Теория развития К.Бюлера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 11 11 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 21.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Биография Карла Бюлера. Вклад в развитие психологии 4
Теория трех ступеней детского развития 7
Заключение 10
Список литературы 11

Фрагмент для ознакомления

К. Бюлер провел эксперименты на детях, похожие на те, что В. Келер проводил на шимпанзе, и перенес концепцию на онтогенез. Он заметил, что у человекоподобных обезьян и детей есть сходство в примитивном использовании орудий, и назвал период первичных форм мышления у ребенка "шимпанзеподобным возрастом". Изучение детей с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом в создании детской психологии как науки. К. Бюлер не считал себя биогенетистом и критиковал биогенетическую концепцию в своих работах.К. Бюлер был сторонником концепции рекапитуляции, которая предполагает сходство этапов развития ребенка и животных. Однако Л. С. Выготский указывал на то, что он игнорировал своеобразие развития ребенка и пытался свести факты биологического и социально-культурного развития к одному знаменателю. Кроме того, К. Бюлер разделял ошибочный взгляд на психическое развитие, рассматривая его как единый и биологический процесс, что было характерно для многих детских психологов того времени.К. Лоренц впоследствии провел критический анализ концепции К. Бюлера и пришел к выводу, что его представление о надстройке высших форм поведения над низшими не соответствует действительности. По мнению К. Лоренца, это три независимые линии развития, возникающие на определенных этапах животного царства. Инстинкт, дрессура и интеллект - каждая из этих стадий развития не зависит от другой. Д. Б. Эльконин, развивая мысли К. Лоренца, подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией дрессуры нет никакой непреодолимой грани.Навык - это форма поведения, приобретенного интеллектуальным образом, поэтому возможна иная последовательность развития поведения, где интеллект появляется первым, а затем развивается навык. Развитие ребенка также может идти по этому пути, где условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Ребенок не может быть назван инстинктивным животным, поскольку ему нужно учиться даже сосать. К. Бюлер, который стоит на биогенетических позициях, глубже понимает эту идею, чем Ст. Холл, и распространяет ее на весь животный мир.Даже если теория К. Бюлера сегодня не находит сторонников, ее важность заключается в том, что она по словам Д. Б. Эльконина, поднимает вопрос о истории детства и истории развития после рождения. Историческое происхождение периодов детства доказывает, что невозможно использовать биогенетический принцип для описания детства.ЗаключениеТри ступени развития психики в филогенезе и онтогенезе описывает теория К. Бюлера. Первая ступень - инстинкт, который является врожденным и одинаковым для всех представителей вида. Он обеспечивает лишь узкую степень адаптации. Дрессура, или навык, является второй ступенью и требует упражнений. Адаптация в этом случае возможна только в пределах опыта, и перенос на другие области является узким. Третья ступень - интеллект - доступна только на определенной стадии развития центральной нервной системы. Она осуществляется по принципу инсайта и обеспечивает неограниченные возможности адаптации.Ступени развития животных сравнивают с этапами развития ребенка. К. Бюлер считал психическое развитие биологическим процессом. Он придерживался биогенетического подхода и распространял его на весь животный мир. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что это подход ставит вопросы об истории детства и постнатального развития.Список литературыБулыгина Т.В., Леонтьев А.А. Карл Бюлер: жизнь и творчество // Теория языка. М., 2017.Bühler K. Tatsachen und ProblemezueinerPsychologie der Denkvorgänge I. ÜberGedanken // Archivfür die gesamtePsychologie. Frankfurt a.M, 1907. — Bd 9. — S.297-365. Bühler K. Tatsachen und ProblemezueinerPsychologie der Denkvorgänge: 2. ÜberGedankenerinnerungen // Ibid,1908a. — Bd 12. — S.24-92Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 125.

Список литературы

1. Булыгина Т.В., Леонтьев А.А. Карл Бюлер: жизнь и творчество // Теория языка. М., 2017.
2. Bühler K. Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge I. Über Gedanken // Archiv für die gesamte Psychologie. Frankfurt a.M, 1907. — Bd 9. — S.297-365. Bühler K. Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge: 2. Über Gedankenerinnerungen // Ibid,1908a. — Bd 12. — S.24-92
3. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001.
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 125.