Методика проведения опытов, простейших экспериментов на уроках окружающего мира как основа практической направленности обучения младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 61 61 страница
- 28 + 28 источников
- Добавлена 16.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретические основы проведения опытов, простейших экспериментов на уроках окружающего мира как основы практической направленности обучения младших школьников 7
1.1. Особенности опытно-экспериментальной деятельности младших школьников 7
1.2. Особенности опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира 12
Выводы по Главе I 16
Глава II. Методические основы проведения опытов простейших экспериментов на уроках окружающего мира как основы развития практической направленности младших школьников 18
2.1. Краткая характеристика классного коллектива 18
2.2. Практические рекомендации по проведению простейших опытов и экспериментов на уроках окружающего мира 23
Выводы по Главе II 34
Глава III. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира 35
3.1. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира для классных руководителей 35
3.2. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира для родителей 36
Выводы по Главе III 38
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45
Область знаний «Зоология»:Название, описание внешнего вида: цвет шерсти, форма морды, ушей, ног, хвоста. Где живёт? Чем питается? Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид. Как готовится к зиме и как зимует? Какие повадки (поведение) у этого зверя? Какую пользу он приносит? Кто его главные враги?После того как собранный материал структурирован, необходима работа над составлением плана презентации: согласовать форму, определить участников, сроки выступления.Любая форма презентации является учебным процессом. Содержание презентации должно отражать самостоятельные исследования, соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся.Время презентации - 5-7 минут. О выполненной работе надо не только рассказать, но и суметь её защитить.Критерии оценки результативности исследовательской работы:познавательная ценность темы;оригинальность, ценность собранного материала;исследовательское мастерство;структура, логика работы;язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию.Подводя итог, особенно важно помнить, что на всех этапах работы надо осознавать: основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации. В Таблице 3 приведены результаты повторного анкетирования учащихся, проходящего на контрольном этапе эксперимента. Таблица 3Уровень развития у учащихся практических навыков на контрольном этапе эксперимента№3А классУровень развития у учащихся практических навыков1Артур Г. Высокий2Ангелина И. Средний3Иван К. Высокий4Кристина К. Средний5Маргарита К. Высокий6Вадим Л.Высокий7Оксана М. Средний8Наталья М. Высокий9Ольга Н. Средний10Никита Н. Высокий11Виолетта Н.Средний12Анастасия С.Низкий13Максим С.Средний14Полина С.Высокий15Мария Т.Средний16Анна Т.Высокий17Иван У.Средний18Елизавета У.Высокий19Анастасия Ш.Высокий20Константин Ш.ВысокийИсходя из проанализированных данных, можно сделать вывод, что после проведения эксперимента в классе преобладает высокий уровень развитости практических навыков (11 человек). Средним уровнем развития практических навыков обладает 8 человек, а низким – 1человек.Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности применяемой методики для развития практических навыков у младших школьников.Педагогически прогнозируемый результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном плане опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.Выводы по Главе IIПодводя итог практической главе нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы.При проведении экспериментальной работы с младшими школьниками важно учитывать, какие именно упражнения будут положены в основу деятельности как учителя, так и учащегося. Следует помнить, что для младших школьников, чтобы их деятельность происходила в игровом формате, несмотря на тот факт, что ведущим видом деятельности остается учебная.В рамках практического исследования были рассмотрены различные упражнения экспериментального характера, а также была разработана технологическая карта урока окружающего мира, которая подразумевает теоретический аспект работы (проведение бесед и игр), а затем – начало экспериментального исследования, которое будет длиться на протяжении некоторого количества занятий.ЗаключениеТаким образом, уроки окружающего мира направлены на развитие ребенка через изучение природы, ее закономерностей. Изучение явлений природы невозможно представить без каких-либо практических работ, без опыта, наблюдения и эксперимента. Опытно-экспериментальная деятельность имеет практическую направленность обучения, так как способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы, способствуют развитию речи и обогащению словаря учащихся, развитию умения планировать и составлять словесный отчет. Практическая основа опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний в жизни.Дети в особенно младшем школьном особенно возрасте участвуют особенно с большим интересом в особенно самой разнообразной особенно практической исследовательской особенно работе. Ребенок, как особенно многократно отмечали особенно многие ученые, особенно уже по особенно природе своей особенно исследователь. Неутомимая особенно жажда новых особенно впечатлений, любознательность, особенно постоянное особенно желание экспериментировать, особенно самостоятельно искать особенно истину распространяются особенно на все сферы особенно деятельности.Практические работы способствуют развитию мышления и наблюдательности у младших школьников, приучают их к дисциплинированности и аккуратности, рациональности действий, экономности, самоконтролю и самокоррекции, саморазвитию во всех видах учебной и практической деятельности.Система особенно практических особенно работ – необходимое особенно условие обучения особенно естественнонаучным особенно дисциплинам. Назначение особенно этих работ – закрепление особенно теоретических знаний особенно и формирование особенно умений и особенно навыков по курсу «Окружающий особенно мир». Практические особенно работы позволяют особенно ориентированию, измерению особенно расстояний, съемки особенно простейшего плана особенно местности, работа особенно с готовым особенно планом и т.д. Эти особенно работы необходимы особенно для показа особенно школьникам практической особенно значимости изучаемого особенно предмета, раскрытия особенно его роли в особенно повседневной особенно жизни особенно человека.Таким образом, можно сказать, что использование на уроках окружающего мира опытов и экспериментов в ходе практических работ позволяет улучшить качество образовательного процесса.Подробное рассмотрение методических материалов и учебников по программе А.А. Плешакова показало, что использование практических методов на уроках по окружающему миру создает необходимые предпосылки и условия для гармоничного развития младших школьников.Проведенная работа показывает, что на уроках по окружающему миру практические работы с применением простейших опытов и экспериментов просто необходимы. На практических уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.Таким образом, можно сказать, что для учителя очень важно создавать благоприятные условия для самостоятельной практической творческой деятельности школьников и умело направлять эту деятельность, а применение простейших опытов и экспериментов на уроках окружающего мира способствует повышению практической направленности обучения младших школьников.Список литературыАквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках по «Окружающему миру» / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М: Просвещение, 2013. – 256 с. Беда, О.А. Опыты на уроках Окружающий мир и сельскохозяйственного труда / О.А. Беда // Родная школа. – 2010. – №2. – С.53-54.Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. – №19. – С.14-18.Давыдов, В.В. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов. – Режим доступа: http://development2 (Дата обращения: 16.01.2023). Демина, А.Е. Практическая направленность в обучении природоведению / А.Е. Демина // «Начальная школа». – 2017. – №3. – С.13-16.Жаркова, Л.И. Руководство процессом формирования у младших школьников естественнонаучных знаний действенно практического характера / Л.И. Жаркова, Л.А. Мечник // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. – 2014. – №2. – С. 45-50.Завитаев, П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей / П.А. Завитаев. – М.: Академия, 2005. – 98 с.Каргина, Н.Г. Условия проведения опытно-экспериментальной работы в начальной школе и их влияния на результат усвоения знаний младших школьников: учебно-метод. пособие / Н.Г. Каргина, Е.А. Левина. – Саранск: РИЦ МГПИ, 2019. – 148 с. Киселев, Ф.С. Методика преподавания естествознания в начальных классах / Ф.С. Кисилев. – К.: Высшая школа, 2012. – 176 с.Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496 с. Коршева, Т.В. Педагогическая психология: исследование и документы / Т.В. Коршева. – СПб.: Историческая иллюстрация, 2019. – 728 с.Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе / И.В. Комарова. – Петрозаводск, 2012. – 234 с.Крайнова, К.Н. Влияние опытно-экспериментальной деятельности на результат усвоения знаний обучающихся по окружающему миру / К.Н. Крайнова, С.В. Кудряшова // психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации, Сборник статей II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – 2021. – С. 332-337.Крючков, А.С. Значение опытно-экспериментальной деятельности в начальной школе: монография. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. – 496 с. Мазур, П.А. Исследовательская работа с младшими школьниками на участке / П.А. Мазур // Начальная школа. – 2007. – №3. – С.4-5.Максакова, В.И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / В.И. Максакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.Миронов, А.В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов / А.В. Миронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 447 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 224 с. Папорков, М.А. Учебно-опытная работа при пришкольном участке / М.А. Папорков, Н.И. Клиновская, Е.С. Милованова. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011. – 256 c. Понуркина, А.С. Практические особенности использования исследовательской деятельности младших школьников при формировании научно-естественных знаний / А.С. Понуркина, Ф.С. Газизова // Дневник науки. – 2022. – № 5 (65). – С.1-7.Потапов, С.А. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными культурами / Под ред. В.А. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2022. – 115 с.Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208 с.Титова, В.В. Опыты и практические работы при изучении курса природоведения и методика их проведения / В.В. Титова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 42-45.Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся вобщеобразовательной школе / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания вшколе. – 2011. – № 4. – С. 14-22 Чернобай, С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (ФГОС) / С.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2018. – 99 с.Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.ПриложениеПриложение 1АнкетаАнкета разработана для выявления актуальности использования опытов на уроках окружающего мира в начальных классах с целью формирования экологической культуры учащихся. Школа ____________ Класс _____________ ФИО учителя ____________ 1. Как часто Вы используете опыты на уроках окружающего мира? _____________________________________________________________ 2. Дети выполняют опыты самостоятельно (в классе, дома) или под Вашим руководством? _____________________________________________________________ 3. Интересны ли опыты детям в Вашем классе? Их применение положительно сказывается на результатах изученного материала по окружающему миру? _____________________________________________________________ 4. Какие формы работы Вы используете на уроках окружающего мира? _____________________________________________________________5. Какие формы организации обучения Вы используете для формирования практической направленности обучения? Большое спасибо за уделенное время!Приложение 2Технологическая карта урокаУрок №1: «Выйдем в сад и огород» Тип урока Открытие новых знанийЦель урока формирование представлений учащихся о растениях сада и огорода.Планируемые результатыПредметные: усвоить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур; узнать кто и как ухаживает за растениями в нашем саду; Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений, на основе опытной деятельности подготовить луковицы гладиолуса к этапу перед посадкой, формирование экологической культуры, положительного и бережного отношения к природе.Метапредметные:познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учиться прогнозировать результаты практической работы, адекватно воспринимать оценку учителя.коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать свои действия, уметь работать в группе.Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; получение удовольствия от общения с природными объектами.Оборудование:учебник «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 часть», Рабочая тетрадь «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 часть», луковицы гладиолусов, контейнеры.ЭТАП УРОКАПланируемые результаты обученияОбразовательная задачаМетоды и приемы работы Деятельность учителяДеятельность учащихсяФормы организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)Средства обученияФормы контроля (контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль)предметныеметапредметные(П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)личностныеОрганизационный этапОрганизация классаСловесный метод : беседаПриветствие, просит проверить готовность у урока: здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.Отвечают на приветствие, проверяют готовность к уроку, организуют рабочее местоФронтальнаяРечьСамоконтроль, контроль учителяУметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельностиЭтап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Обеспечить мотивацию обучения школьниковМетод игрыОрганизационная физминутка, напоминание о правилах поведенияНастраиваются на урок, вспоминают правила поведения на уроке.ФронтальнаяКомпьютер, динамики-Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельностиЭтап постановки учебных целей и задачОпределить тему урока, поставить учебные задачиМетод анализа, наглядный методыДля начала запишите число, классная работа.На доске вы видите, что одно слово нашей темы открыто «Выйдем …». А вот куда выйдем, вы должны догадаться сами.Звучит отрывокиз народной песни «Калинка».Какое слово часто повторялось в этой песне?Что такое калинка?Что такое малинка?Как называется место около дома, где человек собирает ягоды?Второе слово темы открыто «Выйдем в сад и…». Последнее слово помогут вам открыть загадки:Онвпупырышках, зеленый,Частовпарнике растет.Маринованным, соленымСтанет он под Новыйгод.Вырастал в жару и слякотьЭтотгорький корнеплод.Хотьзаставитнас поплакать,Ноотгриппаон спасет.Вотлюбимый вкусный овощ.Это - чипсы и гарнир.В бедный дом придет на помощь,а в богатый дом - напир.4. Этоовощс круглым бокомИ с бордовым сладким соком.Если хочешь есть борщи,То ее скорей ищи.5. Этот овощ рыжий, длинный,Свежий, сочный, витаминный.Как наступит теплыймай,Ты скорей ее сажай.Как называется место около дома где растут растения?У нас в стране любят не только комнатные растения, но и растения, которые растут в садах,огородах.Устно выполняют задание.ФронтальнаяКомпьютер, динамики, презентацияКонтроль учителя Знать наименования ягод.Овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;формировать умение осуществлять анализ.Уметь адекватно воспринимать свои ошибки и учитывать их в дальнейшей деятельностиПроведение дидактической игрыОпределение знакомых для учащихся наименований фруктов, овощей и ягодПрием постановка проблемных вопросов.Поиграем в клубочек. Представьте, что из дома мы вслед за волшебным клубочком вышли в сад (огород).Передавайте волшебный клубочек друг другу. Пусть каждый, кто его получит, назовёт одно растение, которое он хотел бы вырастить в своём саду и для чего(огороде)Поднимите руки те, кто назвал такие слова как СМОРОДИНА, БРУСНИКА, ЯБЛОКО, ГРУША, ЗЕМЛЯНИКАПосмотрите на доску: Растения, которые я назвала, разделились на две группы. Почему?Правильно. Обратите внимание: ученые к фруктам относят малину и землянику, а к ягодам арбуз. Почему так происходит? Это можно узнать дома.Какимспособом поиска информации можно воспользоваться?Ребята, а что есть в нашем саду? Какие растения? Кто и как за ними ухаживает? А точно нужно поливать растения? Важна ли вода растениям?Мы с вами проведем опыт. Возьмем луковицы гладиолусов и поместим частьлуковицв контейнеры с водой и без воды. Посмотрим, что получитсяИграют в игру, называют овощи, фрукты, ягоды.Отвечают на вопросы учителяГотовятся к экспериментальной деятельностиФронтальнаяРечьКонтроль учителя, самоконтрольВыполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной формеУметь высказывать своё мнениеЭкспериментальная деятельностьПровести опыт, определить его результаты, сравнитьМетод экспериментаБеремлуковицы, очищаем,готовим контейнеры.(Под диктовку учителя)Ставим часть луковиц на контейнер с водой, часть на контейнер без воды. Теперь вы будете следить за ними и делать пометки в специальной карточке, которые я вам сейчас раздам.Готовятся к эксперименту, получают карточкиГрупповаяМатериал для экспериментаВзаимоконтроль, контроль учителяпроговаривать последовательность действий;умение прогнозировать свою деятельностьЭтап рефлексии учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатами своей деятельности Метод рефлексии.Предлагают Вам подвести итог урока.Чему мы научились? Нам пригодятся эти знания? В какой ситуации?Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов в соответствии с критериями на слайде.Спасибо за внимание! До свидания!Подводят итог.Отвечают на вопросы.Оценивают свою работу на уроке.ИндивидуальнаяКарточка (раздаточный материал)СамоконтрольУметь подводить итоги урокаФормировать способность к самооценке Этап постановки домашнего задания Обеспечить закрепление полученных знанийМетод самостоятельной работыДиктует и объясняет домашнее задание: запишите домашнее задание в дневник-стр. 5 №12Записывают задание.ФронтальнаяКонтроль учителяДневникКарточка растения (дневник)ДатаДействие исследователяОтвет растенияПриложение 3Анкетирования на предмет выявления уровня развитости практических умений учащихсяВысокий уровень – 18-21 баллаСредний уровень – 13-17 балловНизкий уровень – 8-12 баллов№ФормулировкаВарианты ответов1Я могу показать, где находятся север и юг1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл2Я могу пользоваться картами1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл3Я смогу найти дорогу домой из любого места в городе1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл4Я смогу рассказать, как правильно сажать растения1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл5Я смогу рассказать, как ухаживать за животными, которые живут на ферме1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл6Я смогу составить гербарий только с теми растениями, которые мне назовет учитель1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл7Я смогу отличить съедобные растения от несъедобных1) Да – 3 балла2) Если подумаю, то смогу – 2 балла3) Нет – 1 балл
2.Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках по «Окружающему миру» / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М: Просвещение, 2013. – 256 с.
3.Беда, О.А. Опыты на уроках Окружающий мир и сельскохозяйственного труда / О.А. Беда // Родная школа. – 2010. – №2. – С.53-54.
4.Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. – №19. – С.14-18.
5.Давыдов, В.В. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов. – Режим доступа: http://development2 (Дата обращения: 16.01.2023).
6.Демина, А.Е. Практическая направленность в обучении природоведению / А.Е. Демина // «Начальная школа». – 2017. – №3. – С.13-16.
7.Жаркова, Л.И. Руководство процессом формирования у младших школьников естественнонаучных знаний действенно практического характера / Л.И. Жаркова, Л.А. Мечник // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. – 2014. – №2. – С. 45-50.
8.Завитаев, П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей / П.А. Завитаев. – М.: Академия, 2005. – 98 с.
9.Каргина, Н.Г. Условия проведения опытно-экспериментальной работы в начальной школе и их влияния на результат усвоения знаний младших школьников: учебно-метод. пособие / Н.Г. Каргина, Е.А. Левина. – Саранск: РИЦ МГПИ, 2019. – 148 с.
10.Киселев, Ф.С. Методика преподавания естествознания в начальных классах / Ф.С. Кисилев. – К.: Высшая школа, 2012. – 176 с.
11.Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496 с.
12.Коршева, Т.В. Педагогическая психология: исследование и документы / Т.В. Коршева. – СПб.: Историческая иллюстрация, 2019. – 728 с.
13.Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе / И.В. Комарова. – Петрозаводск, 2012. – 234 с.
14.Крайнова, К.Н. Влияние опытно-экспериментальной деятельности на результат усвоения знаний обучающихся по окружающему миру / К.Н. Крайнова, С.В. Кудряшова // психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации, Сборник статей II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – 2021. – С. 332-337.
15.Крючков, А.С. Значение опытно-экспериментальной деятельности в начальной школе: монография. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. – 496 с.
16.Мазур, П.А. Исследовательская работа с младшими школьниками на участке / П.А. Мазур // Начальная школа. – 2007. – №3. – С.4-5.
17.Максакова, В.И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / В.И. Максакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.
18.Миронов, А.В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов / А.В. Миронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 447 с.
19.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 224 с.
20.Папорков, М.А. Учебно-опытная работа при пришкольном участке / М.А. Папорков, Н.И. Клиновская, Е.С. Милованова. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
21.Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011. – 256 c.
22.Понуркина, А.С. Практические особенности использования исследовательской деятельности младших школьников при формировании научно-естественных знаний / А.С. Понуркина, Ф.С. Газизова // Дневник науки. – 2022. – № 5 (65). – С.1-7.
23.Потапов, С.А. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными культурами / Под ред. В.А. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2022. – 115 с.
24.Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208 с.
25.Титова, В.В. Опыты и практические работы при изучении курса природоведения и методика их проведения / В.В. Титова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 42-45.
26.Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся вобщеобразовательной школе / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания вшколе. – 2011. – № 4. – С. 14-22
27.Чернобай, С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (ФГОС) / С.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2018. – 99 с.
28.Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.