Активизация учебной деятельности младших школьников при изучении нумерации в пределах десяти по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 28 28 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 30.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения нумерации в пределах десяти как средство активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия «учебная деятельность» и особенности её активизации у младших школьников на уроках математики…………………………………5
1.2 Особенности изучения нумерации в пределах двадцати на уроках математики………………………………………………………………………...8
Глава 2. Анализ и обобщение опыта педагогов по изучению нумерации в пределах 10 по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» как средство активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………………….11
2.1 Особенности содержания и реализации учебно-методического комплекта системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в рамках требований ФГОС НОО…………………………………….................................11
2.2 Обобщение опыта педагогов по изучению нумерации в пределах десяти по УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» в аспекте активизации учебной деятельности младших школьников……………….………………….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………25
Фрагмент для ознакомления

Далее учитель предлагает детям выполнить следующие действия:- определить, сколько всего кубиков на столе;- определить, из скольких кубиков состоит данная последовательность;- подумать, поразмышлять, как можно назвать десять кубиков (десяток).Таким образом, практические задания для учащихся 1 класса, предложенные А.Д. Кочневой, способствуют активизации учебной деятельности через развивающую работу на уроке. При этом младшие школьники учатся логически размышлять, выявлять соответствия/несоответствия, аргументировать свои точки зрения, ответы и высказывать предположения. Галанина Инесса Викторовна, учитель начальных классов, практикующая в ГБОУ г. Москвы «Школа №749» [1], отмечает необходимость введения в учебную деятельность на уроках математики в 1 классах в процессе изучения нумерации в пределах 10 различных развивающих заданий. Основу методических разработок уроков по математике для учащихся 1 классах составляют развивающие задания Т.А. Лавриненко [9]. Данные задания педагог рекомендует использовать на этапах актуализации имеющихся знаний, повторения и закрепления знаний, самостоятельной работы и т.д.Рассмотрим особенности заданий развивающего характера в рамках изучения тематического раздела «Нумерация в пределах 10» для учащихся 1 классов:1. Цель заданий заключается в формировании умений самостоятельно преобразовывать усвоенную информацию в разных ситуациях (действиях). Задание №1. Посмотри внимательно на изображения слева и справа. Что поменялось? Запиши это примером. Чтобы правильно выполнить данное задание ученикам необходимо определить разницу на картинках «Было» и «Стало», а потом верно решить выражение, используя знаки +, -, =. Задание №2. Посмотри внимательно на изображения. Что изображено? Сколько их? Нарисуй рядом с курочками столько зернышек, чтобы их было больше, чем курочек.2. Цель заданий заключается в самостоятельном выполнении посредством воспроизведения изученного материала по памяти.Задание №1. Посмотри на изображение. Впиши недостающие цифры, прибавляя каждый раз +2:Для того чтобы правильно выполнить данное задание, нужно вспомнить особенности нумерации в пределах десяти. Также младшим школьникам нужно вспомнить ряд натуральных чисел. Задание №2. Посмотри на примеры неравенств. Определи, какое из чисел нужно подставить. чтобы неравенство получилось верное:1) даны числа: 4, 5, 8неравенствa: 5<… 4<… 8>…2) даны числа: 2, 6, 9неравенствa: 2<…6<…9>…Чтобы выполнить это задание правильно, младшим школьникам нужно вспомнить таблицу сложения натуральных чисел в пределах десяти. Таким образом, представленная система заданий активизирует учебную деятельность младших школьников, заставляет их логически рассуждать и мыслить. Анализ учебных заданий и упражнений учителей начальных классов московских школ позволяет сделать вывод о необходимости введения в учебный процесс на уроках математики разнообразных заданий и упражнений развивающего характера с целью активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.ЗаключениеВ настоящей курсовой работе рассмотрен вопрос специфики активизации учебной деятельности младших школьников при изучении нумерации в пределах десяти по УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». В первой главе «Теоретические основы изучения нумерации в пределах десяти как средство активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики» изучены особенности понятия «учебная деятельность» и особенности её активизации у младших школьников, а также обозначены особенности изучения нумерации в пределах десяти на уроках математики.В результате изучения различных источников было выявлено, что в начальной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.Активизация учебной деятельности учащихся очень часто проходит через включение в учебную работу разнообразных развивающих заданий и упражнений. Развивающий учебный материал интересен младшим школьникам, увлекает их, вызывает у них глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.Во второй главе «Анализ и обобщение опыта педагогов по изучению нумерации в пределах 10 по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» как средство активизации учебной деятельности младших школьников» представленыособенностиУМК в свете требований ФГОС НОО и проанализирован передовой опыт педагогов по изучению нумерации в пределах десяти по УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».В ходе анализа было выявлено, что концепция развивающего обучения, представленная в учебно-методическом комплекте «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» в большей степени основывается на условиях развития младшего школьника как непосредственного субъекта собственной деятельности и субъекта развития, что полностью отражает ключевую задачу начального образования, представленную в ФГОС НОО. В процессе обобщения педагогического опыта были изучены методические особенности работы двух учителей начальных классов московских школ – Кочневой Анной Дмитриевной (ГБОУ города Москвы «Школа № 45 имени Л.И. Мильграма») и Галаниной Инессы Викторовны (ГБОУ г. Москвы «Школа №749»). Каждый из учителей реализует концепцию развивающего обучения, внедренную в образовательный процесс посредством УМК «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Представленный анализ методической работы учителей начальных классов московских школ позволяет сделать вывод о необходимости введения в учебный процесс на уроках математики разнообразных заданий и упражнений развивающего характера с целью активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Проанализированные практические задания для учащихся 1 класса, предложенные А.Д. Кочневой, способствуют активизации учебной деятельности через развивающую работу на уроке. При этом младшие школьники учатся логически размышлять, выявлять соответствия/несоответствия, аргументировать свои точки зрения, ответы и высказывать предположения.Основу же методических разработок уроков по математике для учащихся 1 классах И.В. Галаниной составляют развивающие задания Т.А. Лавриненко. Данные задания педагог рекомендует использовать на этапах актуализации имеющихся знаний, повторения и закрепления знаний, самостоятельной работы и т.д.Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы. Список используемой литературы:Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 749». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch749.mskzapad.ru/(Дата обращения: 29.05.2023)Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 45 имени Л.И. Мильграма». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch45uz.mskobr.ru/ (Дата обращения: 29.05.2023)Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. – 2009. – №7. – С.20-27.Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. – 4-е изд., доп. и перераб. – Ереван: Луйс, 2011. – 218 с. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – С.14-19.Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. – 1981. – №6. – С.13-27.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2019. – 480с.Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа.– 2019. – № 8. – С.57-68. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. –3-е изд., доп. и перераб. – Саратов: Лицей, 2021. – 200 с. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт / пер. с чеш. Р.Е. Мельцера. – М.: Прогресс, 1970. – 280 с.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/(Дата обращения: 29.05.2023 г.)Рубцов В.В., Исаев Е.И., Конокотин А.В. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6-10 лет // Культурно-историческая психология. – 2022. – Том 18. – № 1. – C. 28-40.Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/(Дата обращения: 29.05.2023 г.)Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 1 класс / В. В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. – М.: Просвещение, 2019. – 120 с.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 2 класс / Математика. 2 класс / Э. И. Александрова. – М.: Просвещение, 2021. – 117 с.ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(Дата обращения: 29.05.2023 г.)Шубина Л.Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дисс. ... к. пед. н. – М., 2002. – 170 с. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – 11-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2019. – 560 с.

Список используемой литературы:

1.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 749». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch749.mskzapad.ru/ (Дата обращения: 29.05.2023)
2.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 45 имени Л.И. Мильграма». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch45uz.mskobr.ru/ (Дата обращения: 29.05.2023)
3.Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. – 2009. – №7. – С.20-27.
4.Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. – 4-е изд., доп. и перераб. – Ереван: Луйс, 2011. – 218 с.
5.Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – № 3. – С.14-19.
6.Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.13-27.
7.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 480 с.
8.Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 2019. – № 8. – С.57-68.
9.Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – 3-е изд., доп. и перераб. – Саратов: Лицей, 2021. – 200 с.
10.Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт / пер. с чеш. Р. Е. Мельцера. – М.: Прогресс, 1970. – 280 с.
11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/ (Дата обращения: 29.05.2023 г.)
12.Рубцов В.В., Исаев Е.И., Конокотин А.В. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6-10 лет // Культурно-историческая психология. – 2022. – Том 18. – № 1. – C. 28-40.
13.Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/ (Дата обращения: 29.05.2023 г.)
14.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с.
15.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 1 класс / В. В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. – М.: Просвещение, 2019. – 120 с.
16.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 2 класс / Математика. 2 класс / Э. И. Александрова. – М.: Просвещение, 2021. – 117 с.
17.ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 29.05.2023 г.)
18.Шубина Л.Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дисс. ... к. пед. н. – М., 2002. – 170 с.
19.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – 11-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2019. – 560 с.