Загадки как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 39 39 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 25.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования загадок для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Загадки как средство развития мышления в старшем дошкольном возраста 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами загадок 21
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 21
2.1. Методические рекомендации по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами загадок 30
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список использованных источников 37
Таким образом, уровень развития мышления можно оценить как низкий, требующий коррекции. 2.1. Методические рекомендации по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами загадокДля использования загадок в качестве средства развития мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо выдерживать ряд требований.Так, при отборе загадок для работы с детьми необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития. Сюда можно отнести:Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.Загадки, в которых выделяется несколько отгадок.Загадки, включающиеся метафоры.Загадки, для расшифровки которых требуется постепенно исключить ряд неверных сопоставлений.Загадки-обманки.Литературные загадки.Математические загадки.Учитывая особенности загадки как логической задачи рекомендуется соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которым нужно обучить детей с целью привития им умения отгадывать загадки:установить, в общем виде, что нужно искать;установить, где нужно искать; выявить все оставшиеся признаки; выдвинуть предположение-отгадку; объединить установленные признаки; сделать итоговый вывод. Ведущими ошибками детей при отгадывании загадок являются:дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания;дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак;дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки.Чтобы менялись содержание и способы доказательства, рекомендуется предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно использовать дидактические игры. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение. Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.Для развития у детей навыков описательной речи предлагается проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, спросить: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? И т.д." Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.Основная задача воспитателя во время загадывания загадок – обеспечить полноценное восприятие детьми загадки. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы загадывания загадки. Воспитатель детского сада является посредником между загадкой и детьми, так как дети дошкольного возраста – только слушатели, а не читатели. От воспитателя зависит, как дети примут загадку. Чем выразительнее читает воспитатель загадку, тем внимательнее слушают ее дети, тем лучше они воспримут и проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей и ситуации.Учитывая, что мышление дошкольника в основном нагляднообразное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. Присутствие образных выражений. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию загадки, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время загадывания загадки, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять смысл загадки, то и не следует объяснять им эти слова. Многие из этих понятий совершенно недоступны детям, так как они связаны с далекой от нас исторической эпохой. Объяснять детям дошкольного возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельно от текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и выразительном чтении дети их правильно понимают. Бытует фраза: «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию загадок: обратиться к личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили ответами на предлагаемые загадки, показать картины, связанные с текстом загадок.Таким образом, для развития мышления у дошкольников могут эффективно применяться сказки. Однако, для этого важно соблюдать ряд условий.Выводы по главе 2Таким образом, можно констатировать низкие показатели развития мышления у воспитанников. Для повышения уровня развития мышления могут применяться загадки. Можно сформулировать основные требования к процессу применения загадок в развитии старших дошкольников. Среди них:загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы;сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков, постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами ;обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.ЗаключениеМы изучили возможности применения русских народных загадок для развития мышления старших дошкольников.Полученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Загадки – это эффективное средство развития мышления старших дошкольников. Именно загадки заставляют ребенка анализировать объект или явления, обобщать его свойства, сравнивать его с другими объектами и явлениями. Иными словами, загадки инициируют основные мыслительные процессы, благодаря чему их воздействие на уровень развития мышления у детей весьма перспективен. На примере дошкольного отделения ГБОУ Школа 2026 мы изучилиуровень развития мышления старших дошкольников. Было показано, что уровень мышления детей был низким.Мы разработали рекомендации по применению загадок для развития мышления старших дошкольников. Рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.Список использованных источниковБорзыкС.В. Идея мышления: монография / С.В. Борзых. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 118 с.Гафарова Э.И. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Э.И. Гафарова, И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования, 2017. – № 55-1. – С. 118-124.ГашароваА.Р. Виды и функции лезгинских народных загадок / А.Р. Гашарова // ХуманитарниБалканскиизследвания, 2019. – Т.3. – №2(4).– С.90-93.ГашароваА.Р. Идейно-тематическое многообразие лезгинских народных загадок / А.Р. Гашарова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2020. – Т.30. – №2. – С. 358-365.Кудрявцева Г.В. Загадки как средство развития мышления у дошкольников с нарушениями интеллекта / Г.В. Кудрявцева, Т.А. Чебыкина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональная научно-практическая конференция, 2010. – С. 99-101. Лященко Л.Г. Загадка – средство развития логического мышления / Л.Г. Лященко // Начальная школа, 2009. – № 11. – С. 15-18.Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / И.Л. Матасова. – Самара, 2003. – 20 с.Мельниченко Я.И. Загадки как средство развития абстрактного мышления старших дошкольников / Я.И. Мельниченко, Э.М. Зарипова // Развитие современного образования: от теории к практике, 2017. – С. 151-152.Мустафин Т.Р. Особенности мышления старших дошкольников при разном уровне соответствия правилам нормативной ситуации: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.13 / Мустафин Т.Р. – Казань, 2016. – 25 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 655 с.НиклаеваЕ.В. Образ природы в русских и англоязычных метафоричных загадках (сравнительный аспект) / Е.В. Николаева, А.И. Савельева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2021. – №2(111). – С.116-123.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с. Психология развития детского возраста: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст: коллективная монография / Д.А. Донцов и др.; под общей. ред. Д.А. Донцова. – М.: Liteo, 2017. – 174 с.Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова / О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Л.Ф. Обухова и др.; под ред. О.А. Карабановой и др. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. – 442 с.Репина О.К. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Репина О.К. – М., 2008. – 23 с.Семенова О.М. Теоретические основы развития творческого мышления подростков на уроках математики / О.М. Семенова // Поволжский педагогический вестник, 2022. – Т.10. – №3(36). – С. 89-97.Сухорукова Т.А. Роль загадки в развитии образного мышления дошкольников / Т.А. Сухорукова, К.С. Умбеталиева // Развитие психологии и педагогики в контексте модернизации системы образования. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 53-54.ТокторбаеваФ.А. Развитие логического мышления с использованием загадок в процессе обучения иностранному языку / Ф.А. Токторбаева // Вестник Бишкекского гуманитарного университета, 2013. – № 1 (24). – С. 11-13.УрунтаеваГ.А. Психология познания дошкольника в профессиоанльно-педагогической деятельности воспитателя: монография / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 213 с.УсковВ.А. Мышление и деятельность: монография / В.А. Усков. – М.: Ru.ACIence, 2020. – 179 с. ФайзуллинаН.И. Средства выражения сравнительных отношений в народной загадке (на материале русских, английских, татарских загадок) / Н.И. Файзуллина // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки, 2019. – Т.161. – №5-6. – С.58-67.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=doshk (дата обращения: 31.01.2023).Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и длп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.ШеклеинаЮ.А. Загадка как дидактическое средство развития мышления обучающихся / Ю.А. Шаклеина, Е.В. Донгаузер // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей, 2017. – С. 63-68.
1. Борзык С.В. Идея мышления: монография / С.В. Борзых. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 118 с.
2. Гафарова Э.И. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Э.И. Гафарова, И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования, 2017. – № 55-1. – С. 118-124.
3. Гашарова А.Р. Виды и функции лезгинских народных загадок / А.Р. Гашарова // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019. – Т.3. – №2(4).– С.90-93.
4. Гашарова А.Р. Идейно-тематическое многообразие лезгинских народных загадок / А.Р. Гашарова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2020. – Т.30. – №2. – С. 358-365.
5. Кудрявцева Г.В. Загадки как средство развития мышления у дошкольников с нарушениями интеллекта / Г.В. Кудрявцева, Т.А. Чебыкина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональная научно-практическая конференция, 2010. – С. 99-101.
6. Лященко Л.Г. Загадка – средство развития логического мышления / Л.Г. Лященко // Начальная школа, 2009. – № 11. – С. 15-18.
7. Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / И.Л. Матасова. – Самара, 2003. – 20 с.
8. Мельниченко Я.И. Загадки как средство развития абстрактного мышления старших дошкольников / Я.И. Мельниченко, Э.М. Зарипова // Развитие современного образования: от теории к практике, 2017. – С. 151-152.
9. Мустафин Т.Р. Особенности мышления старших дошкольников при разном уровне соответствия правилам нормативной ситуации: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.13 / Мустафин Т.Р. – Казань, 2016. – 25 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 655 с.
11. Никлаева Е.В. Образ природы в русских и англоязычных метафоричных загадках (сравнительный аспект) / Е.В. Николаева, А.И. Савельева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2021. – №2(111). – С.116-123.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.
13. Психология развития детского возраста: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст: коллективная монография / Д.А. Донцов и др.; под общей. ред. Д.А. Донцова. – М.: Liteo, 2017. – 174 с.
14. Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова / О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Л.Ф. Обухова и др.; под ред. О.А. Карабановой и др. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. – 442 с.
15. Репина О.К. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Репина О.К. – М., 2008. – 23 с.
16. Семенова О.М. Теоретические основы развития творческого мышления подростков на уроках математики / О.М. Семенова // Поволжский педагогический вестник, 2022. – Т.10. – №3(36). – С. 89-97.
17. Сухорукова Т.А. Роль загадки в развитии образного мышления дошкольников / Т.А. Сухорукова, К.С. Умбеталиева // Развитие психологии и педагогики в контексте модернизации системы образования. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 53-54.
18. Токторбаева Ф.А. Развитие логического мышления с использованием загадок в процессе обучения иностранному языку / Ф.А. Токторбаева // Вестник Бишкекского гуманитарного университета, 2013. – № 1 (24). – С. 11-13.
19. Урунтаева Г.А. Психология познания дошкольника в профессиоанльно-педагогической деятельности воспитателя: монография / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 213 с.
20. Усков В.А. Мышление и деятельность: монография / В.А. Усков. – М.: Ru.ACIence, 2020. – 179 с.
21. Файзуллина Н.И. Средства выражения сравнительных отношений в народной загадке (на материале русских, английских, татарских загадок) / Н.И. Файзуллина // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки, 2019. – Т.161. – №5-6. – С.58-67.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=doshk (дата обращения: 31.01.2023).
23. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и длп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.
24. Шеклеина Ю.А. Загадка как дидактическое средство развития мышления обучающихся / Ю.А. Шаклеина, Е.В. Донгаузер // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей, 2017. – С. 63-68.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты обсуждаются в первой главе статьи?
Первая глава статьи обсуждает теоретические аспекты использования загадок для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Здесь рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей этого возраста, особенности их мышления, а также роль загадок в развитии мышления детей.
Каковы особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развито логическое мышление, они начинают уметь анализировать и сравнивать объекты и явления. Дети понимают причинно-следственные связи, могут делать выводы и рассуждать. Они также обладают большой фантазией и любопытством, что делает их активными участниками игр и заданий, основанных на загадках.
Какие выводы делаются по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что загадки являются эффективным средством развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Они стимулируют логическое и творческое мышление, помогают развивать умение анализировать и делать выводы. Загадки также способствуют развитию воображения, памяти и усидчивости у детей.
Какие возможности дает использование загадок в развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста?
Использование загадок в развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста позволяет развивать логическое и абстрактное мышление, учиться анализировать и сравнивать объекты, развивать способность делать выводы и рассуждать. Загадки также способствуют развитию воображения, памяти, внимания и усидчивости у детей.
Какие результаты экспериментальной работы по развитию мышления с использованием загадок описываются в статье?
В статье описывается опытно-экспериментальная работа, в которой использовались загадки для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Результаты работы показали, что использование загадок способствует активному участию детей в играх и заданиях, развитию логического и креативного мышления, а также повышению интереса к учебной деятельности.
Зачем использовать загадки для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста?
Загадки помогают развивать логическое и аналитическое мышление, улучшают концентрацию внимания, развивают креативное мышление и фантазию.
Какие особенности мышления присущи детям старшего дошкольного возраста?
Возрастные особенности мышления включают развитие логического мышления, умение рассуждать, классифицировать и сравнивать объекты, а также повышенный интерес к абстрактным и сложным задачам.
В чем психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развитыми коммуникативными навыками, интересом к познанию, начинают проявлять самостоятельность и инициативу, обладают более сложным мышлением и логическими способностями.
Как загадки могут помочь развить мышление детей старшего дошкольного возраста?
Загадки требуют от детей активного мышления, анализа информации, поиска нестандартных решений. Они стимулируют развитие логики, внимания, памяти, фантазии и ассоциативного мышления.
Какие выводы можно сделать по данной главе статьи?
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, и загадки являются эффективным инструментом для достижения этой цели. Они способствуют развитию различных аспектов мышления и способностей у детей.
Зачем использовать загадки для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста?
Использование загадок помогает развивать логическое мышление, абстрактное мышление, память и воображение у детей старшего дошкольного возраста.
Какие особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развивается функциональное, образное и ролевое мышление, а также формируется представление о причинно-следственных связях, времени и пространстве.