (Дата обращения: 17.05.2023).
4. Инфантова Г.Г. Язык. Речь. Личность: монография. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 504 с.
5. Кадим М.М. Тематические группы устаревшей лексики в пьесе «Гроза» А.Н. Островского . [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/338165849_TEMATICESKIE_GRUPPY_USTAREVSEJ_LEKSIKI_V_PESE_GROZA_A_N_OSTROVSKOGO (Дата обращения: 17.05.2023).
6. Камаева Р.Б. Архаизмы как одна из категорий устаревшей лексики // Вестник Башкирского университета. – 2012. – №4. – С.1838-1841.
7. Кормилов С.И. Исторический контекст трагического конфликта в «Грозе» А.Н. Островского. // Вестник Московского университета. – 2013. – № 4. – С. 70-92.
8. Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории. – М.: Совпадение, 2007. – 502 с.
9. Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Русское слово свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 483 с.
10. Ларионова М.Ч. «Народная драма» А.Н. Островского «Гроза» // Известия ТРТУ. – 2006. – №2. – С.49-54.
11. Лисова М.И. Речевые характеристики персонажей как средство создания образов в романах Артура Хейли // Евразийский союз ученых.– 2014. – №7. – С.50-53.
12. Мальцева О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте. Л.:1986. – 127 с.
13. Николина Н.А. Художественное пространство драмы А.Н. Островского «Гроза» // Русский язык в школе. – 2016. – №6. – С.49-53.
14. Новикова Н.В. Проблема определения архаизма в лингвистике // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.185-187.
15. Островский А.Н. Гроза. – М.: АСТ, 2021. – 95 с.
16. Островский А.Н. Бесприданница. – М.: Эксмо, 2001. – 129 с.
17. Розенталь Д.Н. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Н. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1976 [Электронный ресурс]. – URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/linguistic-terms/index.htm (Дата обращения: 16.05.2023).
18. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. – URL: https://ushakovdictionary.ru/(Дата обращения: 16.05.2023).
19. Тонян Л.В. Аллюзия в речи исторического персонажа фильма как средство создания речевого портрета / Л.В. Тонян, Е.И. Абрамова // Научное сообщество студентов. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2016. – С.73-76.
20. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов // Очерки по теории языкознания. – М.: 2003 [Электронный ресурс]. – URL: https://scicenter.online/frazeologiya-leksikografiya-leksikologiya-scicenter/filin-leksiko-semanticheskih-gruppah-126116.html (Дата обращения: 16.05.2023).
21. Шестакова Н.А. Собственно лексические архаизмы в русском языке // Русский язык в школе. – 2014. – №5. – С.27-32.
22. Яковленко А.Е. Архаизмы и их значимость в русском языке // Фундаментальные прикладные научные исследования. – Самара: «Офорт», 2016. – С.252-254.