Рассказ Чехова «Женское счастье»
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 16.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Идейно-тематическое своеобразие рассказа «Женское счастье» А. П. Чехова……………………………………………………………………………...6
1.1. Тематика и проблематика рассказа…………………………………………6
1.2. Языковые особенности рассказа…………………………………………….9
1.3. Система образов в рассказе………………………………………………...11
Глава 2. Сравнительная характеристика рассказов «Женское счастье» А. П. Чехова и «Дамское счастье» Э. Золя…………………………………………...15
2.1. Сюжет и композиция «Женского счастья» А. П. Чехова и «Дамского счастья» Э. Золя………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………17
Библиография……………………………………………………………………18
». Настолько он тяжело переживает роль женщины в обществе, которая стоит выше его, чиновника, несмотря на ее бедное происхождение. Однако кто же на самом деле главный герой рассказа? Данный анализ позволяет предположить, что главную роль в этом произведении играют женщины-жены чиновников Пробкина и Свисткова, которым дают путь везде, о которых Пробкин говорит: «Ба-альшие, брат, привилегии у женского пола!».А. П. Чехов через образы жен передает ту роль, которую играет женщина в обществе: она его украшает (благодаря своим нарядам), она не боится говорить и кокетничать, потому что в этом заключается ее истинная сущность. Глава 2. Сравнительная характеристика рассказов «Женское счастье» А. П. Чехова и «Дамское счастье» Э. Золя2.1. Сюжет и композиция «Женского счастья» А. П. Чехова и «Дамского счастья» Э. ЗоляРоман Эмиля Золя «Дамское счастье» входит в цикл «Ругон-Маккары» и был опубликован в 1883 году. В задумке автора было произвести на свет семейную драму, разворачивающуюся на фоне общественных событий, но произведение получилось несколько другого жанра. Критики признали этот роман однообразным и посчитали, что автору удалось воплотить задуманную идею.В романе повествуется судьба молодой девушки из провинции по имени Дениза, которая после смерти родителей, взяв с собой младших братьев приезжает к дяде – владельцу небольшой торговой лавки – в Париж. На одной из площадей Парижа она увидела торговый центр под названием «Дамское счастье», куда впоследствии она устраивается на работу с помощью директора магазина Октава Муре. В первое время ей было нелегко, но позже, она получает повышение. Вскоре она признается сама себе, что влюбилась в Октава с первого взгляда. Вот тут автор ставит перед девушкой нелегкий выбор.Если А. П. Чехов в «Женском счастье» ставит вопрос о женском счастье через взгляд мужчин, то в «Дамском счастье» героиня сама является репрезентом этого счастья. Так, каждый автор предлагает свое виденье счастья, ссылаясь на традиции и культуру своего народа.В чем же кроется истинное счастье женщины? В ее положении в обществе? В любви? Как было указано ранее, авторы через свои произведения переносили образы и свое мировоззрение. Если рассказ «Женское счастье» открывает проблемы реального места мужчины и женщины (матриархата и патриархата) в обществе, то роман «Дамское счастье» – это дифирамб бизнесу, предпринимательству и индустриальному перевороту. Тема романа заключается в посвящении своей жизни работе, умение находить силу и радость в новом. Стоит отметить, что индустриальный переворот ведет за собой проблематику глобализации, поэтому этот вопрос тоже является одной из проблем произведения: банкротство мелких предприятий (таких как торговая лавка дядюшки Денизы) при содействии компаний-гигантов (торгового центра «Дамское счастье»). Сюда же стоит отнести острую общественную проблему и философскую денежную. Критик П. Д. Бобрыкин выделил следующую тему романа: изображение борьбы между промышленным центризмом и кустарным промыслом, между коллективным телом и отдельными усилиями розничной торговли».Не уходит и от внимания проблема, упомянутая ранее, и поднятая в обоих произведениях – тема женской судьбы и женского счастья.В конце произведения «Дамское счастье» Дениза становится счастливой женой Муре, главного героя романа, в чей образ Э. Золя вложил правдивую картину, изображающую людей, которые считают, что счастливы «и по горло сыты благополучием и успехом».Таким образом, каждый находит свое счастье: в «Женском счастье» – женское счастье быть рядом с мужчиной и выстраивать его жизнь в «рамках патриархата», в «Дамском счастье», где перекликаются темы новой жизни – общества и любовных отношений Денизы и Муре.ЗаключениеЖенские образы в художественных текстах А. П. Чехова разнообразны и представляют интерес как для критиков-литературоведов, так и для читателей. В литературе и произведениях А. П. Чехова можно увидеть не только женщин, для которых важно лишь семейное благополучие, романтические отношения, но и взгляд мужчин на женский мир. Так, открывается «новое не новое» трактование роли женщины в обществе: женщины во главе патриархального мира. Эта проблема остается актуальной и в современном мире, как и проблема глобализации и индустриализации, что характерно для романа зарубежного писателя Э. Золя.«Женское счастье» – пример настолько простого русского рассказа, где сталкиваются две движущие силы – мужчина и женщина – с вечным вопросом главенствования, что читателю иногда трудно выявить истинный замысел автора. Такой прием является характерным для русской художественной литературы«Дамское счастье» – прозаический образец эпохи натурализма, где подробно описаны детали и персонажи. Выделенные нами сюжетные линии: социальные проблемы, детали повседневной рутины, любовь – сплетаются воедино. Можно смело назвать роман одним из шедевральных во французской литературе.БиблиографияБородавкин Л. В. А. П. Чехов: идейные и творческие искания: к 150-летию со дня рождения классика. Шебекино, 2009 С. 5.Горький А. М. И Чехов. А. П. Переписка. Статьи. Высказывания: Сборник материалова / акад. наук СССР.Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М., 1951. С. 122–123 Гришанина, Е. Б. Об особенностях языка А.П. Чехова в рассказе "Ведьма" / Е. Б. Гришанина // Творчество А.П. Чехова. Особенности художественного метода: межвуз. сб. науч. тр. –Ростов н/Д., 1981.Громов, Л. П. В творческой лаборатории А.П. Чехова / Л. П. Громов. –Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. унта, 1963.Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-ловообразовательный. – М.: Русский язык, 2000Зотов С. Н. Основы анализа системы персонажей литературного художественного произведения / С. Н. Зтов. -Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 1991. – 27 с. – http://czotov.ru/Красовский В. Е. Авторская позиция / В. Е. Красовский // Русская литература XIX–XX веков: пособие для поступающих в МГУ; под ред. Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова. – М.: Мегатрон, 1998. – С. 287–369.Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982.Милых, М. К. Некоторые особенности языка и творческой манеры Чехова / М. К. Милых // А.П. Чехов: сб. ст. и мат-лов. –Ростов н/Д., 1960.Мирович Н. О женщинах в произведениях А. П. Чехова // Вестник воспитания. М. 1905. № 5. С. 130–147.Полоцкая Э. А. А. П. Чехов: Движение художественной мысли. М.: Советский писатель, 1979.Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX в. // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньеваой. – 4-е изд., стер.– М.: Рус. яз.; Полиграфресуры, 1999: (эл. версия) Фундаментальная электронная библиотекаСубботина К. А. Чехов и символизм // Творчество А. П. Чехова.: межвузовский сборник научных трудов. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского гос. пед. ин-та, 1984. С. 138–147.Тамарченко Н. Д. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман // Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Академия, 2004. – 512 с. Убогий А. Русский путь Чехова [Текст] // Наш современник. 2004. №7. С. 216–228.https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-vopros-na-stranitsah-zhurnalabiblioteka-dlya-chteniya-p-d-boborykina/viewerhttps://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsii-femininnosti-v tvorchestve-a-p-chehova-gendernye-problemy-chehovskoy-dushi/viewerhttps://goldlit.ru/emile-zola/1499-damskoe-schzstie-analiz
2. Горький А. М. И Чехов. А. П. Переписка. Статьи. Высказывания: Сборник материалова / акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М., 1951. С. 122–123
3. Гришанина, Е. Б. Об особенностях языка А.П. Чехова в рассказе "Ведьма" / Е. Б. Гришанина // Творчество А.П. Чехова. Особенности художественного метода: межвуз. сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1981.
4. Громов, Л. П. В творческой лаборатории А.П. Чехова / Л. П. Громов. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. унта, 1963.
5. Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989.
6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-ловообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
7. Зотов С. Н. Основы анализа системы персонажей литературного художественного произведения / С. Н. Зтов. -Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 1991. – 27 с. – http://czotov.ru/
8. Красовский В. Е. Авторская позиция / В. Е. Красовский // Русская литература XIX–XX веков: пособие для поступающих в МГУ; под ред. Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова. – М.: Мегатрон, 1998. –
С. 287–369.
9. Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982.
10. Милых, М. К. Некоторые особенности языка и творческой манеры Чехова / М. К. Милых // А.П. Чехов: сб. ст. и мат-лов. – Ростов н/Д., 1960.
11. Мирович Н. О женщинах в произведениях А. П. Чехова // Вестник воспитания. М. 1905. № 5. С. 130–147.
12. Полоцкая Э. А. А. П. Чехов: Движение художественной мысли.
М.: Советский писатель, 1979.
13. Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX в. // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
14. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньеваой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресуры, 1999: (эл. версия) Фундаментальная электронная библиотека
15. Субботина К. А. Чехов и символизм // Творчество А. П. Чехова.: межвузовский сборник научных трудов. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского гос. пед. ин-та, 1984. С. 138–147.
16. Тамарченко Н. Д. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман // Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Академия, 2004. – 512 с.
17. Убогий А. Русский путь Чехова [Текст] // Наш современник. 2004. №7. С. 216–228.
18. https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-vopros-na-stranitsah-zhurnala biblioteka-dlya-chteniya-p-d-boborykina/viewer
19. https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsii-femininnosti-v tvorchestve-a-p-chehova-gendernye-problemy-chehovskoy-dushi/viewer
20. https://goldlit.ru/emile-zola/1499-damskoe-schzstie-analiz