Религия, церковь и школа новейшей эпохи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1.Диалог церкви, религии и школы на современном этапе 4
1.1.Роль религии в светском образовании в новейший период российской истории 4
1.2.Взаимодействие Церкви и школы 7
Глава 2.Преподавание религии в школе в России на современном этапе 9
2.1.Миссия Церкви в современной России в аспекте влияния на подрастающее поколение 9
2.2.Специфика и значение курса ОРКСЭ 12
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, курс ОРКСЭ непосредственно способствует тому, чтобы дети понимали, насколько важно жить в состоянии межнационального, межкультурного согласия и диалога. От иных учебных традиционных курсов он отличается большим акцентом на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В особенности это актуально для младшего подросткового возраста. В первую очередь, обратим внимание на такую проблему, как отсутствие толерантности, уважения в нашем обществе по отношению к представителям других культур, религий, этносов. Представляется, что эта проблема может решаться за счет актуализации значения курса ОРКСЭ в общеобразовательном процессе. Это позволит в значительной мере расширить образовательный, воспитательный культурно исторический кругозор и миропонимание учащихся, которые получат уникальную возможность изучать традиции разных этносов. Духовно-нравственная сфера столкнулась с противоречивыми трансформациями, которые связаны с реформированием общества и государства в целом. С одной стороны, свобода и творчество, с другой – коммерциализация, нарастание культа потребления, эгоистичного принципа «успех любой ценой», то есть, ценностные ориентиры деформируются, у подрастающего поколения формируются искаженные представления о нравственности и морали. Курс ОРКСЭ как раз и направлен на формирование базы тех средств и возможностей, которые будут способствовать реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Курс представлен конкретными модулями, воспитывающими уважительное и осознанное отношение к ценностям общественного, государственного, семейного порядка. В качестве такого показательного примера может быть рассмотрен модуль «Основы православной культуры», в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями милосердия, совести, долга, чести, сострадания, подвига, добра и зла и т.д. Безусловно, именно эти ценности и составляют базис духовно-нравственной культуры человека. Другая важная проблема – воспитание патриотизма, гражданственности. И здесь опять же уроки ОРКСЭ содержат практические занятия, направленные на формирование основ гражданственности, освоение духовных заповедей, формирование уважения к окружающим, познание культурных традиций различных народов. Все это создает предпосылки для формирования и становления духовной нравственности учащихся.Далее обратим внимание на такую актуальную проблему, как кризис социального института семьи. В современных семьях родители зачастую не уделяют должного внимания духовному развитию детей, кроме того, велик процент неполных и неблагополучных семей, что негативно сказывается на воспитании и социализации. Эта проблема, безусловно, должна решаться комплексно, на образовательном и общегосударственном уровнях. Однако и в школе следует наладить взаимодействие с семьями, индивидуально решать проблемы, помогать родителям в сложных воспитательных ситуациях. Курс ОРКСЭ также значим для решения вышеозначенной проблемы, поскольку в нем особое внимание обращается на семейные ценности, поскольку они выступают в качестве основы для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Отметим, что курс ОРКСЭ имеет комплексный характер, чем также обусловлены его огромные воспитательные и образовательные возможности.Курс направлен на формирование культурологических понятий, знакомит учащихся с основами различных мировоззрений, базис курса представлен различными духовными традициями, принципом гуманизма. Культура, искусство, законы жизни, нравственности и морали – все это должно быть усвоено детьми в раннем возрасте. Уже в школе учащиеся должны узнавать об обществе, о том, по каким законам оно живет, о том, что есть добро, а что есть зло. Все это, несомненно, способствует нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей. Наконец, существует еще и такая проблема, как суженный кругозор наших подростков. Это негативно сказывается на духовно-нравственном развитии. Многие подростки предпочитают сидеть в социальных сетях, играть, но не развиваться, почитать, к примеру, интересную книгу и т.д. Курс ОРКСЭ представлен культурологической, религиоведческой, исторической, этической, этнографической, топонимической, литературной, искусствоведческой составляющими. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что решение ключевых духовно-нравственных проблем младших подростков возможно, если уделить должное внимание работе с семьями, индивидуальному подходу. Конечно же, огромную помощь в этом процессе оказывает и курс ОРКСЭ, имеющий комплексный характер. Младший подростковый возраст очень важен в аспекте формирования духовности и нравственности, следует уделить этому процессу особое внимание, поскольку отсутствие решения духовных проблем в будущем чревато глубокими проблемами. В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на следующую проблему – относительно малое внимание к курсу ОРКСЭ в современных российских школах. Представители противоположной позиции, безусловно, могут заявить, что этот курс вряд ли может научить духовности. Тем не менее, полагаю, что это не совсем верно по следующим причинам: курс ОРКСЭ способствует выработке уважения к религиозным и национальным традициям, воспитанию высоконравственной и духовной личности, истинных граждан и патриотов за счет своего культурологического направления. Этот курс содействует формированию картины мира, помогает учащимся понимать законы человеческой и общественной жизни, он воспитывает такие важные качества, как патриотизм, гражданственность, культура общения, любовь к Родине.Другая важная проблема – утрата духовного фундамента семейного воспитания. К сожалению, во многих семьях уделяется внимание лишь внешним аспектам воспитания, а духовное остается на втором плане. Есть позиция, согласно которой именно школа, педагоги должны брать на себя основную нагрузку по грамотному духовно-нравственному воспитанию. Но все же, влияние семьи огромное, именно в семье школьник проходит первичную социализацию. На мой взгляд, есть только один путь решения вышеозначенной проблемы – наладить конструктивный диалог между школой и семьями, проводить специальные обучающие семинары, дискуссии, встречи, на которых обсуждать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в семьях. Также нельзя не сказать о значимости индивидуального подхода к ученикам, к работе с каждой семьей. ЗаключениеВышесказанное позволяет заключить следующее. Миссия Церкви сегодня охватывает весь круг социальных вопросов, ситуаций и проблем современного общества. Миссия Церкви сегодня заключается в том, чтобы призывать решать вопрос роста безнравственности посредством воспитания милосердия в обществе, реализации принципа помощи друг другу. В век секуляризации общественного сознания и информационного общества мы столкнулись с проблемами конфронтации, глобализации. Соответственно, актуальная задача Церкви состоит в призыве к диалогу культур как способу преодоления негативных аспектов глобализации. И в этом аспекте крайне важно взаимодействие церкви с учебными учреждениями, с государством в аспекте воспитания школьников. На современном этапе осуществляется деятельное сотрудничество церкви и государства, направленное на то, чтобы формировать у подрастающего поколения правильные морально-нравственные ценности.Особо значимо преподавание курса ОРКСЭ, который многоаспектен, позволяет реализовать задачи, связанные с культурным, духовно-нравственным, гражданским, культурологическим воспитанием и образованием школьников.Таким образом, возможно предложить следующие пути решения проблем духовно-нравственного воспитания и развития детей в школах посредством участия Церкви и религии:- уделить особое внимание курсу ОРКСЭ- наладить работу с семьями- разрабатывать и совершенствовать научно-методическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Список литературыБиблия и Церковь [Текст] : учебное пособие : [перевод с английского] / СувандокоРослим, Давид Дункан. - 2-е изд. - Москва : Московский теологический ин-т ; Нижний Новгород : Агапе, cop. 2016.Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – 675 с.Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М., 2010.Королькова И.В. Взаимодействие Православной церкви и государственной системы образования в России: история и современность. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pravoslavnoy-tserkvi-i-gosudarstvennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii-istoriya-i-sovremennost?ysclid=lid9gpz4w2320662016Левицкая А.А. Религиозное образование в современном российском обществе: содержание, особенности и перспективы развития: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Левицкая Александра Александровна;[Место защиты: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации], 2019.- 168 с.

1. Библия и Церковь [Текст] : учебное пособие : [перевод с английского] / Сувандоко Рослим, Давид Дункан. - 2-е изд. - Москва : Московский теологический ин-т ; Нижний Новгород : Агапе, cop. 2016.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – 675 с.
3. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М., 2010.
4. Королькова И.В. Взаимодействие Православной церкви и государственной системы образования в России: история и современность. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pravoslavnoy-tserkvi-i-gosudarstvennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii-istoriya-i-sovremennost?ysclid=lid9gpz4w2320662016
5. Левицкая А.А. Религиозное образование в современном российском обществе: содержание, особенности и перспективы развития: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Левицкая Александра Александровна;[Место защиты: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации], 2019.- 168 с.