Певческое дыхание на уроках сольного пения
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 20.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятия и свойства органов дыхания………………………………………..4
2. Типы певческого дыхания…………………………………………………….6
3. Организация певческого вдоха и выдоха……………………………………9
4. Работа над певческим дыханием на уроках сольного пения………………10
4.1 Работа над певческим дыханием с детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..10
4.2 Работа над певческим дыханием с детьми среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..14
4.3 Работа над певческим дыханием с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………………….…………..16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Благодаря ему, ученик избегает спешки в последний момент, когда уже поздно и дыхание растрачено. Кроме того, выполнение вокальных фраз и фрагментов песен помогает ученикам понимать, что контроль дыхания - это ключевой элемент пения, и его приобретение зависит как от физических ощущений, так и от целенаправленного внимания. Без такого контроля, устойчивое дыхание недостижимо, а певческое мастерство - недостаточно качественным.При преподавании сольного пения детям среднего школьного возраста возникают проблемы с формированием и распределением дыхания, которые не менее значимы, чем у детей младшего школьного возраста. В основном это связано с малым количеством дыхания, боязнью нехватки воздуха и неумением удерживать дыхание. Я рекомендую учащимся при пении произведений и выполнении упражнений держать рукиладонями на нижних ребрах (на боках, пальцами к центру груди) и глубоко вдыхать, не поднимая плечи, так как у детей среднего школьного возраста процесс дыхания уже становится более осознанным.Ученики могут ощутить, как ребра расходятся под давлением воздуха, входящего в грудь и легкие, что говорит о том, что они взяли достаточный объем воздуха. Часто после этого у них пропадает комплекс нехватки дыхания, потому что они осознают, что могут спеть фразы без необходимости дополнительного вдоха. Для того, чтобы научиться задерживать дыхание, я рекомендую выполнить упражнение под названием «Задувание воображаемой свечи». Ладони должны быть на ребрах, а ученику нужно вдохнуть и представить, что он дует на свечу. Воздух должен выходить плавно и постепенно из легких, и ребра не должны опадать мгновенно, а с течением времени [1].В пении необходима естественность выдоха, чтобы взятый воздух распределялся на всю фразу, а не сбрасывался на первых звуках. Благодаря этому упражнению, можно получить хорошее представление о координации всех процессов дыхательного процесса в пении.4.3. Работа над певческим дыханием с детьми старшего школьного возрастаВажность формирования дыхания в старшем возрасте (15-17 лет) не может быть недооценена. Брюшные мышцы закрепляют дыхание для сохранения устойчивости нижних рёбер у тех учеников, которые умеют расширять их. Для успешного выработки этапа формирования певческого дыхания необходимо хорошо усвоить физические ощущения дыхания предыдущих этапов, а именно 1-го и 2-го. Чтобы достичь длительного сохранения певческого выдоха, рекомендуется следить за умением его сохранять. Это также связано с вопросом об «опоре звука» [2].Важно научиться петь с экономным расходованием дыхания и активным смыканием связок. Ученику необходимо сохранять ощущения зафиксированного вдоха и спокойного выдоха для правильного положения певческого аппарата. Это создаст естественные условия для спокойного, не форсированного звука. Среди традиционных типов вокального дыхания наиболее удобным для пения считается нижнереберно - диафрагматическое дыхание, что было принято большинством педагогов-вокалистов в настоящее время.В работе данного типа дыхания активно задействованы грудная клетка и диафрагма. Движения диафрагмы и нижних ребер происходят одновременно, что обеспечивает полный и глубокий вдох. Сокращение диафрагмы стимулирует мышцы живота и нижние ребра.Во время пения важно точно координировать подачу воздуха с другими отделами голосового аппарата. Для этого необходимо вырабатывать координирование дыхания и звука в одном направлении. Нельзя использовать разные типы дыхания, так как нужно закреплять рефлексы и стандартизировать процесс.Согласно проведенным научным исследованиям, тип дыхания при пении не является фиксированным и неизменным. Его вариативность зависит от характера звучания, используемого исполнителем в конкретном музыкальном произведении. Ученик должен уметь свободно управлять дыханием и адаптировать его под требования стиля исполнения произведения. Как голос изменяется для передачи эмоционального содержания различных музыкальных произведений, так и дыхание, следуя за звуком, изменяется для выполнения звуковых задач [5]. Конечно, это не выходит за рамки привычного типа дыхания, который уже выработан у исполнителя.Вокалисты могут отметить три типа дыхания: оптимальное, вялое и форсированное. В первом случае дыхательные мышцы работают медленно, вдох не полный, а выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц. Это не позволяет создать необходимое подскладочное давление для фонации. Голосовые мышцы не могут полноценно работать, что приводит к быстрой усталости, снижению силы звука и тембровой окраске звука. Форсированное дыхание, наоборот, связано с слишком активной работой дыхательных мышц. Вдох сопровождается шумом и перебором дыхания, а выдох характеризуется значительным напором.При слишком большом давлении под складками голоса, голосовые складки начинают напрягаться. Это приводит к тому, что звук становится тонким, крикливым, без выражения, и со слабым тембром. Мощность звука снижается.Во время фонации голосовые складки превращаются в эластичный затвор, который препятствует выходу воздуха. Как этот затвор организован, как близко голосовые складки находятся друг к другу, как сильно мышцы сокращаются и насколько они эластичны, влияет на расход воздуха. Если складки не достаточно сжаты, то расход выдыхаемого воздуха увеличивается. Это приводит к короткому дыханию и недостаточной поддержке дыхания. Звук теряет свою интонационную стабильность, становится грубым и без "собранности".Для правильного певческого дыхания необходимо следить за положением тела (певческая установка). При этом необходимо обеспечить прямое положение спины и хорошее изгибание поясничного отдела позвоночника. Важно избавиться от порывистых и судорожных вдохов, которые могут проявляться у детей. Нередко наблюдается быстрое "оползание" стенок грудной клетки уже в начале музыкальной фразы. Это является недопустимым, так как указывает на отсутствие поддержки вдоха во время пения [1].Систематическое и постепенное воспитание певческого дыхания является ключевым фактором успеха. Основным принципом является понимание поставленных задач и осознание всех элементов фонационного дыхания, таких как взятие дыхания, задержка вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы. Необходимо запомнить связанные с ними ощущения и контролировать себя, готовясь к подаче звука в замедленном темпе. Для начала, стоит начать с коротких упражнений в медленном темпе, которые не требуют большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры.Для эффективного пения необходимо сохранять вдохательное положение грудной клетки после окончания музыкальной фразы и снятия звука, чтобы создать "резерв дыхания", который позволит каждому новому вдоху наслаиваться на предыдущий и сохранять певческую установку. Такой подход облегчит организацию нового вдоха. Изолированные дыхательные упражнения не помогут развитию певческого дыхания, так как работа дыхательных мышц неразрывно связана с работой гортани и верхних резонаторов во время пения.Определяющим фактором для певческой опоры является качество звука, который может быть произведен. Вокалисты называют опёртым звук, который является собранным, богатым тембрами, округленным и хорошо несущимся. Напротив, не опёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый и не сильный.Работая с детьми старшего школьного возраста, возникают проблемы, такие как недостаточно сохраненный певческий выдох, безопорное пение и недостаточное использование дыхания.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля эффективной работы с детьми над певческим дыханием, необходимо учитывать возрастные особенности. Одним из наиболее целесообразных методов для пения является нижнереберно-диафрагматическое дыхание. Важно, чтобы педагог следил за использованием учеником дыхания во время пения, но не старался навязать свою систему дыхания, если голос звучит правильно. Если ученик поднимает плечи при выдохе, педагогу необходимо объяснить, что это неправильно, и попросить ученика несколько раз сделать вдох, положив руку на его плечо.Развитие певческого дыхания у детей происходит медленно и связано с формированием других компонентов голосового аппарата. Чтобы описать этот процесс, можно выделить три этапа. На первом этапе дыхание автоматическое и физиологическое, а также певческое. Второй этап характеризуется первыми попытками ребенка управлять дыхательной мускулатурой. На третьем этапе дыхание уже может быть контролируемым и произвольным.Для укрепления певческого дыхания у детей используются напевные песни. Исполняя их, ребенок тренируется в торможении выдоха, медленном и постепенном расходовании воздуха, находящегося в легких.Для достижения экономного расхода воздуха при пении и улучшения регулирования расхода, необходимо уметь удерживать нижние ребра в раздвинутом положении на протяжении всей вокальной строчки, требующей непрерывного дыхания. Этому можно научиться при помощи медленного, спокойного выдоха и сопротивления нижних ребер к спадению. Ученикам, которые уже усвоили физические ощущения дыхания, может быть проще закрепить умение расширять нижние ребра и сохранять их устойчивость брюшными мышцами. Этот этап формирования певческого дыхания успешно вырабатывается только у тех, кто хорошо усвоил физические ощущения дыхания в предыдущие годы.Для сохранения правильного положения певческого аппарата и создания естественных условий для спокойного звука очень важно, чтобы ученик сохранял ощущение зафиксированного вдоха и экономного выдоха. Однако, для развития певческого дыхания не рекомендуется использовать изолированные дыхательные упражнения, поскольку работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Таким образом, спокойный, умеренный вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределять – вот принципы дыхания, которыми всегда следует пользоваться при работе с учеником.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства»-Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, 2007-155с.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики».– М.: Музыка, 1984.Заседателев Ф.Ф. «Научные основы постановки голоса» Изд.6-е-М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2013.-120с.Ламперти Ф. «Искусство пения по классическим преданиям», Технические правила и советы ученикам и артистам: Учебное пособие.2 –е изд., испр. - СПб.: Изд-во «Лань»; «Изд – во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009.-192с.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос», М-Л, 1965 г.
2.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики».– М.: Музыка, 1984.
3.Заседателев Ф.Ф. «Научные основы постановки голоса» Изд.6-е-М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2013.-120с.
4.Ламперти Ф. «Искусство пения по классическим преданиям», Технические правила и советы ученикам и артистам: Учебное пособие.2 –е изд., испр. - СПб.: Изд-во «Лань»; «Изд – во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009.-192с.
5.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос», М-Л, 1965 г.