Административная ответственность юридических лиц
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 48 + 48 источников
- Добавлена 26.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ
1.1 Понятие и признаки административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации
1.2 Принципы административной ответственности юридического лица
1.3 Юридическое лицо как субъект административной ответственности
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Виды административных наказаний, применяемых к юридическому лицу
2.2 Основания привлечения юридического лица к административной ответственности в Российской Федерации
2.3 Особенности определения вины юридических лиц
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Меры и предложение по совершенствованию российского административного законодательства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Данные нововведения препятствуют неоднократному привлечению к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, а также способствуют соблюдению принципа законности и упрощению административно – юрисдикционной практики в деятельности уполномоченных органов.Изменения затронули и правоприменительную практику органов внутренних дел в области обеспечения правил и безопасности дорожного движения, значительно повысив эффективность их деятельности.На мой взгляд, для совершенствования российского административного законодательства следует провести исследование путем сравнения российских и зарубежных норм и практики применения данных норм. Данные результаты позволят усовершенствовать российское административное законодательство.Конечно, одним из достоинств действующего КоАП, можно отметить выделение и подробное закрепление института административной ответственности юридических лиц. А именно, в частях 2,3 ст. 2.1 КоАП РФ получила свое закрепление норма о том, что рассматриваемая категория лиц может быть признана виновными в совершении соответствующего правонарушения, только в случае установления наличия возможности для соблюдения закрепленных правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ либо иными законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом все зависящие от него меры предприняты не были.Однако считаю необходимым дальнейшее совершенствование административного законодательства в области института административной ответственности юридических лиц. Существует определенная необходимость в закреплении особого правового статуса органов государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, наделенными статусом юридического лица, а также казенных учреждений, которые находятся на бюджетном финансировании. На мой взгляд, необходимо исключить для вышеуказанных субъектов административную ответственность как для юридических лиц. В свою очередь необходимо произвести персонификацию указанной ответственности именно для должностных лиц данных учреждений и организаций, виновных в совершении административных правонарушений.В целях усовершенствования назначения наказания за совершенное административное правонарушение, как уже было рассмотрено в работе ранее, считаю необходимым пойти по пути либерализации административного права и расширить круг применения такого административного наказания, как предупреждение. Особенно, это касается субъектов малого и среднего бизнеса, для которых размеры некоторых штрафов достаточно велики. В вопросе назначения такого административного наказания, как штраф для юридических лиц необходимо отталкиваться от их финансового и имущественного положения.Что касается состава административного правонарушения, то необходимо установить к нему общие требования в рамках КоАП РФ и региональных административных законов.Существует определенная необходимость в различных вариантах конструирования составов рассматриваемой категории правонарушений, в зависимости от тех или иных охраняемых законом отношений.Само противоправное деяние можно описывать в самой статье Особенной части рассматриваемого Кодекса, либо с отсылкой на нормативно-правовой акт. Необходимо, конечно, учитывать что нормы КоАП РФ не должны противоречить нормам отраслевых законов, к которым происходит отсылка в вопросе определения деяния как противоправного. Во время построения современной необходимых требований следует отталкиваться от того, что же является их существенным нарушением. В данном вопросе можно использовать аналогию с «грубым нарушением лицензионных прав». В данном случае следует сохранить имеющийся подход к выделению грубого состава правонарушения, повторного совершения, а также других составов на основании иных квалифицирующих признаков. Для того, чтобы образовалась взаимосвязь законодательства об административных правонарушениях и о контрольно-надзорной деятельности, необходимо соотнесение составов соответствующего деяния, совершенного должностными или юридическими лицами с категориями рисков, которые возникают для охраняемых общественных отношений. При этом, как уже и отражено в существующем КоАП РФ, меры административной ответственности применяются лишь в случае отсутствия принятия должных мер со стороны виновного юридического лица. ЗаключениеВ ходе написания настоящей выпускной квалификационной работы нами были достигнуты поставленные цель и задачи.В процессе изучения нормативно-правовой базы, было установлено отсутствие закрепленного в нормах КоАП РФ понятия административной ответственности юридических лиц, что является важным пробелом, который, так или иначе, препятствует единообразному восприятию данного института различными субъектами административного права.Для самостоятельного формулирования указанного понятия определены следующие существенные признаки, присущие административной ответственности:Представляя собой конкретный вид юридической ответственности, административная выражается в возникшей у виновного обязанности претерпеть установленные законом меры принуждения, а также она является меру государственного принуждения. Данные факты отличают рассматриваемый вид ответственности, например, от норм морали, которые не имеют четкого отражения в законе и несут в себе лишь общественные понятие о добре и зле.Нормы административной ответственности, в соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ, закреплены в существующем Кодексе, принимаемых на основе его положений федеральных законов об административных правонарушениях и субъектов РФ. В процессе практического применения данных норм необходимо внимательно подходить к вопросу разграничения их со схожими видами нормам права. Важно и то, что рассматриваемые нормы могут быть как материальными, так и процессуальными, и обязательны для соблюдения в обоих случаях.Административная ответственность может наступить лишь в том случае, когда рассматриваемой категорией лиц совершено административное правонарушение. КоАП РФ в статьях 28.3 и 28.4 установлен перечень уполномоченных лиц, к компетенции которых относится оформление протоколов о соответствующих правонарушениях. Таким образом, еще одним существенным признаком является применение административных норм определенным законом кругом уполномоченных лиц.На основании статьи 1.6. КоАП РФ лицо привлекается к рассматриваемой категории ответственности, а также может быть подвергнут соответствующему наказанию лишь на законном основании и предусмотренном им порядке.Таким образом, проведя исследование предложенных в теории права понятий административной ответственности и рассмотрев совокупность основных признаков административной ответственности юридических лиц, можно сделать вывод о том, что этоустановленный законом вид административной ответственности, закрепленный в нормах административного права, который наступает за совершение юридическим лицом противоправного деяния, подразумевающего применение к нему административного наказания лишь уполномоченным на это лицом или организацией и в строго установленном законом порядке.Также, на мой взгляд, административную ответственность юридических лиц можно рассмотреть, как правовой институт, призванный принудить юридическое лицо к предписанному ему правилу и ограничить его деятельность.В процессе рассмотрения принципов административной ответственности юридических лиц установлено, что к их числу относится основная часть общих конституционных и межотраслевых принципов. В Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплены лишь принципы законности, гуманизма, презумпции невиновности, равенства всех перед законом.Необходимо также отметить важный момент, что юридические лица в виду различных административно-правовых форм и финансовой обеспеченности не могут быть все одинаково равны перед законом. Таким образом, законодателям необходимо рассмотреть вопрос о разработке и закреплении в действующем КоАП РФ дифференцированного и индивидуального подхода к процессу назначения административного наказания для юридических лиц. В процессе изучения особенности юридического лица как субъекта административного права и правоотношений, сделан вывод об отнесении его к числу специальных субъектов, так как он обладает рядом ярко выраженных особенностейК юридическим лицам как субъектам административного права могут быть применены такие виды наказаний, как: Предупреждение;Административный штраф;Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное обращение в доход государства или субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей, назначаемое судом;Административное приостановление деятельности.Проведя анализ принципов административной ответственности рассматриваемой категории лиц установлено, что к их числу относится основная часть общих конституционных и межотраслевых принципов. В КоАП РФ закреплены лишь принципы законности, гуманизма, презумпции невиновности, равенства всех перед законом.Необходимо также отметить важный момент, что юридические лица в виду различных административно-правовых форм и финансовой обеспеченности не могут быть все одинаково равны перед законом. Таким образом, законодателям необходимо рассмотреть вопрос о разработке и закреплении в действующем Законе дифференцированного и индивидуального подхода к процессу назначения административного наказания для юридических лиц. По итогам проведенного исследования сделан вывод о наличии определенных проблем при определении административной ответственности юридического лица. Ужесточение данного вида ответственности со стороны государства и фискальная направленность КоАП РФ не направлены на реализацию цели административного наказания, а также правильному и справедливому применению административных мер для юридических лиц. В случае, когда санкция статьи предусматривает назначение и основного и дополнительного наказания, для соблюдения законности следует обратить внимание на назначение наказания, которое возможно ниже нижнего предела. При разработке внесения изменений в КоАП РФ должна быть сведена к минимуму любая попытка превышения ограничения экономической свободы и права собственности организаций. Далее должна снизится нагрузка на судебные органы, по средствам передачи полномочий органам исполнительной власти, которые в свою очередь смогут самостоятельно рассматривать данную категорию дел. Однако следует рассмотреть вопрос о дальнейшем судебном контроле, который играл бы роль способа защиты прав собственника, которые были нарушены. Считаю необходимым установление в КоАП РФ строго определенных санкций за правонарушение, совершенное юридическим лицом. В вопросе назначения такого вида наказания, как административный штраф, необходимо применять базовый размер, который в последующем будет систематически индексироваться. Таким образом, можно сделать выводо неопределенности и отсутствия согласования норм как внутри закона, так и с теоретическими исследованиями по вопросу определения вины юридических лиц. Таким образом, из-за данных недоработок и несостыковок, противоречий норм друг другу возникает ряд проблемных вопросов во время привлечения юридического лица к рассматриваемому виду ответственности.В процессе изучения вопроса об особенностях установления вины юридических лиц сделан вывод о том, что данный институт является единой системой и включает в себя совокупность двух обстоятельств, таких как возможность соблюдения юридическим лицом установленных законом норм и правил, а также непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). В целях усовершенствования назначения наказания за совершенное административное правонарушение, как уже было рассмотрено в работе ранее, необходимо двигаться по пути либерализации административного права и расширить круг применения такого административного наказания, как предупреждение. Особенно, это касается субъектов малого и среднего бизнеса, для которых размеры некоторых штрафов достаточно велики. Проведя настоящее исследование, в ходе которогоизучены нормативно-правовые и научно-теоретические материалы, были сформулированы следующие пути совершенствования российского административного законодательства:Во-первых, в вопросе реформирования административного законодательства необходимо пойти по либеральному пути формирования норм. Так как на сегодняшний день, основная масса норм рассматриваемого проекта направлена на усиление и ужесточение санкций за совершенные административные правонарушения;Во-вторых, исключить дублирование уже существующих норм права. Например, статья 4.10, в которой содержится санкция, предусматривающая лишение специального права либо лицензии. Данное наказание уже предусмотрено ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;Существует определенная необходимость в совершенствовании нормативной базы по привлечению рассматриваемой категории лиц к административной ответственности, например, путем формирование самостоятельной главы, в которой был бы отражен порядок привлечения юридического лица к соответствующему виду ответственности;При разработке указанных выше норм, которые бы регулировали административную ответственность для указанных лиц, необходимо отразить в КоАП РФ принципы справедливости и соразмерности предусмотренного наказания; При принятии решения об избрании наказания для юридического лица уполномоченными лицами необходимо расширить практику применения такой меры наказания, как предупреждение ст. 3.4 КоАП РФ;При рассмотрении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности и назначения ему административного наказания уполномоченным лицамдля соблюдения принципов законности и справедливости необходимо использовать дифференцированный подход, который заключается в учете финансового положения юридического лица и его организационно – правовой форме. Список использованных источников и литературыКонституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 04.05.2023г.).Нормативно – правовые акты"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения: 09.05.2023г.).ФЗ от 28.12.2010г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108553/ (Дата обращения: 09.05.2023г.).Правоприменительные акты и акты толкованияОпределение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 №119-О 2Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «ТД «Волна» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ) // СПС «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54784(Дата обращения 10.05.2023г.).Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2021 N 39-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Востокфлот" // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_391369 (Дата обращения: 11.05.2023г.).Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» // Электронный ресурс: https://bazanpa.ru/verkhovnyi-sud-rf-postanovlenie-n5-ot24032005-h857321 (Дата обращения 10.05.2023г.).Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.2019г. №5-П 2по делу о проверке конституционности статьи 2.6.1. и частей 1, 2, 3 и 6 стаьи 12.21.1 КоАПРФв связи с запросом Костромского областного суда и жалобам граждан Думилина А.И. и шарова А.Б.» // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316228 (Дата обращения: 10.05.2023г.).Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 14.02.2013г. №4-П // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-poryadka-organizatsii-libo-provedeniya-publichnyh-meropriyatiy (Дата обращения: 12.05.2013г.).Постановлении Ноябрьского городского суда Ямало – Ненецкого автономного округа №5- 307/2020 от 07.05.2020г. по делу №5-307/ 2020// Электронный ресурс: https://actofact.ru/case-89RS0005-5-1727-2021-2021-11-16-1-0 (дата обращения 12.05.2023г.).Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2005г. по делу № А38-429-1/111-2005 // ГАРАНТ.РУ https://base.garant.ru/8556039 (Дата обращения: 16.05.2023г.).Научная, учебная и специальная литератураАдарченко Е.О. Административная ответственность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2013. №3. С. 895 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 07.05.2023г.).Административное право: учебник под ред. Кослова Ю.М., Попова Л.Л. М., 1999. Стр. 537.Андриянов В.Н. Новая кодификация законодательства об административных правонарушениях: состояние и перспективы // Вопросы конституционного, административного, муниципального и финансового права // Сибирский юридический вестник. Байкальский государственный университет г. Иркутск. 2018. №3 (82). Стр. 20 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-sostoyanie-i-perspektivy (Дата обращения: 16.05.2023г.).Багаева Н. Определение вины юридических лиц // Хозяйство и право. 2007. №6. Стр. 32 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/vina-yuridicheskih-lits-v-rossiyskom-prave (Дата обращения: 14.05.2023г.).Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2011.- С 538.Владимирова Я.А. Шаймухаметова Л.Р. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности // Юридические науки. Башкирский государственный университет. Г. Уфа. 2022. №8-2. Стр. 123 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-privlecheniya-yuridicheskih-lits-k-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 14.05.2023г.).Гречкина О.В. Административное наказание как инструмент ограничения свободы предпринимательства и права собственности: точка зрения // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. №4. Стр. 52 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-nakazanie-kak-instrument-ogranicheniya-svobody-predprinimatelstva-i-prava-sobstvennosti-tochka-zreniya (Дата обращения: 10.05.2023г.).Денисенко В.В., Моняк С.Г. На заметку законодателю, или Возвращаясь к вопросу о разграничении судебного и административно - юрисдикционного порядка порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно – процессуального права: сб. ст. ежег. всерос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения): в 3 т./под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета МВД России, 2016. Т.П. Стр. 157. Электронный ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=25763878 (Дата обращения: 12.05.2023г.).Дмитриева О.В. Ответственность без вины в гражданском праве. Воронеж. 1997. Стр. 51. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/98-02-031-dmitrieva-o-v-otvetstvennost-bez-viny-vgrazhdanskom-prave-ucheb-posobie-voronezh-izd-vo-vvschmvd-rf-1997-136s-bibliogr-s-124-136 (Дата обращения: 15.05.2023г.).Дымченко В.И. Административная ответственность организаций. Автореферат кандидата юр. наук. Свердловск. 1983. Стр. 10 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-sposoby-zaschity-isklyuchitelnyh-prav-na-firmennoe-naimenovanie (дата обращения: 16.05.2023г.).Иванкова Н.А. проблемы применения административных наказаний и пути совершенствования законодательства \\ Вопросы рос.юстиции. 2020. №7. Стр. 7 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-administrativnyh-nakazaniy-i-puti-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva (Дата обращения: 10.05.2023г.).Иванов Л.О. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. №3. // Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ: https://base.garant.ru/980845/ (дата обращения: 15.05.2023г.).Исламова Э.Р., Клюева К.И. Деятельность прокурора по привлечению юридических лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения в экологической сфере // Вопросы российского и международного права. 2019. №9. – Стр. 284 // Электронный ресурс: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2019-9/36-islamova-klyueva.pdf (Дата обращения: 14.05.2023г.).Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. Стр. 16 Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения 07.05.2023г.).Кокорин И.С. Очередько В.П. От теоретической неопределенности к противоречивости судебной практики при определении вины и административной ответственности юридических лиц // Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/ot-teoreticheskoy-neopredelennosti-k-protivorechivosti-sudebnoy-praktiki-pri-opredelenii-viny-i-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits%20(1).pdf (Дата обращения: 15.05.2023г.).Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // журнал российского права. 2003. №1 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-realizatsii-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 16.05.2023г.).Максимов И.В. Концепции позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. 2006. №8. С. 29. // Электронный ресурс: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=20916 (Дата обращения: 07.05.2023г.)Муслимат Ш.А. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Государственная служба и кадры. 2021. №3. Стр. 169 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 11.05.2023г.).Ойгензихт В.А. Юридическое лицо и трудовой коллектив: сущность, поведение, ответственность. Душанбе. 1988. Электронный ресурс: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1647576874&archive=&start_from=&ucat=& (Дата обращения: 14.05.2023г.).Панов А.Б. Юридическое лицо – субъект административной ответственности // Административное право и процесс. – 2012. - №6. Стр. 12. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-litso-kak-subekt-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата доступа: 10.05.2023г.).Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 27.05.2014г. №01-13/24256 // Архив Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71513568 (Дата обращения: 12.05.2023г.).Письмо Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей от 27.11.2015г. №УПП/04640 // Архив Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Электронный ресурс СПС КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145997 (Дата обращения: 13.05.2023г.)Письменная И.В. Юридическое лицо как субъект административной ответственности // Научный журнал КубАУ, №116 (02). 2016. Стр. 3. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-litso-kak-subekt-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 07.05.2023г.)Попович О.М. Понятие и структура административной ответственности юридических лиц // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №2. С. 191 // Электронный ресурс: http://mosumvd.com/izdatelskaya-deyatelnost/periodicheskie-izdaniya/vestnik-moskovskogo-universiteta-mvd-rossii/polnotekstovye-nomera-zhurnalov/polnotekstovye-nomera-zhurnalov-za-2019-god/2019-05_vmosumvd.pdf (Дата обращения: 07.05.2023г.).Редкоус В.М. Некоторые аспекты взаимодействия административного и уголовного законодательства РФ в современных условиях // Закон и право. 2021. №7. Стр. 30 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-vzaimodeystviya-administrativnogo-i-ugolovnogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-v-sovremennyh-usloviyah (Дата обращения 16.05.2023г.).Россинский Б.В. Административное наказание в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте // Административное право и процесс. 2014. №5. Стр. 9 // Электронный ресурс: https://wiselawyer.ru/poleznoe/77912-administrativnye-nakazaniya-sfere-dorozhnogo-dvizheniya-avarijnost-avtomobilnom (Дата обращения: 11.05.2023г.).Россинский Б.В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях? // Журнал административного судопроизводства. 2016. №1. Стр. 50. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/okonchatelno-li-razgranichenie-administrativnogo-sudoproizvodstva-i-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (Дата обращения: 13.05.2023г.).Россинский Б.В. Размышления о вине юридического лица // Административное право и процесс. 2014. №3. Стр. 24 // Электронный ресурс: https://elibrary.ru/rwutrt (Дата обращения: 14.05.2023г.).Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. Стр. 141 // Электронный ресурс: https://www.studmed.ru/samoschenko-i-s-farukshin-m-h-otvetstvennost-po-sovetskomu-zakonodatelstvu_fd08b2efcaf.html (Дата обращения: 15.05.2023г.).Сорокин В.Д. КоАП РФ и классическое понимание вины как основания административной ответственности // Административное и административно – процессуальное право // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-teoreticheskoy-neopredelennosti-k-protivorechivosti-sudebnoy-praktiki-pri-opredelenii-viny-i-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 15.05.2023г.).Сладкова А.В. Принцип презумпции невиновности в административной ответственности на примере административных правонарушений в области рынка ценных бумаг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. №6. Стр. 120 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-prezumptsii-nevinovnosti-v-administrativnoi-otvetstvennosti-na-primere-administrativnyh-pravonarushenii-v-oblasti-rynka (Дата обращения: 10.05.2023г.).Старостин С.А. о концептуальных основах законодательства об административной ответственности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 2 (2). С. 19 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptualnyh-osnovah-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 09.05.2023г.).Самылов И.В. Особенности определения вины организаций в российском законодательстве // Вестник Пермского университета. 2013. Выпуск №1. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-opredeleniya-viny-organizatsiy-v-rossiyskom-zakonodatelstve (Дата обращения: 15.05.2023г.).Татаринцев В.В. Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности // Вестник науки. 2020. Т. 1. №6 (27). Стр. 130 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-privlecheniya-yuridicheskih-lits-k-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 14.05.2023г.).Шергин А.П. общее и особенное в административно-деликтное праве // Административно – деликтное право и законодательство (статьи, выступления, размышления): сб. науч.тр. М.: ВНИИ МВД России, 2015. Стр. 129 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-ob-administrativno-deliktnom-prave (Дата обращения: 11.05.2023г.).Электронные информационные ресурсыhttps://cyberleninka.ru Справочная система КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ruСправочная система ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru
1.Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 04.05.2023г.).
Нормативно – правовые акты
2."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения: 09.05.2023г.).
3.ФЗ от 28.12.2010г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108553/ (Дата обращения: 09.05.2023г.).
Правоприменительные акты и акты толкования
4.Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 №119-О 2Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «ТД «Волна» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ) // СПС «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54784 (Дата обращения 10.05.2023г.).
5.Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2021 N 39-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Востокфлот" // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_391369 (Дата обращения: 11.05.2023г.).
6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» // Электронный ресурс: https://bazanpa.ru/verkhovnyi-sud-rf-postanovlenie-n5-ot24032005-h857321 (Дата обращения 10.05.2023г.).
7.Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.2019г. №5-П 2по делу о проверке конституционности статьи 2.6.1. и частей 1, 2, 3 и 6 стаьи 12.21.1 КоАП РФв связи с запросом Костромского областного суда и жалобам граждан Думилина А.И. и шарова А.Б.» // Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316228 (Дата обращения: 10.05.2023г.).
8.Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 14.02.2013г. №4-П // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-poryadka-organizatsii-libo-provedeniya-publichnyh-meropriyatiy (Дата обращения: 12.05.2013г.).
9.Постановлении Ноябрьского городского суда Ямало – Ненецкого автономного округа №5- 307/2020 от 07.05.2020г. по делу №5-307/ 2020// Электронный ресурс: https://actofact.ru/case-89RS0005-5-1727-2021-2021-11-16-1-0 (дата обращения 12.05.2023г.).
10.Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2005г. по делу № А38-429-1/111-2005 // ГАРАНТ.РУ https://base.garant.ru/8556039 (Дата обращения: 16.05.2023г.).
Научная, учебная и специальная литература
11.Адарченко Е.О. Административная ответственность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2013. №3. С. 895 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 07.05.2023г.).
12.Административное право: учебник под ред. Кослова Ю.М., Попова Л.Л. М., 1999. Стр. 537.
13.Андриянов В.Н. Новая кодификация законодательства об административных правонарушениях: состояние и перспективы // Вопросы конституционного, административного, муниципального и финансового права // Сибирский юридический вестник. Байкальский государственный университет г. Иркутск. 2018. №3 (82). Стр. 20 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-sostoyanie-i-perspektivy (Дата обращения: 16.05.2023г.).
14.Багаева Н. Определение вины юридических лиц // Хозяйство и право. 2007. №6. Стр. 32 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/vina-yuridicheskih-lits-v-rossiyskom-prave (Дата обращения: 14.05.2023г.).
15.Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2011.- С 538.
16.Владимирова Я.А. Шаймухаметова Л.Р. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности // Юридические науки. Башкирский государственный университет. Г. Уфа. 2022. №8-2. Стр. 123 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-privlecheniya-yuridicheskih-lits-k-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 14.05.2023г.).
17.Гречкина О.В. Административное наказание как инструмент ограничения свободы предпринимательства и права собственности: точка зрения // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. №4. Стр. 52 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-nakazanie-kak-instrument-ogranicheniya-svobody-predprinimatelstva-i-prava-sobstvennosti-tochka-zreniya (Дата обращения: 10.05.2023г.).
18.Денисенко В.В., Моняк С.Г. На заметку законодателю, или Возвращаясь к вопросу о разграничении судебного и административно - юрисдикционного порядка порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно – процессуального права: сб. ст. ежег. всерос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения): в 3 т./под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета МВД России, 2016. Т.П. Стр. 157. Электронный ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=25763878 (Дата обращения: 12.05.2023г.).
19.Дмитриева О.В. Ответственность без вины в гражданском праве. Воронеж. 1997. Стр. 51. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/98-02-031-dmitrieva-o-v-otvetstvennost-bez-viny-vgrazhdanskom-prave-ucheb-posobie-voronezh-izd-vo-vvschmvd-rf-1997-136s-bibliogr-s-124-136 (Дата обращения: 15.05.2023г.).
20.Дымченко В.И. Административная ответственность организаций. Автореферат кандидата юр. наук. Свердловск. 1983. Стр. 10 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-sposoby-zaschity-isklyuchitelnyh-prav-na-firmennoe-naimenovanie (дата обращения: 16.05.2023г.).
21.Иванкова Н.А. проблемы применения административных наказаний и пути совершенствования законодательства \\ Вопросы рос. юстиции. 2020. №7. Стр. 7 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-administrativnyh-nakazaniy-i-puti-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva (Дата обращения: 10.05.2023г.).
22.Иванов Л.О. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. №3. // Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ: https://base.garant.ru/980845/ (дата обращения: 15.05.2023г.).
23.Исламова Э.Р., Клюева К.И. Деятельность прокурора по привлечению юридических лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения в экологической сфере // Вопросы российского и международного права. 2019. №9. – Стр. 284 // Электронный ресурс: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2019-9/36-islamova-klyueva.pdf (Дата обращения: 14.05.2023г.).
24.Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. Стр. 16 Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения 07.05.2023г.).
25.Кокорин И.С. Очередько В.П. От теоретической неопределенности к противоречивости судебной практики при определении вины и административной ответственности юридических лиц // Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/ot-teoreticheskoy-neopredelennosti-k-protivorechivosti-sudebnoy-praktiki-pri-opredelenii-viny-i-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits%20(1).pdf (Дата обращения: 15.05.2023г.).
26.Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // журнал российского права. 2003. №1 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-realizatsii-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 16.05.2023г.).
27.Максимов И.В. Концепции позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. 2006. №8. С. 29. // Электронный ресурс: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=20916 (Дата обращения: 07.05.2023г.)
28.Муслимат Ш.А. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Государственная служба и кадры. 2021. №3. Стр. 169 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 11.05.2023г.).
29.Ойгензихт В.А. Юридическое лицо и трудовой коллектив: сущность, поведение, ответственность. Душанбе. 1988. Электронный ресурс: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1647576874&archive=&start_from=&ucat=& (Дата обращения: 14.05.2023г.).
30.Панов А.Б. Юридическое лицо – субъект административной ответственности // Административное право и процесс. – 2012. - №6. Стр. 12. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-litso-kak-subekt-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата доступа: 10.05.2023г.).
31.Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 27.05.2014г. №01-13/24256 // Архив Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71513568 (Дата обращения: 12.05.2023г.).
32.Письмо Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей от 27.11.2015г. №УПП/04640 // Архив Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145997 (Дата обращения: 13.05.2023г.)
33.Письменная И.В. Юридическое лицо как субъект административной ответственности // Научный журнал КубАУ, №116 (02). 2016. Стр. 3. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-litso-kak-subekt-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 07.05.2023г.)
34.Попович О.М. Понятие и структура административной ответственности юридических лиц // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №2. С. 191 // Электронный ресурс: http://mosumvd.com/izdatelskaya-deyatelnost/periodicheskie-izdaniya/vestnik-moskovskogo-universiteta-mvd-rossii/polnotekstovye-nomera-zhurnalov/polnotekstovye-nomera-zhurnalov-za-2019-god/2019-05_vmosumvd.pdf (Дата обращения: 07.05.2023г.).
35.Редкоус В.М. Некоторые аспекты взаимодействия административного и уголовного законодательства РФ в современных условиях // Закон и право. 2021. №7. Стр. 30 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-vzaimodeystviya-administrativnogo-i-ugolovnogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-v-sovremennyh-usloviyah (Дата обращения 16.05.2023г.).
36.Россинский Б.В. Административное наказание в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте // Административное право и процесс. 2014. №5. Стр. 9 // Электронный ресурс: https://wiselawyer.ru/poleznoe/77912-administrativnye-nakazaniya-sfere-dorozhnogo-dvizheniya-avarijnost-avtomobilnom (Дата обращения: 11.05.2023г.).
37.Россинский Б.В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях? // Журнал административного судопроизводства. 2016. №1. Стр. 50. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/okonchatelno-li-razgranichenie-administrativnogo-sudoproizvodstva-i-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (Дата обращения: 13.05.2023г.).
38.Россинский Б.В. Размышления о вине юридического лица // Административное право и процесс. 2014. №3. Стр. 24 // Электронный ресурс: https://elibrary.ru/rwutrt (Дата обращения: 14.05.2023г.).
39.Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. Стр. 141 // Электронный ресурс: https://www.studmed.ru/samoschenko-i-s-farukshin-m-h-otvetstvennost-po-sovetskomu-zakonodatelstvu_fd08b2efcaf.html (Дата обращения: 15.05.2023г.).
40.Сорокин В.Д. КоАП РФ и классическое понимание вины как основания административной ответственности // Административное и административно – процессуальное право // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-teoreticheskoy-neopredelennosti-k-protivorechivosti-sudebnoy-praktiki-pri-opredelenii-viny-i-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 15.05.2023г.).
41.Сладкова А.В. Принцип презумпции невиновности в административной ответственности на примере административных правонарушений в области рынка ценных бумаг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. №6. Стр. 120 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-prezumptsii-nevinovnosti-v-administrativnoi-otvetstvennosti-na-primere-administrativnyh-pravonarushenii-v-oblasti-rynka (Дата обращения: 10.05.2023г.).
42.Старостин С.А. о концептуальных основах законодательства об административной ответственности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 2 (2). С. 19 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptualnyh-osnovah-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 09.05.2023г.).
43.Самылов И.В. Особенности определения вины организаций в российском законодательстве // Вестник Пермского университета. 2013. Выпуск №1. // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-opredeleniya-viny-organizatsiy-v-rossiyskom-zakonodatelstve (Дата обращения: 15.05.2023г.).
44.Татаринцев В.В. Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности // Вестник науки. 2020. Т. 1. №6 (27). Стр. 130 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-privlecheniya-yuridicheskih-lits-k-administrativnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 14.05.2023г.).
45.Шергин А.П. общее и особенное в административно-деликтное праве // Административно – деликтное право и законодательство (статьи, выступления, размышления): сб. науч.тр. М.: ВНИИ МВД России, 2015. Стр. 129 // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-ob-administrativno-deliktnom-prave (Дата обращения: 11.05.2023г.).
Электронные информационные ресурсы
46. https://cyberleninka.ru
47. Справочная система КонсультантПлюс https://www.consultant.ru
48.Справочная система ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru