Иллюстрации к произведению

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 27 27 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 17.07.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Роль и место иллюстраций в художественном тексте 6
Глава 2. Иллюстрации Д. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 11
Глава 3. Иллюстрации И. Глазунова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 14
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение 20
Фрагмент для ознакомления

Эта черта нашла яркое выражение в образе главного героя романа Родиона Раскольникова "Преступление и наказание".Илья Глазунов представил героя в момент завязки сюжета еще до убийства: Раскольников бродит по оживленной площади, размышляя, оправдывает ли благородная цель преступные средства и принадлежит ли он к тому типу людей, которые "имеют право". Атмосфера шумной и беззаботной жизни горожан контрастирует с крайней сосредоточенностью мысли на лице Раскольникова. В портрете героя художнику удалось убедительно передать его душевное состояние на пороге рокового момента жизни и непомерную гордыню, толкнувшую его на чудовищный эксперимент.Самыми интересными на мой взгляд являются три портрета Раскольникова - три "стадии" личности (ил. 7 – 9).Первая иллюстрация показывает Раскольникова на фоне города. Это задумчивый молодой человек, включённый в жизнь. Он имеет тонкие черты лица. В целом создан романтичный образ.Достоевский, рисуя портрет Раскольникова в начале романа, пишет: "Между прочим, он был удивительно хорош собой". На иллюстрации Глазунова эти слова о внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение. Присмотритесь повнимательнее: большие глаза, прямой нос, красивой формы губы. Перед нами типичный романтический герой, мечтатель.На страницах романа Достоевский уделяет достаточное внимание тому, во что одет Раскольников: костюм героя характеризует его социальное положение. Глазунов не рисует одежду Раскольникова с той же тщательностью, с какой рисует лицо: он, подобно Достоевскому, стремится показать прежде всего внутренний мир, душу героя. Однако художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он фокусирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ – вот что является центром портрета, именно оно "говорит" о внутреннем состоянии героя. Художнику удалось передать чувства Раскольникова, его глубокую задумчивость. По выражению лица этого человека мы видим, как трудно ему сосредоточиться на одной из своих мыслей, которые "иногда мешают". Раскольников изображен на одной из улиц Санкт-Петербурга. Петербург, все еще "среди людей", но он уже оторван от них, не замечает своего окружения, хотя еще не осознает трагизма ситуации, которую он "готовит" для себя.Вторая иллюстрация показывает Раскольникова, который задумал убийство. Настроение его иное. Он сосредотачивается на своём замысле и в то же время понимает, что это решение очень серьёзное и полностью изменит его жизнь.На втором портрете Раскольников изображен непосредственно перед совершением запланированного им убийства пожилой женщины, приносящей проценты. Позади него находятся знаменитые тринадцать ступенек, ведущих к его шкафу. Внешность Раскольникова существенно отличается от той, которую мы видели на первой иллюстрации. На нас смотрит тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже есть что-то звериное. Мы больше не можем назвать это лицо красивым.Третья иллюстрация показывает Раскольникова лежащим на кровати и осознающим, что он натворил. Опустошённый взгляд может многое сказать о его эмоциональном состоянии, что важно для понимания произведения: "Войдя в свою комнату, он бросился на диван, как был, в забытьи... Обрывки и фрагменты каких-то мыслей роились у него в голове, но он не мог ухватиться ни за одну, ни на одной не мог остановиться... Он лежал там очень долго...»Здесь Раскольников совсем не похож на себя. В его внешности не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Такое восприятие связано с тем, что Глазунов легкими штрихами очерчивает фигуру Раскольникова, ничего не уточняя, не детализируя. Здесь мы не найдем тех выразительных глаз, которые видели на первой и даже на второй иллюстрациях. Здесь тоже нет "говорящих" губ. На лице вообще нет никакого выражения. Можно даже сказать, что душа покинула тело Раскольникова. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.В целом, характеризуя иллюстрации И. Глазунова, посвящённые произведению «Преступление и наказание, отметим, что, так же, как и Д. Шмаринов, Глазунов использует бедную цветовую гамму, преимущественно выбирая серые оттенки. Также он сосредотачивает основное внимание на внутреннем состоянии персонажей, стремясь отразить их душевное состояние в соответствии с сюжетом произведения.ЗаключениеИллюстрации представляют собой изображения, которые поясняют текст; произведения, они расположены непосредственно в пределах художественного произведения и участвуют в восприятии текста в процессе его чтения. Анализ УМК в аспекте развития интереса к чтению в процессе работы с иллюстрацией к художественному произведению школьников позволил сделать вывод об их недостаточном количестве, что ограничивает опыт их использования в образовательной деятельности учителей и подтвердил значимость и необходимость разработки заданий по иллюстрированию, способствующих развитию интереса к литературному произведению.В рамках данного исследования охарактеризованы особенности иллюстраций Д. Шмаринова и И. Глазунова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Отмечено, что оба художника сосредотачивались на ограниченном выборе цветов. Основными при этом являлись разнообразные оттенки серого. Таким образом они стремились донести угнетающую атмосферу, в которой протекала жизнь героев.Также отметим, что выразительность во многом достигается, благодаря особенностям использования цвета: как правило, свет падает на главный объект изображения.Особое значение имеет то, что и Д. Шмаринов, и И. Глазунов смогли донести психологизм персонаже романа «Преступление и наказание: взгляд и выражение лица характеризовали внутреннее состояние героев в соответствии с сюжетом.Список использованных источниковАфонин, И.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: Русайнс, 2022. — С. 142.Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Антонова Е. С. // Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 12. – С. 27-28. Бакулина, Н.А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 25-28. Бархатова, Е.И. Особенности литературных предпочтений и читательской активности // Юный ученый. — 2020. — № 3 (6). — С. 1-7. Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (115). — С. 1663-1666.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник. — М.: КноРус, 2022. — С. 154. Борисова, Л.В. Формирование интереса к литературе // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 451-453.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций /Л. С.Выготский // Психологическая наука и образование. –1996. –No 2. – С. 5– 8. Гарапучик, Е.В. Ознакомление детей школьного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (73). — С. 284- 286. Григорьева, Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 86-90.Ипатов, А.В. Психология и педагогика: учебник. — М.: КноРус, 2022. — С. 72. Казаринова, С.В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска / С.В. Казаринова // Читали, читаем и будем читать! Исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек Новосибирской области. - Новосибирск, 2015. - С. 6-34. Кашкаров, А. П. Личностный интерес ребенка / А. П. Кашкаров/ Вестник детской литературы. Выпуск 2. СПб, 2014, с. 126-130.Немнясова, М.В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (18). — С. 70-71.Плешкова, О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности учеб. пособие. - 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука,2016.- С. 208 Полозова, Т. Д. О власти искусства слова и ценности чтения. -М.: Русская школьная библиотечная ассоциация 2010.- С. 320Эллис, Элина. Взрослая книга о детской иллюстрации: как нарисовать свою яркую историю/ Элина Эллис. - 2-е изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – С. 240.ПриложениеИл. 1. Раскольников в своей комнатеИл. 2. Лестница в доме РаскольниковаИл. 3 Доходный домИл. 4. Старуха-процентщицаИл. 5. Соня со свечойИл. 6. Соня Мармеладова и РаскольниковИл. 7. И. Глазунов. РаскольниковИл. 8. И. Глазунов. Раскольников (перед преступлением)Ил. 9. И. Глазунов. Раскольников (после убийства)

Список использованных источников

1.Афонин, И.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: Русайнс, 2022. — С. 142.
2.Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Антонова Е. С. // Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 12. – С. 27-28.
3.Бакулина, Н.А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 25-28.
4.Бархатова, Е.И. Особенности литературных предпочтений и читательской активности // Юный ученый. — 2020. — № 3 (6). — С. 1-7.
5.Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (115). — С. 1663-1666.
6.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник. — М.: КноРус, 2022. — С. 154.
7.Борисова, Л.В. Формирование интереса к литературе // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 451-453.
8.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций /Л. С.Выготский // Психологическая наука и образование. –1996. –No 2. – С. 5– 8.
9.Гарапучик, Е.В. Ознакомление детей школьного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (73). — С. 284- 286.
10.Григорьева, Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 86-90.
11.Ипатов, А.В. Психология и педагогика: учебник. — М.: КноРус, 2022. — С. 72.
12.Казаринова, С.В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска / С.В. Казаринова // Читали, читаем и будем читать! Исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек Новосибирской области. - Новосибирск, 2015. - С. 6-34.
13.Кашкаров, А. П. Личностный интерес ребенка / А. П. Кашкаров/ Вестник детской литературы. Выпуск 2. СПб, 2014, с. 126-130.
14.Немнясова, М.В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (18). — С. 70-71.
15.Плешкова, О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности учеб. пособие. - 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука,2016.- С. 208
16.Полозова, Т. Д. О власти искусства слова и ценности чтения. -М.: Русская школьная библиотечная ассоциация 2010.- С. 320
17.Эллис, Элина. Взрослая книга о детской иллюстрации: как нарисовать свою яркую историю/ Элина Эллис. - 2-е изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – С. 240.