Мышление
Заказать уникальный доклад- 6 6 страниц
- 2 + 2 источника
- Добавлена 10.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
В развитии операционального интеллекта у детей Пиаже выделил стадии:1. Сенсомоторный интеллект (до 2х лет). Развитиее способности восприятия и познания окружающих предметов в их достаточно устойчивых признаках.2. Операциональное мышление (2-7 лет). Формирование речи, начало активного процесса интериоризации внешних действий с предметами, появляются наглядные представления.3. Конкретные операции с предметами(7-8 – 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми.4. Формальные операции (11-15 лет). Формируется способность выполнения операции в уме с логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции становятся структурно организованным целым.Таким образом, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.Операции мышленияОсновные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Анализ представляет собой процесс деления сложного объекта на составные части. Синтез позволяет в процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение есть сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление, на основе этого, общних или отличных характеристик. Абстрагирование основано на выделении существенных и отвлечении от несущественных признаков. Обобщение – это процесс объединения нескольких предметов или явлений по общему для них признаку. Конкретизация- движение мысли от общего к частному.Мышление и речьВозникновение у человека устной и письменной речи определило специфику развития мышления. Речь - это использование языка в целях общения между людьми. Когда человек овладевает языком, он получает понятия (слова). Речь является инструментом мышления. Согласно теории знаковЛ.С.Выготского, наглядно-образное мышление в континууме развития человека превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое способно обобщить в себе все признаки и свойства конкретного предмета или явления. Именно слово способствует развитию мышления до уровня абстрактного мышления, а слово входит в состав речи. Выготский считал, что в значении слова заключается единство речи и мышления, оба эти процесса неотделимы друг от друга. При этом высший уровень такого единства - речевое мышлениеЕсть виды мышления, не связанные с речью, но дальнейшее развитие этих психических процессов осуществлялось взаимосвязанно.Источники:Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2013. - 288 с.Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.Ответ на вопрос преподавателя: лучшая подружка мышления – речь (см. признаки мышления, мышление и речь).Возможные вопросы:Что такое трансдукция, индукция, дедукция? Ответ: трансдукция это движение от частного к частному, дедукция – от общего к частному, индукция – от частного к общему.Вопрос про развитие видов мышления (может быть сформулирован по-разному). Ответ: сначала формируется наглядно-действенное, потом наглядно-образное, затем словесно-логическое и абстрактно-логическое. Теоретическое позже практического, понятийное позже образного.Что такое операциональный интеллект? Ответ: это понимание интеллекта как системы обратимых операций, скоординированных между собой. В ходе развития ребенка операциональные системы усложняются.
Источники:
1. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2013. - 288 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.