Технология формирования и продвижения туристского продукта на примере разработки культурно-познавательного тура Санкт петербургский регион .
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 75 + 75 источников
- Добавлена 21.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки культурно-познавательного туризма 6
1.1. Основные понятия и разновидности культурно-познавательного туризма 6
1.2. Особенности организации культурно-познавательного туризма 14
1.3. Ресурсы культурно-познавательного туризма Санкт-Петербурга 20
1.4. Материально-техническая база и инфраструктура туризма Санкт-Петербурга 29
Глава 2. Разработка культурно-познавательного тура в Санкт-Петербург 35
2.1. Анализ рынка спроса на культурно-познавательные туры в Санкт-Петербург 35
2.2. Анализ рынка предложений культурно-познавательных туров в Санкт-Петербург 42
2.3. Разработка культурно-познавательного тура 46
2.4. Расчет стоимости разработанного тура, обоснование привлекательности и конкурентоспособности разработанного тура 53
Заключение 60
Список использованных источников 62
До 13:00 Прибытие в Санкт-Петербург.Самостоятельный заезд в гостиницу.13:00 Автобусная экскурсия «Новый Петербург».14:30 Посещение Кунсткамеры с обзорной экскурсией.16:00 Посещение «Артмузы». В «Артмузе» у туристов будет возможность посмотреть выставки и подняться на открытую крышу пространства, откуда открываются виды на Васильевский остров. 16:40 Посещение Василеостровского рынка. Свободное время для обеда. 17:40 Посещение Эрарты с экскурсией «Время искусства, или Эра Арта».19:00 Посещение «Севкабель Порта». Здесь туристы смогут прогуляться по длинной набережной, сделать фотографии с видом на Финский залив и вантовый мост ЗСД, пройтись по местным магазинам и перекусить в одном из кафе. 2 день — Адмиралтейская и Казанская части городаВо второй день тура туристы переместятся из Казанской части города в Адмиралтейскую, проехав, как настоящие петербуржцы, на метро. От крупнейшего пересадочного узла метрополитена — Садовая-Спасская-Сенная площадь, до самой глубокой станции города — Адмиралтейской. Далее туристы посетят филиал Государственного Эрмитажа — Главный штаб, который удивит своими необычными и современными интерьерами и разнообразием коллекций. Во второй половине дня путешественники отправятся на пешеходную экскурсию «Спрятанный город», на которой заглянут в дворы-колодцы, переулки, парадные и черные лестницы Петербурга — все то, что обычно скрыто от глаз туристов. В экскурсию включено посещение и креативных пространств «Новая Голландия» и «Бертгольд-центр», где туристы узнают, почему такие площадки так популярны среди петербуржцев.Завтрак в гостинице, встреча с гидом в холле гостиницы.12:00 Перемещение на метро от гостиницы до Главного Штаба.12:20 Посещение Главного штаба с экскурсией. 15:00 Пешеходная экскурсия «Спрятанный город».Посещение в ходе экскурсии «Бертгольд-центра» (с посещением крыши) и «Новой Голландии». В этих креативных пространствах туристы почувствуют ритм жизни города, ощутят необычную атмосферу этих мест, пройдутся по магазинам и кафе и просто отдохнут. Окончание программы в центре города.3 день — ПетергофВ этот день туристы узнают, что Петергоф — это не просто пригород, известный своими фонтанами, но небольшой город, где течет своя размеренная жизнь. Они увидят бывший уездный город Санкт-Петербургской губернии и пройдутся по тем местам, до которых не доходят туристы, приезжающие сюда. Увидят железнодорожный вокзал Нового Петергофа, частные исторические дачи, бывшие промышленные здания. В ходе экскурсии путешественники взглянут на город глазами его жителей и откроют для себя совершенно другой Петергоф, а затем посетят уже знакомый всем дворцово-парковый ансамбль.Завтрак в гостинице, встреча с гидом в холле гостиницы.09:00 Экскурсия «Неизвестный Петергоф».12:00 Посещение Нижнего парка с фонтанами.17:00 Возвращение в Петербург.4 день — Кронштадт В последний день тура туристы посетят Кронштадт, где узнают его насыщенную событиями историю и почувствуют аутентичную атмосферу города-острова. Путешественники прогуляются по центру города, посетят величественный Морской собор, совершат променад по набережной Петровского парка. Одной из точек посещения станет недавно открывшийся парк «Остров Фортов», посвященный военно-морскому флоту и уже ставший одной из точек притяжения для кронштадтцев и гостей города.Завтрак в гостинице, встреча с гидом в холле гостиницы.10:00 Автобусная загородная экскурсия в Кронштадт.12:00 Посещение Морского собора.14:00 Посещение «Острова Фортов».17:00 Окончание программы в центре Санкт-Петербурга и трансфер на вокзал.В рамках тура возможно приобретение дополнительных экскурсий. С их перечнем можно ознакомиться в таблице 8. Таблица 1— Перечень дополнительных экскурсий (цены даны с наценкой 10% на 2022 год)№Наименование услугиПродолжительностьСтоимость1Прогулка по Финскому заливу на теплоходе «Метеор» из Петергофа40 минут Стандартный взрослый — 880 руб., стандартный детский до 12 лет — 600 руб.2Ночная теплоходная экскурсия развод мостов2 часаВсе категории 770 руб.3Прогулка по фортам Кронштадта1-1,5 часаВзрослый — 600 руб., льготный — 550 руб.4Посещение «Петровской Акватории»1-2 часаВзрослый — 600 руб., льготный — 440 руб., детский — 330 руб.5Теплоходная экскурсия с выходом в Финский залив1 час 45 минутВзрослый — 880 руб., детский — 600 руб.Стоит обратить внимание, что данный тур — сборный, что означает следующее:Тур организуется на определенные даты и планируется на определенное количество человек; Туристы добираются до выбранной дестинации самостоятельно на любом виде транспорта, а затем самостоятельно добираются до гостиницы (при желании — организуется трансфер от вокзала или аэропорта);Из питания в стоимость тура включены завтраки в гостиницах, в основном это шведский стол. Обедают туристы самостоятельно либо в перерывах между экскурсиями, либо после окончания экскурсионной программы. Ужинают также самостоятельно либо в кафе и ресторанах, либо в своей гостинице. Предлагается два варианта количества туристов в группе: 12 и 30 человек, не включая экскурсоводов. Такой выбор обусловлен количеством мест в автобусах (19 и 44 мест соответственно), исходя из 70% их заполняемости. Варианты размещения предлагаются следующие: Station S13 (3*), StationPremier S10 (4*). Это современные гостиницы с приятным дизайном, расположенные в центре города, в 15 минутах от Исаакиевского собора и Мариинского театра. В непосредственной близости располагаются креативные пространства «Бертгольд центр» и «Новая Голландия». Рядом три станции метро, кафе, рестораны. В стоимость тура включено: переезды на комфортабельном автобусе, услуги экскурсовода, проживание в отеле с шведским завтраком, экскурсии, билеты в музеи.В стоимость тура не включено: билеты до Санкт-Петербурга, дополнительные экскурсии. В соответствии с государственным стандартом по проектированию туристских услуг [1] была составлена технологическая карта туристского путешествия, с которой можно ознакомиться в приложении 9.Разработанное предложение рассчитано преимущественно на летние месяцы, однако его реализация возможна и в другие сезоны с заменых отдельных объектов на другие. 2.4. Расчет стоимости разработанного тура, обоснование привлекательности и конкурентоспособности разработанного тураПроведем калькуляцию тура из 12 и 30 человек с учетом индивидуальных и групповых расходов (см. табл. 3 и 4). Следует отметить, что цены, представленные в таблице рассчитаны на июнь 2023 года. Итоговая стоимость тура на одного человека рассчитывается по формуле: стоимость турпродукта = себестоимость + 10% (маржа) + 15% агентской комиссии.Таблица 2 — Расчет индивидуальных и групповых расходов тура на группу из 12 человекИндивидуальные расходыПроживание Количество ночейКоличество номеровЦена, руб./челСтоимость, руб.Station S13 (3*) стандарт twin, завтрак шведский стол3 ночи65 39097 020Всего:97 020Наименование организацииБилетыКоличествоЦена, руб.Стоимость, руб.1ЭрартаВходные билеты124305 1602Нижний парк ПетергофаВходные билеты124405 2803Главный штабВходные билеты12100012 0004ДругоеНаушники122002 400Всего:24 840Итого индивидуальные расходы:121 860Групповые расходыТранспорт День Цена в час, руб.Количество часовСтоимость, руб.Микроавтобус MERCEDES SPRINTER 2014 год, 19 мест110008 часов (+1)9 000проезд по ЗСД (наб. р. Екатерингофки-наб. Макарова)--2002---310008 часов (+2)10 000410008 часов (+2)10 000Всего:29 200ГидКоличество днейОплата в день, руб.Стоимость, руб.Русскоязычный гид44 00016 000Всего:16 000Наименование организацииЭкскурсионное обслуживаниеКоличество билетовЦена, руб.Стоимость, руб.КунсткамераОбзорная экскурсия по музею--8 250ЭрартаЭкскурсия по музею--1 320Нижний парк ПетергофаЭкскурсия по парку--1 650Главный штабЭкскурсия по музею--11 000Всего:22 220Итого групповые расходы: 67 420Итого общие расходы:189 280Таблица 3— Расчет индивидуальных и групповых расходов тура на группу из 30 человекИндивидуальные расходыПроживание Количество ночейКоличество номеровЦена, руб./челСтоимость, руб.Station S13 (3*) стандарт twin, завтрак шведский стол3 ночи155 390242 550Всего:242 550Наименование организацииБилетыКоличество билетовЦена, руб.Стоимость, руб.1ЭрартаВходные билеты3043012 9002Нижний парк ПетергофаВходные билеты3044013 2003Главный штабВходные билеты3055016 5004ДругоеНаушники302006 000Всего:48 600Итого индивидуальные расходы:291 150Групповые расходыТранспорт День Цена в час, руб.Количество часовСтоимость, руб.Автобус HYUNDAI UNIVERSE SPACE2017 год, 44 мест118008 часов (+1)16 200проезд по ЗСД (наб. р. Екатерингофки-наб. Макарова)--3502---318008 часов (+2)18 000418008 часов (+2)18 000Всего:52 550ГидКоличество днейОплата в день, руб.Стоимость, руб.Русскоязычный гид44 00016 000Всего:16 000Наименование организацииЭкскурсионное обслуживаниеКоличество билетовЦена, руб.Стоимость, руб.КунсткамераОбзорная экскурсия по музею--16 500ЭрартаЭкскурсия по музею--2 640Нижний парк ПетергофаЭкскурсия по парку--1 650Главный штабЭкскурсия по музею--16 500Всего:37 290Итого групповые расходы:105 840Итого общие расходы:396 990Таблица 4— Расчет стоимости туровВариантКоличество человек в группеСебестоимость в расчете на группу, руб.Себестоимость в расчете на 1 чел., руб.Маржа (10% от себестоимости), руб.Комиссионное вознаграждение агентствам (15%)Итоговая стоимость тура в расчете на 1 чел., руб.Итоговая стоимость тура в расчете на группу., руб.112189 28015 7731 5772 602,520 000240 000230396 99013 2331 3232 183,416 800504 000Итого, стоимость тура при наборе группы на 12 человек составит 20 000 рублей, а при группе 30 человек — 16 800 (см. табл. 15). Предположив, что тур осуществляется каждую неделю, можно рассчитать прибыль за летний сезон (июнь, июль, август), т.е. 13 туров за данный период. Для этого итоговую стоимость тура умножим на 13 недель:240 000 * 13 = 3 120 000 рублей504 000 * 13 = 6 552 000 рублей При этом учтем сумму постоянных и переменных затрат (см. табл. 16).Таблица 5 — Постоянные и переменные затраты по турамПостоянные затратыПеременные затраты116 000 руб. 97 020+24 840+29 200+22 220 = 173 280 руб. 216 000 руб. 242 550+48 600+52 550+37 290 = 380 990 руб. Валовая маржа — это разность между выручкой и суммой переменных затрат. Для того, чтобы ее посчитать, необходимо определить сумму переменных затрат за сезон:173 280 * 13 = 2 252 640 руб.380 990 *13 = 4 952 870 руб.Таким образом, валовая маржа при реализации тура на 12 человек, будет равна 867 360 рублей (3 120 000-2 252 640=867 360), а при группе в 30 человек — 1 599 130 рублей (6 552 000 -4 952 870 =1 599 130).Теперь определим удельный вес валовой маржи, который далее понадобится для расчета рентабельности. Для этого рассчитаем соотношение валовой маржи к сезонной выручке:867 360 / 3 120 000 = 0,281 599 130 / 6 552 000 = 0,24Для определения порога рентабельности необходимо рассмотреть отношение постоянных затрат к удельному весу валовой маржи (при сумме постоянных затрат за сезон 208 000 руб.):208 000 / 0,28 = 742 857 руб.208 000 / 0,24 = 866 667 руб. Далее рассмотрим порог рентабельности в натуральном выражении, т.е. узнаем сколько групп нужно отправить, чтобы покрыть расходы:742 857 / 240 000 = 3,1 866 667 / 504 000= 1,7 Следовательно, как мы видим, при первом варианте тура для покрытия всех расходов надо отправить не менее трех групп, а во втором варианте не менее двух. Наконец, определим чистую прибыль, вычислив разность выручки и суммы всех затрат: 3 120 000 - (208 000+2 252 640) = 846 560 руб.6 552 000 - (208 000+4 952 870) = 1 361 130 руб.Таким образом, внедрение предложенного турпродукта представляется экономически выгодным. При реализации данного продукта достаточно будет отправить 3 группы по 12 человек и 2 группы по 30. Представляется, что включение креативных пространств Санкт-Петербурга в туристские маршруты города, является целесообразным. Конкурентным преимуществом тура «Город глазами петербуржцев» по сравнению с другими предложениями является уникальность, т.к. на данный момент, на рынке очень мало предложений, которые отличаются посещением креативных пространств или любой другой деятельностью на их территории. Знакомство с отдельными пространствами города в рамках данного тура в дальнейшем может послужить мотивом для повторного посещения города. Это важно, поскольку многие туристические дестинации прилагают все усилия для того, чтобы турист стал «возвратным», то есть вернулся еще не один раз. Предложенный тур может повысить общую привлекательность Санкт-Петербурга, как города не только классической культуры, который застыл во времени, но и города современного и креативного, где есть место новым точкам притяжения — креативным пространствам.ЗаключениеВ результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.1. Культурный туризм состоит не только из пассивных расходов, т.е. посещения исторических мест, музейных коллекций, картин или театральных представлений. Туристов все больше интересует творческий туризм, активно участвующий в культурных мероприятиях.Предлагается следующее определение культурного туризма.2. Туристические агентства разрабатывают новые туристические продукты на основе 5 стратегических мест, направленных на получение дохода.а) постановка четких и разумных целей;б) соответствие туристских продуктов потребностям потенциальных клиентов;в) Разрабатывать оригинальные формы туристических услуг, привлекающие новых клиентов.ж) Анализ рынка туризма на основе социологических исследований, изучения мотивации и мнений населения.г) Разработка эффективных мер по продвижению туристского продукта на рынке.3. Санкт-Петербург — это один из крупнейших туристских центров. Сегодня город остается одним из самых популярных направлений среди российских и иностранных туристов.4. Санкт-Петербург — город с многовековой историей и интересной культурой. Это место часто выбирают путешественники для культурного туризма, ведь здесь большое количество музеев, знаменитых достопримечательностей и красивая природа. Поэтому туристам стоит узнать больше об инфраструктуре города, расположении интересных объектов и особенностях поездки.Креативные пространства Петербурга в настоящий момент активно посещаются туристами, однако чаще всего их основной мотив для посещения — это личная заинтересованность. В ряде случаев туристы попадают в креативное пространство, узнав о нем от друзей и знакомых, или просто проходя мимо.5. Рассмотрена возможность использования креативных пространств как объектов туризма и определен значимый потенциал их использования. 6. Выяснена востребованность креативных пространств среди местного сообщества и туристов, определены самые популярные творческие места, а также выделен подробный перечень предоставляемых услуг, которые интересны для обеих групп. 7. Проанализированы существующие предложения на рынке туруслуг, в результате чего было выяснено, что на данный момент выбор среди туров и экскурсий по креативным пространствам очень ограничен. Наибольшую долю составляют экскурсии по творческим местам от местных гидов в составе небольшой группы. 8. Главным итогом работы стала разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга. Его конкурентным преимуществом по сравнению с другими предложениями является уникальность, т.к. на данный момент, на рынке очень мало предложений, которые отличаются посещением креативных пространств или любой другой деятельностью на их территории. В данный тур помимо классической программы включено посещение четырех креативных пространств — «Артмузы», «Севкабель Порта», «Бертгольд-центра» и «Новой Голландии», а также музея современного искусства Эрарты. Предложенный тур может повысить общую привлекательность Санкт-Петербурга, привлечь новые категории туристов, а также повысить осведомленность о таких многофункциональных комплексах, как креативные пространства.Список использованных источниковГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»: национальный стандарт РФ от 01.07.2011.Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» (с изменениями на 17 июля 2013 года)Амосова Е. В. Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия / Е. В. Амосова // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). – 2019. – №3 (52). – С. 98-102.АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы»: сайт. – URL: http://welcome.moscow/ (дата обращения 21.05.2023)Антонова А. А. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города / А. А. Антонова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2015. – №4 (47). – С. 56-59.АСИ представило первый в России Атлас креативных индустрий // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/ekonomika/11203723 (дата обращения 21.05.2023)Беспалова А. А. Туристический потенциал креативного рекреационного пространства города: состояние и перспективы реализации в России / А. А. Беспалова, Т. А. Рововая // Гуманитарий Юга России. – 2018. – №1. – С. 222-232.В Петербурге открывается новый креативный квартал // РБК: сайт. – https://www.rbc.ru/spb_sz/27/02/2021/603896719a7947499de11b3f (дата обращения 21.05.2023) В центре Петербурга открывается крупнейшее креативное пространство // РБК: сайт. – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/04/02/2021/601bc27b9a7947032fcb15e4 (дата обращения 21.05.2023)В поисках новых ресурсов: креативная среда российских городов. Аналитические материалы. – Санкт-Петербург, 2016. – URL: http://www.rodnyegoroda.ru/upload/iblock/2ec/2eca0d8eae6d5bc78921211ac98c730d.pdf (дата обращения 21.05.2023) Винзавод. Центр современного искусства: сайт. – URL: http://www.winzavod.ru (дата обращения 21.05.2023)В Ростуризме считают, что Петербургу нужна перезагрузка с точки зрения турпредложений // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/obschestvo/9498789 (дата обращения 21.05.2023)Воловода А. В. Креативные пространства как объекты культурного вида туризма в Санкт-Петербурге / А. В. Воловода, А. Д. Былкова // Сборник статей СПбГЭУ – 2016. – №4. – С. 35-40.Гнедовский М. Винзавод, Стрелка, Флакон. Творческие кластеры в больших городах / М. Гнедовский // Русский журнал: сайт. – URL: http://www.russ.ru/layout/set/print/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon (дата обращения 21.05.2023)Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: политический вызов для России / М. Б. Гнедовский // Отечественные записки. – 2005. – № 4. – С. 168-169. – URL: https://strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения 21.05.2023)Гончарик А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии / А. Гончарик // Creativeindustries : [Сайт], 2009. – URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/6 (дата обращения 21.05.2023)Гордин В. Э. Анализ образовательного потенциала креативных пространств / В. Э. Гордин, К. А. Кузьмина, М. В. Никольская // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – №1 (26). – С. 89-101.Гордин В. Э. Развитие культурного туризма в мегаполисе: феномен Санкт-Петербурга / В. Э. Гордин // Известия Русского географического общества. – 2011. – Т. 143. № 2. – С. 71-79.Группа компаний Тари Тур: сайт / Санкт-Петербург. Новая география. – URL: https://www.tarispb.ru/sbornie/tour/bynameid/1422/42#programm (дата обращения 21.05.2023)Группа компаний Тари Тур: сайт / Город 812. – URL: https://www.tarispb.ru/sbornie/tour/bynameid/1424/42#programm (дата обращения 21.05.2023)Данилова А. А. Влияние внешней среды на развитие креативных пространств Санкт-Петербурга / А. А. Данилова, Е. П. Зипунникова, Е. Л. Кан //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2018. – № 22 (4). – С. 22-26.Дизайн-завод Флакон: сайт. – URL: https://flacon.ru/(дата обращения 21.05.2023)Доклад о концепции развития городских общественных и креативных пространств Санкт-Петербурга 24 ноября 2016 г. // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/current_activities/speeches/3389/ (дата обращения: 21.05.2023).Елисеева Е. В. Роль креативных пространств в современной городской среде / Е. В. Елисеева // Вопросы науки и образования. – 2017. – №6 (7). С. 170-173.Ермакова Л. И. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии / Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская, Т. В. Яшан // Концепт. – 2017. – №S5. – С. 43-46 Жуков П. В. Проблемы и решения влияния овертуризма на туррынок Санкт-Петербурга / П. В. Жуков // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – №4. – С. 132-139. Задорина А. А. Арт-кластер: возможности столичных трендов в условиях индустриального города / А. А. Задорина // Туризм: технологии и тренды : материалы II студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 февраля 2016 г. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. – С. 184-191.Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований / Е. Зеленцова // Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований. – М.: Смысл, 2010. – С. 202-216.Здание самой крупной словолитни Санкт-Петербурга начала XX века признано региональным памятником // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/129733/ (дата обращения 21.05.2023)Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://spbinvestment.ru/ru (дата обращения 21.05.2023)Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: сайт / Креативные пространства Санкт-Петербурга. – URL: http://spbinvestment.ru/content/uploadfiles/docs/CREATIVE_kominvest_booklet_09-10-2017.pdf (дата обращения 21.05.2023) Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Калуцков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с. Костюк А. А. Креативность как форма творчества информационной эпохи / А. А Костюк // LogosetPraxis. – 2019. – №4. – С. 96-101.Креативные пространства — новый тренд в развитии Петербурга // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/100111/ (дата обращения 21.05.2023)Креативный туризм — точки роста. Говорим с экспертом Живого наследия на тему креативного туризма // Живое наследие: официальный сайт проекта. – URL: https://livingheritage.ru/news/kreativnyj-turizm-tochki-rosta (дата обращения 21.05.2023)Кульков А. А. Развитие лофт-комплексов как перспективное направление редевелопмента промышленных зон / А. А. Кульков, Ю. Л. Шпякина // Российское предпринимательство. – 2015. – № 16 (19). – С. 3331-3340.Локали. Друг в каждом городе: сайт / Урбан-тур по Петербургу. – URL: https://localie.co/ru/tour/5fe9b664c863ef0059b46573#1 (дата обращения 21.05.2023)Лофт-проект Этажи: сайт. – URL: https://www.loftprojectetagi.ru/ (дата обращения 21.05.2023)Москва, лето!: сайт. – URL: https://hellomoscow.profi.travel/ (дата обращения 21.05.2023)Мостур туроператор: сайт / Тур в Москву «Арт Москва». – URL: https://mos-tour.moscow/mostours/schedulers/tur-v-moskvu-5-dnej-4-nochi-art-moscow/ (дата обращения 21.05.2023)Музей современного искусства Артмуза: сайт. – URL: https://artmuza.spb.ru/ (дата обращения 21.05.2023)Музей стрит-арта: сайт. – URL: https://streetartmuseum.ru/ (дата обращения 21.05.2023)Национальный туристический портал RussiaTravel: сайт / По Москве вдали от толпы. – URL: https://russia.travel/routes/327536/ (дата обращения 21.05.2023)Невские сезоны туроператор: сайт / Тур «Невская коллекция» с пятницы. – URL: https://nevaseasons.ru/tour/nevskaya-kollektsiya-s-pyatnitsy (дата обращения 21.05.2023)Невские сезоны туроператор: сайт / Тур для школьных групп «Неклассический Петербург» – URL: https://nevaseasons.ru/school/tours/2021/NEKL4D2021.pdf (дата обращения 21.05.2023)Новая туристская география Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://newtourgeo-spb.tilda.ws/ (дата обращения 21.05.2023)Основатель лофт-проекта «Этажи»— о креативном предпринимательстве и энергии стартапов // Inc.: сайт. – URL: https://incrussia.ru/understand/osnovatel-loft-proekta-etazhi-o-kreativnom-predprinimatelstve-i-energii-startapov/ (дата обращения 21.05.2023)Панова Л. Б. Роль креативных пространств в формировании туристического бренда дестинации: магистерская диссертация / Лина Борисовна Панова. – Санкт-Петербург, 2016. – 161 с. Пекар В. Креативный город / В. Пекар, Е. Пестерников // Валерий Пекар: личный сайт. – URL: http://pekar.in.ua/Creative%20City.htm (дата обращения 14.03.2021)Петренко И. А. Креативная экономика: зарубежный и российский опыт / И. А. Петренко // Российский университет Дружбы народов. – 2014. – № 4 (27). – С. 21-27. Погорелая Т. С. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»: сходства и различия / Т. С. Погорелая // Достижения науки и образования. – 2018. – №8 (30). – C. 83-85.Полярная звезда туроператор: сайт / По креативным пространствам Питера. – URL: https://polarstarspb.ru/ehkskursii-po-sovremennoj-arhitekture-i-kreativnym-prostranstvam-pitera (дата обращения 21.05.2023)Портер М. Конкуренция / М. Портер – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.: ил. Практическое руководство по созданию креативного кластера. – Москва, 2019. – URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf (дата обращения 21.05.2023) Предложения по дополнению стратегических приоритетов и направлений развития отрасли туризма Санкт-Петербурга с учетом новых вызовов и возможностей внешней среды. – Санкт-Петерубрг, 2021 – URL: https://disk.yandex.ru/i/7bpb59khmP4J8AОфициальный сайт мэра Москвы: офиц. сайт / Путеводители и карты для скачивания. – URL: https://www.mos.ru/tourism/documents/putevoditeli-i-karty-dlya-skachivaniya/ (дата обращения 12.04.2021)Рукотворный остров Новая Голландия: сайт. – URL: https://www.newhollandsp.ru/ (дата обращения 12.04.2021)Санкт-Петербург завоевал мировой туристский «Оскар» // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/202136/ (дата обращения 20.02.2021)Севкабель Порт: сайт. – URL: https://sevcableport.ru/ru (дата обращения 05.03.2021)Создать водный маршрут между креативными пространствами Петербурга Маршрут может соединить «Порт Севкабель», «Лахта Центр», Новую Голландию, Artplay и «Голицын-лофт» // TheVillage: сайт. – URL: https://www.the-village.ru/city/news/298662-klastery-vodnyi-marshrut (дата обращения 05.03.2021)Соловьев М. С. Творчество и креативность / М. С. Соловьев, В. В. Латкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 13-15.Стеклова И. А. Креативные пространства как надежда провинции / И. А. Стеклова, О. И. Рагужина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 88.Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская // Молодой ученый. – 2013. – № 10 (57). – С. 650-652.Танкиева Т. А. Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования / Т. А. Танкиева, М. В. Пономарева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №4 (86). – C. 65-79. Тукмакова М. Р. Творческие индустрии, как метод ревитализации льнопрядильной фабрики Алафузова в г. Казани / М. Р. Тукмакова, И. А. Фахрутдинова // Известия КазГАСУ. – 2017. – №2 (40). – С. 45-52.Федотова Н. Г. Креативные индустрии (Creativeindustries): теория и практика / Н. Г. Федотова // Культурное обозрение. – 2012. – №4. – С. 52-72. Федотова Н. Г. Креативный кластер в контексте социокультурных проблем региона / Н. Г. Федотова // Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века» // Книжный дом «Либроком». – 2013. – С. 59–68.Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Р. Флорида. – Пер. с англ. – М.: Классика XXI, 2011. – 432 с. Фьерару В. А. Трансформация городского пространства: креативные кластеры как новый инструмент повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга / В. А. Фьерару // Известия СПбГЭУ. – 2016. – №4 (100). – С. 184-186.Хорошо там: сайт / Новая Голландия и Севкабель Порт — история, секреты и современность. – URL: https://horosho-tam.ru/rossiya/sankt-peterburg/ekskursiya/kreativnye-prostranstva-peterburga(дата обращения 21.05.2023)Черная В. А. Креативное пространство как часть туристской индустрии / В. А. Черная, А. В. Кормишова // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки : электронный сборник статей по материалам ХLIV студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2017. – № 4 (64). – С. 228-232. Это «Бертгольд Центр» // Бумага: сайт. – URL: https://paperpaper.ru/photos/berthold/ (дата обращения 21.05.2023)Artplay: сайт. – URL: https://www.artplay.ru/ (дата обращения 21.05.2023)CalvertForum: Аналитические материалы 2014. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов (Берлин, Москва, Лондон). – Санкт-Петербург, 2014. – 81 с.Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: Towards Informed Policy-Making. – United Nations, 2008. – URL: http://unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf (датаобращения21.05.2023)ПриложениеПРИЛОЖЕНИЕ 4Анкета для посетителей креативных пространствУкажите ваш пол:МЖУкажите Ваш возраст:до 18 лет18-25 лет26-35 лет36-4546-6061 и старшеВыберите, в каком регионе Российской Федерации Вы родились (если вы родились за пределами РФ напишите страну рождения):Центральный ФОСеверо-Западный ФОЮжный ФОСеверо-Кавказский ФОПриволжский ФОУральский ФОСибирский ФОДальневосточный ФОДругоеВаш род деятельности:УчусьУчусь и работаюРаботаю Не работаюВаш образ жизни:Активный (помимо основной деятельности есть хобби, увлечения)Пассивный (занимаюсь только основной работой/учѐбой) Знаете ли Вы, что такое креативное пространство?ДаНетЧто Вас привлекает при посещении креативного пространства? (Выберите, пожалуйста, не более 4-х вариантов)Посещение выставки (художественные выставки, фотовыставки, выставки арт-инсталляций, стрит-арт)Посещение лекции/мастер-класса/курсаПосещение какого-либо события (фестиваля, концерта, ярмарки)Возможность хорошо провести времяОбщая атмосфера местаПосещение крыши или смотровой площадкиПосещение магазиновПосещение кафе/баров/кофеен/ресторановПосещение экскурсии по пространствуДругоеЗнаете ли Вы о креативных пространствах в Санкт-Петербурге?ДаНетУкажите креативные пространства, которые Вам знакомы:Севкабель ПортЛофт Проект ЭтажиНовая ГолландияПушкинская 10АртмузаБертгольд центрТретий КластерФлигельЭко-лофт пространство “Moreplaces”ЭрартаМузей стрит-артаЛюмьер ХоллЛенполиграфмашНичего из перечисленногоПосещали ли Вы креативные пространства Петербурга?ДаНетУкажите креативные пространства, которые Вы посещали:Севкабель ПортЛофт Проект ЭтажиНовая ГолландияПушкинская 10АртмузаБертгольд центрТретий КластерФлигельЭко-лофт пространство “Moreplaces”ЭрартаМузей стрит-артаЛюмьер ХоллЛенполиграфмашНичего из перечисленногоЕсли Вы посещали креативные пространства Петербурга, то укажите, как Вы узнали о креативном пространстве, которое посетили:Социальные сетиИнтернетДрузья и знакомыеАфиши в городеПутеводителиНикак. Проходили мимо и решили зайтиДругоеСчитаете ли Вы, что креативные пространства могут стать заменой традиционным достопримечательностям для туристов (галереям, музеям и т.п.)?Да, в полной мере – современному туристу интереснее посещать нестандартные местаНе думаю, скорее они могут стать дополнительным объектом для посещенияНет, туристам креативные пространства не будут интересны – они больше рассчитаны на местное населениеБыло бы Вам интересно поехать в тур, в котором бы сочетались классические достопримечательности и креативные пространства Петербурга?ДаНетБыло бы Вам интересно взглянуть на город глазами его жителей и посетить места их отдыха и досуга?ДаНетБыла бы интересной для Вас экскурсия по креативному пространству (что здесь находилось, чем живет сейчас пространство, какие дальнейшие перспективы)?ДаНетКакая, на Ваш взгляд, оптимальная продолжительность такого тура?2-3 дня4-5 дней6-7 днейДругое
1. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»: национальный стандарт РФ от 01.07.2011.
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» (с изменениями на 17 июля 2013 года)
3. Амосова Е. В. Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия / Е. В. Амосова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2019. – №3 (52). – С. 98-102.
4. АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы»: сайт. – URL: http://welcome.moscow/ (дата обращения 21.05.2023)
5. Антонова А. А. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города / А. А. Антонова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2015. – №4 (47). – С. 56-59.
6. АСИ представило первый в России Атлас креативных индустрий // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/ekonomika/11203723 (дата обращения 21.05.2023)
7. Беспалова А. А. Туристический потенциал креативного рекреационного пространства города: состояние и перспективы реализации в России / А. А. Беспалова, Т. А. Рововая // Гуманитарий Юга России. – 2018. – №1. – С. 222-232.
8. В Петербурге открывается новый креативный квартал // РБК: сайт. – https://www.rbc.ru/spb_sz/27/02/2021/603896719a7947499de11b3f (дата обращения 21.05.2023)
9. В центре Петербурга открывается крупнейшее креативное пространство // РБК: сайт. – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/04/02/2021/601bc27b9a7947032fcb15e4 (дата обращения 21.05.2023)
10. В поисках новых ресурсов: креативная среда российских городов. Аналитические материалы. – Санкт-Петербург, 2016. – URL: http://www.rodnyegoroda.ru/upload/iblock/2ec/2eca0d8eae6d5bc78921211ac98c730d.pdf (дата обращения 21.05.2023)
11. Винзавод. Центр современного искусства: сайт. – URL: http://www.winzavod.ru (дата обращения 21.05.2023)
12. В Ростуризме считают, что Петербургу нужна перезагрузка с точки зрения турпредложений // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/obschestvo/9498789 (дата обращения 21.05.2023)
13. Воловода А. В. Креативные пространства как объекты культурного вида туризма в Санкт-Петербурге / А. В. Воловода, А. Д. Былкова // Сборник статей СПбГЭУ – 2016. – №4. – С. 35-40.
14. Гнедовский М. Винзавод, Стрелка, Флакон. Творческие кластеры в больших городах / М. Гнедовский // Русский журнал: сайт. – URL: http://www.russ.ru/layout/set/print/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon (дата обращения 21.05.2023)
15. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: политический вызов для России / М. Б. Гнедовский // Отечественные записки. – 2005. – № 4. – С. 168-169. – URL: https://strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения 21.05.2023)
16. Гончарик А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии / А. Гончарик // Creative industries : [Сайт], 2009. – URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/6 (дата обращения 21.05.2023)
17. Гордин В. Э. Анализ образовательного потенциала креативных пространств / В. Э. Гордин, К. А. Кузьмина, М. В. Никольская // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – №1 (26). – С. 89-101.
18. Гордин В. Э. Развитие культурного туризма в мегаполисе: феномен Санкт-Петербурга / В. Э. Гордин // Известия Русского географического общества. – 2011. – Т. 143. № 2. – С. 71-79.
19. Группа компаний Тари Тур: сайт / Санкт-Петербург. Новая география. – URL: https://www.tarispb.ru/sbornie/tour/bynameid/1422/42#programm (дата обращения 21.05.2023)
20. Группа компаний Тари Тур: сайт / Город 812. – URL: https://www.tarispb.ru/sbornie/tour/bynameid/1424/42#programm (дата обращения 21.05.2023)
21. Данилова А. А. Влияние внешней среды на развитие креативных пространств Санкт-Петербурга / А. А. Данилова, Е. П. Зипунникова, Е. Л. Кан //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2018. – № 22 (4). – С. 22-26.
22. Дизайн-завод Флакон: сайт. – URL: https://flacon.ru/ (дата обращения 21.05.2023)
23. Доклад о концепции развития городских общественных и креативных пространств Санкт-Петербурга 24 ноября 2016 г. // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/current_activities/speeches/3389/ (дата обращения: 21.05.2023).
24. Елисеева Е. В. Роль креативных пространств в современной городской среде / Е. В. Елисеева // Вопросы науки и образования. – 2017. – №6 (7). С. 170-173.
25. Ермакова Л. И. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии / Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская, Т. В. Яшан // Концепт. – 2017. – №S5. – С. 43-46
26. Жуков П. В. Проблемы и решения влияния овертуризма на туррынок Санкт-Петербурга / П. В. Жуков // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – №4. – С. 132-139.
27. Задорина А. А. Арт-кластер: возможности столичных трендов в условиях индустриального города / А. А. Задорина // Туризм: технологии и тренды : материалы II студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 февраля 2016 г. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. – С. 184-191.
28. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований / Е. Зеленцова // Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований. – М.: Смысл, 2010. – С. 202-216.
29. Здание самой крупной словолитни Санкт-Петербурга начала XX века признано региональным памятником // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/129733/ (дата обращения 21.05.2023)
30. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://spbinvestment.ru/ru (дата обращения 21.05.2023)
31. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: сайт / Креативные пространства Санкт-Петербурга. – URL: http://spbinvestment.ru/content/uploadfiles/docs/CREATIVE_kominvest_booklet_09-10-2017.pdf (дата обращения 21.05.2023)
32. Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Калуцков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.
33. Костюк А. А. Креативность как форма творчества информационной эпохи / А. А Костюк // Logos et Praxis. – 2019. – №4. – С. 96-101.
34. Креативные пространства — новый тренд в развитии Петербурга // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/100111/ (дата обращения 21.05.2023)
35. Креативный туризм — точки роста. Говорим с экспертом Живого наследия на тему креативного туризма // Живое наследие: официальный сайт проекта. – URL: https://livingheritage.ru/news/kreativnyj-turizm-tochki-rosta (дата обращения 21.05.2023)
36. Кульков А. А. Развитие лофт-комплексов как перспективное направление редевелопмента промышленных зон / А. А. Кульков, Ю. Л. Шпякина // Российское предпринимательство. – 2015. – № 16 (19). – С. 3331-3340.
37. Локали. Друг в каждом городе: сайт / Урбан-тур по Петербургу. – URL: https://localie.co/ru/tour/5fe9b664c863ef0059b46573#1 (дата обращения 21.05.2023)
38. Лофт-проект Этажи: сайт. – URL: https://www.loftprojectetagi.ru/ (дата обращения 21.05.2023)
39. Москва, лето!: сайт. – URL: https://hellomoscow.profi.travel/ (дата обращения 21.05.2023)
40. Мостур туроператор: сайт / Тур в Москву «Арт Москва». – URL: https://mos-tour.moscow/mostours/schedulers/tur-v-moskvu-5-dnej-4-nochi-art-moscow/ (дата обращения 21.05.2023)
41. Музей современного искусства Артмуза: сайт. – URL: https://artmuza.spb.ru/ (дата обращения 21.05.2023)
42. Музей стрит-арта: сайт. – URL: https://streetartmuseum.ru/ (дата обращения 21.05.2023)
43. Национальный туристический портал Russia Travel: сайт / По Москве вдали от толпы. – URL: https://russia.travel/routes/327536/ (дата обращения 21.05.2023)
44. Невские сезоны туроператор: сайт / Тур «Невская коллекция» с пятницы. – URL: https://nevaseasons.ru/tour/nevskaya-kollektsiya-s-pyatnitsy (дата обращения 21.05.2023)
45. Невские сезоны туроператор: сайт / Тур для школьных групп «Неклассический Петербург» – URL: https://nevaseasons.ru/school/tours/2021/NEKL4D2021.pdf (дата обращения 21.05.2023)
46. Новая туристская география Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://newtourgeo-spb.tilda.ws/ (дата обращения 21.05.2023)
47. Основатель лофт-проекта «Этажи» — о креативном предпринимательстве и энергии стартапов // Inc.: сайт. – URL: https://incrussia.ru/understand/osnovatel-loft-proekta-etazhi-o-kreativnom-predprinimatelstve-i-energii-startapov/ (дата обращения 21.05.2023)
48. Панова Л. Б. Роль креативных пространств в формировании туристического бренда дестинации: магистерская диссертация / Лина Борисовна Панова. – Санкт-Петербург, 2016. – 161 с.
49. Пекар В. Креативный город / В. Пекар, Е. Пестерников // Валерий Пекар: личный сайт. – URL: http://pekar.in.ua/Creative%20City.htm (дата обращения 14.03.2021)
50. Петренко И. А. Креативная экономика: зарубежный и российский опыт / И. А. Петренко // Российский университет Дружбы народов. – 2014. – № 4 (27). – С. 21-27.
51. Погорелая Т. С. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»: сходства и различия / Т. С. Погорелая // Достижения науки и образования. – 2018. – №8 (30). – C. 83-85.
52. Полярная звезда туроператор: сайт / По креативным пространствам Питера. – URL: https://polarstarspb.ru/ehkskursii-po-sovremennoj-arhitekture-i-kreativnym-prostranstvam-pitera (дата обращения 21.05.2023)
53. Портер М. Конкуренция / М. Портер – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.: ил.
54. Практическое руководство по созданию креативного кластера. – Москва, 2019. – URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf (дата обращения 21.05.2023)
55. Предложения по дополнению стратегических приоритетов и направлений развития отрасли туризма Санкт-Петербурга с учетом новых вызовов и возможностей внешней среды. – Санкт-Петерубрг, 2021 – URL: https://disk.yandex.ru/i/7bpb59khmP4J8A
56. Официальный сайт мэра Москвы: офиц. сайт / Путеводители и карты для скачивания. – URL: https://www.mos.ru/tourism/documents/putevoditeli-i-karty-dlya-skachivaniya/ (дата обращения 12.04.2021)
57. Рукотворный остров Новая Голландия: сайт. – URL: https://www.newhollandsp.ru/ (дата обращения 12.04.2021)
58. Санкт-Петербург завоевал мировой туристский «Оскар» // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/202136/ (дата обращения 20.02.2021)
59. Севкабель Порт: сайт. – URL: https://sevcableport.ru/ru (дата обращения 05.03.2021)
60. Создать водный маршрут между креативными пространствами Петербурга Маршрут может соединить «Порт Севкабель», «Лахта Центр», Новую Голландию, Artplay и «Голицын-лофт» // The Village: сайт. – URL: https://www.the-village.ru/city/news/298662-klastery-vodnyi-marshrut (дата обращения 05.03.2021)
61. Соловьев М. С. Творчество и креативность / М. С. Соловьев, В. В. Латкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 13-15.
62. Стеклова И. А. Креативные пространства как надежда провинции / И. А. Стеклова, О. И. Рагужина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 88.
63. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская // Молодой ученый. – 2013. – № 10 (57). – С. 650-652.
64. Танкиева Т. А. Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования / Т. А. Танкиева, М. В. Пономарева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №4 (86). – C. 65-79.
65. Тукмакова М. Р. Творческие индустрии, как метод ревитализации льнопрядильной фабрики Алафузова в г. Казани / М. Р. Тукмакова, И. А. Фахрутдинова // Известия КазГАСУ. – 2017. – №2 (40). – С. 45-52.
66. Федотова Н. Г. Креативные индустрии (Creative industries): теория и практика / Н. Г. Федотова // Культурное обозрение. – 2012. – №4. – С. 52-72.
67. Федотова Н. Г. Креативный кластер в контексте социокультурных проблем региона / Н. Г. Федотова // Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века» // Книжный дом «Либроком». – 2013. – С. 59–68.
68. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Р. Флорида. – Пер. с англ. – М.: Классика XXI, 2011. – 432 с.
69. Фьерару В. А. Трансформация городского пространства: креативные кластеры как новый инструмент повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга / В. А. Фьерару // Известия СПбГЭУ. – 2016. – №4 (100). – С. 184-186.
70. Хорошо там: сайт / Новая Голландия и Севкабель Порт — история, секреты и современность. – URL: https://horosho-tam.ru/rossiya/sankt-peterburg/ekskursiya/kreativnye-prostranstva-peterburga (дата обращения 21.05.2023)
71. Черная В. А. Креативное пространство как часть туристской индустрии / В. А. Черная, А. В. Кормишова // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки : электронный сборник статей по материалам ХLIV студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2017. – № 4 (64). – С. 228-232.
72. Это «Бертгольд Центр» // Бумага: сайт. – URL: https://paperpaper.ru/photos/berthold/ (дата обращения 21.05.2023)
73. Artplay: сайт. – URL: https://www.artplay.ru/ (дата обращения 21.05.2023)
74. Calvert Forum: Аналитические материалы 2014. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов (Берлин, Москва, Лондон). – Санкт-Петербург, 2014. – 81 с.
75. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: Towards Informed Policy-Making. – United Nations, 2008. – URL: http://unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf (дата обращения 21.05.2023)