Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 05.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. Сказка как проводник к русской культуре………….…………5
1.1. Понятие сказки, ее первоисточники и композиционные особенности……………………………………………………………………….5
1.2. Фольклорные мотивы в сказках……..………………………….....10
1.3. Основополагающая функция сказок……………………………...14
ГЛАВА 2. Специфика изображения Бабы Яги в русских народных сказках……………………………………………………………...……………18
2.1. Предпосылки появления образа……………..……………………...18
2.2. Характерные черты образа Бабы Яги……………………………...22
2.3. Роль персонажа в сказках………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ……………………………,27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………....29
Поэтому так знакомы нам с детства такие персонажи как домовые, лешие, водяные, русалки и другие духи, о которых мы узнаем из детских сказок, прочитанных матерями.
Показательны в этом отношении краткие заметки М. В. Ломоносова, представляющие собой первые проекты изучения русской мифологии через
_________________
15. Георгиевский Э.В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan?ysclid=lii3zlxkf0427201312 (дата обращения 05.06.2023).
16. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).
воссоздание пантеонов славянских богов и установления их античных соответствий (например, Перун – Юпитер, Коляда – Юнона и т.п.) [17]. Но не только боги интересовали автора. Очень много внимания он уделял и изучению известных персонажей русской народной демонологии, таких как леший, домовой, бука, кикимора, яга-баба, обмен, змей летучий. Каждый из них был не просто словом, а вбирал в себя целый комплекс персонажных характеристик (например, зеленый цвет кикиморы, костяная нога бабы-яги и т.п.), что, несомненно, придавало им жизненности, а некоторые изъяны в их внешности придавали им статус злого духа, обиженного судьбой и поэтому изуродованного.
Хотя стоит отметить, что образы народной демонологии могли быть представлены как божества, или же, как полу-божества, духи или дьяволы все зависело от замысла рассказчика и смысла фольклорного произведения. Как правило, местом обитания таких существ был волшебный лес и сюжет повествования излагался в форме сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.
Как отмечал К. Мошиньский, «суммируя все услышанное о конкретном демоне из уст народа в разных регионах, этнограф воссоздает его полный образ, который, однако, может сильно отличаться от реально зафиксированных в одном селе представлений о нем» [16]. Это наблюдение не утратило своей актуальности и в настоящее время, приближая нас к пониманию одной из центральных проблем при изучении народной демонологии: поверья о мифологических персонажах представлены в широком диапазоне междиалектного варьирования, и это касается как
_________________
16. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).
17. Костылев П.Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/m-v-lomonosov-i-nauchnoe-izuchenie-religii?ysclid=lii3uuaodv189023347 (дата обращения 05.06.2023).
термина (имени), так и его значения (набора характеристик). Это приводит к неясности в определении самого персонажного типа или категории демонических существ.
Заслуга специалистов, изучающих данный вопрос, заключается в том, что они осознали, что в комплекс народных поверий о сверхъестественных существах не входят только традиционно выделяемые образы домовых, русалок и т.д., он включает более широкий круг слабо индивидуализированных мифических существ, таких как Баба Яга, призраки, условные персонажи, олицетворяющие беду, животных и явления природы с ярко выраженными демоническими признаками.
2.2. Характерные черты образа Бабы Яги
Поскольку центральным моментом обряда инициации являлась «смерть» посвящаемого и контакт с властелином ирреального мира (что чётко отражено в волшебной сказке), рассмотрим один из наиболее часто встречающихся образов божеств смерти. Олицетворением смерти и одновременно её властительницей выступает Баба-яга — очень древний персонаж, уходящий своими корнями в эпоху матриархата и поклонения людей женскому предку-тотему.
Внешний портрет Бабы Яги в волшебно-фантастических сказках представлен значительно ярче, чем всех остальных персонажей, хотя и не очень подробно. Чтобы в общих чертах описать портрет Бабы Яги, необходимо соединить воедино разбросанные по отдельным сказкам элементы ее образа [18].
Согласно восточнославянским и западнославянским сказкам, Баба Яга обладала характерным демоническим обликом: народная фантазия видела в
_________________
18. Капишин А.Е. Инициация в традиционных культурах, как социальная практика. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/initsiatsiya-v-traditsionnyh-kulturah-kak-sotsialnaya-praktika/viewer (дата обращения 05.06.2023).
ней злую, безобразную старуху, с длинным носом, растрепанными длинными волосами, хромую, а иногда и слепую на один глаз (Приложение 1).
Хотя анализ русских народных сказок позволяет нам увидеть удивительную многогранность и многосторонность характера Бабы Яги. Она является сказочным существом, в котором одновременно уживаются и доброта, и угроза, и мудрость.
Некоторые исследователи подчеркивают двойственную (амбивалентную) природу Бабы Яги в фольклоре и связывают ее с образами, во-первых, хозяйки леса, которая кормит героя и провожает в мир мертвых, во-вторых, злобного существа, похищающего и пытающегося зажарить детей в печке [18].
Необходимо подчеркнуть, что эта зафиксированная исследователями амбивалентная природа Бабы Яги, которая прочно укоренилась в фольклоре и славянском сознании, не отражает истиной природы образа, а лишь характеризует его частично. Она выступает составляющим элементом системы ключевых архетипов, отражающих мифологическое мировидение восточных и западных славян. После реконструкции генезиса и характеристики сказочного образа Бабы Яги мы осуществим его сопоставительный анализ в русской и польской народной сказке. Следует отметить, что сравнительный анализ — очень важный момент в процессе обучения, который помогает
Сравнительный анализ русских и польских волшебных сказок и сказочного образа Бабы Яги позволяет сделать вывод, что сказки двух разных народов, обладающих схожими территориальными и временными факторами, имеют единый корень. Эти две близкие культуры располагают большим количеством общих архетипов и мифологем, с помощью которых можно реконструировать генезис и представить семантическую
_________________
18. Капишин А.Е. Инициация в традиционных культурах, как социальная практика. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/initsiatsiya-v-traditsionnyh-kulturah-kak-sotsialnaya-praktika/viewer (дата обращения 05.06.2023).
многоплановость сказочного образа Бабы Яги.
Яга в русской народной сказке является своего рода и хозяйкой леса и матерью животных; она наделяется ярко выраженными материнскими, женскими чертами, а такие её атрибуты, как ступа, пест, помело, печь, говорят о сущности хозяйки. А.Н. Афанасьев, рассматривая образ ведьмы, также особо подчеркивает у неё наличие «женских атрибутов» — помела, метлы, кочерги — и способность летать [16]. Такой облик этого персонажа продиктован архаичной его связью с женским началом и древнейшим его восприятием. Образ Бабы-яги в русском фольклоре сложен и несёт следы разных мифо-смысловых напластований. Яга, в первую очередь, сама является жертвой — «пражертвой». Лучше понять роль данного персонажа помогает «расшифровка обрядов инициации. Хозяйка, мать леса, лесной дух, ведьма, жаждущая смерти, пражертва — она требует себе все новых душ (жертв) для удовлетворения своей жертвенной сущности.
2.3. Роль персонажа в сказках
В народе образ Бабы Яги вбирает в себя комплекс сверхестественных сил, включающих в себя не только всю сумму обособленных образов нечистой силы, но и целых фрагментов народной духовной культуры, находящихся в тесной связи с общей обрядово-мифологической системой и архаическими представлениями славян об устройстве мира.
Вот что пишет по этому поводу О. М. Рапов: «Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы» [15]. Поэтому Баба Яга стала воплощением с одной стороны человеческой сути, а с другой стороны частью первозданной природы.
_________________
15. Георгиевский Э.В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan?ysclid=lii3zlxkf0427201312 (дата обращения 05.06.2023).
16. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).
Традиционно используемое определение Бабы Яги как «сверхъестественного существа» служит лишь отражением таких свойств изучаемого объекта, как его нереальность, фантастичность, принадлежность к сфере «нечистого». Что, в конце концов, противоречит сакральным силам христианского культа, и не может быть объяснено законами божьими. Однако другая категория «нечистой силы», к которым относят Бабу Ягу, вполне живые люди, но уникальность их в том, что они наделены мифическими способностями, переводящими их в ранг «полудемонических существ».
Баба Яга являясь мифологическим персонажем, имеющим переходную форму, вбирая в себя качества живых людей с одной стороны, и демонические признаки, которые активизируются у них в силу определенных обстоятельств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказки развивают чёткую логику, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сама художественная специфика сказки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Анализ образа Бабы Яги на основе сказок, позволяет выделить ее характерные особенности, как мифологического персонажа, несущего в себе определенную долю русской национальной культуры.
По мере раскрытия главной темы исследования установлена роль образа Бабы Яги в русской народной культуре, выделены характерные особенности данного персонажа и установлена ее роль в традициях народной культуры.
CПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : Очерк историографии / И. В. Силантьев; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск : ИДМИ, 1999. - 103 с.; 20 см.; ISBN 5-88119-118-8.
2.Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент. В. В. Мочаловой]. - М. : Высш. шк., 1989. - 404,[2] с. : портр.; 22 см. - (КЛН. Классика лит. науки).; ISBN 5-06-000256-X (В пер.).
3.Теория литературы: в 2 т. Т.1 Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория худож. дискурса. Теоретическая поэтика: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/под ред. Н.Д. Тамарченко. – М. Издательский центр «Академия», 2014. – 512с.
4.Пропп В.Я. Русская сказка. (booksite.ru) (дата обращения 05.06.2023)
5.А. Афанасьев Мифы, поверья и суеверия славян. Планета призраков (wikireading.ru) (дата обращения 05.06.2023).
6.Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М., 2005.
7.Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2014. С. 13–14.
8.Трыкова О. Ю. Детская литература и фольклор: аспекты взаимодействия. — Ярославль: Ярославский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского, 2003.
9.Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре (booksite.ru) (дата обращения 05.06.2023).
10.Значение слова «Фольклор» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. - Glosum.ru (дата обращения 05.06.2023).
11.Секачева Е.Р. ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX в. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/gorodskoy-folklor-kak-fenomen-massovoy-gorodskoy-kultury-nachala-xx-v?ysclid=liiehqovhg811860337 (дата обращения 05.06.2023).
12.Резанцева М.С. Импровизация как специфический элемент творческой деятельности. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/improvizatsiya-kak-spetsificheskiy-element-tvorcheskoy-deyatelnosti?ysclid=liiel72g25883466546 (дата обращения 05.06.2023).
13.Бахтин В. Фольклор школьного коридора // Детская лит-ра. — 2002. — № 1/2. — С. 93–96.
14.Соляник О.Е. Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова "яга". Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/baba-yaga-v-russkoy-narodnoy-volshebnoy-skazke-etimologiya-slova-yaga?ysclid=liicx0x5ap563077576(дата обращения 05.06.2023).
15.Георгиевский Э.В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan?ysclid=lii3zlxkf0427201312 (дата обращения 05.06.2023).
16.Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).
17.Костылев П.Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/m-v-lomonosov-i-nauchnoe-izuchenie-religii?ysclid=lii3uuaodv189023347 (дата обращения 05.06.2023).
18.Капишин А.Е. Инициация в традиционных культурах, как социальная практика. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/initsiatsiya-v-traditsionnyh-kulturah-kak-sotsialnaya-praktika/viewer (дата обращения 05.06.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1. Внешний вид Бабы Яги (fotokto.ru)
2
2.Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент. В. В. Мочаловой]. - М. : Высш. шк., 1989. - 404,[2] с. : портр.; 22 см. - (КЛН. Классика лит. науки).; ISBN 5-06-000256-X (В пер.).
3.Теория литературы: в 2 т. Т.1 Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория худож. дискурса. Теоретическая поэтика: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/под ред. Н.Д. Тамарченко. – М. Издательский центр «Академия», 2014. – 512с.
4.Пропп В.Я. Русская сказка. (booksite.ru) (дата обращения 05.06.2023)
5.А. Афанасьев Мифы, поверья и суеверия славян. Планета призраков (wikireading.ru) (дата обращения 05.06.2023).
6.Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М., 2005.
7.Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2014. С. 13–14.
8.Трыкова О. Ю. Детская литература и фольклор: аспекты взаимодействия. — Ярославль: Ярославский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского, 2003.
9.Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре (booksite.ru) (дата обращения 05.06.2023).
10.Значение слова «Фольклор» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. - Glosum.ru (дата обращения 05.06.2023).
11.Секачева Е.Р. ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX в. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/gorodskoy-folklor-kak-fenomen-massovoy-gorodskoy-kultury-nachala-xx-v?ysclid=liiehqovhg811860337 (дата обращения 05.06.2023).
12.Резанцева М.С. Импровизация как специфический элемент творческой деятельности. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/improvizatsiya-kak-spetsificheskiy-element-tvorcheskoy-deyatelnosti?ysclid=liiel72g25883466546 (дата обращения 05.06.2023).
13.Бахтин В. Фольклор школьного коридора // Детская лит-ра. — 2002. — № 1/2. — С. 93–96.
14.Соляник О.Е. Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова "яга". Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/baba-yaga-v-russkoy-narodnoy-volshebnoy-skazke-etimologiya-slova-yaga?ysclid=liicx0x5ap563077576(дата обращения 05.06.2023).
15.Георгиевский Э.В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan?ysclid=lii3zlxkf0427201312 (дата обращения 05.06.2023).
16.Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).
17.Костылев П.Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/m-v-lomonosov-i-nauchnoe-izuchenie-religii?ysclid=lii3uuaodv189023347 (дата обращения 05.06.2023).
18.Капишин А.Е. Инициация в традиционных культурах, как социальная практика. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/initsiatsiya-v-traditsionnyh-kulturah-kak-sotsialnaya-praktika/viewer (дата обращения 05.06.2023).