Диагностика угроз экономической безопасности России в сфере образования
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 27.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы сферы образования в контексте экономической безопасности государства 6
1.1. Сфера образования: виды образования, специфика 6
1.2. Роль образования в системе экономической безопасности государства 8
Глава 2. Анализ показателей оценки угроз экономической безопасности России в сфере образования 11
2.1. Обоснование пороговых значений показателей оценки угроз экономической безопасности России в сфере образования 11
2.2. Показатели оценки угроз экономической безопасности России в сфере образования и их динамика в 2013-2022 гг. 14
Глава 3. Угрозы экономической безопасности России в сфере образования и направления по их снижению 24
3.1. Выявление угроз экономической безопасности России в сфере образования 24
3.2. Предложения по снижению угроз экономической безопасности России в сфере образования 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Отсутствие механизмов закрепления в Россииквалифицированных выпускников-иностранцев;- недостаточный прогресс в развитии системы непрерывного профессионального образования.Работники старшего поколения практически исключены из системы непрерывного профессионального образования.3. Институциональные угрозы. К данному виду гроз можно отнести такие как: - снижение эффективности работы региональных филиалов ВУЗов, снижение качества образования. Согласно социологическим данным, примерно 7,5% выпускников, получивших высокие баллы,поступают в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, еще16% – в вузы нескольких университетских центровНижнего Новгорода, Екатеринбурга, Томска, Красноярска, Новосибирска, Воронежа, Ростова;- диспропорция бюджетных и платных мест;- высокий уровень бюрократизации деятельностиобразовательных организаций на фоне усиленииформального контроля;- введение ФГОС 3+, не соответствующихзадаче повышения качества образования (концентрация на компетенциях, а не уровне получаемых знаний, отсутствие стандартов касаемо материалов дисциплин);4. Педагогические угрозы. К данному виду гроз можно отнести такие как: - снижение качество профессионального образования;- низкий уровень распространения инновационных методик обучения;- слабое развитие образовательной среды;- непрозрачность системы оценки качестваобразования. Все выявленные проблемы сферы образования РФ могут стать угрозами для ее стабильности и правильности функционирования, и как следствия, негативного влияния на экономическую безопасность страны. 3.2. Предложения по снижению угроз экономической безопасности России в сфере образованияС целью нейтрализации перечисленных угроз иобеспечения экономической безопасности в сфереобразования необходимо решить следующие задачи:– изменение структуры подготовки профессиональных кадров, ее приближение к структуре подготовки развитых стран и прогнозным потребностям экономики и социальной сферы;– обновление содержания и технологий профессионального образования, в том числе за счетиспользования ресурсов онлайн-образования;– повышение гибкости встраивания образовательных траекторий профессионального образования за счет роста образовательной мобильностимолодежи, использования принципов модульностиобразовательных программ и сетевой организацииобразовательного процесса;– развитие дуального профессионального образования на основе государственно-частногопартнерства;– снижение дифференциации условий получения профессионального образования в региональных системах образования;– повышение конкурентоспособности российской системы образования на мировом образовательном рынке, развитие экспорта образования.В РФ функционирует национальный проект «Развитие образования». Цели программы: - повышение качества образования;- развитие кадровой обеспеченности квалифицированными работника сферы образования;- формирование эффективной системы образования для дошкольников и школьников.Средством достижения целей являются:- финансовые средства, выделяемые из бюджета РФ;- кадры сферы образования;- научная деятельность. Средством достижения результатов является деятельности ответственных лиц по реализации национальной программы.Средством достижения являются мероприятия трех уровней:Финансирование мероприятий, входящих в программу;Выполнение пилотных проектовДиаграмма Ганта приведена в таблице 11.Таблица 11Диаграмма Ганта Дата выполненияСлужебные функции2015 год (выполнено)2016 год (выполнено)2017 год (выполнено)2018 год (выполнено)2019 год (выполнено)2020 год (выполнено)2021 год (выполнено)2022 год (выполнено)2030 год (в плане) повышение качества образования; развитие кадровой обеспеченности квалифицированными работника сферы образованияформирование эффективной системы образования для дошкольников и школьников.Таким образом, как и другие отрасли экономики,образование сталкивается с множеством проблем,которые представляют угрозу экономической безопасности как сферы образования в целом, так иотдельных образовательных организаций. Происходит накопление системных проблем и недостатковфункционирования российского образования, представляющих серьезную угрозу. Вся совокупностьугроз экономической безопасности России в сфереобразования включает экономические, управленческие, институциональные и педагогические угрозы.Наиболее значимыми из них являются неэффективная модель и сокращение объемов бюджетногофинансирования образования, ограниченностьчастного финансирования образовательных учреждений, снижение доступности и качества образовательных услуг, неэффективная реструктуризациясетей образовательных организаций на всех уровняхобразования, неэффективное регулирование платного приема в вузы и другие. ЗаключениеСфера образования обладает высоким потенциалом в процессе решения приоритетной задачи демографии для РФ – снижение численности населения и его старение. Высокое качество образования в регионе является традиционным «магнитом» для семей с детьми наряду с рабочими местами на рынке труда. И, наоборот, слабо развитая система образования и низкое качество образовательных услуг, способствует оттоку семей с детьми в более крупные населенные пункты, в которых развита образовательная инфраструктура.Согласно классификации, принятой в современной статистической практике, образование как отрасль социального сектора охватывает дошкольные учреждения (ясли, дневные сады и детсады), детские дома, а также учреждения общего и профессионального образования, независимо от формы собственности и подчиненности.Место и роль сферы образования в системе экономической безопасности страны обусловлено повышение уровня грамотности населения, формированием интеллектуального капитала, что в целом повышает эффективность производственных и прочих отраслей, и, соответственно, ВВП страны (как основополагающего показателя экономической безопасности). Проведённая оценка сферы образования по статистическим данным показала, что и численность образовательных учреждений и численность педагогического состава в РФ за последние лет значительно выросли. Оценка экономической безопасности РФ показала, что присутствует вероятность возникновения угроз, но не относительно сферы образования. Список используемой литературыВавилина А.В., Калашников И.Б. Экономическая безопасность и инновационная политика: учебное пособие/ ОА.В. Вавилина, И.Б. Калашников.- М.: Кнорус.- 2022 г. -196 сГончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебное пособие/ Л.П. Гончаренко. - М.: Юрайт .- 2020 г. -340 сДробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления: научная статья/ Е.В. Дробот. [Электронный ресурс]. - URL: https://1economic.ru/lib/111375 (дата обращения 28.05.2023)Исполнение бюджета РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/ (дата обращения 28.05.2023)Коблова Ю.А. Угрозы экономической безопасности России в сфере образования [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/ugrozy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения 28.05.2023)Левина В.В. Бюджетная система РФ.- М.: Изд-во «Феникс», 2019. - 112 c.Официальный сайт Росстат РФ [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.gks.ru/ (дата обращения 28.05.2023)Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.minfin.ru/ru/(дата обращения 28.05.2023)Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.nalog.ru/ (дата обращения 28.05.2023)Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - URL.:https://cbr.ru/ (дата обращения 28.05.2023)Программа 2 «Развитие образование» [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/#dst100019 (дата обращения 28.05.2023)Ступени образования в РФ[Электронный ресурс].URL.: https://helperia.ru/a/stupeni-obrazovanija-v-rf(дата обращения 28.05.2023)Репин А.Н. Перспективы восстановления экономического роста на фоне пандемии короновируса: научная статья/ А.Н. Репин. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vosstanovleniya-ekonomicheskogo-rosta-na-fone-pandemii-koronavirusa (дата обращения 28.05.2023)Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-indeksnogo-metoda-dlya-otsenki-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti(дата обращения 28.05.2023)Трапицын С.Ю. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с.Цели и приоритетные направления, сроки выполнения национальной программы «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (дата обращения 28.05.2023)ЧекмаревВл.К. Роль образования в обеспечении экономической безопасности регионов России [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov-rossii (дата обращения 28.05.2023)Экспертный доклад ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/401421877.pdf (дата обращения 28.05.2023)
2. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебное пособие/ Л.П. Гончаренко. - М.: Юрайт .- 2020 г. -340 с
3. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления: научная статья/ Е.В. Дробот. [Электронный ресурс]. - URL: https://1economic.ru/lib/111375 (дата обращения 28.05.2023)
4. Исполнение бюджета РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/ (дата обращения 28.05.2023)
5. Коблова Ю.А. Угрозы экономической безопасности России в сфере образования [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/ugrozy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения 28.05.2023)
6. Левина В.В. Бюджетная система РФ.- М.: Изд-во «Феникс», 2019. - 112 c.
7. Официальный сайт Росстат РФ [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.gks.ru/ (дата обращения 28.05.2023)
8. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 28.05.2023)
9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.nalog.ru/ (дата обращения 28.05.2023)
10. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - URL.: https://cbr.ru/ (дата обращения 28.05.2023)
11. Программа 2 «Развитие образование» [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/#dst100019 (дата обращения 28.05.2023)
12. Ступени образования в РФ[Электронный ресурс].URL.: https://helperia.ru/a/stupeni-obrazovanija-v-rf (дата обращения 28.05.2023)
13. Репин А.Н. Перспективы восстановления экономического роста на фоне пандемии короновируса: научная статья/ А.Н. Репин. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vosstanovleniya-ekonomicheskogo-rosta-na-fone-pandemii-koronavirusa (дата обращения 28.05.2023)
14. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-indeksnogo-metoda-dlya-otsenki-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti(дата обращения 28.05.2023)
15. Трапицын С.Ю. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с.
16. Цели и приоритетные направления, сроки выполнения национальной программы «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (дата обращения 28.05.2023)
17. Чекмарев Вл.К. Роль образования в обеспечении экономической безопасности регионов России [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov-rossii (дата обращения 28.05.2023)
18. Экспертный доклад ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/401421877.pdf (дата обращения 28.05.2023)