Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в дочисловой период на уроках математики в первом классе по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 15.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКТУ «ШКОЛА РОССИИ» 6
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», особенности их формирования у младших школьников на уроках математики в дочисловой период 6
1.2. Изучение особенностей работы в дочисловой период на уроках математики по учебно-методическому комплекту «Школа Росси» 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГА ПО ИЗУЧЕНИЮ ДОЧИСЛОВОГО ПЕРИОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКТУ «ШКОЛА РОССИИ», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 30
Методика «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже.Инструкция: 1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую». 2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком».Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой. 3. «На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?» 4. «Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.Показатели уровня выполнения задания:Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей. Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.Обобщив полученные данные вследствие контрольной диагностики, уровень владения коммуникативными навыками должен повыситься, это будет значить, что предложенный дочисловойраздел помогает детям в эффективном развитии коммуникативных УУД.Основываясь на результатах можно сделать вывод о дочисловом периоде как об основном для начала работы с формированием коммуникативных УУД, так как в процесс каждого урока математики, обязывает учителя проводить беседу, а также у детей появляется возможность в полной коммуникации со своими одноклассниками, в целом – с классом. Развитие коммуникативных УУД представляет собой различного вида коммуникативные манипуляции, которые при правильном проведении уроков позволяютиспользовать разные формы работы,следствием этого является возможность выстраивания коммуникации с учителем и сверстниками.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной школе всегда стоит задача повышения эффективности обучения и развития личности. Это связано с тем, что каждый год растет объем информационных материалов, которых нужно усвоить учащимся, а часы, отведенные для этого, не увеличиваются. Можно прийти к выводу, что проблематика обучения состоит в их поиске и умении эффективного применения в учебных целях. В качестве средства, следует, рассмотреть дочисловой период в математике, как средство развития коммуникативных УУД.При выполнении работы нашей основной целью являлось описание дочислового периода в УМК «Школа России», как способ развития коммуникативных универсальных учебных действий во время обучения. Цель была достигнута и изучена, раскрыта в работе, затронув все теоретические основы развития коммуникативных УУД и какую роль в этом выполняет дочисловой период.Также в процессе работы были решены поставленные задачи.Первая задача была в раскрытии сущности понятия «коммуникативные учебные действия». В ходе ее решения мы раскрыли понятие в двух смыслах: в широком значении УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении универсальные учебные действия- это совокупность способов, действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса обучения.Вторая задача поопределению особенностей работы в дочисловой период на уроках математики по учебно-методическому комплекту «Школа России», позволила нам сделать вывод о том, что дочисловой период в изучении математики является основным для начала работы с формированием коммуникативных УУД, так как в процессе каждого урока, учитель проводит беседу, а также даёт возможность детям находится в полной коммуникации со своими одноклассниками. Развитие коммуникативных УУД состоит из различного вида коммуникативных манипуляций, а при правильном проведении уроков позволяет применять разные формы работы от индивидуальной до групповой, вследствие, чего появляется возможность наладить общение с учителем и сверстниками.Третья задача заключалась в анализе и обобщении опыта педагога по изучению дочислового периода на уроках математики по учебно - методическому комплекту «школа России», как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, выводом исследования можно назвать то, что дочисловой раздел помогает детям в эффективном развитии коммуникативных УУД. К этим результатам можно прийти, проведяпо 2 диагностических тестирования в начале и в конце изучения этого раздела. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что работа над изучением дочислового раздела занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания и коммуникативные навыки. Работа над дочисловым разделом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучного в результативную созидательную творческую работу. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и одноклассниками можно достигнуть хорошего результата в работе над развитием коммуникативных УУД. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 811 с.Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева. – М., Просвещение, 2014. – 120 с.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий/ А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — 70 с.Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения /Г.И. Вергелес– СПб.: Питер, 2019. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)Возрастная и педагогическая психология / Под ред.: М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова // Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики/ С,И, Волкова, Н.Н. Столярова «Начальная школа» №7-8 1992. - 90с.Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт. 1999. – 352 с.Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1998. - №2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред.: Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 100 с.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.Корепанова М.В, Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитаниядошкольников в Образовательной системе Школа 2100. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977–304 с.Моро М. И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 128 с. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. («Школа России») 1 класс/ Т.Н. Ситникова, И. Ф. Федорова. – М.: Издательство Вако, 2021. – 462 с.Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов вузов/ Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2004. – 384 с.Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/Ведущий образовательный портал России «Инфоурок». – Режим доступа:https://infourok.ru/Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/Электронная библиотека e-libra. - Режим доступа: http://e-libra.ru/ПРИЛОЖЕНИЕ 1Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности коммуникативных УУД у первоклассников в начале учебного годаМетодика Г.А. Цукермана «Рукавички»Методика «Карта наблюдения»1231. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речиУмеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуацииУмеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации3. Плохо идёт на контакт с учителямиС удовольствием сотрудничает с учителями4. Плохо идет на контакт со сверстникамиС удовольствием сотрудничает с одноклассниками5. Плохая дисциплинаДисциплинированный6.Частые конфликтыОтсутствие конфликтов7. Высокая двигательная активность, неусидчивостьУсидчивыйШкалы оценки параметров и показателей методики стандартизированного наблюдения Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.Критерии оценки параметровВыраженность в баллахИнициативность- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;-ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.0123Чувствительность к воздействиям сверстника- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.0123Преобладающий эмоциональный фоннегативный;нейтрально-деловой;позитивный123ПРИЛОЖЕНИЕ 2Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности коммуникативных УУД у первоклассников в конце учебного годаНабор из трех белых и трех цветных квадратных фишек к методике Г.А. Цукермана «Узор под диктовку»
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/
2.Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 811 с.
3.Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева. – М., Просвещение, 2014. – 120 с.
4.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5.Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий/ А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — 70 с.
6.Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения /Г.И. Вергелес– СПб.: Питер, 2019. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
7.Возрастная и педагогическая психология / Под ред.: М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова // Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
8.Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики/ С,И, Волкова, Н.Н. Столярова «Начальная школа» №7-8 1992. - 90с.
9.Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт. 1999. – 352 с.
10.Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1998. - №2.
11.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
12.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред.: Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 100 с.
13.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
14.Корепанова М.В, Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе Школа 2100. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005.
15.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977–304 с.
16.Моро М. И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 128 с.
17.Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. («Школа России») 1 класс/ Т.Н. Ситникова, И. Ф. Федорова. – М.: Издательство Вако, 2021. – 462 с.
18.Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов вузов/ Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2004. – 384 с.
19.Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/
20.Ведущий образовательный портал России «Инфоурок». – Режим доступа: https://infourok.ru/
21.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/Электронная библиотека e-libra. - Режим доступа: http://e-libra.ru/