Значение БОС в коррекции заикания
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 23.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Общие сведения о заикании как о речевом нарушении 5
Метод Биологической Обратной Связи как средство коррекции заикания 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Младшие школьники и дошкольники с удовольствием приходят на занятия, которые направлены на выработку правильной речи с минимальными затратами энергии. В результате использования метода биологической обратной связи, дети формируют устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания и могут применять его в повседневной жизни. Сеанс проводится на логотерапевтическом компьютерном тренажере.Перед началом сеанса логопед дает ребенку четкие инструкции и устанавливает дыхательный и кардиодатчики. Ребенок располагается напротив монитора и в процессе выполнения игровых заданий сознательно учится регулировать дыхание с помощью внешнего контроля. Он руководствуется зрительной опорой, т.е. на мониторе компьютера при правильном выполнении дыхательных упражнений выполняются определенные действия (закрашивается картинка, летает пчелка и др.). По окончании сеанса достигнутые результаты оцениваются логопедом и самим ребенком с помощью графиков, отражающих частоту сердечных сокращений и ритм дыхания.[2]Речевые нарушения у детей могут быть тяжелыми, однако метод БОС в сочетании с традиционными методами комплексной коррекции может помочь обойти эти трудности и проводить эффективные занятия. Кроме того, технология БОС может быть полезной для терапии людей, которые имеют проблемы в общении и чувствуют себя отчужденно. Она может помочь им управлять своим состоянием, использовать резервы организма и изменить свою жизнь к лучшему, избегая стрессов.[4]Использование методики биологической обратной связи повышает качество и эффективность работы практических логопедов и расширяет их возможности. Благодаря этой методике возможно решить задачи по реабилитации и социальной адаптации людей с проблемами в общении на более высоком современном уровне.ЗаключениеМетод биологической обратной связи (БОС) по максимальной дыхательной аритмии сердца в коррекции речи был разработан Александром Афанасьевичем Сметанкиным.Метод БОС предоставляет возможность контролировать основные показатели физиологии человека, такие как ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и другие. Полученные данные с помощью специальных приборов трансформируются в понятную для детей форму, которая может быть представлена в виде световых сигналов, музыки, видео. Основная цель метода заключается в том, чтобы дети сами смогли осознать процесс своего лечения и восстановления здоровья.Основным преимуществом метода является возможность учить детей саморегуляции. Данная методика основывается на обратной связи, что значительно упрощает процесс обучения контролю за физиологическими показателями. С помощью компьютерных программ и анимационных сюжетов, дети могут получать доступ к информации, которую они не могли бы воспринимать в обычных условиях.Методика, направленная на обучение диафрагмальному дыханию, включает не только управление дыханием животом, но и контроль за гармонией дыхания и сердца, а также управление пульсом через дыхание. Метод БОС представляет собой комплекс процедур, при которых ребенку передается информация о состоянии систем его организма с помощью технических устройств. Для проведения данной процедуры используется компьютерная программа, которая в сочетании с комплексом стандартных и вариативных игр делает логотерапевтическую процедуру занимательной игрой, соответствующей ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста.Полноценное общение играет важную роль в формировании личности человека. Речевые нарушения, такие как расстройства речи, могут ограничить возможность свободного общения с другими людьми и препятствовать нормальной социальной адаптации. Осознание своего речевого недуга может вызвать различные отрицательные эмоциональные состояния, такие как чувство неполноценности, повышенную тревожность и страх перед речью. Заикание является наиболее тяжелым речевым нарушением, которое затрудняет коммуникативную функцию и может делать общение невозможным. Заикающийся человек часто отличается от нормально говорящих сверстников, что не выгодно для социальной адаптации.Одним из самых серьезных и трудно устранимых недугов является заикание, которое накладывает отпечаток на все поведение человека и на его личность. Несмотря на многовековую историю изучения нарушений речи, механизмы заикания до конца не раскрыты и не объяснены в такой степени, чтобы разработать высокоэффективную методику устранения дефекта. В настоящее время, воздействие на заикающихся многоаспектное.Благодаря методике БОС, ребенок имеет уникальную возможность управлять своим состоянием, используя резервы организма, достигая психического, физического и нравственного здоровья. БОС-терапия способствует максимально возможной личностной и социальной независимости, которая означает активное, творческое преодоление проблем, с которыми сталкивается ребенок.Таким образом, метод БОС, в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия, предоставляет возможность проводить занятия с детьми, у которых имеются тяжелые речевые нарушения, используя прием "обходных путей".Использование методики биологической обратной связи качественно повышает возможности практических логопедов в решении задач реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении. Это современный подход, который позволяет достичь более высоких результатов.Список использованной литературыВартанова Т. С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования. Изд-во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2017.Ивановский Ю. В., Сметанкин А. А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. Изд-во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2018.Калугина Н.А. Метод биологической обратной связи в восстановлении речи у взрослых пациентов после черепно- мозговых травм и острого нарушения мозгового кровообращения. Спб. Изд- во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2019.Сметанкин. Открытый урок здоровья. Спб. Питер Принт. 2005.Степанова Г. М., Степанова Ю. Е. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. Изд- во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2017.
2. Ивановский Ю. В., Сметанкин А. А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. Изд-во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2018.
3. Калугина Н.А. Метод биологической обратной связи в восстановлении речи у взрослых пациентов после черепно- мозговых травм и острого нарушения мозгового кровообращения. Спб. Изд- во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2019.
4. Сметанкин. Открытый урок здоровья. Спб. Питер Принт. 2005.
5. Степанова Г. М., Степанова Ю. Е. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. Изд- во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2017.