Развитие коммуникативных качеств специалиста социальной работы в деятельности с пожилыми людьми
Заказать уникальную дипломную работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 22.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 7
1.1 Социально-психологические аспекты коммуникативной деятельности специалиста социальной работы 7
1.2 Проблемы общения людей пожилого возраста со специалистом по социальной работе 9
1.3 Личностно-ориентированный подход в решении проблем общения специалиста социальной работы с пожилыми людьми 12
2 АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 14
2.1 Технологии социальной работы по формированию коммуникативных навыков специалистов социальной сферы в учреждениях Вологодской области 14
2.2 Алгоритм действий специалиста по решению проблем коммуникации с пожилыми людьми 16
2.3 Разработка мероприятия по развитию коммуникативных качеств специалиста социальной работы в деятельности с пожилыми людьми 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
Тренинг базируется на следующих ключевых принципах. Наиболее важным принципом можно назвать безоценочность и приоритет процесса выполнения задания над его формальным результатом. В данном тренинге нет понятий «сделал правильно» – «не справился». Во время выполнения упражнений важно, чтобы участник пережил соответствующие ощущения, прошел собственный путь развития – что, собственно, и считается психологическим (но не формальным) результатом разработанного тренинга. Важно соблюдение принципа опоры на личный опыт участников. В ходе тренинга следует побуждать социальных работников обращаться к своему личному опыту, создавать условия для его обсуждения, способствовать использованию полученных знаний на практике.Также к принципам проведения данного тренинга относятся: принцип конфиденциальности, принцип активности участников, принцип объективации (осознания) поведения, принцип исследовательской творческой позиции участников, принцип равноправия и партнерского (субъект-субъектного) общения. Требования к компетентности ведущего. Ведущий данного тренинга должен обладать знаниями и навыками в сфере практической психологии и иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.Программа тренинга рассчитана на 3 часа и включает в себя вводную часть, основную часть, состоящую из 7 упражнений, и заключительную часть. Следует отметить, что занятия в группе носят закрытый характер, в связи с чем новые участники по ходу тренинга не принимаются.В Приложении приведена подробная программа тренинга.Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов, направленных на повышение коммуникативной компетентности социальных работниковв деятельности с пожилыми людьми.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Социальному работнику необходимо обладать развитой социально-психологической компетентностью, чтобы устанавливать эффективные взаимоотношения с клиентами. Он должен достичь определенного уровня коммуникативного мастерства, чтобы вести продуктивное и бесконфликтное общение с разными типами клиентов. Особое внимание среди них требуется пожилым людям, у которых могут наблюдаться затруднения в общении.Уважительность, принципиальность и четкость позиции социального работника помогает правильно выстроить взаимоотношения с пожилым клиентом и сформировать у него верное представление о социальном работнике как о партнере, компаньоне, который помогает ему в самообслуживании, дает чувство поддержки и защиты, способствует его собственной активности.В рамках использования личностно-ориентированного подхода в решении проблем общения специалиста социальной работы пожилой человек рассматривается не как беспомощный и беззащитный объект приложения усилий, а как субъект, который способен не только осознавать содержание и цели работы с ним, но и стать или не стать ее соучастником. Поэтому и вся социальная работа, и коммуникация с пожилым человеком строится с учетом его индивидуально-личностных, неповторимых особенностей.Специалисты социальной сферы в учреждениях Вологодской области понимают, что их профессия относится к разряду коммуникативных, то есть подразумевает каждодневное общение с клиентами. Как следствие, для успешной работы специалистов социальной сферы в учреждениях Вологодской области принципиальным является развитие коммуникативных навыков. Для этого они проходят специальное обучение – как в вузе, так и на курсах повышения квалификации, посвященное стрессоустойчивости, психологии общения, этике и культуре поведения в семье пожилого клиента и др.Был рассмотрен алгоритм действий специалиста по решению проблем коммуникации с пожилыми людьми. Важно завоевать доверие пожилого человека и избегать конфликтогенов в общении с ним.Для развития коммуникативных качеств специалиста социальной работы в деятельности с пожилыми людьми был разработан социально-психологический тренинг.Цель тренинга –повышение коммуникативной компетентности социального работника путем развития навыков эмпатии.В основу тренинга были положены упражнения, которые направлены на развитие любопытства к внутреннему миру пожилого человека, понимание его чувств и мыслей, умение поставить себя на его место и дать грамотно построенный эмпатический ответ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАверин А.Н., Солодянкина О.В., Соловьёв Г.Е. Формирование коммуникативной толерантности у студентов направления подготовки «Социальная работа» // Концепт. – 2022. – №11.Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. ‒ 2019. ‒ №4.Денисова Е.А.,Фатхуллина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Концепт. – 2015. – №28. Домбровска А. Этические атрибуты межличностного общения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – №XI.Гаврилова Л.В. Методическое пособие: для социальных работников, специалистов по социальной работе, сотрудников ГАУ «КЦСОН города Каменска-Уральского». – Каменск-Уральский, 2018. – 14 с.Еговцева Н.Н. Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки // Преподаватель ХХI век. –2017. – №1.Зритнева Е.И., Тимошенко Н.А. Технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами в современных учреждениях социального обслуживания // МНКО. – 2020. – №5(84).Каменецкая Д.М., Менишова И.Р., Попова А.А., Янаева М.И. Влияние эмпатии медицинских работников на качество оказываемой медицинской помощи // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.Карапетян Л.В. Особенности эмоционально-личностного благополучия представителей социономических профессий (врачей и психологов) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. ‒ 2020. ‒ №2(34).Мальцева Т.В. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 136 с. Мищенко В.И. Конфликтогенность личности как предмет психологического исследования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2020. – №1.Мусина-Мазнова Г.Х.,Сорокина И.А., Потапова И.А. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №7.Новикова Ж.А. Этические основания социальной работы как ориентир практической деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2019. – №1(29).Ремизова К.А. Социально-психологические основы общения в социальной работе // Вестник ГУУ. – 2018. – №4. Скляр Е.С. Развитие коммуникативной компетенции как одной из составляющих профессиональной пригодности социальных работников // КНЖ. – 2019. – №2(27). Социальная геронтология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 171 с.Социальная работа с пожилыми людьми: учебник / Е.И. Холостова. –М.: Дашков и К, 2020. – 340 с.Темнова Я.С., Сулейманова З.Я., Лишаева Т.И. К вопросу о роли эмпатии в профессиональной деятельности социального работника // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.Усманова А.А., Романова Е.С. Проблема личности в научных исследованиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №3-2.Фетисов А.С., Гладких И.Г. Творческий компонент профессиональной компетентности социального работника // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №76-2.Хисматуллина З.Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3.Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. ‒ 2020. ‒ №50.Верити: образование в сфере социального обслуживания населения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://верити.рф/social (дата обращения: 21.05.2023).Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / СФР. – Режим доступа: https://sfr.gov.ru/info/statistics/pension_provision_sfr (дата обращения: 18.05.2023).Социальная работа: повышение квалификации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.akbiz.ru/obuchenie/sistema-dolgovremennogo-uhoda-za-grazhdanami-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 21.05.2023).ПРИЛОЖЕНИЕПрограмма тренинга для развития коммуникативных качеств специалиста социальной работы в деятельности с пожилыми людьми
1. Аверин А.Н., Солодянкина О.В., Соловьёв Г.Е. Формирование коммуникативной толерантности у студентов направления подготовки «Социальная работа» // Концепт. – 2022. – №11.
2. Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. ‒ 2019. ‒ №4.
3. Денисова Е.А., Фатхуллина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Концепт. – 2015. – №28.
4. Домбровска А. Этические атрибуты межличностного общения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – №XI.
5. Гаврилова Л.В. Методическое пособие: для социальных работников, специалистов по социальной работе, сотрудников ГАУ «КЦСОН города Каменска-Уральского». – Каменск-Уральский, 2018. – 14 с.
6. Еговцева Н.Н. Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки // Преподаватель ХХI век. –2017. – №1.
7. Зритнева Е.И., Тимошенко Н.А. Технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами в современных учреждениях социального обслуживания // МНКО. – 2020. – №5(84).
8. Каменецкая Д.М., Менишова И.Р., Попова А.А., Янаева М.И. Влияние эмпатии медицинских работников на качество оказываемой медицинской помощи // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.
9. Карапетян Л.В. Особенности эмоционально-личностного благополучия представителей социономических профессий (врачей и психологов) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. ‒ 2020. ‒ №2(34).
10. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 136 с.
11. Мищенко В.И. Конфликтогенность личности как предмет психологического исследования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2020. – №1.
12. Мусина-Мазнова Г.Х., Сорокина И.А., Потапова И.А. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №7.
13. Новикова Ж.А. Этические основания социальной работы как ориентир практической деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2019. – №1(29).
14. Ремизова К.А. Социально-психологические основы общения в социальной работе // Вестник ГУУ. – 2018. – №4.
15. Скляр Е.С. Развитие коммуникативной компетенции как одной из составляющих профессиональной пригодности социальных работников // КНЖ. – 2019. – №2(27).
16. Социальная геронтология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 171 с.
17. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2020. – 340 с.
18. Темнова Я.С., Сулейманова З.Я., Лишаева Т.И. К вопросу о роли эмпатии в профессиональной деятельности социального работника // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.
19. Усманова А.А., Романова Е.С. Проблема личности в научных исследованиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №3-2.
20. Фетисов А.С., Гладких И.Г. Творческий компонент профессиональной компетентности социального работника // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №76-2.
21. Хисматуллина З.Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3.
22. Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. ‒ 2020. ‒ №50.
23. Верити: образование в сфере социального обслуживания населения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://верити.рф/social (дата обращения: 21.05.2023).
24. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / СФР. – Режим доступа: https://sfr.gov.ru/info/statistics/pension_provision_sfr (дата обращения: 18.05.2023).
25. Социальная работа: повышение квалификации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.akbiz.ru/obuchenie/sistema-dolgovremennogo-uhoda-za-grazhdanami-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 21.05.2023).