Психологическая готовность ребенка к школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 78 78 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 12.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 7
1.1 Феномен «психологическая готовность к обучению в школе» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Возрастные особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Модель психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Организация экспериментального исследования, анализ результатов констатирующего этапа 28
2.2 Программа формирования психологической готовности к обучению в школе 36
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования. Методические рекомендации 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Фрагмент для ознакомления

Б. Элькoнин) Графомоторные навыки 30 40 30
Наглядно результаты диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Результаты исследования мотивационной, эмоционально-волевой готовности к обучению в школе, графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, контрольный этап, в %
Внутренние мотивы учения, вызванные потребностью в получении знаний (учебный, социальный мотивы), сформированы у 35% дошкольников (высокий уровень мотивационной готовности), что выше на 25% по сравнению с констатирующим этапом. Позиционный мотив и мотив получения отметки (средний уровень мотивационной готовности) сформированы у 45% дошкольников. Преобладающими мотивами учения у докольников являются внешние мотивы (игровой и внешний мотив) – 20% (низкий уровень мотивационной готовности).
По методике «Рисунок школы» (А.И. Баркан) выявлено положительное эмоциональное отношение к школе и будущему обучению у 55% старших дошкольников (высокий уровень), что выше на 20% по сравнению с констатирующим этапом. У 45% детей выявлен средний уровень эмоционального отношения к школе (нейтральное отношение к школе и будущему обучению, к позиции школьника). Низкого уровня не выявлено.
По методике «Неразрешимая задача» высокий уровень волевых усилий в процессе преодоления трудностей выявлен только у 35% старших дошкольников, что выше на 20% по сравнению с констатирующим этапом. Средний уровень показали 50% детей. Низкий уровень выявлен у каждого третьего ребенка (15%). Эти дети выполнили одну-две попытки, затем потеряли интерес к заданию.
При выполнении задания по методике «Графический диктант» (Д.Б. Элькoнин) снизилось количество дошкольников с низким уровнем пространственных представлений снизилось. Отмечается уменьшение количества ошибок, связанных с ориентировкой на листе бумаги, более четкие линии при выполнении задания. Уменьшилось количество ошибок, линии стали более ровными, элементы – одинакового размера, на одной линии.
Сравнительный анализ результатов, полученных по каждому компоненту готовности, выявил положительную динамику (рисунок 7).

Рисунок 7 – Динамика мотивационной, эмоционально-волевой готовности к обучению в школе, графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, количество детей с высоким уровнем в %

По сравнению с констатирующим этапом увеличилось количество детей с высоким уровнем по всем компонентам мотивационной, эмоционально-волевой готовности к обучению в школе, графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста.
По итогам проведенного исследования были разработаны методические рекомендации в виде рабочей тетради для домашних заданий с детьми. Тетрадь представлена в Приложении 3.
Таким образом, по итогам проведенной диагностики выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста повысились все показатели психологической готовности к обучению в школе, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа и экспериментальной работы была изучена проблема взаимодействия педагога с семьей по подготовке дошкольников к обучению в школе.
В ходе исследования была раскрыта сущность и содержание готовности дошкольников к обучению в школе. Подготовка к обучению в школе является специально организованным процессом, в результате которого у детей дошкольного возраста формируется готовность к обучению, включающая в себя интеллектуальный, личностный, мотивационный компоненты, в том числе внутреннюю позицию школьника, познавательные, социальные мотивы, положительное отношение к школе. В результате подготовки у детей формируется готовность к обучению в школе – необходимый и достаточный уровень психического развития, который обеспечивает освоение образовательной программы. Выделяют интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую готовность.
В ходе экспериментальной работы была разработана и реализована программа по формированию готовности к обучению в школе. Форма организации обучения: для детей: групповые занятия по 30 минут (развитие познавательных процессов, развитие графомоторных навыков, мотивов, эмоционально-волевой готовности); для родителей: родительское собрание (вводное, заключительное), семинары-дискуссии, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий с детьми, консультации, общение посредством информационных технологий (группа в мессенджере), викторины, итоговый праздник, проектная деятельность.
Для оценки эффективности программы была проведена диагностика по следующим направлениям: общая интеллектуальная готовность (познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), мотивационная, эмоционально-волевая готовность, графомоторные навыки. На констатирующем этапе выявлено, что каждый третий дошкольник имеет низкий уровень готовности к обучению в школе. У дошкольников недостаточно сформированы познавательные процессы, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, графомоторные навыки. На контрольном этапе экспериментальной работы была проведена повторная диагностика готовности дошкольников к обучению в школе. Полученные данные показали о том, что разработанная программа способствовала развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста и повышению уровня общей психологической готовности к обучению в школе, а также повышению уровня мотивационная, эмоционально-волевая готовность. По всем параметрам обследования познавательных процессов, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, графомоторных навыков выявлена положительная динамика.
Таким образом, разработанная программа способствовала повышению уровня готовности детей к обучению в школе. Полученные результаты доказывают эффективность проведенной работы и подтверждают гипотезу исследования. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авдеева, Н. Г. Организация работы по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе [Текст] / Н. Г. Авдеева // Педагогический поиск. – 2018. – № 9. – С. 40–43.
Антипова, Н. Г. Активные формы взаимодействия классного руководителя с родителями [Текст] / Н. Г. Антипова // Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей. – Челябинск, 2015. – С. 18–23.
Басалаева, Н. В. Мотивационная готовность первоклассников к школе : диагностика и возможности ее развития [Текст] / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 417–420.
Беглова, Т. В. Школьный старт : педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе [Текст] / Т. В. Беглова ; под ред. М. Р. Битяновой. – Самара : Федоров, 2012. – 24 с.
Бисимбаева, Д. И. Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. И. Бисимбаева // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2016. – № 2. – С. 123–127.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291). – С. 125–130.
Вуймина, Н. И. Создание комфортных психолого-педагогических условий для развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой и мотивационной сферы дошкольников при подготовке к школьному обучению [Текст] / Е. А. Вакуленко, Е. С. Семенкова // Культура и образование : новые вызовы и перспективы. – Кемерово, 2016. – С. 61–65.
Выготский, Л. С. Психология [Текст] : сб. / Л. С. Выготский. – Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 2000. – 504 с.
Гаврилова, Л. В. Формирование мотивационной сферы дошкольников посредством интеллектуально-творческих форм обучения [Текст] / Л. В. Гаврилова, Н. Н. Петрунина // Модернизация культуры : идеи и парадигмы культурных изменений. – Самара : СГАКИ, 2014. – C. 50–53.
Голованова, Н. Г. Школа будущего первоклассника [Текст] : методические рекомендации / Н. Г. Голованова, М. Г. Стрюкова, Т. Ф. Хвастунова. – Киров : Изд-во ВятГТУ, 2013. – 61 с.
Головко, Е. А. Изучение сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы подготовки к школе [Текст] / Е.А. Головко // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 1 (43). – С. 221–225.
Гольцева, Ю. В. Взаимодействие педагога с семьей по формированию у школьников метапредметных результатов [Текст] / Ю. В. Гольцева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 94 с.
Гонина, О. О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О. О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 81–84.
Готовность ребенка к школе [Текст] / Н. Е. Веракса. – Москва : Московский центр качества образования, 2011. – 58 с.
Гребенщикова, С. Досуговая деятельность – одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/dosugovaja-dejatelnost-odna-iz-netradicionyh-form-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание [Текст] : в 4-х томах. Т. 4 / В. И. Даль. – Москва : Аст, 2014. – 921 с.
Даринская, Л. А. Педагогическая коммуникация [Текст] / Л. А. Даринская. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. – 67 с.
Диагностика готовности детей к обучению в школе: анализ поведения [Текст] : методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений / под ред. В. М. Астапова. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. – 59 с.
Долгова, В. И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, О. А. Конурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://svetlya4ok.do.am/biblioteka/doronova_vzaimodejstvie_doshkolnykh_uchrezhdenij_s.pdf
Досуговые формы взаимодействия с семьей [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul-tatsiia-dosughovyie-formy-vzaimodieistviia-s-siem-iei
Ефимова, О. Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников [Текст] / О. Н. Ефимова, И. П. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). –С. 109–112.
Загвоздкин, В. К. Готовность к школе [Текст] : методическое пособие для родителей / В. К. Загвоздкин. – Санкт-Петербург : Деметра, 2011. – 91 с.
Залозная, Е. А. Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Е. А. Залозная, С. В. Шедина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 10-2. – С. 61–63.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2000. – 320 с.
Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника [Текст] : учеб. пособие / М. А. Иваненко. – Екатеринбург, 2012. – 187 с.
Каменский, А. М. Школа и родители : традиция, современность, перспектива [Текст] / А. М. Каменский // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 1 (219). – С. 6–14.
Камнева, И. А. Активные формы и методы взаимодействия с родителями в начальной школе [Текст] / И. А. Камнева // Современное дошкольное и начальное образование. – Нижний Новгород, 2020. – С. 90–92.
Картаполова, О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 64–66.
Картаполова, О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 58–60.
Классное руководство [Текст] : учеб. пособие / В. П. Сергеева, Е. А. Алисов, А. А. Белов ; под ред. В. П. Сергеевой. – Москва : Академия, 2019. – 317 с.
Кобазева, Ю. А. Психологическая готовность к школе [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Кобазева. – Москва : Академия, 2014. – 171 с.
Кокшарова, А. С. Творческий проект «Калейдоскоп» по взаимодействию ДОУ с семьей [Текст] / А. С. Кокшарова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 60–61.
Копытова, А. В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников [Текст] / А. В. Копытова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 14. – С. 51–53.
Кузнецова, Н. А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию с родителями школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецова Наталья Алексеевна. – Владикавказ, 2016. – 24 с.
Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 63–65.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с.
Марчук, Н. Ю. Феноменологический анализ мотивационной готовности [Текст] / Н. Ю. Марчук, Л. [Текст] В. Карапетян // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 293–297.
Мир вокруг. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет : для развивающего обучения : для дошкольного возраста [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Москва : РОСМЭН, 2019. – 77 с.
Мирзаханова, Г. Н. Эффективные формы взаимодействия педагога и родителей [Текст] / Г. Н. Мирзаханова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 33–37.
Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. – 287 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : Азбуковник, 2013. – 944 с.
Определение готовности детей к обучению в школе : диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия : из опыта работы школьного психолога [Текст] / сост. Е. А. Чаус, Г. П. Попова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 90 с.
Осолодкова, Е. В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Осолодкова. – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
Педагогика классного руководства [Текст] : учеб. пособие / И. Ф. Исаев, И. В. Ирхина, В. Н. Кормакова ; под ред. И. Ф. Исаева. – Белгород : Белгород, 2018. – 306 с.
Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] : учеб. пособие / И. П. Подласый. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
Полякова, Е. В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьей [Текст] / Е.В. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 274–275.
Психология [Текст] / под ред. В. Н. Дружинина. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 656 с.
Психология дошкольного возраста и готовность к школе [Текст] : учебно-методическое пособие / авт.-сост. : Д. А. Донцов и др. – Тула : Тульский полиграфист, 2011. – 115 с.
Психолого-педагогические аспекты эффективного общения в образовательной среде [Текст] : монография / Л. Р. Ахмадиева, Т. В. Барлас, Е. Л. Буслаева. – Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – 199 с.
Пузько, В. И. Готовность к школе и школьная зрелость : методологии и методики диагностики и коррекции [Текст] : учеб. пособие / В. И. Пузько. – Владивосток : Морской гос. ун-т им. Г. И. Невельского, 2012. – 199 с.
Рябцева, С. В. Формирование психологической готовности к школе : тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Рябцева, И. В. Спиридонова. – Москва : Скрипторий 2003, 2011. – 78 с.
Семенова, Т. С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция [Текст] : монография / Т. С. Семенова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 270 с.
Сергеева, Б. В. Воспитательная деятельность педагога начального образования [Текст] : учеб. пособие / Б. В. Сергеева. – Краснодар : Кубанский государственный университет, 2017. – 120 с.
Старов, М. И. Психология формирования и развития позитивной мотивации у дошкольников к учебной деятельности [Текст] : монография / М. И. Старов, И. С. Муратова. – Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Образование», 2013. – 154 с.
Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников [Текст] : монография / М. Ю. Стожарова. – Москва : Флинта, 2011. – 116 с.
Трофимова, О. А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Трофимова Оксана Александрова. – Екатеринбург, 2007. – 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва: Просвещение, 2019. – 53 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – Москва : Эксмо, 2021. – 787 с.
Федорова, Г.Н. Проверка готовности к школе : развивающие задания и тесты для дошкольников [Текст] / Г. Н. Федорова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 222 с.
Хмара, С. А. Семья и школа : модели взаимодействия [Текст] / С. А. Хмара // Вопросы педагогики. – 2020. – № 4-1. – С. 279–282.
Чипышева, Л. Н. Активные формы взаимодействия учащихся, родителей и педагогов [Текст] / Л. Н. Чипышева, Т. В. Быкова // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2016. – № 2 (7). – С. 113–116.
Шмурыгина, Т. В. Интерактивные формы сотрудничества с родителями [Текст] / Т. В. Шмурыгина // Инновации в образовании. – 2017. – № 1 (28). – С. 27–29.
Якина, Ю. И. Социально-педагогическая работа с семьей [Текст] / Ю. И. Якина. – Пермь : ПГГПУ, 2017. – 249 с.
Янина, И. Н. Современные формы работы педагогов с родителями воспитанников [Текст] / И. Н. Янина // Актуальные направления научных исследований. – Чебоксары, 2019. – С. 63–67.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания для диагностики общей психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе


Критерии оценки заданий

Процесс Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл) Восприятие Найдено 10-11 предметов Найдено 6-9 предметов Найдено 5 и менее предметов Внимание Зачеркнуты все нужные фигуры, 1-2 ошибки Зачеркнуто большинство нужных фигур, 3-4 ошибки Зачеркнуто менее половины нужных фигур, 5 и более ошибок Память Воспроизводится большинство фигур за отведенное время Воспроизводится более половины фигур за отведенное время Воспроизводится менее половины фигур за отведенное время Воображение Дорисованы все фигуры, рисунки детализированные, оригинальные Дорисованы не все фигуры, рисунки недостаточно детализированные, шаблонные Не дорисовано большинство фигур, рисунки схематичные, без деталей, шаблонные Речь Составлен связный рассказ, отражена последовательность событий, используются различные части речи, речь выразительная Составлен рассказ, но нарушается последовательность событий, используются не все части речи, недостаточная выразительность речи Лексический запас ограничен, грамматические ошибки, нарушена связность и последовательность изложения, речь невыразительная Мышление Найдены все лишние картинки, есть объяснение выбора Найдено большинство картинок, выбор не всегда объясняется Найдено менее половины картинок, выбор не объясняется

Стимульный материал к методике «Графический диктант» (Д.Б. Элькoнин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План работы с детьми и родителями по программе «Готовимся к школе!»

Этап Цель Неделя Работа с детьми Работа с родителями Вводный Установка на сотрудничество, знакомство с участниками, планирование предстоящей деятельности 1 Знакомство детей и родителей со школой, с оснащенностью учебных кабинетов, беседа с директором) 1. Вводное родительское собрание (знакомство с родителями, ознакомление с целями и задачами предстоящей работы, с результатами диагностики готовности детей к обучению в школе, обсуждение результатов исследования, анализ трудностей и проблем, выработка совместного плана действий).
2. Создание группы в мессенджере для решения текущих организационных вопросов (расписание занятий, подготовка необходимых пособий для занятий) Основной Взаимодействие с детьми и с родителями в процессе совместной деятельности по подготовке дошкольников к обучению в школе 2 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков
Выполнение домашних заданий с детьми.
Проектная деятельность «В мире букв и звуков» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по выполнению домашних заданий.
2. Открытый просмотр занятий с детьми, обмен опытом. 3 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков Выполнение домашних заданий с детьми.
Проектная деятельность «В мире букв и звуков» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Семинар-дискуссия «Готовность ребенка к обучению в школе: основные проблемы и перспективы» 4 Выполнение домашних заданий с детьми.
Проектная деятельность «В мире букв и звуков» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Оформление наглядного уголка для родителей по подготовке детей к школе 5 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков Выполнение домашних заданий с детьми.
Защита проектов «Для его нужно учиться?» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Семинар-практикум «Игры на развитие внимания» 6 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков Выполнение домашних заданий с детьми.
Проектная деятельность «Для его нужно учиться?» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Оформление наглядного уголка для родителей 7 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков Выполнение домашних заданий с детьми.
Проектная деятельность «Для его нужно учиться?» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Семинар-практикум «Игры на развитие памяти» 8 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков Выполнение домашних заданий с детьми.
Проектная деятельность «Для его нужно учиться?» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Открытый просмотр занятий с детьми по подготовке к обучению в школе 9 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков Выполнение домашних заданий с детьми.
Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков
Проектная деятельность «Для его нужно учиться?» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Семинар-практикум «Игры на развитие мышления», составление картотеки дидактических игр 10 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков
Выполнение домашних заданий с детьми
Проектная деятельность «Играем дома» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Оформление наглядного уголка для родителей 11 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков
Выполнение домашних заданий с детьми
Проектная деятельность «Играем дома» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Семинар-практикум «Игры на развитие воображения», составление картотеки игр 12 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков
Выполнение домашних заданий с детьми
Проектная деятельность «Играем дома» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Открытый просмотр занятий с детьми 13 Развивающие занятия: развитие познавательных процессов, мотивов, графомоторных навыков
Выполнение домашних заданий с детьми
Защита проектов «Играем дома» 1. Консультации (индивидуальные, групповые) по запросу родителей.
2. Семинар-практикум «Игры на развитие мелкой моторики», составление картотеки Заключи-тельный Подведение итогов работы по программе, обобщение и разработка рекомендаций по дальнейшей организации подготовки детей к обучению в школе 14 Совместный праздник детей и родителей «Знатоки» с вручением грамот и медалей об окончании школы будущего первоклассника Заключительное родительское собрание (подведение итогов, обмен мнениями, ознакомление с результатами повторной диагностики готовности детей к обучению в школе). ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фрагмент рабочей тетради по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Занятие 1
1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек

2. Игры с нитками


3. Пропись + штриховка


Занятие 2
1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек
2. Игры с нитками



3. Работа по клеточкам


Занятие 3
1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек


2. Игры с нитками


3. Раскраска

Занятие 4
1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек

2. Игры с нитками


3. Работа по клеточкам


Пальчиковые игры

Графический диктант


«Дорисуй рисунок»









2


28



ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Цель: содействие процессу формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников
Задачи:

1) планирование процесса формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников

2) организация процесса формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников и координация его участников

3) контроль и коррекция процесса формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников

ПОНЯТИЙНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Психологическая готовность – возрастные особенности готовности к обучению в школе старших дошкольников – педагогические условия формирования психологической готовности к обучению в школе

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Этапы формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников

1 этап – подготови-тельный: планирование работы, входная диагностика

2 этап – организационный: разработка программы, реализация условий формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников

3 этап – итоговый: подведение итогов, контрольная диагностика

КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии:
1) интеллектуальная готовность (познавательные процессы);
2) мотивационная готовность (мотивы обучения, познавательный интерес);
3) эмоционально-волевая готовность (эмоциональное отношение к школе, волевые качества)
Результат:
повышение уровня психологической готовности к школе дошкольников

МЕТОДОЛОИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ: системный, лдеятельностный, ичностно-ориентированный



Лист1
Диаграмма1

Мышление
Речь
Воображение
Высокий
Средний
Низкий
Восприятие
Внимание
Память
30.00
50.00
20.00
10.00
70.00
20.00
20.00
60.00
20.00
20.00
60.00
20.00
20.00
60.00
20.00
10.00
60.00
30.00
Высокий
Средний
Низкий
Восприятие
Восприятие
Восприятие
Внимание
Внимание
Внимание
Память
Память
Память
Мышление
Мышление
Мышление
Речь
Речь
Речь
Воображение
Воображение
Воображение
30.00
50.00
20.00
10.00
70.00
20.00
20.00
60.00
20.00
20.00
60.00
20.00
20.00
60.00
20.00
10.00
60.00
30.00
Лист1
Диаграмма1

Высокий
Средний
Низкий
Мотивационная готовность
Эмоциональная готовность
Волевая готовность
Графомоторные навыки
10.00
40.00
50.00
35.00
50.00
15.00
15.00
55.00
30.00
10.00
50.00
40.00
Высокий
Средний
Низкий
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность
Волевая готовность
Волевая готовность
Волевая готовность
Графомоторные навыки
Графомоторные навыки
Графомоторные навыки
10.00
40.00
50.00
35.00
50.00
15.00
15.00
55.00
30.00
10.00
50.00
40.00
Лист1
Диаграмма1

Мышление
Речь
Воображение
Высокий
Средний
Низкий
Восприятие
Внимание
Память
-
60.00
30.00
10.00
40.00
50.00
10.00
55.00
35.00
10.00
50.00
45.00
5.00
50.00
50.00
40.00
50.00
10.00
Высокий
Средний
Низкий
Восприятие
Восприятие
Восприятие
Внимание
Внимание
Внимание
Память
Память
Память
Мышление
Мышление
Мышление
Речь
Речь
Речь
Воображение
Воображение
Воображение
60.00
30.00
10.00
40.00
50.00
10.00
55.00
35.00
10.00
50.00
45.00
5.00
50.00
50.00
0.00
40.00
50.00
10.00
Лист1
Диаграмма1

Мышление
Речь
Воображение
Восприятие
Внимание
Память
Констатирующий этап
Контрольный этап
30.00
60.00
10.00
40.00
20.00
60.00
20.00
50.00
20.00
50.00
10.00
40.00
Констатирующий этап
Контрольный этап
Восприятие
Восприятие
Внимание
Внимание
Память
Память
Мышление
Мышление
Речь
Речь
Воображение
Воображение
30.00
60.00
10.00
40.00
20.00
60.00
20.00
50.00
20.00
50.00
10.00
40.00
Лист1
Диаграмма1

Высокий
Средний
Низкий
Мотивационная готовность
Эмоциональная готовность
Волевая готовность
Графомоторные навыки
-
35.00
45.00
20.00
55.00
45.00
35.00
50.00
15.00
30.00
40.00
30.00
Высокий
Средний
Низкий
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность
Волевая готовность
Волевая готовность
Волевая готовность
Графомоторные навыки
Графомоторные навыки
Графомоторные навыки
35.00
45.00
20.00
55.00
45.00
0.00
35.00
50.00
15.00
30.00
40.00
30.00
Лист1
Диаграмма1

Констатирующий этап
Контрольный этап
Мотивационная готовность
Эмоциональная готовность
Волевая готовность
Графомоторные навыки
10.00
35.00
35.00
55.00
15.00
35.00
10.00
30.00
Констатирующий этап
Контрольный этап
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность
Волевая готовность
Волевая готовность
Графомоторные навыки
Графомоторные навыки
10.00
35.00
35.00
55.00
15.00
35.00
10.00
30.00

1.Авдеева, Н. Г. Организация работы по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе [Текст] / Н. Г. Авдеева // Педагогический поиск. – 2018. – № 9. – С. 40–43.
2.Антипова, Н. Г. Активные формы взаимодействия классного руководителя с родителями [Текст] / Н. Г. Антипова // Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей. – Челябинск, 2015. – С. 18–23.
3.Басалаева, Н. В. Мотивационная готовность первоклассников к школе : диагностика и возможности ее развития [Текст] / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 417–420.
4.Беглова, Т. В. Школьный старт : педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе [Текст] / Т. В. Беглова ; под ред. М. Р. Битяновой. – Самара : Федоров, 2012. – 24 с.
5.Бисимбаева, Д. И. Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. И. Бисимбаева // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2016. – № 2. – С. 123–127.
6.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
7.Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291). – С. 125–130.
8.Вуймина, Н. И. Создание комфортных психолого-педагогических условий для развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой и мотивационной сферы дошкольников при подготовке к школьному обучению [Текст] / Е. А. Вакуленко, Е. С. Семенкова // Культура и образование : новые вызовы и перспективы. – Кемерово, 2016. – С. 61–65.
9.Выготский, Л. С. Психология [Текст] : сб. / Л. С. Выготский. – Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
10.Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 2000. – 504 с.
11.Гаврилова, Л. В. Формирование мотивационной сферы дошкольников посредством интеллектуально-творческих форм обучения [Текст] / Л. В. Гаврилова, Н. Н. Петрунина // Модернизация культуры : идеи и парадигмы культурных изменений. – Самара : СГАКИ, 2014. – C. 50–53.
12.Голованова, Н. Г. Школа будущего первоклассника [Текст] : методические рекомендации / Н. Г. Голованова, М. Г. Стрюкова, Т. Ф. Хвастунова. – Киров : Изд-во ВятГТУ, 2013. – 61 с.
13.Головко, Е. А. Изучение сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы подготовки к школе [Текст] / Е.А. Головко // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 1 (43). – С. 221–225.
14.Гольцева, Ю. В. Взаимодействие педагога с семьей по формированию у школьников метапредметных результатов [Текст] / Ю. В. Гольцева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 94 с.
15.Гонина, О. О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О. О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 81–84.
16.Готовность ребенка к школе [Текст] / Н. Е. Веракса. – Москва : Московский центр качества образования, 2011. – 58 с.
17.Гребенщикова, С. Досуговая деятельность – одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/dosugovaja-dejatelnost-odna-iz-netradicionyh-form-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html
18.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание [Текст] : в 4-х томах. Т. 4 / В. И. Даль. – Москва : Аст, 2014. – 921 с.
19.Даринская, Л. А. Педагогическая коммуникация [Текст] / Л. А. Даринская. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. – 67 с.
20.Диагностика готовности детей к обучению в школе: анализ поведения [Текст] : методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений / под ред. В. М. Астапова. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. – 59 с.
21.Долгова, В. И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, О. А. Конурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
22.Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://svetlya4ok.do.am/biblioteka/doronova_vzaimodejstvie_doshkolnykh_uchrezhdenij_s.pdf
23.Досуговые формы взаимодействия с семьей [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul-tatsiia-dosughovyie-formy-vzaimodieistviia-s-siem-iei
24.Ефимова, О. Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников [Текст] / О. Н. Ефимова, И. П. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). –С. 109–112.
25.Загвоздкин, В. К. Готовность к школе [Текст] : методическое пособие для родителей / В. К. Загвоздкин. – Санкт-Петербург : Деметра, 2011. – 91 с.
26.Залозная, Е. А. Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Е. А. Залозная, С. В. Шедина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 10-2. – С. 61–63.
27.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2000. – 320 с.
28.Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника [Текст] : учеб. пособие / М. А. Иваненко. – Екатеринбург, 2012. – 187 с.
29.Каменский, А. М. Школа и родители : традиция, современность, перспектива [Текст] / А. М. Каменский // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 1 (219). – С. 6–14.
30.Камнева, И. А. Активные формы и методы взаимодействия с родителями в начальной школе [Текст] / И. А. Камнева // Современное дошкольное и начальное образование. – Нижний Новгород, 2020. – С. 90–92.
31.Картаполова, О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 64–66.
32.Картаполова, О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 58–60.
33.Классное руководство [Текст] : учеб. пособие / В. П. Сергеева, Е. А. Алисов, А. А. Белов ; под ред. В. П. Сергеевой. – Москва : Академия, 2019. – 317 с.
34.Кобазева, Ю. А. Психологическая готовность к школе [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Кобазева. – Москва : Академия, 2014. – 171 с.
35.Кокшарова, А. С. Творческий проект «Калейдоскоп» по взаимодействию ДОУ с семьей [Текст] / А. С. Кокшарова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 60–61.
36.Копытова, А. В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников [Текст] /
А. В. Копытова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 14. – С. 51–53.
37.Кузнецова, Н. А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию с родителями школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецова Наталья Алексеевна. – Владикавказ, 2016. – 24 с.
38.Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 63–65.
39.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с.
40.Марчук, Н. Ю. Феноменологический анализ мотивационной готовности [Текст] / Н. Ю. Марчук, Л. [Текст] В. Карапетян // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 293–297.
41.Мир вокруг. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет : для развивающего обучения : для дошкольного возраста [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Москва : РОСМЭН, 2019. – 77 с.
42.Мирзаханова, Г. Н. Эффективные формы взаимодействия педагога и родителей [Текст] / Г. Н. Мирзаханова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 33–37.
43.Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. – 287 с.
44.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : Азбуковник, 2013. – 944 с.
45.Определение готовности детей к обучению в школе : диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия : из опыта работы школьного психолога [Текст] / сост. Е. А. Чаус, Г. П. Попова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 90 с.
46.Осолодкова, Е. В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Осолодкова. – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
47.Педагогика классного руководства [Текст] : учеб. пособие / И. Ф. Исаев, И. В. Ирхина, В. Н. Кормакова ; под ред. И. Ф. Исаева. – Белгород : Белгород, 2018. – 306 с.
48.Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] : учеб. пособие / И. П. Подласый. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
49.Полякова, Е. В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьей [Текст] / Е.В. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 274–275.
50.Психология [Текст] / под ред. В. Н. Дружинина. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 656 с.
51.Психология дошкольного возраста и готовность к школе [Текст] : учебно-методическое пособие / авт.-сост. : Д. А. Донцов и др. – Тула : Тульский полиграфист, 2011. – 115 с.
52.Психолого-педагогические аспекты эффективного общения в образовательной среде [Текст] : монография / Л. Р. Ахмадиева, Т. В. Барлас, Е. Л. Буслаева. – Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – 199 с.
53.Пузько, В. И. Готовность к школе и школьная зрелость : методологии и методики диагностики и коррекции [Текст] : учеб. пособие / В. И. Пузько. – Владивосток : Морской гос. ун-т им. Г. И. Невельского, 2012. – 199 с.
54.Рябцева, С. В. Формирование психологической готовности к школе : тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Рябцева, И. В. Спиридонова. – Москва : Скрипторий 2003, 2011. – 78 с.
55.Семенова, Т. С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция [Текст] : монография / Т. С. Семенова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 270 с.
56.Сергеева, Б. В. Воспитательная деятельность педагога начального образования [Текст] : учеб. пособие / Б. В. Сергеева. – Краснодар : Кубанский государственный университет, 2017. – 120 с.
57.Старов, М. И. Психология формирования и развития позитивной мотивации у дошкольников к учебной деятельности [Текст] : монография / М. И. Старов, И. С. Муратова. – Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Образование», 2013. – 154 с.
58.Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников [Текст] : монография / М. Ю. Стожарова. – Москва : Флинта, 2011. – 116 с.
59.Трофимова, О. А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Трофимова Оксана Александрова. – Екатеринбург, 2007. – 176 с.
60.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва: Просвещение, 2019. – 53 с.
61.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – Москва : Эксмо, 2021. – 787 с.
62.Федорова, Г.Н. Проверка готовности к школе : развивающие задания и тесты для дошкольников [Текст] / Г. Н. Федорова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 222 с.
63.Хмара, С. А. Семья и школа : модели взаимодействия [Текст] / С. А. Хмара // Вопросы педагогики. – 2020. – № 4-1. – С. 279–282.
64.Чипышева, Л. Н. Активные формы взаимодействия учащихся, родителей и педагогов [Текст] / Л. Н. Чипышева, Т. В. Быкова // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2016. – № 2 (7). – С. 113–116.
65.Шмурыгина, Т. В. Интерактивные формы сотрудничества с родителями [Текст] / Т. В. Шмурыгина // Инновации в образовании. – 2017. – № 1 (28). – С. 27–29.
66.Якина, Ю. И. Социально-педагогическая работа с семьей [Текст] / Ю. И. Якина. – Пермь : ПГГПУ, 2017. – 249 с.
67.Янина, И. Н. Современные формы работы педагогов с родителями воспитанников [Текст] / И. Н. Янина // Актуальные направления научных исследований. – Чебоксары, 2019. – С. 63–67.