Художественная кульутра уральского региона
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 25.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Народная художественная культура Урала 5
1.1. Обряды, традиции. Танцы на праздниках и обрядах 5
1.2. Народное музыкально-песенное творчество Урала 7
1.3. Национальные музыкальные инструменты Урала 9
1.4. Уральский традиционный народный костюм 10
1.5. Народное прикладное творчество Урала 12
Глава II. Уральский народный танец 16
2.1. История возникновения и развитие танцев Урала 16
2.2. Характеристика традиционных народных танцев Урала 17
2.3. Хореографическая лексика Уральских народных танцев 20
2.4. Выдающиеся хореографические художественные коллективы, сохраняющие и пропагандирующие народные танцы 22
Заключение 26
Список литературы 27
В плясках Урала своя особенная манера исполнения этого движения: плечи вместе с взмахом и опусканием ноги свободно поднимаются и опускаются. Существует большое количество различных танцевальных ходов, которые не имеют определенного названия. Основными ходами является уральский бег, стелющийся шаг, тройной притоп, ход с поворотом стопы, шаг с выносом ноги на каблук и приставной шаг. «Проходка» представляет собой основной тип для развития любого шага, который исполняется с продвижением и с дополнением других элементов. Танцевальными народными движениями Урала являются присядка с «ковырялкой», «моталочка». В книге «Танцы Урала» О.Н. Князева описывает «проходку» таким образом: «Парень, выходя на танец, делает круговую «проходку». Он широко расправляет грудь, раскрывает руки, как крылья, слегка покачивая ими, голова его высокого поднята, гордо вскинута. От всего этого создается впечатление большой физической силы».Особенностью народного танца на Урале являются движения танцевального шага у девушек. Они, подбоченясь, проходят простым шаркающим шагом, на каждый четвертый шаг девушки исполняют притоп одной ногой, с акцентом всей стопой в пол, одновременно приподнимая другую ногу, согнутую в колене, не высоко назад. Во время танцевального шага девушки приподнимают плечи или же покачиваются локтями. Исполняя «уральские кружочки» или «утюжку», делают обычно на восьмом шаге короткий притоп – соскок двумя ногами одновременно на присогнутых коленях. Во время притопа обе руки, слегка согнутые в локтях, резко разводятся в стороны.Во многих плясках Свердловской области парни и девушки во время одиночных переходов простыми шаркающими шагами, во время многочисленных дробей или стоя на месте, делают руками «уральские кружочки» или «утюжку».Характерные движения рук уральских плясок: не большие круговые движения правой рукой по ходу часовой стрелки на уровне груди. Левая рука партнера заложена за спину тыльной стороной ладони к спине. У девушек – лежит на талии или, согнутая в локте, отведена в сторону, влево; кисть руки поднята до уровня головы; девушка прищелкивает пальцами в ритме движения правой рукой. При переходах корпус немного откинут назад. Это движение имеет название «уральские кружочки». Правая, чуть согнутая рука перед собой, чуть ниже уровня груди или сбоку, при этом ладонь направлена вниз. Движение всей рукой влево – вправо или вперед – назад, как бы разглаживая что – то. Это движение называется «утюжка». Левая при этом сжата в кулачок и находится на талии, у партнера – заложены за спину тыльной стороной ладони к спине. Голова гордо поднята.«Хлопушки» в основном характерны для парней, в некоторых кадрилях Урала «хлопушки» встречаются и у девушек. Исполняются они в таком случае в паре с парнем или девушкой. «Хлопушки», исполняемые девушками, мягче, тише, медленнее, чем у парней. Мягкость девичьего исполнения «хлопушек» в паре передаётся парню и его лихой жест смягчается.2.4. Выдающиеся хореографические художественные коллективы, сохраняющие и пропагандирующие народные танцыВ настоящее время существует большое количество различных танцевальных коллективов на территории Урала, многие из них обращаются к местной народной традиции, как к основной. Их основная задача не только сохранение танцевально-песенных традиций, но привлечение к ним внимания, распространения их среди местного населения, и не только как культурного достояния региона. В этом отношении немаловажную роль сыграл Уральский государственный академический русский народный хор, существующий с 1943 г. Хор был организован при Свердловской филармонии на базе на базе самодеятельных хоров из села Измоденово Белоярского района и села Покровское Егоршинского района Свердловской области, а также отдельных солистов из с. КатарачБуткинского района и Малая Лая Кушвинского района Свердловской области по приказу Бюро Свердловского обкома ВКП (б). Первым художественным руководителем стал Л.Л. Христиансен, который активно собирал местный фольклор в экспедициях для пополнения художественного репертуара хора. Первым балетмейстером стала О.Н. Князева, создавшая танцевальные номера, исполняемые коллективом и в настоящее время. Художественный руководитель, балетмейстер и хормейстер не просто собирали народные песни и танцы, а почувствовали их особенности и бережно перенесли на сцену, не меняя коренным образом, а лишь придавая сценическую форму. О. Князева принимала участие в смотрах сельской художественной самодеятельности, посещала деревенские праздники, на которых в середине прошлого столетия еще пели и танцевали согласно фольклорным традициям. В своих постановках она стремилась сохранить сюжетность и простату танцев, подчеркивала естественность их исполнения, обогащая законами сценического искусства. Для балетмейстера была важна не только хореографическая правильность в номере, но важнее всего чувство и атмосфера на сцене, образ, который видит зритель. Итогом ее теоретической работы стала книга «Танцы Урала», изданная в 1962 г.Широкое признание обрели и самобытные образцы народной хореографии, возникшие в уральском коллективе. Среди них – «Шестёра», «Семёра», «Большой уральский перепляс» в постановке О. Князевой; композиции «Ирбитская ярмарка», «Барыня-сударыня», «Святочные игрища», «Верхотурские гуляния» в постановке В. Миронова; «Зауральская круговая топотуха», «Потихоня», «Уральская барыня», «За околицей» в постановке А. Черепанова.В настоящее хором руководит Н.Зайцев, в составе коллектива — хоровая, танцевальная и оркестровая группы. За время существования хор получил множество различных наград и участвовал в различных смотрах и международных конкурсах, пропагандируя самобытность уральского фольклора и танцевальной традиции. Ансамбль танца «Радость» создан в 1937г. На базе Дворца пионеров и школьников города Екатеринбурга. С 1987г. Ансамбль в полном составе и участники, и педагоги работает в ЦК «Урал». В 1987г. Коллективу присвоено звание «Народный». В коллективе ансамблянесколько разновозрастных групп. Ансамбль исполняет не только номера, основанные на местной танцевальной традиции, но и танцы народов мира и номера в современных танцевальных стилях. Так же необходимо отметить работу такого хореографического ансамбля как «Улыбка», созданного в 1979г. В репертуар ансамбля включены игровые детские номерана основе русского народного танца и современной хореографии. Народный ансамбль танца «Сказ» имени А.П. Поличкина, был создан практически одновременно с Уральским народным хором. Основатель ансамбля, работник Свердловского театра музкомедии создал ансамбль из студентов ремесленного училища. Ансамбль сначала носил название «Трудовые резервы», затем его переименовали в «Сказ». Ансамбль – Лауреат Международных конкурсов, участник пяти Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В пространстве региональной культуры Южного Урала характерным примером актуализации культурного наследия можно рассматривать творчество государственного ансамбля танца «Урал».Государственный ансамбль танца «Урал (директор В.П. Карачинцев, главный балетмейстер А. Н. Разин) был создан в 1980г. как продолжение традиций народного танца, заложенных коллективом «Уральская скоморошина». Творческая особенность «Урала» проявляется в содержательном наполнении актуализируемого им культурного наследия: продвижении традиций региональной уральской культуры, основанных на материалах фольклорных экспедиций (ритуалы и обычаи уральского казачества, сюжеты уральской истории, литературные произведения уральских писателей) и, одновременно с этим, – нацеленностью на обновления и инновационные решения, популяризацией и модернизацией хореографии, перекодировкой традиционного «языка» народного танца на понятную сегодняшнему зрителю лексику, актуальные темы и сюжеты. Так же говоря о ансамблях пропагандирующих народный танец и несущих его в массы нельзя не упомянуть коллектив ансамбля «Покровский». До 1993 г. он существует исключительно, как хоровой коллектив, но после стал называться «Покровский народный ансамбль песни танца». Программа, созданная коллективом «Уральские вечера» открывает перед зрителем особенности уральского фольклора и его пестрый характер. Профессиональные танцевальные коллективы и в след за ними самодеятельные, уральского региона интерпретируют и раскрывают традиционную танцевальную культуру региона. Благодаря их деятельности уральские традиции получают распространение не только в привычных территориях, но и проникают в танцевальные традиции других коллективов. Деятельность таких коллективов активно способствует формированию бренда уральского региона. ЗаключениеВклад Урала в художественную культуру России не только велик, но и примечательно своеобразен. во многом это обусловлено историческими и географическими особенностями региона, в котором смешалось множество традиций различных народностей, благодаря периоду освоения региона. в настоящее время,когда происходит переосмысление культурной и народной ценности искусства, формирование бренда уральского региона остается интересным и актуальным вызовом. В народной культуре нашли отражения и особенности крестьянской культуры и городской промышленной.В ходе исследования были поэтапно решены все поставленные задачи. В рамках первой главы были рассмотрены особенности материальных образцов культуры. основным выводом первой главы позволительно считать многоаспектность и много характерность художественной народной традиции Урала. обычаи и традиции народов органически вписывались в православный календарь. народный костюм не смотря на свою традиционность имел местный колорит и особенности. произведения искусства ДПИ были во многом обусловлены литейной и каменной промышленностью Во второй главе были рассмотрены особенности танцевальных традиций региона. здесь так же стоит отметить, что традиционные народные танцы приобретали смелый и яркий характер, не смотря на привычные формы бытования хоровода или перепляса. во многом благодаря деятельности профессиональных песенно-танцевальных коллективов, деятельность которых началась в середине прошлого столетия до современного зрителя дошли уникальные народные особенности региона. Список литературыБеляев С.Е. Музыкальная культура Среднего Урала: Учеб.длядет.муз.шк.ишк.искусств / С.Е. Беляев, Л.А. Серебрякова. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. – 219с. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана /Ф.Г. Галиева – Уфа: Гилем, 2012. – 168 с.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://soborrusbash.narod.ru/11.pdfЖданова В.А. из истории бытования художественных промыслов на территории горноуральского городского округа свердловской области в XIX-XX вв. / В.А. Жданова // Изобразительное искусство Урала, Сибири и дальнего востока. № 1. – 2022. – С. 80 – 89 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_48223557_40901467.pdfЗаикин Н.И.Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие для студентов вузов искусства и культуры. /Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. – Орел, 1999. – 550сЗеленин Д.К. Черты быта Усень-Ивановских староверов // Бельские просторы. 2011. № 2. С. 144–159.Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 – 1913 / Зеленин, Д.К. М.: Индрик, 1994 г. – 400с.Казакова Г.М. Одежда населения Южного Урала XVIII – XX вв.: универсальные и локальные черты / Г. М. Казакова // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и науч.-попул. ст. / под ред. С. С. Загребина. – Вып. 4. – Челябинск: Абрис. – 2006. – С. 279 – 283Князева О.Н. Танцы Урала /О.Н. Князева. – Свердловск: Книжное издательство, 1962. – 168 с.Климов А.А. Основы русского народного танца. Учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры. Изд. 3-е. / А.А. Климов. – М.: Издательство МГУКИ, 2004. – 269 с. Максяшин А.С. Очерки искусства Урала: учеб. пособие. /А.С. Максяшин. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. – 108 с. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца Учебное пособие / А.В. Мелехов. – Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2015. – 127 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/42053198.pdfМурзина И.Я. Очерки истории культуры Урала /И.Я. Мурзина, А.Э. Мурзин. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 412 с.Мясникова Л. А. Народные художественные промыслы – хранители самобытности Уральского региона / Л.А. Мясникова, О.В. Крутеева // Ярославский педагогический вестник. № 6. – 2017 – С. 337 – 340 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_6/61.pdfНародная художественная культура: учебник /под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.Пелымский А.Н. Творческие коллективы как культурный бренд региона (на примере государственного ансамбля танца «Урал») /А.Н. Пелымский, С.Б. Синецкий // Челябинский гуманитарий. № 2 (59). – 2022. – С. 43 – 47 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-kollektivy-kak-kulturnyy-brend-regiona-na-primere-gosudarstvennogo-ansamblya-tantsa-ural
1.Беляев С.Е. Музыкальная культура Среднего Урала: Учеб.для дет.муз.шк.и шк.искусств / С.Е. Беляев, Л.А. Серебрякова. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. – 219с.
2.Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана /Ф.Г. Галиева – Уфа: Гилем, 2012. – 168 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://soborrusbash.narod.ru/11.pdf
3.Жданова В.А. из истории бытования художественных промыслов на территории горноуральского городского округа свердловской области в XIX-XX вв. / В.А. Жданова // Изобразительное искусство Урала, Сибири и дальнего востока. № 1. – 2022. – С. 80 – 89 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_48223557_40901467.pdf
4.Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие для студентов вузов искусства и культуры. /Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. – Орел, 1999. – 550с
5.Зеленин Д.К. Черты быта Усень-Ивановских староверов // Бельские просторы. 2011. № 2. С. 144–159.
6.Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 – 1913 / Зеленин, Д.К. М.: Индрик, 1994 г. – 400с.
7.Казакова Г.М. Одежда населения Южного Урала XVIII – XX вв.: универсальные и локальные черты / Г. М. Казакова // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и науч.-попул. ст. / под ред. С. С. Загребина. – Вып. 4. – Челябинск: Абрис. – 2006. – С. 279 – 283
8.Князева О.Н. Танцы Урала /О.Н. Князева. – Свердловск: Книжное издательство, 1962. – 168 с.
9.Климов А.А. Основы русского народного танца. Учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры. Изд. 3-е. / А.А. Климов. – М.: Издательство МГУКИ, 2004. – 269 с.
10.Максяшин А.С. Очерки искусства Урала: учеб. пособие. /А.С. Максяшин. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. – 108 с.
11.Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца Учебное пособие / А.В. Мелехов. – Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2015. – 127 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/42053198.pdf
12.Мурзина И.Я. Очерки истории культуры Урала /И.Я. Мурзина, А.Э. Мурзин. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 412 с.
13.Мясникова Л. А. Народные художественные промыслы – хранители самобытности Уральского региона / Л.А. Мясникова, О.В. Крутеева // Ярославский педагогический вестник. № 6. – 2017 – С. 337 – 340 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_6/61.pdf
14.Народная художественная культура: учебник /под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
15.Пелымский А.Н. Творческие коллективы как культурный бренд региона (на примере государственного ансамбля танца «Урал») /А.Н. Пелымский, С.Б. Синецкий // Челябинский гуманитарий. № 2 (59). – 2022. – С. 43 – 47 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-kollektivy-kak-kulturnyy-brend-regiona-na-primere-gosudarstvennogo-ansamblya-tantsa-ural