Методика пунктуации в средней школе
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 01.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Основные методы и приемы в обучении знакам препинания 5
Применение системы пунктуации на занятиях 7
Заключение 12
Список использованных источников 14
Материалы, используемые в данном исследовании, представляют собой готовые тексты, которые учащиеся пересказывают, и не лингвистическую информацию, помогающую им создавать тексты. Диктант с элементами композиции (сначала пишется часть текста, а затем продолжается композиция)
Свободный диктант (пересказ текста по абзацам);
Повествовательный (пересказ текста, воспринимаемого в целом, с применением как подробного, так и сжатого пересказа) [5].
В процессе обоснования выбора места и самой пунктуации процесс рассуждения может удваиваться от пунктуации (пунктуаций) к выделенному ею (ими) фрагменту текста и от фрагмента текста к пунктуации (пунктуациям). Практика развития этого навыка известна как пунктуация.
Пунктуация, начинающаяся со знака препинания, анализируется учащимся в следующей последовательности:
Называет знаки препинания и определяет их функцию;
Указывает, является ли он двойным или одинарным;
Читает (считывает) часть, выделенную знаком препинания;
Заключение
Современная русская пунктуация базируется на семантических и структурно-грамматических принципах, которые взаимосвязаны и обусловлены, так что можно говорить о единой семантической и грамматической основе русской пунктуации. Пунктуация отражает смысловое членение письменного языка, смысловые связи и отношения между отдельными словами или словосочетаниями, различные смысловые оттенки частей письменного языка. Однако эти смысловые отношения слов и фрагментов предложения выражаются в рамках определенной грамматической структуры. Структура предложения, его части, наличие или отсутствие союзов и порядок следования его частей составляют структурно-грамматическую основу пунктуации.
Пунктуация – это искусственная символообразующая система, которая существует и развивается в рамках естественной системы языка и функционирует в текстах. Поэтому при описании пунктуации необходимо рассматривать пунктуацию на уровне текста как целостную семиотическую систему.
Пунктуация действует на всех уровнях семиотического представления текста - синтаксическом, семантическом и прагматическом. Производители текста используют пунктуацию для сегментации потока информации, представленной в тексте. Пунктуация служит для формализации синтаксической структуры текста, его семантического моделирования и реализации его прагматического содержания, облегчая восприятие, понимание и интерпретацию текста.
При планировании учебного процесса учителю необходимо решить следующие задачи:
- Определение задачи изучения предмета на основе понимания программы и методических указаний по предмету (задачи формирования знаний, умений и навыков общенаучного и технического характера, приемов обучения и познавательной деятельности).
- Понимать содержание материала по предмету в учебнике, выделяя основные научные и учебные идеи, понятия, законы, умения и навыки, которые должны быть приобретены учащимися в соответствии с поставленными задачами.
- Обосновать логику изложения предмета в соответствии с законами усвоения знаний, принципами связности и полноты, связи образования и жизни, теории и практики, научности и практичности, определить этапы изучения предмета, какие виды обучения необходимы, а какие темы могут быть переданы на самостоятельное изучение.
- Определить количество и последовательность всех лекций и других мероприятий, связанных с предметом, в соответствии с временем, отведенным на программу.
- Определите тематику каждого урока и лекции и сформулируйте их основные цели. Обобщение этих целей поможет проанализировать общие цели, связанные с изучением предмета.
- Определить цели урока в соответствии с особенностями учащихся класса.
- Выбрать наиболее рациональное содержание обучения для данного урока и выделить основные главные цели.
- Выбирать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и запланированной учебной задачи.
- Выбор формы организации работы учащихся на уроке (весь класс, групповая или индивидуальная, психологические аспекты).
- Определение оптимального темпа обучения в классе, а также содержания и методов выполнения учащимися домашних заданий.
Список использованных источников
1. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - Москва, 2008.
2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Знаки препинания // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. II. - М.: Изд-во АН СССР, 2003. (Печ. по 1-му изд.: Русская энциклопедия / Под ред.С. Андрианова. - Москва, 1914). - 392 с.
3. Горский Д.П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания. // Логическая семантика и модальная логика. – Москва: Наука, 2007. С. 65-94
4. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - Москва, 2002.
5. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. Москва, 2005.
6. Щерба Л.В. Безграмотность и её причины // Избранные работы по русскому языку. - Москва, 2007.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М., 2000. - С. 204-286
8. Шубина Н.Л. Графическая и пунктуационная нормы в коммуникативно-прагматической программе носителей русского языка // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX в. Спб., 2008. - С. 88-97.
9. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Просвещение, 2015. – 320 с.
2
2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Знаки препинания // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. II. - М.: Изд-во АН СССР, 2003. (Печ. по 1-му изд.: Русская энциклопедия / Под ред.С. Андрианова. - Москва, 1914). - 392 с.
3. Горский Д.П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания. // Логическая семантика и модальная логика. – Москва: Наука, 2007. С. 65-94
4. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - Москва, 2002.
5. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. Москва, 2005.
6. Щерба Л.В. Безграмотность и её причины // Избранные работы по русскому языку. - Москва, 2007.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М., 2000. - С. 204-286
8. Шубина Н.Л. Графическая и пунктуационная нормы в коммуникативно-прагматической программе носителей русского языка // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX в. Спб., 2008. - С. 88-97.
9. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Просвещение, 2015. – 320 с.