Особенности пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 40 40 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 20.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 7
1.1. Пространственные представления как психический процесс 7
1.2. Особенности развития пространственных представлений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Специфика формирования пространственных представлений у 17
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности 20
2.1. Организация и содержание экспериментального изучения сформированности пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 20
2.2 Анализ и описание результатов констатирующего эксперимента 24
2.3 Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием нейропсихологического подхода 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 37

Фрагмент для ознакомления

Результаты диагностики представлены на рисунке 2.Рисунок 2 – Уровень развития способностей младших школьников, характеризующих критерий «Широта оперирования образом»Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в оценке направлений пространства преобладающим является средний и низкий уровень. Так для школьников со средним уровнем свойственно справляться с заданиями, где нужно было учитывать направление поворотов, условные ориентиры в определенной последовательности, но задания последней группы на одновременное сочетание ориентиров и направления поворотов вызвали затруднения у учащихся, что отразилось на общем результате по методике. Для младших школьников с низким уровнем свойственно допускать ошибки в заданиях с отметками по условным обозначениям и направлениям поворотов отклонения, допущенные в предложенной последовательности написания отметок, не могли работать с изображением, созданным на основе параллельного сочетания отметок и направлений.Для выявления уровня развития показателя по критерию «Глубина оперирования изображением» использовались задания самостоятельной работы учащихся из тетради по математике за 3 класс (О.А. Рыдзе). Настоящее пособие разработано на основании требований ФГОС начального общего образования.Обобщенные данные представлены на рисунке 3.Рисунок 3 – Уровень развития способностей младших школьников, характеризующих критерий «Глубина оперирования образом»Анализ результатов диагностики по третьей методике показал, что преобладающим является низкий уровень развития глубины оперирования образами. У таких школьников сформирована возможность пространственного перемещения изображения, но только при наличии постоянной уверенности в исходном изображении, любое отклонение для психические преобразования образа детьми не осуществлялись. Как правило, такие школьники были в состоянии справиться только с заданиями первого блока. Для детей со средним уровнем характерно развитое умение оперировать в картине по исходной картинке и с умственным отвлечением от нее, о чем свидетельствует правильное выполнение заданий первого и второго блоков. Однако младшие школьники не могли решить задачи параллельной работы нескольких изображений.По результатам всех приведенных выше диагностических методов и заданий определяется уровень развития пространственного мышления младших школьников. Данные представлены на рисунке 4.Рисунок 4 – Уровень развития пространственного мышления учащихся начальных классовТаким образом, было установлено, что младших школьников с легкой степенью умственной отсталости характерен низкий уровень развития пространственного мышления. Учащиеся с низким уровнем развития пространственного мышления допускают ошибки в определении пространственного положения, формы предмета и его размеров, умеют оперировать единым образом на основе исходного изображения, не могут создать единый образ на основе другого графического изображения.2.3 Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием нейропсихологического подходаКоррекция с использованием нейропсихологической методики выступает как отличное дополнение к общей коррекционной программе младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В рамках такой работы появляется возможность глубже рассмотреть проблемные моменты, определить причины затруднений и построить программу коррекции и развития для тех детей, у которых выявлены определенные отклонения. Так как в ходе исследования было выявлено, что младшие школьники с умственной отсталостью испытывают ряд трудностей в рамках пространственно-временных представлений, то необходима организация дополнительной работы. При этом важно развивать все составляющие данного вида представлений, такие как глубина и широта оперирования образами, а также их полнота. Для этого предлагается внедрять в работу со школьниками нейропсихологическую методику.Этапы работы по данной методики для формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью включают в себя следующие направления:- развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела;- развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве;- развитие понимания пространственных отношений между предметами;- развития умения ориентироваться на плоскости.При этом важно, чтобы используемые игры и упражнения при работе с младшими школьниками данной группы строились в соответствие с рядом принципов:1. От простого к сложному;2. Использование игровой формы задания.Обучение ориентировке в окружающем пространстве (расположениеобъектов в пространстве относительно тела).(психолог, дефектолог, логопед)- «Игра в прятки» (прячемся под одеяло, под кровать, под парту)- «Косметолог» (наносим крем на лицо: под нос, под правый глаз, под левыйглаз)- «Осенняя прогулка» (ребёнок двигается по дорожке, наступая на различныепредметы, проговаривает «Под ногами жёлтый лист», «Под ногамилужа»)Таким образом, были предложены рекомендации по работе с младшими школьниками для развития пространственных представлений в рамках нейропсихологического подхода. Так как в данном возрасте игровая деятельность продолжает сохранять важную роль, игры могут быть использованы для развития детей в том числе и с интеллектуальной недостаточностью.ЗаключениеВ рамках настоящего исследования под пространственным мышлением рассматривается особенный вид мыслительной деятельности, наиболее развитые формы которого заключаются в мышлении посредством образов. В этом случае в сознании ребенка закрепляются представления о специфике свойств и отношений в пространстве. Опираясь на образец, созданный на основании наглядного образа, производятся операции по изменению, трансформации, а также разработке новых образов, которые бы при этом имели ряд отличий от того, что было изначально. В качестве наиболее благоприятного периода для развития рассматриваемого типа мышления можно назвать младших школьный возраст. Это обусловлено тем, что для данного этапа развития ребенка характерно выделение в качестве ведущего вида деятельности обучение. В этот период начинается активное формирование таких важных для успешного развития личности психических процессов восприятие, память, мышление, речь, воображение. При этом, было установлено, что младший школьный возраст благоприятен не только для формирования общих способностей к обучению в целом, но и для развития пространственного мышления, в частности. На данном возрастном этапе происходит существенное изменение когнитивных процессов, которые обусловлены сменой ведущего вида деятельности. По результатам эксперимента установлено, что преобладает низкий уровень развития пространственного мышления. Этот результат согласно методы диагностики свидетельствовали о том, что у младших школьников возникают трудности в оперировании пространственными образами, установлении их пространственных отношений, неумении создавать образ с использованием различных зрительных основ. Таким образом, исследование показало необходимость внедрения разработанного содержания приемов нейропсихологического подхода в учебный процесс с целью повышения уровня развития пространственного мышления учащихся. Список использованной литературыАнаньев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Просвещение, 1964. 304 с.Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская. // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 21-24.Говорова Р.И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей.//Дошкольное воспитание.- 1975.-№9.- с.14Гребенникова Н. Л. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. 2018. №4. 94-97 сДорофеева Т.А., Байкалова И.А. Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста // Инновационная наука. 2019. №5. С. 159-162Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. — 1990Каплунович, И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. 1981. - 151-157 с.Кириленко, С.Е. Пространственное мышление, как сложный психический процесс// Education, ScienceandHumanitiesAcademicResearchConference. 2017. - 458-466 с.Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.Коногорская, С.А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников . 2014. - 161-166 с.Кузнецов, А.П. Пространственное мышление как умственная деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. – 13 - 16с.Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]//известия АПНРСФСР, Вып. 86.-М., 1956 - с.53Маклаков А.Г. Общая психология. учебное пособие/ Маклаков А.Г.-СПб.,2001Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С.Л. Мирский. М.: Просвещение, 1992. 127 с.Муксинова, Н. А. Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики / Н. А. Муксинова. // Молодой ученый. 2021. № 10 (352). С. 200-204Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6.- Спб., 1994.-с.35Очирова А.А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 435-439Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.Петрушина, В. О. О развитии пространственного мышления младших школьников / В. О. Петрушина // Начальная школа. 2004. № 8. с. 56.Пырков В. Е. Методическое наследие Д. Д. МордухайБолтовского... — 2004Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М:Айрик-пресс, 2007. 112 сСемаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М., 2000.Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. М., 1998.Скрябина Д.Ю. Деятельность студентов-дефектологов по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения (из опыта работы в МОУ СОШ №12 г. Глазова) // сборник статей «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», Тверь, 2015 С. 340-348.Сухонина Н.С., Эннанова М.М. Особенности развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Academy. 2018. №6 (33). С. 85-87Титова О.В. Особенности формирования пространственных представлений у младшихТроцкая Е.С. Особенности развития пространственного мышления младших школьников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 172-176.Троцкая Е.С., Двойнин А.М. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников // Психология в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017. С. 261-263.Тютина Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах.Материалы Всероссийской научнопрактической конференции студентов математических факультетовпод общ.ред. А.Ю. Скорняковой. 2017. С. 53Халилова Р.Н. Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 227-228Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников.// Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. наук СССР. 1980. - 240 с.Ященко, Л.А. Развитие пространственного мышления школьников как важнейший фактор формирования универсальных учебных действий // Певзнеровские чтения .2014. - №1. - 97-101 с.ПриложениеПриложение 1Программа исследованияЦель исследования - выявить особенности развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Задачи исследования:1. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития пространственных представлений у младших школьников.2. Провести первичную диагностику уровня развития пространственных представлений у младших школьников с умственной недостаточностью и в норме. 3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и разработать методические рекомендации. Методики исследования: «Домик» Н.И. Гуткиной; «Лабиринт» Л.А. Венгера, «Кубики Коса» (С.Кос).Показатели развития пространственного мышления младших школьниковКритерииМетодикаКритерииГлубина оперирования образом«Кубики Коса» (Сэмюэль Кос)Умение параллельно использовать несколько пространственных образов, мысленно отвлекаться от того образа, который был задан изначально.Полнота образа«Домик» (Н.И. Гуткина)Умение устанавливать пространственные отношения, такие как форма, величина, а также положение в пространствеШирота оперирования образом«Пройди через лабиринт» (Л.А. Венгер)Умение проводить операции с образами, для создания которых использовалась различная графическая основаВысокий уровень (3 балла) - высоко развито умение параллельно использовать несколько пространственных образов, мысленно отвлекаться от того образа, который был задан изначально. Ребенок способен устанавливать пространственные отношения, такие как форма, величина, а также положение в пространстве. На высоком уровне может проводить операции с образами, для создания которых использовалась различная графическая основа.Средний уровень (2 балла) - не во всех случаях может параллельно использовать несколько пространственных образов. Способен устанавливать только некоторые из пространственных отношений, такие как форма, величина, а также положение в пространстве. На среднем уровне может проводить операции с образами, для создания которых использовалась различная графическая основа.Низкий уровень (1 балл) - не развито развито умение параллельно использовать несколько пространственных образов, ребенок не умеет мысленно отвлекаться от того образа, который был задан изначально. Не может устанавливать пространственные связи, такие как форма, величина, а также положение в пространстве. Не может проводить операции с образами, для создания которых использовалась различная графическая основа.Приложение 2Стимульный материал«Кубики Коса» (С.Кос)Методика «Домик» Н.И. ГуткинойМетодика «Лабиринт» Л.А. Венгера

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Просвещение, 1964. 304 с.
2. Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская. // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 21-24.
3. Говорова Р.И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей.//Дошкольное воспитание.- 1975.-№9.- с.14
4. Гребенникова Н. Л. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. 2018. №4. 94-97 с
5. Дорофеева Т.А., Байкалова И.А. Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста // Инновационная наука. 2019. №5. С. 159-162
6. Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. — 1990
7. Каплунович, И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. 1981. - 151-157 с.
8. Кириленко, С.Е. Пространственное мышление, как сложный психический процесс// Education, ScienceandHumanitiesAcademicResearchConference. 2017. - 458-466 с.
9. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
10. Коногорская, С.А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников . 2014. - 161-166 с.
11. Кузнецов, А.П. Пространственное мышление как умственная деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. – 13 - 16с.
12. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]//известия АПНРСФСР, Вып. 86.-М., 1956 - с.53
13. Маклаков А.Г. Общая психология. учебное пособие/ Маклаков А.Г.-СПб.,2001
14. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С.Л. Мирский. М.: Просвещение, 1992. 127 с.
15. Муксинова, Н. А. Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики / Н. А. Муксинова. // Молодой ученый. 2021. № 10 (352). С. 200-204
16. Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6.- Спб., 1994.-с.35
17. Очирова А.А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 435-439
18. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
19. Петрушина, В. О. О развитии пространственного мышления младших школьников / В. О. Петрушина // Начальная школа. 2004. № 8. с. 56.
20. Пырков В. Е. Методическое наследие Д. Д. МордухайБолтовского... — 2004
21. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М:Айрик-пресс, 2007. 112 с
22. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М., 2000.
23. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. М., 1998.
24. Скрябина Д.Ю. Деятельность студентов-дефектологов по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения (из опыта работы в МОУ СОШ №12 г. Глазова) // сборник статей «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», Тверь, 2015 С. 340-348.
25. Сухонина Н.С., Эннанова М.М. Особенности развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Academy. 2018. №6 (33). С. 85-87
26. Титова О.В. Особенности формирования пространственных представлений у младших
27. Троцкая Е.С. Особенности развития пространственного мышления младших школьников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 172-176.
28. Троцкая Е.С., Двойнин А.М. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников // Психология в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017. С. 261-263.
29. Тютина Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах.Материалы Всероссийской научнопрактической конференции студентов математических факультетовпод общ.ред. А.Ю. Скорняковой. 2017. С. 53
30. Халилова Р.Н. Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 227-228
31. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников.// Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. наук СССР. 1980. - 240 с.
32. Ященко, Л.А. Развитие пространственного мышления школьников как важнейший фактор формирования универсальных учебных действий // Певзнеровские чтения .2014. - №1. - 97-101 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?

У младших школьников с интеллектуальными нарушениями наблюдаются особенности в формировании пространственных представлений. Их способность к ориентации в пространстве, представлению о месте и направлении объектов может быть недостаточно развита. Также у таких детей могут быть проблемы с пониманием геометрических фигур и их свойств, сложением и вычитанием в пространстве. Однако, с помощью специальных методов и подходов, можно обучать таких детей пространственным представлениям и развить их навыки в этой области.

Какие особенности развития пространственных представлений у младших школьников можно выделить?

В младшем школьном возрасте развитие пространственных представлений происходит постепенно. Дети начинают осознавать пространственные отношения между объектами и понимать базовые понятия, такие как "вверх", "вниз", "перед", "за". Они также учатся ориентироваться в пространстве и пользоваться понятиями времени и расстояния. Важным этапом развития пространственных представлений у младших школьников является овладение навыками работы с картами и планами.

Можно ли сказать, что формирование пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями происходит по-особому?

Да, формирование пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями может происходить по-особому. У таких детей могут быть затруднения в осознании и представлении пространственных отношений, абстрактных понятий и использовании различных систем координат. Поэтому им требуется особое внимание и индивидуальный подход в обучении. Важно использовать наглядные материалы и методы, которые помогут им лучше понять и усвоить пространственные представления.

Что такое пространственные представления?

Пространственные представления - это психический процесс, связанный с восприятием, осознанием и образованием представлений о пространстве и его элементах.

Какие особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?

У младших школьников с интеллектуальными нарушениями могут быть затруднения в формировании пространственных представлений из-за ограниченных познавательных возможностей и отклонений в психическом развитии.

Какие особенности развития пространственных представлений в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте дети начинают активно изучать окружающее пространство, у них формируются навыки ориентации, координации движений и понимания пространственных отношений.

Как происходит формирование пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями?

У детей с интеллектуальными нарушениями формирование пространственных представлений может происходить более медленно и с затруднениями. Для них важна систематическая и специфическая работа с использованием методов и средств, адаптированных к их индивидуальным потребностям и возможностям.

Какое экспериментальное исследование проводилось по данной проблеме?

В данной статье проводилось экспериментальное исследование сформированности пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Подробные результаты исследования описываются в главе II статьи.

Какие особенности пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?

У младших школьников с интеллектуальными нарушениями наблюдаются определенные особенности в развитии пространственных представлений. Они часто испытывают трудности в понимании и использовании пространственных понятий, таких как "вверх", "вниз", "вперед", "назад" и т. д. Они также могут испытывать сложности в ориентации в пространстве и восприятии геометрических форм и фигур. Эти дети нуждаются в дополнительной поддержке и индивидуализированном подходе к обучению, чтобы развивать свои пространственные представления.

Какие особенности развития пространственных представлений наблюдаются у младших школьников?

У младших школьников наблюдаются определенные особенности в развитии пространственных представлений. Они начинают осознавать отношения между объектами в пространстве и способы движения в нем. Они могут использовать пространственные понятия, такие как "вверх", "вниз", "вперед", "назад" и т. д. Однако в этом возрасте они еще могут испытывать трудности в точном определении и использовании этих понятий. Развитие пространственных представлений у младших школьников происходит постепенно и требует систематического обучения и практики.