Теоретические аспекты изучения состояния фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 24.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения состояния фразовой речи у детей с ОНР 5
1.1 Понятие «фразовая речь», формирование фразовой речи в дошкольном возрасте 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.3 Особенности фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
Заключение 20
Список литературы 22
Формирование фразовой речи начинается с накопления простых слов в пассивный и активный словарь ребенка. Слова из пассивного словарного запаса упоминаются достаточно редко, слова из активного словарного запаса – используются достаточно часто.
Для полноценного анализа формирования фразовой речи ребенка выделяется три показателя:
– понимание предложений с причинно-следственной связи (ребенок отвечает на вопрос «почему?»;
– составление предложений и фраз по картинке (короткие рассказы);
– составление взаимосвязанного текста.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается отставание от возрастной нормы по уровню фразовой речи: встречается большое количество лексических ошибок, нарушение логики повествования, пропуски слов, короткие фразы при построении речи.
Технология коррекции фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включает три этапа:
1) подготовительный – формирование мотивационной фазы речевой деятельности детей, развитие базовых умений диалогической речи;
2) основной – развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыков использования вербальных средств общения в коммуникативных целях, знакомство с невербальными средствами общения, их применением в коммуникативной деятельности;
3) заключительный – закрепление умений строить фразу в условиях взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей), усложнение речевого материала и реализация умений в разнообразных коммуникативных ситуациях.
Е.И. Замятина считает, что развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с ОНР должно быть направлено на усиление коммуникативной направленности речевого поведения дошкольников. Это достигается с помощью специальных методов и приемов. Это различные игровые и коммуникативный ситуации в диадах «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». В ходе взаимодействия используются различные виды совместной деятельности, например, беседа, комментированное рисование, игры на словоизменение и словообразование, коммуникативные игры и др. Условиями развития фразовой речи, по мнению Е.И. Замятиной, являются:
а) создание специального режима, среды свободного общения на занятиях;
б) поощрение любых попыток проявления речевой активности детей, их интереса к общению;
в) использование разнообразных игровых коммуникативных ситуаций, которые стимулируют детей к проявлению коммуникативных умений [11].
Результатом коррекционной работы должна быть готовность детей к речевой коммуникации – речевая инициатива, которая выступает как сложное образование, соединяющее мотивационно-потребностную направленность на общение и вербальные умения ребенка устанавливать контакт и активно поддерживать разнообразные межличностные отношения в процессе познания действительности.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с ОНР характеризуются не только нарушением речи, но недостаточной сформированностью умений строить фразы в процессе общения. У детей с общим недоразвитием речи развитие связной речи затруднено вследствие ограниченности активного словарного запаса, несформированности грамматического строя речи, низкого уровня навыков согласования и словообразования, построения предложений.
Заключение
В психолого-педагогической литературе понятие «фразовая речь» рассматривается как сложная форма коммуникативной деятельности. Она состоит из смыслообразующего звена, а также различных частей речи. Ее элементами являются, предложения. Особенностями формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста являются: развитие фразовой речи в процессе общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, освоение различных видов связной речи. У детей старшего дошкольного возраста можно отметить следующее своеобразие фразовой речи: фразы обладают более сложной структуры; дети пользуются разнообразными типами предложений, прямой речью. Старшие дошкольники активно вступают в разговор, участвуют в коллективных беседах.
Общее недоразвитие речи – это вид речевого нарушения, при котором наблюдается позднее появление речи в онтогенезе, сниженный объем словарного запасам по сравнению с возрастной нормой, нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, нарушение грамматического строя и связной речи. Детям с ОНР свойственны нарушения произвольности слухового внимания, словесной памяти и логического мышления, а также недостаточность общей и мелкой моторики, эмоциональная неустойчивость, трудности в коммуникации, волевой регуляции деятельности и мотивации.
Самостоятельная фразовая речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР характеризуются не только нарушением речи, но недостаточной сформированностью умений вести монолог и диалог, умений использования речевых и неречевых (невербальных) средств в процессе общения, коммуникации как с взрослыми, так и со сверстниками. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
Агаева И. Б. Формирование фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня / И. Б. Агаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 9–14.
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Баширова Р. Р. Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста / Р. Р. Баширова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 1-2 (79). – С. 68–72.
Буслаева М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М. Е. Буслаева // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
Василенко О. В. Формирование самостоятельной фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Василенко // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза, 2021. – С. 159–161.
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Москва : ACT, 2012. – 160 с.
Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Москва : Аркти, 2015. – 168 с.
Земченкова О. Д. Логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. Д. Земченкова, Н. В. Иванова // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 4 (69). – С. 126–132.
Ковалевская В. С. Экспериментальное изучение взаимосвязи развития фразовой и диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи (II уровень) / В. С. Ковалевская // Современные подходы в образовании и реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ: практико-технологические аспекты. – Ставрополь, 2022. – С. 127–131.
Ковригина Л. В. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. В. Ковригина, А. А. Крупина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V7. – С. 31–37.
Краснова А. А. Организация экспериментального исследования состояния фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. А. Краснова // Вызовы глобализации и развитие цифрового общества в условиях новой реальности : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 48–54.
Кузенков А. С. Формирование фразовой речи у детей ОНР (III уровень) / А. С. Кузенков // Взгляд молодых исследователей на актуальные проблемы современности : сборник тезисов XV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Москва, 2017. – С. 182–183.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
Ляшенко О. И. Особенности формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных моделях общения / О. И. Ляшенко // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / редактор Ж. В. Мурзина. – Чебоксары, 2022. – С. 289–290.
Милякова Е. В. Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Милякова // Молодой ученый. – 2022. –№ 36 (431). – С. 200–202.
Пущакова В. А. Особенности развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. А. Пущакова, Е. В. Селезнева // Студенческая наука Подмосковью : сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 553–557.
Салиева Д. У. Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Д. У. Салиева // Студенческий. – 2021. – № 19-2 (147). – С. 80–82.
Салиева Д. У. Эмпирическое исследование особенностей формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет с общим недоразвитием речи / Д. У. Салиева, Е. П. Тен // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. № 5 (56). – С. 1018–1021.
Самылова О. А. Средства визуальной поддержки для развития фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. А. Самылова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 107–109.
Сегова Т. Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т. Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
Соколова А. В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Соколова, М. А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
Титаренко А. М. Развитие фразовой речи у детей младшего дошкольного возраста / А. М. Титаренко // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-1. – С. 337–339.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
Чечикова И. В. Особенности развития фразовой речи у детей с ОНР / И. В. Чечикова, Г. Н. Меженцева // Избранные вопросы науки XXI века ; научный редактор С.П. Акутина. – Москва, 2021. – С. 60–65.
Шмыгина А. А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра / А. А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.
2
7
Список литературы
1. Агаева И. Б. Формирование фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня / И. Б. Агаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 9–14.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
3. Баширова Р. Р. Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста / Р. Р. Баширова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 1-2 (79). – С. 68–72.
4. Буслаева М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М. Е. Буслаева // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
5. Василенко О. В. Формирование самостоятельной фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Василенко // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза, 2021. – С. 159–161.
6. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Москва : ACT, 2012. – 160 с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Москва : Аркти, 2015. – 168 с.
8. Земченкова О. Д. Логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. Д. Земченкова, Н. В. Иванова // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 4 (69). – С. 126–132.
9. Ковалевская В. С. Экспериментальное изучение взаимосвязи развития фразовой и диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи (II уровень) / В. С. Ковалевская // Современные подходы в образовании и реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ: практико-технологические аспекты. – Ставрополь, 2022. – С. 127–131.
10. Ковригина Л. В. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. В. Ковригина, А. А. Крупина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V7. – С. 31–37.
11. Краснова А. А. Организация экспериментального исследования состояния фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. А. Краснова // Вызовы глобализации и развитие цифрового общества в условиях новой реальности : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 48–54.
12. Кузенков А. С. Формирование фразовой речи у детей ОНР (III уровень) / А. С. Кузенков // Взгляд молодых исследователей на актуальные проблемы современности : сборник тезисов XV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Москва, 2017. – С. 182–183.
13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
14. Ляшенко О. И. Особенности формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных моделях общения / О. И. Ляшенко // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / редактор Ж. В. Мурзина. – Чебоксары, 2022. – С. 289–290.
15. Милякова Е. В. Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Милякова // Молодой ученый. – 2022. –№ 36 (431). – С. 200–202.
16. Пущакова В. А. Особенности развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. А. Пущакова, Е. В. Селезнева // Студенческая наука Подмосковью : сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 553–557.
17. Салиева Д. У. Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Д. У. Салиева // Студенческий. – 2021. – № 19-2 (147). – С. 80–82.
18. Салиева Д. У. Эмпирическое исследование особенностей формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет с общим недоразвитием речи / Д. У. Салиева, Е. П. Тен // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. № 5 (56). – С. 1018–1021.
19. Самылова О. А. Средства визуальной поддержки для развития фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. А. Самылова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 107–109.
20. Сегова Т. Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т. Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
21. Соколова А. В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Соколова, М. А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
22. Титаренко А. М. Развитие фразовой речи у детей младшего дошкольного возраста / А. М. Титаренко // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-1. – С. 337–339.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
24. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
25. Чечикова И. В. Особенности развития фразовой речи у детей с ОНР / И. В. Чечикова, Г. Н. Меженцева // Избранные вопросы науки XXI века ; научный редактор С.П. Акутина. – Москва, 2021. – С. 60–65.
26. Шмыгина А. А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра / А. А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.