Методы спортивно-педагогических исследований

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 22 22 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.08.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы методического инструментария спортивно-педагогических исследований
1.1.Понятие «научный метод»
1.2.Систематизация методов спортивно-педагогических исследований
Глава 2. Характеристика методов спортивно-педагогических исследований
2.1. Организационные методы
2.2. Эмпирические методы
2.2.1. Обсервационные методы
2.2.2. Диагностические методы
2.2.3. Экспериментальные методы
2.2.4. Методы опроса
2.2.5. Методы экспертных оценок (квалиметрия)
2.3. Методы обработки данных
2.4. Интерпретационные методы
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Проверка статистических гипотез. Поскольку статистика как метод исследования имеет дело с данными, в которых интересующие исследователя закономерности искажены случайными факторами, большинство статистических вычислений сопровождается проверкой некоторых предположений или гипотез об источнике этих данных.Л Нулевая гипотеза. Основное предположение по разрешению научной проблемы называется нулевой гипотезой и обычно формулируется как отсутствие различий, отсутствие влияния фактора и т.п.2. Альтернативная гипотеза. Другое проверяемое предположение (не всегда строго противоположное или обратное первому) называется конкурирующей или альтернативной гипотезой.Статистические процедуры проверки включают в себя сравнение двух выборочных средних арифметических значений отдельно для несвязанных и связанных выборок по выбранному критерию t(критерий достоверности различий). Полученный результат интерпретируется на заранее принятом уровне значимости. Для спортивно-педагогических исследований принята величина этого уровня, равная 5% {р = 0,05).Регрессионный анализ - группа методов, позволяющих на основе экспериментальных данных выразить зависимую переменную в виде некоторой математической функции от независимых переменных, т.е. построить регрессионную модель. Различают однопараметрические модели (от одной переменной) и многопараметрические модели (от нескольких переменных), а также модели, линейные относительно независимых переменных, нелинейные по переменным и нелинейные по параметрам. Существуют и более сложные модели, включающие в себя различные нелинейные функции, как от независимых переменных, так и от параметров. Пошаговая регрессия позволяет из множества независимых переменных отобрать только те, которые достаточны для адекватного описания многопараметрической зависимости.Корреляционный анализ - группа методов, направленных на выявление и математическое представление причинно-следственных связей или взаимодействий внутри одного процесса или между двумя процессами.Корреляцией называется разновидность связи, которая определяется не через распределения, а только через их параметры. Поэтому понятие о корреляции тесно связано с понятиями о регрессиях. По видам регрессий различают и виды корреляций:линейную или нелинейную, простую (парную) или множественную, частную и др.Факторный анализ первоначально был разработан в психологии с целью выделения отдельных компонентов человеческого интеллекта из многомерных данных по измерению различных проявлений умственных способностей. Однако очень быстро этот метод завоевал и другие области познания.Основной задачей факторного анализа, по А.П. Кулаичеву (1999), является нахождение сокращенной системы существенных факторов в пространстве регистрируемых переменных, что включает в себя, как правило, следующие три этапа:выделение первоначальных факторов; этот этап состоит из двух частей: вычисление главных компонент и волевой выбор в качестве факторов тех компонент, которые отвечают за большую часть дисперсии (рассеяния) данных наблюдения;вращение выделенных факторов с целью облегчения их интерпретации в терминах исходных переменных;содержательная интерпретация новых факторов в предметных терминах, что является творческой задачей исследователя, выходящей за рамки предлагаемого формального метода, однако, она может принести много полезного для понимания объекта исследования.2.4. Интерпретационные методыИнтерпретационные методы тесно связаны с организационными. Они задают способ обобщения и объяснения установленных фактов и их связей. Выделяют два ведущих метода интерпретации: (1) генетический метод и (2) структурный метод.Генетический метод. При использовании этого метода полученные данные объясняются с точки зрения их историко-генетических связей с некоторой системой исходных положений (теорий).Известно, что высокий энергетический потенциал спортсмена еще не гарантирует высокого уровня соревновательной деятельности, поскольку ее эффективность обусловлена не только этим фактором, но и факторами реализации - подвижностью (врабатываемостью, вариативностью деятельности, способностью к переключениям и т.д.), экономичностью и устойчивостью процессов энергообеспечения в соревновательной деятельности.Подвижность, экономичность и устойчивость процессов энергообеспечения тесно связаны не только с физической, но и технико-тактической, и психологической подготовленностью. Необходимо время, чтобы произошла адаптация процессов регуляции движений к новому уровню функциональных возможностей. Гетерохронность этих процессов, скорее всего, и явилась причиной временного снижения точности игровых действий на этапе специализированной подготовки.При структурном методеполученные данные интерпретируются в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым.ЗаключениеЦелью работы являлось выявление и обоснованиеиспользования в спортивно-педагогических исследованиях современных методовВ ходе выполнения работы нами определено следующее:1. Научный метод - это способ познания, исследования явлений окружающего нас мира. К нему предъявляются следующие требования: (1)детерминированность (обусловленность) метода, (2) заданность метода целью исследования, (3) результативность и надежность метода, (4) экономичность метода, (5) ясность и эффективная распознаваемость метода, (6) воспроизводимость метода, (7) обучаемость методу.2. В соответствии с принятыми в науке эмпирическим и теоретическим уровнями познания, предлагают различать две группы методов - эмпирические и теоретические. По О.В. Акуловой и С.А. Писаревой, в педагогической науке эти группы методов включают в себя (1)эмпирические(основанные на опыте): изучение литературы и анализ документации, педагогические наблюдения, опросы (интервью, анкетирование), тестирование, определение рейтинга, ранжирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта, ретроспективный анализ собственного опыта и др., (2) теоретические:историко-генетический метод (исторический анализ проблемы), метод моделирования, метод сравнения, метод обобщения, метод аналогий, метод мысленного эксперимента, метод систематизации и др. Кроме того, авторы отмечают, что «широкое применение в педагогических исследованиях нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.».3. В основу систематизации методов научных исследований Б.А. Ашмарина положен временной признак получаемой информации (ретроспективная или текущая), организация занятий в опытных группах и обработка опытных данных. Предлагается различать следующие виды методов: (1) организации учебно-воспитательной работы в опытных группах: экспериментальный, контрольный, индивидуальный; (2) сбора текущей информации: педагогический анализ и оценка, хронометрирование, контрольные испытания, анализ текущей учебной документации, опрос: анкетирование, интервью, беседа, регистрация техники выполнения, стенографирование; (3) получения ретроспективной информации: анализ литературных источников, анализ документальных материалов, опрос: интервью, анкетирование, беседа; (4) математической обработки: в зависимости от задач исследования, от простейших методов установления достоверности различий по общепринятым статистическим параметрам до сложных, типа факторного анализа.4. В основу группировки методов Б.Г. Ананьева положен принцип этапности исследования - от организации к интерпретации полученных результатов. В соответствии с этим принципом различают: (1) организационные методы: сравнительный, лонгитудинальный, комплексный; (2) эмпирические методы: обсервационные, диагностические, экспериментальные, опроса, экспертных оценок (квалиметрические) и др.: (3) методы обработки данных: анализ данных, математико-статистические; (4) интерпретационные методы: генетический, структурный.Таким образом, цель работы достигнута: выявлены и обосновано применение современных методов в спортивно-педагогических исследованиях Список литературыАкулова О.В. Как написать квалификационную работу по педагогике: Учебное пособие / О.В. Акулова, С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 73 с.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М: «Наука», 1977. - 380 с.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студ., асп., и преп. ин-тов физ. культуры / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.Бююль A. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / А. Бююль, П. Цефель. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. - 608 с.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2001. - 368 с.Кулаичев А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. Stadia. Изд. 3-е, перераб. и доп. / А.П. Кулаичев. -М.: Информатика и компьютеры. - 1999. - 341 с.Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации / Автор-сост. B.C. Леднев.-2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-112 с.Чернякова Н.С. Наука как феномен культуры: Учебное пособие / Н.С. Чернякова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.- 104 с.

1.Акулова О.В. Как написать квалификационную работу по педагогике: Учебное пособие / О.В. Акулова, С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 73 с.
2.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М: «Наука», 1977. - 380 с.
3.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических иссле-дований в физическом воспитании: Пособие для студ., асп., и преп. ин-тов физ. культуры / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
4.Бююль A. SPSS: искусство обработки информации. Ана¬лиз статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / А. Бююль, П. Цефель. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. - 608 с.
5.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2001. - 368 с.
6.Кулаичев А.П. Методы и средства анализа данных в сре¬де Windows. Stadia. Изд. 3-е, перераб. и доп. / А.П. Кулаичев. -М.: Информатика и компьютеры. - 1999. - 341 с.
7.Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации / Автор - сост. B.C. Леднев.- 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-112 с.
8.Чернякова Н.С. Наука как феномен культуры: Учебное пособие / Н.С. Чернякова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герце¬на, 2001.- 104 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются в спортивно-педагогических исследованиях?

В спортивно-педагогических исследованиях используются различные методы, такие как организационные, эмпирические (обсервационные, диагностические, экспериментальные, методы опроса), а также методы экспертных оценок.

Что представляет собой научный метод в спортивно-педагогических исследованиях?

Научный метод в спортивно-педагогических исследованиях - это систематическое и логическое обобщение и анализ полученных данных для получения достоверных и объективных результатов исследования.

Для чего используются организационные методы в спортивно-педагогических исследованиях?

Организационные методы в спортивно-педагогических исследованиях используются для организации и планирования исследовательского процесса, например, составление методических программ, графиков исследования, разработка опросников и т. д.

Какие эмпирические методы применяются в спортивно-педагогических исследованиях?

В спортивно-педагогических исследованиях применяются обсервационные, диагностические, экспериментальные методы, а также методы опроса. Обсервационные методы позволяют наблюдать и систематически регистрировать поведение и действия спортсменов или тренеров. Диагностические методы используются для определения уровня физической подготовки спортсменов или для выявления особенностей их психологических характеристик.

Для чего применяются методы экспертных оценок в спортивно-педагогических исследованиях?

Методы экспертных оценок применяются в спортивно-педагогических исследованиях для получения мнения и оценки специалистов, например, определения квалификации тренеров, оценки возможности достижения спортсменами высоких результатов, оценки качества спортивного оборудования и т.д.

Что такое научный метод?

Научный метод - это система способов и приемов, применяемых при изучении объектов и явлений, позволяющая получить достоверные и объективные знания о них. Он включает в себя такие этапы, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, обобщение и др.

Какие методы используются в спортивно-педагогических исследованиях?

В спортивно-педагогических исследованиях используются различные методы, включая организационные методы, эмпирические методы (наблюдение, диагностика, эксперимент, опрос) и методы экспертных оценок.

Какие организационные методы используются в спортивно-педагогических исследованиях?

В спортивно-педагогических исследованиях применяются организационные методы, такие как анкетирование, опросы, статистический анализ данных, анализ документов и т.д. Они позволяют получить информацию о различных аспектах спортивной деятельности и спортивного образования.

Какие эмпирические методы используются в спортивно-педагогических исследованиях?

В спортивно-педагогических исследованиях используются различные эмпирические методы. К ним относятся обсервационные методы, позволяющие наблюдать и описывать спортивные процессы, диагностические методы, используемые для оценки физического и спортивного развития, экспериментальные методы, позволяющие проверить гипотезы, а также методы опроса, которые позволяют получить информацию от участников исследования.

Что такое методы экспертных оценок в спортивно-педагогических исследованиях?

Методы экспертных оценок в спортивно-педагогических исследованиях используются для получения мнений и оценок опытных специалистов в области спорта и спортивного образования. Эти методы позволяют учитывать опыт и знания экспертов при анализе и интерпретации данных исследования.