Китайско-японское отношение при администрации Синдзо Абе
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 19.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
После того, как С. Абэ предложил стратегию Свободного и открытого ИТР, японцы начали обсуждать возможность возобновления многостороннего взаимодействия с США, Австралией и Индией. Однако, смена власти в Вашингтоне поставила перед С. Абэ задачу привлечь внимание Белого дома к проблемам региона, учитывая тенденцию к изоляционизму республиканцев и уменьшению роли США в азиатских делах. Япония заинтересована в сохранении своего лидерства в регионе и активно занимается дипломатией, включая отношения с ЮВА странами. С. Абэ также выступает за жёсткую позицию в спорных вопросах с соседними государствами и инициирует меры для поддержания безопасности в Азии. Идея обратиться к понятию ИТР помогла вдохнуть новую жизнь в азиатско-тихоокеанскую политику нового президента США Д. Трампа, чему Япония проявляет большой интерес в свете ожиданий возрастания влияния Китая в регионе.После его вступления в должность в сентябре 2020 года, Ё. Суга в целом продолжил внешнеполитическую линию своего предшественника. На его первой пресс-конференции он отметил важность свободного и открытого ИТР в качестве приоритетной цели своей дипломатии, а также подчеркнул значение сотрудничества в рамках «четвёрки» в японской региональной политике и японо-американском диалоге. Ё. Суга участвовал в двух саммитах «четвёрки», причём на второй он поехал за несколько дней до своего ухода, демонстрируя тем самым свою приверженность этому форуму и готовя его будущему преемнику.Отношения Японии с Китаем являются основным сдерживающим фактором, и в Токио уже давно присутствует тезис о «китайской угрозе». Япония более последовательно выступает за сдерживание Пекина, но также придерживается прагматического подхода к сочетанию политики вовлечения Китая в сотрудничество в Азии и сдерживания его влияния в других регионах. Хотя Япония и Китай чередуют периоды потепления и похолодания, наблюдалось сближение в отношениях Токио и Пекина в 2018-2019 годах. Однако, это сближение было ограниченным и не свидетельствует о кардинальной смене внешнеполитического курса. Скорее, это было улучшение отношений между Китаем и Японией в выгодных для обеих стран формах, но при сохранении стратегического соперничества в сфере политики и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.Не только стратегические интересы супердержав конкурируют за региональное и глобальное лидерство в ЮВА, но также происходит соперничество за разные парадигмы создания мегапартнёрств. Сложность региональной архитектуры означает, что могут быть разные развития мегапартнёрств. В первом сценарии возможна более сильная конкуренция между ОПОП и ИТР, что приведёт к разделению региона на блоки по интересам и созданию новых разделительных линий, которые повысят уровень поляризации и вызовут вопросы по инклюзивности региона в целом. Во втором сценарии возможна сложная мозаика региона, и множество соглашений, которые накладываются друг на друга, замедлят региональную экономическую интеграцию. Третий сценарий включает переход от мегапартнёрствк глобализации и продвижение ИТР в Индии, Японии и США. В центре внимания этих государств до сих пор остаётся курс на сдерживание КНР.Администрация Дж. Байдена проявляет значительный интерес к работе «квартета» и рассматривает его как важный элемент американской политики в ИТР, что соответствует интересам Японии. «Четвёрка» во многом продолжает работу японо-американского альянса и укрепляет его региональную роль, включая не только области военной безопасности, но и сотрудничество в гуманитарной, медицинской и экологической сферах. При этом повестка «четвёрки» затрагивает области, не связанные непосредственно с военно-политическим конфликтом между США, Японией и Китаем, что позволяет снизить опасения других участников и партнёров «четвёрки», которые стремятся избежать противостояния с Пекином.Таким образом, формат «четвёрки» является одним из звеньев в широкой глобальной сети взаимодействия Японии с государствами, разделяющими опасения по поводу растущего влияния Китая. Он усиливает японо-американский союз, а также открывает перспективы налаживания на его основе, а в широком плане — на основе самой «четвёрки», взаимодействие с единомышленниками, заинтересованными в сохранении баланса сил в ИТР. Именно значение «четвёрки» не как изолированного клуба избранных государств, а как платформы для налаживания расширенного взаимодействия позволит Японии реализовать внешнеполитическую стратегию мягкого сдерживания Китая.Таким образом, чтобы преодолеть затяжные и комплексные противоречия между Японией и Китаем, необходима политическая воля как со стороны Японии, так и Китая. Необходимо достичь консенсуса по ключевым вопросам, в том числе в рамках двусторонних отношений, чтобы вернуть межгосударственные отношения в конструктивное русло. От того, смогут ли стороны достичь соглашения, будет зависеть дальнейшее развитие региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. К сожалению, на данный момент политический фактор продолжает играть ведущую роль в развитии отношений между Китаем и Японией, что негативно сказывается на углублении экономического сотрудничества. Проблема проявляется особенно ярко в отсутствии прогресса в переговорах по созданию зоны свободной торговли как в двустороннем формате, так и с подключением Республики Корея.Политика национального возрождения Китая, изложенная в идее «китайской мечты» Си Цзиньпина, и националистические действия премьер-министра Японии Синдзо Абэ приводят к снижению взаимного доверия и ограничивают перспективы улучшения отношений. Япония рассматривает Китай как главного врага и угрозу своей национальной безопасности, в результате чего она усиливает свой военный потенциал и укрепляет военно-политический союз с США, стремясь создать своего рода «антикитайский союз» в регионе Азиатско-Тихоокеанского бассейна.Согласно вышесказанному следует, что необходимость пересмотра отношений и расширения политических контактов между сторонами очень важна. Важно отметить, что противоречия между Японией и Китаем в целом оказывают влияние на стратегические интересы России в данном регионе. Список источниковЗабелла А. А., Пенькова Е. А., Фивейская М. С. Один пояс, один путь» vs.«свободный и открытый Индо-тихоокеанский регион»: соперничество за региональную интеграцию (взгляд из Индии и Японии)//Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2021. – Т. 4. – №. 4 (53). – С. 5-19.Дикарев А.Д. Китай-Япония: территориальный конфликт илирегиональная кооперация//https://mgimo.ru/upload/iblock/9d5/kitaj-yaponiya-territorialnyj-konflikt-ili-regionalnaya-kooperaciya.pdf. Электронный документ. Дата обращения 19.05.2023. Дьячков И. В. Конфликт вокруг островов Сэнкаку 2012 г.: истоки и уроки //Вестник МГИМО Университета. – 2013. – №. 1 (28). – С. 97-101.Добринская О. А. Японский подход к четырёхстороннему сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе //Ежегодник Япония. – 2021. – Т. 50. – С. 9-31.Киреева А. А. Новая историческая веха в китайско-японских отношениях: насколько глубоко потепление и что за ним стоит? //Японские исследования. – 2020. – №. 1. – С. 21-47.Кистанов, В. О. О некоторых подходах Японии к её территориальным спорам с Россией, Южной Кореей и Китаем / В. О. Кистанов // Актуальные проблемы современной Японии. – 2018. – № 32. – С. 187-204. Кистанов, В. О. Треугольник Россия - Япония - Китай во внешней политике Абэ: территориальный аспект / В. О. Кистанов // Российское японоведение сегодня: К 20-летию Ассоциации японоведов, Москва, 19 декабря 2014 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2015. – С. 55-67. Муратшина К. Г., Попова Т. А. Япония-Китай: спор вокруг островов Сэнкаку //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2012. – №. 4. – С. 5-8.Стрельцов, Д. В. Японский регионализм эпохи Синдзо Абэ через призму ценностного подхода / Д. В. Стрельцов // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – Т. 63, № 9. – С. 38-49.Турицын И. В., Иоганн Р. Особенности современных отношений КНР и Японии в контексте краткой ретроспективы китайско-японского взаимодействия //Современная научная мысль. – 2019. – №. 4. – С. 111-140.Филиппов Д.А. Формирование японской внешней политики при второй администрации Абэ (2012-2020) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 3. - С. 115-123. DOI: 10.31249/rva/2022.03.08
2. Дикарев А.Д. Китай-Япония: территориальный конфликт или
региональная кооперация//https://mgimo.ru/upload/iblock/9d5/kitaj-yaponiya-territorialnyj-konflikt-ili-regionalnaya-kooperaciya.pdf. Электронный документ. Дата обращения 19.05.2023.
3. Дьячков И. В. Конфликт вокруг островов Сэнкаку 2012 г.: истоки и уроки //Вестник МГИМО Университета. – 2013. – №. 1 (28). – С. 97-101.
4. Добринская О. А. Японский подход к четырёхстороннему сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе //Ежегодник Япония. – 2021. – Т. 50. – С. 9-31.
5. Киреева А. А. Новая историческая веха в китайско-японских отношениях: насколько глубоко потепление и что за ним стоит? //Японские исследования. – 2020. – №. 1. – С. 21-47.
6. Кистанов, В. О. О некоторых подходах Японии к её территориальным спорам с Россией, Южной Кореей и Китаем / В. О. Кистанов // Актуальные проблемы современной Японии. – 2018. – № 32. – С. 187-204.
7. Кистанов, В. О. Треугольник Россия - Япония - Китай во внешней политике Абэ: территориальный аспект / В. О. Кистанов // Российское японоведение сегодня: К 20-летию Ассоциации японоведов, Москва, 19 декабря 2014 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2015. – С. 55-67.
8. Муратшина К. Г., Попова Т. А. Япония-Китай: спор вокруг островов Сэнкаку //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2012. – №. 4. – С. 5-8.
9. Стрельцов, Д. В. Японский регионализм эпохи Синдзо Абэ через призму ценностного подхода / Д. В. Стрельцов // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – Т. 63, № 9. – С. 38-49.
10. Турицын И. В., Иоганн Р. Особенности современных отношений КНР и Японии в контексте краткой ретроспективы китайско-японского взаимодействия //Современная научная мысль. – 2019. – №. 4. – С. 111-140.
11. Филиппов Д.А. Формирование японской внешней политики при второй администрации Абэ (2012-2020) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 3. - С. 115-123. DOI: 10.31249/rva/2022.03.08