Социальное предпринимательство и его роль в решении социальных проблем на примере ООО «Оригинал»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 53 53 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 15.07.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы социального предпринимательства и его роль в решении социальных проблем 5
1.1 Концепция социального предпринимательства и социальной ответственности в решении социальных проблем 5
1.2 Законодательные основы социального предпринимательства в РФ 12
1.3 Отечественный опыт социального предпринимательства в коммерции на примерах отечественных компаний 15
ГЛАВА 2 Анализ деятельности ООО «Оригинал» и его возможностей по участию в решении социальных проблем города 20
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Оригинал» 20
2.2 Оценка социальной составляющей в деятельности и возможностей по ее расширению 25
ГЛАВА 3 Рекомендации по развития социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал» 39
3.1 Этапы внедрения социального предпринимательство 39
3.2 Мероприятия по развитию социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал» 42
3.3. Оценка социального эффекта мероприятий по развитию социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал» 47
Заключение 49
Библиографический список 50

Фрагмент для ознакомления

3.1) выделяются шесть базовых «шагов» разработки и реализации программ внедрения социального предпринимательства.Р. Нирмайер, М. Зайфферт предлагают иной алгоритм разработки программы вовлечения:Первый этап – налаживание взаимодействия с социальной средой с целью получения обратной свзяи. Второй этап – обработка полученных данных.Третий этап – формирование социального предложения от компании, для внедрения социального предпринимательства сонала. Четвертый этап – обработка информации, выяснение реакции на полученное предложение и корректировка программ внедрения социального предпринимательства. В содержательном ключе предлагается следующие элементы процесса внедрения социального предпринимательства в деятельностиООО «Оригинал» (таблица 3.1). Таблица 3.1Этапы разработки программы внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Этап Содержание этапа 1. Сбор информации о состоянии организации и социальной средеОпределение ключевых факторов внешней среды и внутренних ребусов определяющих направления внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»2. Оценка потенциала внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал». Выявление и определение потенциальных ресурсов внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»3. Формулирование целей внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Уточнение требований к целеполаганию. Формулировка главной цели – внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал». Построение дерева целей. 4. Формулирование задач внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Определение области изменения переменных факторов внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал» 5. Декомпозиция задач на подзадачи и мероприятия внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Поиски идей решения по каждой подзадаче. 6. Определение перечня показателей внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Выбор показателей, наиболее адекватно отражающих ситуацию внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»7. Определение механизмов внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Детализация правовых, организационных, информационно- технологических и финансовых механизмов внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»8. Реализация социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Внедрение в практику социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»9. Мониторинга результатов внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Оценка влияния социального предпринимательства на деятельность ООО «Оригинал»Следовательно, этапы внедрения социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал» должны включать следующие:Этап №1. Определить проблему: Этап №2. Выбрать соответствующую целевую аудиторию:Этап №3. Провести дополнительные исследования по целевым аудиториям. Этап №4. Подготовить план социального предпринимательства в коммерции. Этап №5. Планировать предполагаемое изменение поведения:Этап №6. Определить места желаемого изменения поведения:Этап №7. Заняться разработкой конкретной продукции. Этап №8. Контролировать стоимость и усвоение желаемой модели поведения:Этап №9. Выбрать участников социального предпринимательства в коммерции. Этап №10. Планировать информационную программу:Этап №11. Проводить оценку эффективности программы социального предпринимательства в коммерции.3.2 Мероприятия по развитию социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Для развития социального предпринимательства в практике ООО «Оригинал» предлагается реализовать:Мероприятий 1: Внедрить скидочные программы на определённые группы товаров для социально незащищённых покупателей.В практику ООО«Оригинал» предлагается внедрить социальную программу лояльности «О#плюс: социальная» - программа лояльности, предоставляющая ее участникам возможность получать скидки при осуществлении покупок в магазине«Оригинал» для социально незащищённых покупателей.Программа «О#плюс: социальная» будетдействовать для социально уязвимых категорий населения города. К социально уязвимым категориям населения для целей относятся постоянно проживающие на территории города пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды любой группы, родители детей-инвалидов, малообеспеченные слои населения в соответствии с законодательством. К малообеспеченным слоям населения относятся лица, получающие государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного социального пособия.Для участия в «О#плюс: социальная» необходимо обратиться к работнику магазина, предъявить пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида или удостоверение многодетной семьи, или справку о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия, и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, заполнить заявление участника программы«О#плюс: социальная» и передать его получить карту с типом «О#плюс: социальная».Участник сможет иметь только одну действующую (активированную) карту с типом «социальная». Для получения скидки по программе и учета сумм покупок в программе необходимо предоставить пластиковую карту кассиру в любой момент сканирования приобретаемых товаров, до закрытия чека. Скидка по программе «О#плюс: социальная» будетпредоставляется в размере 20 % только на перечень социально значимых товаров, определенный муниципальным Соглашением о предоставлении скидок на социально значимые товары первой необходимости социально уязвимым категориям населении. При этомразмер скидки не может превышать размер торговой надбавки (наценки), т. е. товар не может быть продан ниже закупочной цены (цены приобретения). В случае если размер скидки на определенный товар по карте «О#плюс: социальная» выше торговой надбавки на данный товар, скидка предоставляется в размере торговой надбавки. Ежемесячная сумма покупок с предоставлением скидок не должна превышать размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце осуществления покупок. Указанный лимит действует один календарный месяц и обновляется каждый месяц 1-го числа. Магазин будет в вправе отказать участнику в предоставлении скидок «О#плюс: социальная» в следующих случаях: при отсутствии у участника предусмотренных законодательством документов, подтверждающих их принадлежность к социально уязвимым категориям населения; если ежемесячная сумма покупок с предоставлением скидок превышает размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце осуществления покупок;если Карта не зарегистрирована.Мероприятие 2: Принять участие в реализации муниципальной программы «Доступная среда» В городе наиболее острая проблема связана с тем, что основные объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов.Как показала практика, ввиду отсутствия комплексного и системного подхода, неналаженной координации и взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций при реализации целевых программ и отдельных мероприятий, а также неэффективности системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Этой связи как элемент социального предпринимательства предлагается ООО «Оригинал» инициативно принять участие в реализации муниципальной программы «Доступная среда» и провести трансформацию входной групп и кассовой зоны магазина в целях повышении доступности. Решение по изменения входной группы магазина в рамках данного мероприятия подставлено на рис. 3.2Рисунок 3.2 – План переоборудования входной группы магазина ООО«Оригинал»Решение по изменения кассовой зоны магазина в рамках данного мероприятия подставлено на рис. 3.3.Рисунок 3.3 – План переоборудования кассовой зоны магазина ООО«Оригинал»Мероприятие 3: Реализовать меры по вовлечению персонала ООО«Оригинал» в социальные проекты компании. Рекомендации по вовлечению персонала ООО«Оригинал» в социальные проекты компании основывается на необходимости развития социального отвесности сотрудников как сочетания преданности (лояльности) сотрудников социальным ценностям своей компании, готовности прилагать дополнительные усилия для социальной составляющей коммерческой деятельности магазина, которые они демонстрируют с учетом своего прошлого опыта, текущих впечатлений и ожиданий от будущего. В рамках данного исследования предлагается модель управления человеческими ресурсами как основного резерва повышения эффективности социальной деятельности магазина представленная на рис. 3.4.Рисунок 3.4 – Модель по вовлечению персонала ООО«Оригинал» в социальные проекты компанииКак показал проведённый анализ во втором разделе данного исследования готовность сотрудников прикладывать дополнительные усилия и стремление участвовать с социальных проектах не объясняются одним лишь текущим опытом сотрудников. Так, например, только 56% инициатив и дополнительных усилий связаны с восприятием настоящих событий, остальное - результат прошлого опыта сотрудников и их ожиданий от будущего. В то же время желание участия персонала ООО«Оригинал» в социальной программе в равной степени зависит от всех трех параметров: событий прошлого, настоящего опыта, и ожиданий от будущего. Поэтому измерение вовлеченности на разных временных горизонтах необходимо для более комплексного понимания ситуации в организации. Кроме того, фокус на оценке восприятия сотрудниками текущих событий и их ожиданиях от будущего дает возможность расставить приоритеты в корпоративной стратегии работы с вовлеченностью и оценить эффективность конкретных инициатив.3.3. Оценка социального эффекта мероприятий по развитию социального предпринимательства в деятельности ООО «Оригинал»Планируя результаты социальных программ, нужно оценить социальную и экономическую эффективность для устойчивого развития бизнеса. Социальное предпринимательство ООО «Оригинал» будет осуществляться посредством обеспечения реализации товаров: магазин повысит уровень доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; содействие в социальной поддержке в рамках программы предоставления скидок «О#плюс: социальная»; повысит социальную отчётность;доля социальных товаров в рамках деятельности должна быть не менее 30%;не менее 30% от чистой прибыли ООО «Оригинал» будет направлено на социальную деятельность (реинвестировано).Оказание услуг и производство товаров и работ для граждан, нуждающихся в поддержке:доля доходов от этой деятельности должна быть не менее 50% (в прошлом году) не менее 50% чистой прибыли (при наличии) за прошлый год направлено на эту деятельность (реинвестировано)В отношении персонала:Сотрудник гордится своей компанией и разделяет её ценности.Сотрудник чувствует себя частью дружной команды.Сотрудник постоянно развивается.Сотрудник чувствует признание и понимает важность своей работы. Сотрудник чувствует заботу работодателя. Компания привносит в жизнь сотрудника интересные и яркие события.ЗаключениеТаким образом, в рамках поведённого исследования были получен следующие результаты:современное состояние и перспективы развития, что было доказано в рамках анализа отечественной практики на положительных примерах. В рамках исследования было доказано, что социальное предпринимательство в коммерции следует разматывать как инструмент социализации коммерции, который обеспечивает участие бизнеса в улучшении жизни общества в целом и определённой группы индивидов в частности. А сами социальные предприниматели — уникальные люди. Они сочетают в своей деятельности то, что сочетать пока не принято: бизнес и добро. Они ищут экономически устойчивые решения общественно значимых проблем, чтобы развивать деятельность, опираясь на собственные средства. В ходе исследования было выявлено, что проблемной зоной выступает самопроизвольная пассивность населения в семейно – демографической сфере. Отрицательные демографические процессы на территории г. Наро-Фоминск диктуют необходимость удаления повывшего внимания социальной защиты таких групп населения как пожилые люди.Социальные мероприятия ООО «Оригинал» направлены на помощь пожилым людям, в том числе ветеранам, социализацию и профориентацию детей, оказание гуманитарной помощи, поддержку здоровья и здорового образа жизни.Для развития социального предпринимательства в практике ООО «Оригинал» предлагается реализовать:Мероприятий 1: Внедрить скидочные программы на определённые группы товаров для социально незащищённых покупателей.Мероприятие 2: Принять участие в реализации муниципальной программы «Доступная среда» Мероприятие 3: Реализовать меры оп вовлечению персонала ООО«Оригинал» в социальные проекты компании. Библиографический списокФЗ РФ от 28.12.2013 № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ (последняя редакция)// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ruФЗ РФ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (последняя редакция) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ruФЗ РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (последняя редакция) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ruАбаев А.Л. Реклама социальных проектов : методическое пособие / А. Л. Абаев, Г. Г. Вельская, А. Г. Жиляев [и др.] ; под общ.ред. Г.Г.Вельской. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2022. – 94 с. Бернайс Э. Кристализация общественного мнения.- СПб.: Питер, 2021.- 208 с.Бернайс Э. Пропаганда.- СПб.: Питер, 2021.- 224 с.Богославский А. Больше чем пиар. Как создать звезду.- М.: АСТ, 2021.- 192 с.Воронцова М.В. Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе.- М.: Юрайт, 2021.- 251 с.Гетьман А. Мой блог – мой стиль. Как писать классные тексты. Книга – челлендж.- М.: Юпитер, 2021.- 176 с.Глазова Л. Зачем пиарщику линейка ? Советы по измерению коммуникаций.- М.: Альпина ПРО, 2021.- 168 с.Гоулман Д. Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях.-М.: corpus, 2021.- 516 с.Осипова Е.А. Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью / Е.А. Осипова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 381 с.Оплачко О. В. Организационная культура в России и за рубежом / Оплачко О. В. // Современные наукоемкие технологии. – 2020. - №7. – С. 165-166.Связи с общественностью как социальная инженерия / В.А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – М.: Юрайт, 2020.– 351 с.Связи с общественностью: теория, практика, коммуникативные стратегии / под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 224 с.СиняеваИ.М. Реклама и связи с общественностью / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов – М.: Юрайт, 2020 . – 552 с.Кузин С. Битва за внимание. Как быть услышанным в эпоху инфоршума.- М.: Бомбора, 2021.- 480 с.Николаенко Н.А. Сущность и роль PR в деятельности современной организации // Бюллетень науки и практики. – № 5. – 2019. – 56 с.Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика. / М.В. Ловчева. – М.: Проспект – 2019. – 80 c.Лушникова О.Л. Формирование социального капитала: от микро– к макроуровню // Сибирский философский журнал. – 2018. – Т.16, N 1. – С.175–180.Материалы благотворительного фонда «Истина в душе»- 2023 Малькевич, А. А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: учеб.пособие для академического бакалавриата / А. А. Малькевич. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 109 с.Мишина Л. Связи с общественностью.- М.: ТВ, 2021.- 236 с.Умаров М.Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М.Ю. Умаров. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 с.Фадеева Е.Н. Связи с общественностью / Е.Н. Фадеева. – М.: Юрайт, 2020. – 263 с.Шейн Э. Организационная культура и лидерство: монография / пер. с англ. яз.под ред. И.Ю. Малкова. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.Васина, Ю. Д. Роль маркетинга как стратегического инструмента в современных условиях функционирования экономики / Васина Ю. Д. – Текст : электронный // Символ науки. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-marketinga-kak-strategicheskogo-instrumenta-v-sovremennyh-usloviyah-funktsionirovaniya-ekonomiki (дата обращения: 26.12.2022).Веретено, А. А., Место комплекса маркетинга в формировании бренда / Веретено А. А., Студенихина В. В. – Текст : электронный // Научные исследования. 2022. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-kompleksa-marketinga-v-formirovanii-brenda (дата обращения: 26.12.2022).Гайсин, Р. С. Экономика общественного сектора: практикум / Р. С. Гайсин, Н. Н. Юшина; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2018. — 113 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/umo125.pdf (дата обращения: 26.12.2022).Данилов, В. А. Психология рекламы и PR в массовых коммуникациях. Ч. 2. Теория и практика медиа-психологии и психологии PR: учебное пособие / В. А. Данилов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2021. — 202 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/s20210331-2.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Данилов, В. А. Связи с общественностью в социальной сфере: учебное пособие / В. А. Данилов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2016. — 137 с.: рис., табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/385.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Долгосрочная финансовая политика: практикум / Р. В. Костина [и др.]; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2013. — 112 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/245.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Иус, М. С. Менеджмент и маркетинг. Ч. 1: учебное пособие / М. С. Иус, Д. В. Иус; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2018. — 165 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/umo198.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Козлов, В. В. Инновационный менеджмент: учебник / В. В. Козлов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2021. — 233 с.: цв.ил., рис., табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/s20210609-1.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Костина, Р. В. Финансовая среда и предпринимательские риски: учебное пособие / Р. В. Костина, Н. Г. Гаврилова, О. В. Синельникова; Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. — 84 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/338.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Мамедов, А. А. Социология: учебное пособие / А. А. Мамедов, А. Б. Оришев, К. И. Ромашкин; ред. А. Б. Оришев; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. — 237 с. URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/196.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Медведева, Ю. Ю. Генезис комплекса маркетинга в инновационном развитии торговых розничных структур / Медведева Ю. Ю., Пашоликов М. А. – Текст : электронный // Практический маркетинг. 2020. №10 (284). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-kompleksa-marketinga-v-innovatsionnom-razvitii-torgovyh-roznichnyh-struktur (дата обращения: 26.12.2022).Оришев, А. Б. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А. Б. Оришев; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2019. — 126 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/umo421.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Петранева, Г. А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие / Г. А. Петранева, А. Н. Романов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. — 67 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/224.pdf (дата обращения: 26.12.2022). Писарева, Е. В. Теория и методология реализации моделей комплекса маркетинга с учетом контекста реалий российского рынка / Писарева Е. В. – Текст : электронный // Инновационное развитие экономики. 2016. №2 (32). URL: http://www.ineconomic.ru/ru/no2-32-2016-mart-aprel (дата обращения: 26.12.2022).

Библиографический список

1. ФЗ РФ от 28.12.2013 № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ (последняя редакция)// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
2. ФЗ РФ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (последняя редакция) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
3. ФЗ РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (последняя редакция) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
4. Абаев А.Л. Реклама социальных проектов : методическое пособие / А. Л. Абаев, Г. Г. Вельская, А. Г. Жиляев [и др.] ; под общ.ред. Г.Г.Вельской. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2022. – 94 с.
5. Бернайс Э. Кристализация общественного мнения.- СПб.: Питер, 2021.- 208 с.
6. Бернайс Э. Пропаганда.- СПб.: Питер, 2021.- 224 с.
7. Богославский А. Больше чем пиар. Как создать звезду.- М.: АСТ, 2021.- 192 с.
8. Воронцова М.В. Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе.- М.: Юрайт, 2021.- 251 с.
9. Гетьман А. Мой блог – мой стиль. Как писать классные тексты. Книга – челлендж.- М.: Юпитер, 2021.- 176 с.
10. Глазова Л. Зачем пиарщику линейка ? Советы по измерению коммуникаций.- М.: Альпина ПРО, 2021.- 168 с.
11. Гоулман Д. Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях.-М.: corpus, 2021.- 516 с.
12. Осипова Е.А. Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью / Е.А. Осипова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 381 с.
13. Оплачко О. В. Организационная культура в России и за рубежом / Оплачко О. В. // Современные наукоемкие технологии. – 2020. - №7. – С. 165-166.
14. Связи с общественностью как социальная инженерия / В.А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – М.: Юрайт, 2020.– 351 с.
15. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникативные стратегии / под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 224 с.
16. СиняеваИ.М. Реклама и связи с общественностью / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов – М.: Юрайт, 2020 . – 552 с.
17. Кузин С. Битва за внимание. Как быть услышанным в эпоху инфоршума.- М.: Бомбора, 2021.- 480 с.
18. Николаенко Н.А. Сущность и роль PR в деятельности современной организации // Бюллетень науки и практики. – № 5. – 2019. – 56 с.
19. Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика. / М.В. Ловчева. – М.: Проспект – 2019. – 80 c.
20. Лушникова О.Л. Формирование социального капитала: от микро– к макроуровню // Сибирский философский журнал. – 2018. – Т.16, N 1. – С.175–180.
21. Материалы благотворительного фонда «Истина в душе»- 2023
22. Малькевич, А. А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: учеб.пособие для академического бакалавриата / А. А. Малькевич. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 109 с.
23. Мишина Л. Связи с общественностью.- М.: ТВ, 2021.- 236 с.
24. Умаров М.Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М.Ю. Умаров. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 с.
25. Фадеева Е.Н. Связи с общественностью / Е.Н. Фадеева. – М.: Юрайт, 2020. – 263 с.
26. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: монография / пер. с англ. яз.под ред. И.Ю. Малкова. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
27. Васина, Ю. Д. Роль маркетинга как стратегического инструмента в современных условиях функционирования экономики / Васина Ю. Д. – Текст : электронный // Символ науки. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-marketinga-kak-strategicheskogo-instrumenta-v-sovremennyh-usloviyah-funktsionirovaniya-ekonomiki (дата обращения: 26.12.2022).
28. Веретено, А. А., Место комплекса маркетинга в формировании бренда / Веретено А. А., Студенихина В. В. – Текст : электронный // Научные исследования. 2022. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-kompleksa-marketinga-v-formirovanii-brenda (дата обращения: 26.12.2022).
29. Гайсин, Р. С. Экономика общественного сектора: практикум / Р. С. Гайсин, Н. Н. Юшина; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2018. — 113 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/umo125.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
30. Данилов, В. А. Психология рекламы и PR в массовых коммуникациях. Ч. 2. Теория и практика медиа-психологии и психологии PR: учебное пособие / В. А. Данилов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2021. — 202 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/s20210331-2.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
31. Данилов, В. А. Связи с общественностью в социальной сфере: учебное пособие / В. А. Данилов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2016. — 137 с.: рис., табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/385.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
32. Долгосрочная финансовая политика: практикум / Р. В. Костина [и др.]; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2013. — 112 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/245.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
33. Иус, М. С. Менеджмент и маркетинг. Ч. 1: учебное пособие / М. С. Иус, Д. В. Иус; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2018. — 165 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/umo198.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
34. Козлов, В. В. Инновационный менеджмент: учебник / В. В. Козлов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2021. — 233 с.: цв.ил., рис., табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/s20210609-1.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
35. Костина, Р. В. Финансовая среда и предпринимательские риски: учебное пособие / Р. В. Костина, Н. Г. Гаврилова, О. В. Синельникова; Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. — 84 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/338.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
36. Мамедов, А. А. Социология: учебное пособие / А. А. Мамедов, А. Б. Оришев, К. И. Ромашкин; ред. А. Б. Оришев; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. — 237 с. URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/196.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
37. Медведева, Ю. Ю. Генезис комплекса маркетинга в инновационном развитии торговых розничных структур / Медведева Ю. Ю., Пашоликов М. А. – Текст : электронный // Практический маркетинг. 2020. №10 (284). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-kompleksa-marketinga-v-innovatsionnom-razvitii-torgovyh-roznichnyh-struktur (дата обращения: 26.12.2022).
38. Оришев, А. Б. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А. Б. Оришев; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2019. — 126 с. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/umo421.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
39. Петранева, Г. А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие / Г. А. Петранева, А. Н. Романов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. — 67 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/224.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
40. Писарева, Е. В. Теория и методология реализации моделей комплекса маркетинга с учетом контекста реалий российского рынка / Писарева Е. В. – Текст : электронный // Инновационное развитие экономики. 2016. №2 (32). URL: http://www.ineconomic.ru/ru/no2-32-2016-mart-aprel (дата обращения: 26.12.2022).