Профилактика возникновения нарушений письма и чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 06.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1.Понятие функционального базиса письма 7
1.2.Особенности функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3 Педагогические условия формирования функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1. Практическая работа по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Если есть много прищепок разных цветов, дети могут сделать много поделок самостоятельно. Эта игра развивает мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.Игра «Пуговицы»Задача: смешайте несколько наборов пуговиц и попросите ребенка рассортировать их. Эта игра развивает зрительное внимание и восприятие. Складывайте пуговицы (башни) друг на друга. Соревнуйтесь с ребенком в том, какая стопка окажется выше. Эта игра развивает зрительно-моторную координацию и моторику. Разложите на столе различные пуговицы. Попросите ребенка выбрать красную пуговицу, маленькую пуговицу, пуговицу с двумя отверстиями и т.д. Эта игра развивает зрительное внимание.Эффект от коррекционных мероприятий и комбинированной поддержки проявляется как в развитии учебных функций и формировании навыков, так и в качестве письма.Выводы к главе 1Итак, письмо - это знаковая система фиксации речи, которая с помощью графических элементов позволяет зафиксировать речь во времени и передать ее на расстояние. Письмо - это процесс с чрезвычайно сложной психологической структурой.Письмо, то есть письменная речь, - один из самых сложных психических процессов с точки зрения того, как и когда он возникает, его взаимосвязи с устной речью и другими высшими психическими функциями, его структуры и психологического содержания, его формирования у детей и поддерживающих его мозговых механизмов.У многих дошкольников с общим недоразвитием речи невербальные когнитивные функции, тесно связанные с речью, такие как внимание, восприятие, память и мышление, также развиты недостаточно.Последние исследования показали, что трудности с письмом у детей в большей степени связаны с дефицитом невербальных когнитивных процессов, таких как зрительно-пространственное представление, слухо-зрительно-моторная координация, общая моторика и внимание, а также целенаправленная деятельность, саморегуляция и контроль поведения, чем с недоразвитием речи.ГЛАВАII.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯРАБОТАПОФОРМИРОВАНИЮФУНКЦИОНАЛЬНОГОБАЗИСАПИСЬМАУСТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ СОБЩИМНЕДОРАЗВИТИЕМРЕЧИ2.1.Практическаяработапоформированиюфункциональногобазисаписьмаустаршихдошкольниковсобщим недоразвитиемречиПодготовительные годы были организованы как группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в муниципальном образовательном учреждении - детском саду № 19. В годы обучения решалась очень важная проблема: профилактика трудностей письма.Данная система работы основана на нескольких принципах:систематизацияСистема (от греч. systema - состоящий из частей, связанный) - совокупность элементов, которые взаимосвязаны или соединены между собой и образуют определенную связность, единство.Принцип систематизации основан на представлении о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой тесно взаимодействуют друг с другом. В связи с этим изучение речи, процессов ее развития и коррекции нарушений предполагает изучение всех компонентов речевой функциональной системы и влияние на все ее стороны.2. привлечение родителей к коррекционной работе вместе с ребенком, так как нарушение письма невозможно преодолеть без сотрудничества логопеда и родителей.Родители должны быть проинформированы обо всех результатах тестирования и обсуждены с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и долгосрочные задачи, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекционной работы.Основная задача родителей - закрепить навыки, которые их ребенок приобрел в коррекционной группе. Дома должна быть создана спокойная и комфортная рабочая обстановка. В течение дня следует выделить время для занятий, подходящих для ребенка. Телевизор в это время должен быть выключен. Родители должны помогать в выполнении домашних заданий, которые обычно задает логопед. Важно признавать достижения ребенка, даже небольшие, хваля и поощряя их. В таких семейных отношениях ребенок также старается порадовать родителя своими собственными достижениями. Родители должны быть осторожны и не поощрять деятельность своих детей, сравнивая их с более успешными братьями и сестрами. Это не поможет, а, наоборот, закрепит низкую самооценку ребенка и помешает его деятельности.3. индивидуальный подход к каждому ребенку.Принцип индивидуального подхода означает учет индивидуальных различий и языковых особенностей каждого ребенка. Это объясняется разным характером и тяжестью языковых нарушений у детей и неоднородностью способов их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принципы данного подхода требуют от педагогов- Глубокого знания начального и текущего уровня речевого развития каждого ребенка;3. применение этих знаний в своей работе.4. комплексность.Принцип комплексности означает, что усилия разных специалистов будут влиять на недостатки и индивидуальность ребенка.Для того чтобы у детей с недоразвитием общей речи сформировалась подлинная функциональная основа письменной речи, необходимо создать и развить следующие основные функции.1) Формирование пространственной и временной ориентации;2) Развитие кинематической аппликации;3) развитие мыслительных процессов4) Зрительное восприятие, развитие зрительной памяти;5) слуховое восприятие, развитие слуховой вербальной памяти;6) развитие связной речи; и7) развитие внимания.Однако мы сделали акцент на невербальном компоненте функциональной основы письма.Формирование пространственно-временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации и развития ребенка. Выделяют следующие уровни пространственно-временной ориентацииI уровень - ориентация в пространстве своего тела (схема своего тела);II уровень - ориентация в пространственном расположении своего тела и связанных с ним объектов; иIII уровень - понимание отношений между объектами в пространстве; IV уровень - понимание отношений между объектами в пространствеIV уровень - квазипространственные понятия (количественные пространственно-временные понятия и их отношения и соответствующие лингвистические понятия).Примеры заданий.Короткая ориентация. Поднимите левую руку, укажите на правый глаз и левую ногу. Если задание выполнено, переходите к следующему заданию, если нет - остановитесь.Ориентировка в окружающем пространстве. Логопед дает детям следующие примерные задания:Поставьте перед ними машину, слева от них - мяч, справа - барабан.По очереди встаньте друг за другом и произнесите: человек, стоящий впереди, человек, стоящий в очереди, человек, стоящий справа, и человек, стоящий слева.Следуя инструкциям на демонстрационной доске, поместите соответствующие картинки с левой и правой стороны от данных предметов.Сядьте за стол и определите левую и правую стороны стола.Определите положение человека рядом с вами по отношению к вашей руке и используйте руку соседа в качестве ориентира для определения собственного положения.Стоя в противоположных парах, логопед решает, что первый человек в паре должен быть правой рукой другого, затем левой ногой другого и так далее. Затем роли меняются местами.Опишите левый и правый рукава блузки а) наизнанку и б) снаружи внутрь. Определите левый и правый карманы джинсов (вид спереди и сзади).Определите, левый или правый след написан на песке (по рисунку).Моторика - моторно-сенсорные функции развиваются через систему практики, которая включает в себя организацию игр с различными предметами: собирание мелких предметов (пуговицы, рисовые зерна, фасоль, спички), помещение мелких предметов внутрь крупных предметов (матрешки), завязывание/развязывание шнурков, пуговиц, молний, застегивание/расстегивание пуговиц; игры с пряжей - вязание, вязание макраме, продевание ниток в отверстия, создание мозаичных узоров, лепка из пластилина, разрезание бумаги на мелкие кусочки, разрезание ножницами, нанизывание бусин. Ежедневные физические упражнения необходимы для развития моторики. Это полезно не только для умения контролировать движения пальцев, но и для развития речи и спонтанного поведения.Задания для развития мыслительных процессов следующие:a) a) Развивать умение сравнивать предметы и явления, находить сходства и различия между ними;б) научить определять основные свойства предметов и явлений, группировать предметы и явления на основе общих основных свойств (обобщение) и объединять их в группы (классификация)в) научить находить лишние объекты на основе обобщения и классификации.Игры "Найди отличия" и "Какие предметы лишние" - обычно две картинки с разными деталями. Рисование, лепка, аппликация (предметная, сюжетная, декоративная). Дифференцированное восприятие и формирование понятий."большой - маленький", "высокий - короткий", "широкий - короткий", "высокий - низкий".Развитие слуховой и вербальной памяти можно начать с ритмических игр, в которых дети соревнуются в распознавании невербальных звуков (например, шума в доме, погремушек, звона игрушек, барабанов и часов) и скорости реакции (например, правильно останавливать и менять движения по сигналу). Например, в игре "Барабанщик" взрослый отбивает ритм, а ребенок бьет в барабан вместе со взрослым. Затем ребенок запоминает ритм и пытается повторить его самостоятельно. Ритм становится все сложнее и сложнее. Игру можно повторить и с предметами, издающими звук (ксилофон, цимбалы и т.д.).Задания для развития связной речи направлены на то, чтобыa) a) активизировать и обогатить словарный запас;б) отработать правильное использование форм слов, грамматически правильных выражений и замен слов; ив) развитие умения строить описательные рассказы по картинкам с изображением объектов и предметов, личного опыта и творческих историй.Упражнения на развитие внимания основаны на следующем принципе: подается условный сигнал, и ребенок реагирует на него. В процессе игры ребенок должен как можно быстрее дать необходимую реакцию на поданный сигнал. Эти игры и упражнения должны поддерживать мотивацию ребенка к выполнению задания, создавая эмоциональный настрой и атмосферу соревнования. Например, "Кто самый внимательный, увлеченный или терпеливый?". По этой причине такие упражнения более эффективны, когда они выполняются в группах детей. Примером может служить игра "Упражнение на остановку". Попросите детей свободно двигаться и выполнять любые движения под музыку. Например, выполните любое упражнение. Сигналом служат аплодисменты, и ребенок, услышав их, замирает и остается в этой позе, пока вы не скажете ему двигаться. Известные "серфинг" и "замирание" основаны на этом принципе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос создания функциональной основы письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действительно важен и поэтому достаточно актуален.Экспериментальное исследование проводилось на основе выдвинутой нами гипотезы. Результаты диагностики подтвердили необходимость формирования функциональной основы письма. Второе и третье условия гипотезы были реализованы на формирующем этапе исследования.Результаты анализа результатов диагностических методик на проверочном и контрольном этапах эксперимента показали, что уровень сформированности функциональной основы письма имеет тенденцию к повышению.Таким образом, можно сделать вывод, что цели исследования были достигнуты, а вопрос исследования решен. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что оптимальное развитие функциональной основы письма возможно в результате целенаправленной и регулярной коррекционной работы с данной категорией детей при соблюдении следующих педагогических условийСвоевременное выявление дошкольников с низким уровнем общего речевого развития и изучение сформированности компонентов функциональной основы письма с использованием методов психолого-педагогической диагностики;Последовательность и оперативность в коррекционной поддержке развития высокого интеллектуального функционирования;Профессиональное взаимодействие специалистов (педагогов, психологов, логопедов) и родителей в процессе коррекции и развития.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВВартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальныхклассов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций:Автореф.ДиссертацияКанд.пед.наук. – Екатеринбург,2022.Волкова,Л.С.,Туманова,Т.Е.,Филичева,Т.Е.,Чиркина,Г.В.Логопедия.Методическоенаследие:Пособиедлялогопедовистуд.дефектол.фак.пед.вузов/Подред.Л.С.Волковой:В5кн.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2013.-Кн.V:Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей ссенсорнойи интеллектуальнойнедостаточностью.-591 с.ВыготскийЛ.С.Психологияразвитиячеловека/ВыготскийЛевСемёнович.-М.:Смысл:Эксмо,2016.ГригоренкоН.Ю.Гласныезвукиибуквы.Формированиенавыковчтенияиписьмаудетейсречевыминарушениями.–конспектызанятий.-М.,2013с.48-59Колповская И.К., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Нарушения письма удетей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии /Подред.Р.Е.Левиной.-М.,2021КорневА.Н.Нарушениячтенияиписьмаудетей:Учебно-методическоепособие.– СПб.,2017 с.225-248КорсаковН.К,МикадзеЮ.В.Неуспевающиедети:нейропсихологическаядиагностикатрудностейв обучениимладшихшкольников.-2еизд.,доп.-М.,2021Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей //Дефектология,2014№2Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: // М.,2014.–421 с.ЛеонтьевА.А.Основыпсихолингвистики.–Москва,2013.Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопеда. / Под ред.Л. С.Волковой: в 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 кн. V:ФФ и ОНР: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальнойнедостаточностьюс.237–254,293 -296ЛурияА.Р.Письмоиречь:Нейролингвистическиеисследования.Учебноепособие.-М.,2022 с.23-34,85-86ЛьвовМ.Р.Основытеорииречи.Учебноепособие.-Москва,2020НижегородцеваН.В.,ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,педагогов,родителей.-Москва,2021.с. 207-314Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группедлядетей сОНР.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021 с.231-353Основыспециальнойпсихологии:Учебноепособие/Л.В.Кузнецова,Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.,2022Парамонова,Л.Г.Логопедиядлявсех.Питер,2019.-527 с.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. /Под ред. О.Б.Иншаковой – М.: Московский Психолого – социальныйинститут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 с. 311– 319,331 -336.Российская Е.Н. Методика формирования письменной речи у детей. –Москва,2014Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитиемречи.Учебноепособие.-Москва,2013Словарьпокоррекционнойпедагогикеиспециальнойпсихологии:учебное пособие. / Сост. Н.В. Новоторцева. 3е изд., перераб. И доп. –Ярославль: «АкадемияR»,«академия,К»,2019ТкаченкоТ.А.Еслиребенокплохоговорит.СПб.,2013ТокареваО.А.Расстройстваписьменнойречиудетей//Очеркипопатологииречи и голоса.-М.,2013Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя.-Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век»,2020ФиличеваТ.Б.,ТумановаТ.В.Детисобщимнедоразвитиемречи.Воспитаниеиобучение.-Москва,2019ФилипповаС.О.Подготовкадошкольниковкобучениюписьму.Влияниеспециальныхфизическихупражненийнаэффективностьформированияграфическихнавыков:Методическоепособие.-СПб.,2021.Чиркина,Г.В.Методыобследованияречидетей:Пособиеподиагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. -3-еизд.,доп. -М.:АРКТИ,2013. -351с.ЯстребоваА.В.,СпироваЛ.Ф.,БессоноваТ.П.Учителюодетяхснедостаткамиречи.Издание 2е изд.-Москва, 2017.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Автореф. Диссертация Канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2022.
2. Волкова, Л.С., Туманова, Т.Е., Филичева, Т.Е., Чиркина, Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. V: Фонетико- фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 591 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Выготский Лев Семёнович. - М. : Смысл: Эксмо, 2016.
4. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями. – конспекты занятий.- М., 2013 с.48-59
5. Колповская И.К., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной.- М., 2021
6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие. – СПб., 2017 с. 225-248
7. Корсаков Н.К, Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.- 2е изд., доп.-М., 2021
8. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей // Дефектология, 2014 №2
9. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: // М., 2014. – 421 с.
10. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Москва, 2013.
11. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопеда. / Под ред. Л. С.Волковой: в 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 кн. V: ФФ и ОНР: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью с.237 – 254, 293 - 296
12. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования.
Учебное пособие.- М., 2022 с.23- 34, 85- 86
13. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие.- Москва, 2020
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. - Москва, 2021. с. 207-314
15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021 с.231-353
16. Основы специальной психологии: Учебное пособие/ Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2022
17. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. Питер, 2019. - 527 с.
18. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под ред. О.Б.Иншаковой – М.: Московский Психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 с. 311– 319, 331 -336.
19. Российская Е.Н. Методика формирования письменной речи у детей. – Москва, 2014
20. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие. - Москва, 2013
21. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие. / Сост. Н.В. Новоторцева. 3е изд., перераб. И доп. – Ярославль: «Академия R», «академия, К», 2019
22. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. СПб., 2013
23. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 2013
24. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя.- Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век», 2020
25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. - Москва, 2019
26. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие.- СПб., 2021.
27. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 351 с.
28. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. Издание 2е изд.- Москва, 2017.