ИАР Использование занятий по сенсомоторике в работе с детьми дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Заказать уникальную дипломную работу- 108 108 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 27.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста 6
1.1. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности 13
1.3. Методы и приемы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Изучение сенсомоторного развития детей дошкольного возраста 28
2.1. Организация и содержание констатирующего этапа исследования 28
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 34
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Использование занятий по сенсомоторному развитию в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности 47
3.1. Организация и содержание формирующей части исследования 47
3.2. Организация и результаты контрольного эксперимента 53
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы 69
Приложение 1 75
Программа коррекционной работы для стимулирования сенсомоторного развития детей дошкольного возраста «Народные традиции 75
Приложение 2 Сенсорные профили детей 106
] М.И. Случа. — М., Парсифаль, 2000. — 232 сШтайнер Р. Лечебно-педагогический курс. Перевод [с нем.] М.И. Случа. — М., Парсифаль, 2000. — 232 с Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 8–13Приложение 1Программа коррекционной работы для стимулирования сенсомоторного развития детей дошкольного возраста «Народные традиции»Пояснительная запискаЦель программы: Сенсомоторное развитие дошкольников посредством продуктивной и прикладной хозяйственной деятельности (художественное и декоративно-прикладное творчество, кулинария, базовые навыки ухода за растениями, шитье и др.). Задачи программы:Сенсомоторное развитие дошкольников через продуктивную и прикладную хозяйственную деятельность Формирование базовых знаний о традициях и народных праздниках, традиционных техниках декоративно-прикладного творчества (знания о вязании, лоскутной технике, пластическом моделировании, традиционной росписи).создание условий для ситуации успешной продуктивной и хозяйственной деятельности детей для повышения самооценки детейКоррекция сенсомоторного развития: формирование двигательных навыков через овладение приемами художественного мастерства в рамках декоративно-прикладного творчества ;развитие тактильной чувствительности через взаимодействие с разными фактурами материалов (ткань, краски, пластилин, сыпучие материалы, земля, тесто и др.) развитие зрительного и мышечно-двигательного анализаторовстимулирование формирования согласованных движения руки и глаз, способности к обработке и интеграции вестибулярных, проприоцептивных, тактильных и зрительных ощущенийразвитие моторики рук, глазомер.Развивающие:развивать творческие способности, память, мышление;развивать положительные эмоции и волевые качества;формирование коммуникативных навыков формирование позитивного опыта успешной учебной деятельности, положительной самооценки и мотивации к обучению Воспитательные:воспитать интерес к народным традициям, через декоративно – прикладное творчество, создавая экспонаты для «Музея декоративно-прикладного творчества» (выставка готовых работ детей) способствовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, коммуникативных, качеств личности.Уважение к труду и традициям разных народов. В рамках программы предусмотрены творческая и практическая деятельность детей в формате творческих мастерских: 1)Ремесленная мастерская. 2)Кулинарная мастерская 3)Сельскохозяйственная община (артель) В рамках «Ремесленной мастерской» дети знакомятся с народными традициями и готовят атрибуты и подарки к праздникам в традиционных техниках. Дети такие техники изобразительной деятельности как: 1)аппликации, вырезание, роспись (раскрашивание) 2)создание и декорирование текстильных поделок в традиционной бесшовной технике (складывание, завязывание) и с применением базовых навыков шитья3)валяние 4)мозаика и витражная техника 5)лепка В рамках «Кулинарной мастерской» дети знакомятся с традиционными праздничными блюдами и рецептами из приготовления, осваивают базовые кулинарные навыки. Дети готовят блины, выпечку, декорировать куличи, пасхальные яйца и др. В процессе выполнения заданий программы у детей формируются базовые навыки в области приготовления пищи: замешивание теста дял разных целей, формование, выпекание, декорирование хлебобулочных изделий (куличи, печенье и др.) и пасхальных яиц. В рамках мастерской «Юный фермер» дети знакомятся с основами ведения сельского хозяйства и осваивают базовые навыки посадки и ухода за растениями (травы, цветы, овощи). Дети осваивают понятия, связанные с традиционным годовым сельскохозяйственным циклом и прикладной деятельностью по уходу за сельскохозяйственными культурами и цветами. В процессе выполнения заданий у детей формируются навыки ухода за культурными растениями: проращивание семян, посадка растений, прополка, полив, подкормка и др. Работа над каждым проектом по каждой теме предусмотрена в течении недели и включает 3 этапа: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Доработка и демонстрация результатов проекта (если это необходимо). По желанию детей, можно повторить создание проекта. На каждом этапе детям обеспечена возможность воспользоваться «помогаторами» по работе с эмоциями – специальными инструментами для -проведения психо-эмоциональной коррекции. Эти инструменты позволяют детям визуализировать, опредметить эмоции и разместить их. Воспитатель заранее готовит инструменты, напоминает детям как и где ими можно воспользоваться. В их числе: Игротерапия; «Банка злости» - в случае переживания негативных эмоций ребенку предлагается нарисовать или вылепить их и положить в «банку злости»«Домик уединения» - если ребенок испытывает напряжение, можно предложить спрятаться в домик и побыть одному.«Коробочка добрых дел – в конце каждого этапа дети складывают туда листочки, на которых взрослый записывает позитивные моменты занятия или дети рисуют на листочках смайлики или картинки/ символы, характеризующие позитивные эмоции. Обучение детей декоративно-прикладному творчеству позволяет во время занятий решить несколько задач.1) знакомство с традициями разных народов расширяет кругозор детей, формирует у них уважение к своей истории, к своим корням, принятие разных культур и понимание многонациональности как исторической особенности русского народа. Мотивирует к изучению истории и культуры своей страны через увлекательные занятия творчеством. 2) освоение традиционных технологий создания предметов декоративно-прикладного и обрядового характера, а также имитация технологий декорирования с помощью современных материалов (краски, воск и другие) способствует сенсомоторному развитию детей. Позволяет развивать мелкую моторику, зрительный праксиз, пространственные понятия, осваивать базовые бытовые операции (завязывание, обвязывание, наклеивание, вырезание, измерение) тем самым стимулирует развитие двигательных и иных функций детей. 3) обучение детей декоративно-прикладному творчеству и создание готовых продуктов позитивно влияет на психоэмоциональное состояние детей, снимает уровень напряжения от процесса обучения поскольку ребенок занимается творчеством (хотя по факту, активно изучает новый материал). Радостные эмоции от процесса и получения итоговой готовой работы вселяют в детей уверенность в своих силах, повышают самооценку и позитивно влияют на принятие себя. Для психо-эмоционального на занятия рекомендуется применятьдидактические решения и инструменты для визуализации опредмечивания эмоций: «Банка злости» - в случае переживания негативных эмоций ребенку предлагается нарисовать или вылепить их и положить в «банку злости»«Домик уединения». Это стол, стоящий в отдалении в углу, накрытый тканью. Дети знают, что не нужно подходить к домику, если он «закрыт» «Коробочка добрых дел – в конце занятия дети складывают туда листочки, на которых взрослый записывает позитивные моменты занятияТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫДля реализации коррекционной работы с детьми была разработана программа из 15 занятий, таблица АТаблица А - Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Народные традиции»№ТемаКол-во часовСенсомоторное развитие Продуктивная и практическая деятельность 1.Эпоха Королей1способности к обработке и интеграции вестибулярных, проприоцептивных, тактильных и зрительных ощущенийразвитие мелкой моторики: наклеивание в технике мозаика (создание витражей), развитие зрительного проксисаМастерская: Ремесленная Техника: Аппликация в технике мозаикаПроект: Создание короны с декорированием в технике витражейМатериалы: бумага, картон, калька цветная, клей, резинка, степлер, чайные свечи2.Праздник корабликов 1способности к обработке и интеграции вестибулярных, проприоцептивных, тактильных и зрительных ощущенийразвитие мелкой моторики: умение создавать детали поделки, соотносить их по размеру, удержания карандаша и умение точно проводить им линии от начала до конца, прослеживание глазами за движением руки, удержание в поле зрительного стимула при выполнении зрительной задачи, способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеМастерская: Ремесленная Создание поделки: кораблик с пожеланием Техника: Смешанная техника, рисование, раскрашивание, декорирование. Материалы: скорлупки грецкого ореха, краски акриловые, свечка. Для пожеланий другу – рисунок (мелки, карандаши, золотая нить и бусина)3.Праздник пап 1способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеформирование тактильной чувствительностиМастерская: кулинарная Техника: Лепка из теста, выпекание печенья, декорирование Проект: печенье для папы в форме автомобиля, самолета и др. Материалы: печенье (тесто готовим вместе с детьми: мука, сахар, цедра апельсина, сливочное масло) формы, посыпка, глазурь (готовим с детьми), упаковка (мешочки, ленты)4.Масленица 1Развитие слуховых навыков: слушание масленичных песен, русские народные инструменты. развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачиваниеспособность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеМастерская: ремесленная Проект: текстильная кукла Техника: создание куклы в традиционной бесшовной техники (складывание, завязывание)Материалы: ткань, нить, пшено 5. Петушки 1развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачиваниеспособность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеМастерская: ремесленная Проект: текстильный петушок Техника: создание куклы в традиционной бесшовнойтехники (складывание, завязывание)Материалы: ткань, нить, пшено, палочка 6.Масленичная неделя. Блины 1развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с сыпучими продуктами, создание теста Мастерская: кулинарная Техника: Традиционная кулинария. Проект: блины Материалы: мука, яйцо, соль, сахар, емкость для теста. Замешивание теста. Выпекание блинов. 7.Праздник мам развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: валяние, нанизывание, связывание, работа с разными материалами. формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачиваниеспособность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространстве. Мастерская: ремесленная Техника: валяние Проект: бусы для мамыМатериалы: вода, мыло, шерсть, ножницы, игла, шнурок)8.Букет для мамы развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачиваниеспособность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеМастерская: ремесленная Техника: аппликация, смешанная техника Проект: упаковка для цветов Материалы: упаковка цветов (цветы, лента, бумага, ножницы)9.Закличка весны. Жаворонки1Развитие слуховых навыков - слушание закличек, пение.Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с сыпучими продуктами, создание теста, формование, декорирование Мастерская: кулинарнаяПроект: жаворонки (печенье) Техника: выпечка печеньяМатериалы: тесто жаворонки из теста (тесто готовое) лепим птичек и запекаем10.Благовещение 1Развитие слуховых навыков - слушание традиционной музыки. Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с бумагой, ножницами (вырезание), приклеивание, завязывание. Мастерская: ремесленная проект: птицы Техника: Аппликация. Создание поделки в смешанной технике. Материалы: птицы (бумага, клей, карандаш, ножницы, цветная калька, нитка)11.Посадка пшеницы 1Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с землей Мастерская: сельскохозяйственная община Проект: посадка пшеницыТехнология: посадка зерновых культур Материалы: стаканчики, земля, семенаДети выращивают семена дома. Родители летом прислали фотки проросшей травы:12.Пасха. Куличи 1Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с сыпучими продуктами, создание теста, формование, декорирование Мастерская: кулинарная Проект: куличиТехнология: традиционная кулинарияМатериалы: тесто готовое, формочки, цукаты, орехи, глазурь посыпка13.Пасхальные яйца 1Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с окрашиванием яиц, декорирование Мастерская: кулинарная Технология: традиционная кулинария, декорирование Проект: пасхальные яйцаМатериалы: краситель, ложка, миски, резинки, горячий воск14.Пасхальные корзинки1Развитие слуховых навыков - слушание традиционной музыки. Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с бумагой, ножницами (вырезание), приклеивание, завязывание. Мастерская: ремесленная Проект: пасхальные корзинкиТехнология: аппликация. Создание поделки в смешанной технике. Материалы: корзинка (выкройка, бумага, ножницы, клей) – не нашла фото (для упаковки пасхальных даров)яйца деревянные – (заготовка яйца, ткань, ножницы, лента, клей)15.Земледелие 1Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с землей Мастерская: сельскохозяйственная Практическая деятельность - работа в саду: посадка рассады цветов и растений в грунт на улице,прополка клумб, посадка вербы, стоящей в группе в вазах на Пасху.Материалы: (лопатки, вода, рассада), СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙТема 1. Эпоха КоролейЦель: знакомство с рождественскими традициями Задачи по сенсомоторному развитию: способности к обработке и интеграции вестибулярных, проприоцептивных, тактильных и зрительных ощущенийразвитие мелкой моторики: наклеивание в технике мозаика (создание витражей), развитие зрительного проксисаПроект: создание короныМастерская: ремесленнаяПрикладные навыки и традиционные техники: аппликация в технике мозаикаНеобходимые материалы: бумага, картон, калька цветная, клей, резинка, степлер, чайные свечиИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенды: о волхвах, о Рождестве, об эпохе королей Январь – эпоха Королей (эта эпоха поддерживается в витражах, а также в игре, в которой короли идут за звездой и приносят свои дары. Короли – это волхвы. В Евангелии есть сказание о том, что звезда явилась волхвам и они целых два года шли к ней. Пришедших на поклонение новорожденному Иисусу волхвов было трое разного возраста и разных рас: темнокожий «безбородый юноша» африканец Балтазар, европеец зрелого возраста Мельхиор и весьма пожилой представитель азиатской расы Каспар. Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта.Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: Корона в технике витражиДетям предлагается шаблон короны. Они его украшают цветной бумагой в технике аппликации. Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 2. Праздник корабликовЦель: знакомство с традициями, связанными с ожиданием весны Задачи по сенсомоторному развитию: 1)способности к обработке и интеграции вестибулярных, проприоцептивных, тактильных и зрительных ощущений2)развитие мелкой моторики: умение создавать детали поделки, соотносить их по размеру, 3)удержания карандаша и умение точно проводить им линии от начала до конца, прослеживание глазами за движением руки, удержание в поле зрительного стимула при выполнении зрительной задачи, способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеПроект: кораблик с пожеланием Мастерская: РемесленнаяТехника: смешанная техника, рисование, раскрашивание, декорирование. Необходимые материалы: скорлупки грецкого ореха, краски акриловые, свечка, мелки, карандаши, золотая нить и бусинаИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенды, истории: ожидание весны, мифы, историиЭтап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: создание корабликов с пожеланиями Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 3. Праздник папЦель: знакомство с традициями празднования дня защитника отечества Задачи по сенсомоторному развитию: 1) способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространстве;2) формирование тактильной чувствительностиПроект: печенье для папы Мастерская: кулинарная Техника: лепка из теста, выпекание печенья, декорирование Необходимые материалы: печенье (тесто готовим вместе с детьми: мука, сахар, цедра апельсина, сливочное масло) формы, посыпка, глазурь (готовим с детьми), упаковка (мешочки, ленты)Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: Праздник пап. История появления. Традиции.Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: печенье для папы в форме автомобиля, автобуса, самолетаЭтап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 4. Масленица. Текстильная куклаЦель: знакомство с масленичными традициями Задачи по сенсомоторному развитию: 1)Развитие слуховых навыков: слушание масленичных песен, русские народные инструменты. 2)развитие мелкой моторики3)формирование тактильной чувствительности4)сенсорная интеграция: формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачивание5)способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеПроект: бесшовная текстильная куклаМастерская: ремесленная Необходимые материалы: ткань, нитки, пшено. Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: о традиционных оберегах Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: Текстильная кукла Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 5. ПетушкиЦель: Знакомство с традициями масленичной недели Задачи по сенсомоторному развитию: 1)развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачивание4)способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеПроект: Изготовление текстильной куклы «Петушок»Мастерская: ремесленная Необходимые материалы: нить, пшено, палочка, ткань, выкройкаИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: петушок как символ в народной культуре Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: текстильный петушок (проект выполняется совместно с родителями) Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 6. Масленичная неделя. БлиныЦель: знакомство с традиционными блюдами масленичной недели Задачи по сенсомоторному развитию: 1)развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: работа с сыпучими продуктами, создание тестаМастерская: кулинарная Проект: блиныТехнология: Замешивание теста. Выпекание блиновНеобходимые материалы: мука, яйцо, соль, сахар, емкость для теста. Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: традиционные блюда на масленичной недели. Блин – символ солнца. Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: блины ( замешивание текста, выпекание) Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 7. Праздник мамЦель: знакомство с традиционными техниками создания женских украшений Задачи по сенсомоторному развитию: 1)развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: валяние, нанизывание, связывание, работа с разными материалами. 4)формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачивание5)способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространстве.Мастерская: ремесленная Проект: бусы для мамы Техника: валяние Материалы: вода, мыло, шерсть, ножницы, игла, шнурок)Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: о рукодельницах и рукоделии, богиня Мокошь в старину и празднование женских праздников, техника валяния как старинная техника. Современный праздник 8 марта. Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: бусы для мамы в технике валяния Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 8. Букет для мамыЦель: знакомство с традициями праздника 8 марта Задачи сенсомоторного развития: 1)развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: формирование двигательных навыков скручивание, складывание, завязывание, оборачивание4)способность осуществлять зрительный анализ и синтез, определять направление в пространствеМастерская: ремесленная Проект: букет для мамы, упаковка для цветовНеобходимые материалы: Техника: аппликация, смешанная техника Материалы: упаковка цветов (цветы, лента, бумага, ножницы)Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: о традициях празднования 8 марта Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: упаковка для цветов, создание букета для мам Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 9. Закличка весны. ЖаворонкиЦель: Знакомство с признаками весны и народными традициями по встрече весныЗадачи сенсомоторного развития: 1)Развитие слуховых навыков - слушание закличек, пение.2)Развитие мелкой моторики3)формирование тактильной чувствительности4)сенсорная интеграция: работа с сыпучими продуктами, создание теста, формование, декорирование Проект: печеньеМастерская: кулинарная Необходимые материалы: Техника: выпечка печеньяМатериалы: тесто Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенды: Жаворонок –символ весны. Заклички. Слушание народных песен о весне, закличек. Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: жаворонки из теста (тесто готовое) лепим птичек и запекаемЭтап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 10. БлаговещениеЦель: знакомство с христианскими традициями и праздником БлаговещенияЗадачи сенсомоторного развития: 1)Развитие слуховых навыков - слушание традиционной музыки. 2)Развитие мелкой моторики3)формирование тактильной чувствительности4)сенсорная интеграция: работа с бумагой, ножницами (вырезание), приклеивание, завязываниеПроект: Мастерская: ремесленная Проект: птицы Техника: Аппликация. Создание поделки в смешанной технике. Материалы: птицы (бумага, клей, карандаш, ножницы, цветная калька, ниткаИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: притча о Благовещении. История праздника, традиции Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: птицыЭтап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 11. Посадка пшеницыЦель: знакомство с традициями и способами сельскохозяйственной деятельности Задачи сенсомоторного развития: 1)Развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: работа с землейПроект: посадка пшеницы Мастерская: сельскохозяйственная община Технология: посадка зерновых культур Материалы: стаканчики, земля, семена Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: хлеб - всему голова. Традиции земледелия. Сказки и легенды о хлебе. Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: посадка пшеницы Дети выращивают семена дома. Родители летом прислали фотки проросшей травы:Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 12. Пасха. КуличиЦель: Знакомство с пасхальными традициями Задачи сенсомоторного развития: 1) Развитие мелкой моторики2) формирование тактильной чувствительности3) сенсорная интеграция: работа с сыпучими продуктами, создание теста, формование, декорированиеМастерская: кулинарная Проект: куличиТехнология: традиционная кулинарияНеобходимые материалы:тесто готовое, формочки, цукаты, орехи, глазурь посыпкаИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Домик уединения», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: куличи, история и традиции празднования Пасхи Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: куличи Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 14. Пасхальные яйцаЦель: знакомство с пасхальными традициями Задачи сенсомоторного развития: 1)Развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: работа с окрашиванием яиц, декорированиеМастерская: кулинарная Технология: традиционная кулинария Проект: пасхальные яйцаНеобходимые материалы: краситель, ложка, миски, резинки, горячий воскИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Стул психологической разгрузки», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: традиции красить яйца, пасхальные традиции Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: пасхальные яйца Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 14. Пасхальные корзинкиЦель: знакомство с традициями на Пасху Задачи сенсомоторного развития: Развитие слуховых навыков - слушание традиционной музыки. Развитие мелкой моторикиформирование тактильной чувствительностисенсорная интеграция: работа с бумагой, ножницами (вырезание), приклеивание, завязывание.Мастерская: ремесленная Проект: пасхальные корзинки Технология: аппликация. Создание поделки в смешанной технике. Материалы: корзинка (выкройка, бумага, ножницы, клей) – не нашла фото (для упаковки пасхальных даров); яйца деревянные – (заготовка яйца, ткань, ножницы, лента, клей)Необходимые материалы: Инструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Стул психологической разгрузки», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: традиции на пасху Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: пасхальные корзинки Материалы: лист формата А4 с контуром корзинки, ножницы, акварель, клейЭтап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Тема 15. ЗемледелиеЦель: знакомство с традиционными способами возделывания сельскохозяйственных культур Задачи: 1)Развитие мелкой моторики2)формирование тактильной чувствительности3)сенсорная интеграция: работа с землейПроект: ЗемледелиеМастерская: сельскохозяйственная Практическая деятельность - работа в саду: посадка рассады цветов и растений в грунт на улице, прополка клумб, посадка вербы, стоящей в группе в вазах на Пасху.Необходимые материалы: лопатки, вода, рассадаИнструменты для проведения психоэмоциональной коррекции: «Банка злости», «Стул психологической разгрузки», «Коробочка добрых дел»Ход работы над проектом: Этап 1. (понедельник, вторник) Введение в тему.Понедельник, вторник: Перед обедом каждый день воспитатель/ руководитель проекта рассказывает детям историю/ легенду по теме проекта. Легенда: сказки и предания о земледелии, о труде на земле, об уходе за растениями Этап 2 (среда) Работа над созданием проекта. Кукольный спектакль с инсценировкой легенды/ истории по теме проекта. Проект: работа в саду: посадка рассады цветов и растений в грунт на улице, прополка клумб, посадка вербы, стоящей в группе в вазах на Пасху.Этап 3. Завершение (четверг, пятница). Обобщение и закрепление полученных знаний. Инсценировка истории/легенды в рамках проекта детьми: желающие дети сами озвучивают героев и показывают/рассказывают сказку (воспитатель помогает).Приложение 2 Сенсорные профили детейТаблица А. Сенсорные профили детей. Констатирующий эксперимент. №ФИ ребенкаПолПолных леттестирования стато-локомоторной компетентности по зрительному образцупроба «Локализация источника звук»проба «Различение неречевых звуков»Проба "Лабиринт"Проба "Нарисуй по точкам"Тревожность "Страхи в домике". Самооценка. Методика "Лесенка"1М. Ш. ж6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий2Е П.ж6перекрещивание ног сопровождается разворотом тазточно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий3А.М. ж7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтанорма адекватная4В.Л. ж6без. ошиб.медленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтаповышеннаязанижена5Н.О.ж6перекрещивание ног сопровождается разворотом тазмедленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличает звуки, но допускает 2-3 ошибки при первых предъявленияхлинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий6О.В.ж7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаязанижена7С.В. ж6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтаповышеннаязанижена8М.Л. м6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаязанижена9Е.В.м7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий10М.В,м6без. ошиб.медленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличает звуки, но допускает 2-3 ошибки при первых предъявленияхлинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтанормазанижена11Е.Н.м6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаязанижена12П.В. м7без. ошиб.точно находят источник звукаразличает звуки, но допускает 2-3 ошибки при первых предъявленияхлинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичнонорманизкий13Р.С.м6без. ошиб.медленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтанормазанижена14А.Ш. м6неспособность прыгать по зрительному образцу точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий15Н.Ш.м7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния без особенностейповышенная адекватнаяТаблица Б. Группа здоровых детей с сенсомоторными нарушениями№ ребенка в тестах ФИ ребенкаПолПолных леттестирования стато-локомоторной компетентности по зрительному образцупроба «Локализация источника звук»проба «Различение неречевых звуков»Проба "Лабиринт"Проба "Нарисуй по точкам"Тревожность "Страхи в домике". Кол-во страхов в черном домикеСамооценка. Методика "Лесенка"1М. Ш. ж6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий3А.М. ж7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтанорма адекватная4В.Л. ж6без. ошиб.медленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтаповышеннаязанижена6О.В.ж7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаязанижена7С.В. ж6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтаповышеннаязанижена8М.Л. м6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаязанижена9Е.В.м7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий10М.В,м6без. ошиб.медленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличает звуки, но допускает 2-3 ошибки при первых предъявленияхлинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтанормазанижена11Е.Н.м6без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаязанижена12П.В. м7без. ошиб.точно находят источник звукаразличает звуки, но допускает 2-3 ошибки при первых предъявленияхлинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичнонорманизкий13Р.С.м6без. ошиб.медленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния ломаная, часто выходит за границы лабиринтанормазанижена15Н.Ш.м7без. ошиб.точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии ломаные, часто выходят за границы лабиринталиния без особенностейповышенная адекватнаяТаблица В. Группа детей с особыми потребностями, требующие коррекции№ ребенка в диагнгостических тестах ФИ ребенкаПолПолных леттестирования стато-локомоторной компетентности по зрительному образцупроба «Локализация источника звук»проба «Различение неречевых звуков»Проба "Лабиринт"Проба "Нарисуй по точкам"Тревожность "Страхи в домике". Кол-во страхов в черном домикеСамооценка. Методика "Лесенка"2Е П.ж6перекрещивание ног сопровождается разворотом тазточно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий5Н.О.ж6перекрещивание ног сопровождается разворотом тазмедленно, неточно (приблизительно) находит источник звукаразличает звуки, но допускает 2-3 ошибки при первых предъявленияхлинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий14А.Ш. м6неспособность прыгать по зрительному образцу точно находят источник звукаразличают все звуки и совершают не более одной ошибки в различениилинии неровные, но плавные, не выходят за границы лабиринта или выходит единичнолиния неровная, но плавная, не выходит за границы лабиринта или выходит единичноповышеннаянизкий
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 // Интернет-портал «Российской газеты».- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - 25.11.2013.
3. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
4. Ayres A. J. Effect of sensory integrative therapy on the coordination of children with choreoathetoid movements //American Journal of Occupational Therapy. – 1977.
5. Biktagirova G. F., Kasimova R. S. Development of emotional sphere of preschool children //International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – Т. 11. – №. 4. – С. 799-807. – URL: https://www.iejme.com/article/development-of-emotional-sphere-of-preschool-children
6. Mtati C. N., Munnik E. Instruments measuring emotional-social competence in preschoolers in South Africa: A review study //African Journal of Psychological Assessment. – 2023. – Т. 5. – С. 8. – URL: https://ajopa.org/index.php/ajopa/article/view/111
7. Patten J. Neurological differential diagnosis. – Springer Science & Business Media, 1996. – 441 p.
8. Şenol Y., Şenol F. B., Can Yaşar M. Digital game addiction of preschool children in the Covid-19 pandemic: social emotional development and parental guidance //Current Psychology. – 2023. – С. 1-9. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-023-04323-8
9. Vaezghasemi M. et al. Multifaceted determinants of social-emotional problems in preschool children in Sweden: An ecological systems theory approach //SSM-Population Health. – 2023. – Т. 21. – С. 101345. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352827323000101
10. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 272 с.
11. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.:Медицина.- 1968 – 546 с.
12. Батюта М. Б., Семенова Е. А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №. 52-4. – С. 247-254.
13. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.
14. Блайт Г.С. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический тест уровня развития ИНФП и школьная коррекционная программа/ Салли Годдарт Блайт; ил. Лука Папп. – пер. с англ. Н.О. Давыдовой – М.: ООО «Линка-пресс», 2017 - 84 с.
15. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с
16. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. ‒ 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1973. ‒ 176 с.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ под ред. Давыдова В.В. – М.: АСТ - Астрель, 2008. – 672с. – (Психология).
18. Гальперин, Л. Я. Введение в психологию [Текст] / Л. Я. Гальперин. – М.: [Педагогика], 1967. – 150с.
19. Детская неврология: учеб. пособие / Л.О.Бадалян. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 608 с.
20. Детская практическая психология: Учебник [текст]/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
21. Дмитерко Н. С. Создание психологически комфортной среды как условие развития эмоциональной сферы дошкольников //Современная образовательная среда: теория и практика. – 2023. – С. 48-51.
22. Дубовская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская [и др.] ; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 185 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль.).
23. Киселева Т. и др. Иппотерапия как средство коррекции эмоциональной сферы умственноотсталых дошкольников //Научные исследования: проблемы, пределы и возможности. – 2023. – С. 5-10.
24. Клюкина А. Д., Слюсарская Т. В. Особенности эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. – 2023. – С. 218-220.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009 – 209 с.
26. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития / В.И. Лубовский // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 15–23.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание – М.: МГУ, 1979. – 325 с.
28. Методика «Лесенка» (Щур В.Г.) – Режим доступа: https://attestation-grigorieva-nfdou52.edumsko.ru/uploads/58300/58211/section/2004921/Metodika_Lesenka__SHCHur_V.G._.PDF
29. Методика «Страхи в домиках». Авторы А.И. Захаров и М.Панфилова – Режим доступа: https://ped2.ru/psihologu/metodika-strahi-v-domikah.html - Доступ свободный. – рус. яз.
30. Мосина Д. Э. Роль игротерапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников //Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. – 2023. – С. 123-125.
31. Некрасова, И.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства [Текст] / И.В. Некрасова // Детский сад. –2015. - № 4 (40). – С. 2-9.
32. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Том 2. – Litres, 2014.
33. Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей // В сб.: Русская школа за рубежом. – Прага, 1925. - Кн.13-14
34. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость [Текст] / под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 656 с. 43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [текст] /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
35. Психолого-педагогическая диагностика нарушений сенсомоторного развития детей дошкольного возраста: методические рекомендации /сост. А.К.Ерсарина, Г.К.Кудайбергенова, Т.Н. Алмазова, Г.Ю. Денисова. – Алматы 2016. - 56 с.
36. Садовская Ю. Е. и др. Нарушения сенсорной обработки у детей //Лечебное дело. – 2010. – №. 4. – С. 24-28.
37. Садовская Ю. Е. и др. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте //Лечебное дело. – 2011. – №. 2. – С. 79-86.
38. Садовская Ю. Е. Сенсорные расстройства у детей, систематизация и диагностика //Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Выпуск 6-7. – 2022. – С. 28.
39. Способ диагностики диспраксии у детей дошкольного возраста: пат.RU 2440034 Рос. Федерация / Садовская Ю.Е., Блохин Б.М., Троицкая Н. Б.; правообладатель ГОУ ВПО РГМУ Росздрава - № 2010125976/14; заявл. 25.06.2010. ; опубл. 20.01.2012. Бюл.№ 2
40. Цыганкова И. Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2023. – №. 1. – С. 212-215.
41. Чернокова Т. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста //Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – №. 33.
42. Чернокова Т. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста //Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – №. 33.
43. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи [Текст] / Р.М. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 11. - С.44-47.
44. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992 – Режим доступа: http://dist.arhped.ru/sites/default/files/chumicheva_o_zhivopisi.pdf (дата обращения: 3.05.21).
45. Чумичева Р.М. Формирование личности дошкольника в процессе общения с искусством [Текст] / Р.М. Чумичева // Ребенок в современном мире: Тезисы международной конференции. - СПб., 1993. - Т.1. - С.103.
46. Шилова Д. С. Особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В ДОУ //Научные исследования молодых учёных. – 2023. – С. 324-326.
47. Шилова Д. С. Особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В ДОУ //Научные исследования молодых учёных. – 2023. – С. 324-326.
48. Штайнер, Р. Педагогика, основанная на познании человека Перевод [с нем.] Д. Виноградова. М.: Парсифаль» 1996. — 128 с.
49. Штайнер Р. Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе. Штутгарт, 1919—1924. Том III. Перевод [с нем.] М.И. Случа. — М., Парсифаль, 2000. — 232 с
50. Штайнер Р. Лечебно-педагогический курс. Перевод [с нем.] М.И. Случа. — М., Парсифаль, 2000. — 232 с
51. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 8–13