« Поэтика романа. (Образная система и символика в романе Брюсова «Огненный ангел»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 23 23 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1……………………………………………………………………………..4
1.1. Основные сюжетные линии в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел»...4
1.2. Система персонажей в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел»………...8
1.3. Изображение быта в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел»………….11
Глава 2. Проблемы изучения творчества В.Я. Брюсова в школе…………….15
2.1. Творчество Брюсова в школьных программах…………………………....15
2.2. Изучение «серебряного века»……………………………………………...15
2.3. Разработка онлайн-курса по произведению В.Я. Брюсова «Огненный ангел»……………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Фрагмент для ознакомления

Отбор произведений осуществляется в соответствии с уровнем литературного развития школьников и определяется формулой «от простого, понятного к сложному, непонятному»: так, пятиклассникам рекомендуется предлагать для знакомства достаточно «прозрачные» акмеистические стихотворения раннего Н. Гумилева, произведения К. Бальмонта, основанные на простейших звуковых эффектах, или имитирующие особенности детского сознания футуристические тексты; учащиеся 7–8 классов уже могут воспринять более сложные произведения В. Брюсова, О. Мандельштама и И. Анненского, а десятиклассники – литературоведческие и философские работы различных поэтов «серебряного века». Основным принципом предлагаемой системы является принцип пропедевтического обучения, когда в литературном курсе 5–10 классов происходит постепенное накапливание материала, все основные закономерности поэзии «серебряного века» рассматриваются на эмпирическом уровне, «выводятся» из конкретных текстов без итогового теоретико-литературного осмысления. В 11 классе, когда изучение поэзии рубежа веков как определенного этапа в историко-литературном процессе уже запланировано программой, теоретическое обоснование эстетических принципов основных модернистских направлений – символизма, акмеизма и футуризма – производится не «на пустом месте»: новые знания, попадая на заранее подготовленную почву, не воспринимаются навязанными извне, а приобретают систематизирующий и обобщающий характер. Таким образом, изучение поэтики «серебряного века» становится не принципиально новым для учащихся знакомством с неизвестными ранее закономерностями, не имеющими конкретного подтверждения, а «узнаванием» ранее освоенного материала и его осмыслением уже на новом, качественно ином уровне. Так, словотворческие эксперименты В. Хлебникова и А. Крученых, воспринятые пятиклассниками на игровом уровне, будут встроены в общую систему футуристической поэтики; особый статус поэтического слова-символа и категория музыкальности в поэзии К. Бальмонта и Ф. Сологуба, В. Брюсова будут осмыслены в русле основных тезисов русского символизма. В основу изучения в каждом классе блока «серебряный век» кладется теоретический концепт (теоретико-литературная или историко-литературная проблема), то есть определяется тот формально-тематический ракурс, который и будет «управлять» отбором материала и логикой его подачи. Теоретический концепт будет по возможности соответствовать тем базовым понятиям, которые определены в существующих на сегодняшний день программах, а также будет представлять собой реализацию одного из основных параметров поэтики «серебряного века».2.3. Разработка онлайн-курса по произведению В.Я. Брюсова «Огненный ангел»Данная разработка представляют собой один из примеров внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного онлайн курса как наиболее интегрированного пути, что в процессе обучения позволяет решить три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. На уроке, реализуется идея развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология предполагает использование на уроках в старших классах при изучении творчество В.Я. Брюсова и произведения «Огненный ангел», предполагающий освоение большого объема материала. В процессе работы, учащиеся научатся: оперативно мыслить, анализировать языковые ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли, работать в сотрудничестве для достижения следующих задач:развивать навыки построения аналитических ответов, навыки конспектирования.воспитание чувства патриотизма, уважения к своему историческому прошломуЦели курса: Образовательныевыявление художественного своеобразия поэзии символистов; дать понятие «символизм»; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма; развитие умений выделять главные, существенные моменты в биографии поэтов-символистов, делать самостоятельные выводы и различать понятия «старшие» и «младшие» символисты, знать представителей этих направлений; выявление центральных символов поэзии «старших» символистов.Развивающие:развитие умений видеть символы в произведении, навыков исследования художественного текста, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, развитие навыка выразительного чтения стихотворений; развитие устной речи учащихся и умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах, связанных с поэтикой модернизма.Воспитательные:формирование гуманистического мировоззрения; воспитывать собственное отношение к поэзии символистов; воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям, уникальным, неповторимым.Курс состоит из трех блоков.Биография В.Я. БрюсоваСюжетные линии творчества В.Я. Брюсова-символиста в поэзииХарактерные черты художественной прозы В.Я. БрюсоваВ конце курса учащимся предлагается ответить на заключительные вопросы:Какой термин ввёл Брюсов?Какой сборник издал Брюсов в 1918 году?Где происходит действие романа «Огненный ангел»? Какое из произведений является фантастическим?Где происходит действие романа «Алтарь Победы»?В каком журнале была опубликована повесть «Последние страницы из дневника женщины»?Как звали героиню романа «Огненный ангел»?От лица кого ведётся повествование в повести «Последние страницы из дневника женщины»?Кем был Рупрехт из романа «Огненный ангел»?Какой из наиболее известных дольников Брюсова был написан в 1904 году?ЗаключениеВ ходе исследования были сделаны следующие выводы. В.Я. Брюсов помимо творческого дара художника обладал неукротимым духом исследователя, который дерзко вознамерился найти рационалистические "ключи тайн" к самым сокровенным человеческим чувствам, а также понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития.В творчестве Брюсова соединились разные черты: глубина мысли и стремление к мистификации, научность и интерес к таинственному.Изучение брюсовского наследия, часто выходящего за рамки собственно символизма, поможет глубже понять историю русской литературы XX века.Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм.Структура мотива в романе включает в себя предикативное начало, актанты и пространственновременные признаки. Мотив тесно связан с темой. В «Огненном ангеле» пространственные и символические мотивы играют ведущую роль, поэтому применительно к этому тексту мы можем говорить о мотивах, выступающих в функции лейтмотивов.Обзор прижизненной критики (Л.Гуревич, А. Левинсон, П. Коган, А. Белый, Эллис, М. Кузмин, С. Соловьев, Бобров С.П., Ю. Айхенвальд,) показал, что вопрос жанровой принадлежности «Огненного ангела» и взаимосвязанный с ним вопрос трактовки присутствия/отсутствия сверхъестественных сил в романе начал подниматься сразу же после включения «Огненного ангела» в литературный процесс. Наметились и основные пути разрешения этих вопросов. Жанр «Огненного ангела» мог определяться как исторический роман (мемуары, стилизация, обсуждалось своеобразие брюсовского историзма) и как романе неисторический (символистский, оккультный, символистская стилизация). Вмешательство сверхъестественных сил в жизнь героев трактовалось либо как выражение болезненной психики героев, результат суеверий темного века, либо как вполне вероятное, на уровне сюжета, событие. Список литературы1.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики // М. Бахтин. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.2. Белый А. Огненный ангел // Весы.1909.№9. С.91-933. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1987.4. Брюсов В.Я. Огненный ангел. – М.: Высшая школа, 19935. Гречишкин С., Лавров А. Биографические источники романа Брюсова «Огненный Ангел» // Символисты вблизи. Статьи, публикации. – СПб.: Скифия, 2010.6.Гуревич Л. Дальнозоркие // Русская мысль. 1910. Кн.3. С. 143-1507. Демин В.Н. А. Белый. – М.: Молодая гвардия; Москва, 2007.8. Коваленко А.Г. Художественная конфликтология: структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе XX в9. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы М., 1910. Т.3, Вып.2.10. Кузмин М. О прекрасной ясности: Заметки о прозе // Аполлон. 1910. № 147 4. С.5-10.11. Левинсон А. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях // Современный мир. 1909. № 3. С. 124-126.12. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермон- тов, Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - С. 251-292.13. Малкина В. Я. Готическая традиция и исторический роман («Огненный ангел» В. Я. Брюсова) / В. Я. Малкина // Готическая традиция в русской литературе. М.: РГГУ, 2008. – С. 250–266.14. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типологии жанра: на материале русской литературы XIX – начала XX века: Дис…канд. филол. наук. М., 200115. Осипова О.А. Жанровое своеобразие прозы В.Брюсова 1900-х годов: Автореф. дис…канд. филол. наук. Нерюнгри, 2009.16. Сергеев О.В Поэтика сновидений в прозе русских символистов. Валерий Брюсов и Федор Сологуб: Дисс…докторск. филол. наук. М., 2002.17. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX века / Учебник для студентов университетов и педагогических институтов. – М., 2001. – 400 соваленко – М.: Издательство "РУДН" 200118. Соловьев С. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века // Русская мысль. 1909. Кн. 2. С.29-30.19. Ходасевич В.Ф. Некрополь. М., 2006.20. Эллис. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910.

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики // М. Бахтин. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
2. Белый А. Огненный ангел // Весы. 1909. №9. С.91-93
3. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1987.
4. Брюсов В.Я. Огненный ангел. – М.: Высшая школа, 1993
5. Гречишкин С., Лавров А. Биографические источники романа Брюсова «Огненный Ангел» // Символисты вблизи. Статьи, публикации. – СПб.: Скифия, 2010.
6.Гуревич Л. Дальнозоркие // Русская мысль. 1910. Кн.3. С. 143-150
7. Демин В.Н. А. Белый. – М.: Молодая гвардия; Москва, 2007.
8. Коваленко А.Г. Художественная конфликтология: структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе XX в
9. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы М., 1910. Т.3, Вып.2.
10. Кузмин М. О прекрасной ясности: Заметки о прозе // Аполлон. 1910. № 147 4. С.5-10.
11. Левинсон А. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях // Современный мир. 1909. № 3. С. 124-126.
12. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермон- тов, Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - С. 251-292.
13. Малкина В. Я. Готическая традиция и исторический роман («Огненный ангел» В. Я. Брюсова) / В. Я. Малкина // Готическая традиция в русской литературе. М.: РГГУ, 2008. – С. 250–266.
14. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типологии жанра: на материале русской литературы XIX – начала XX века: Дис…канд. филол. наук. М., 2001
15. Осипова О.А. Жанровое своеобразие прозы В.Брюсова 1900-х годов: Автореф. дис…канд. филол. наук. Нерюнгри, 2009.
16. Сергеев О.В Поэтика сновидений в прозе русских символистов. Валерий Брюсов и Федор Сологуб: Дисс…докторск. филол. наук. М., 2002.
17. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX века / Учебник для студентов университетов и педагогических институтов. – М., 2001. – 400 с оваленко – М.: Издательство "РУДН" 2001
18. Соловьев С. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века // Русская мысль. 1909. Кн. 2. С.29-30.
19. Ходасевич В.Ф. Некрополь. М., 2006.
20. Эллис. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910.