Мистическая проза Серебряного века: традиционное и новое

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 23.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Фольклорная и мифологическая основа формирования мистических ситуаций …………………………………………………………………………..5
1.1. Демонологическая природа сверхъестественных существ, особенности их создания………………………………………………………………………...5
1.2. Представление сверхъестественных явлений и предметов в славянском язычестве…………………………………………………………………………..9
Глава II. Специфика изображения сверхъестественного в прозе Серебряного века……….……………………………………………………………………….12
2.1. Мистические мотивы новелл / рассказов отечественных писателей Серебряного века в контексте традиции………………………………………12
2.2. Художественные особенности мистической прозы русских писателей рубежа XIX-XX вв. ……………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Фрагмент для ознакомления

Не стоит забывать, что образ яблока, согласно античным мифам, был создан опьяневшим богом Дионисом и подарен им богине любви Афродите. Этот плод стал эротическим символом, символом плодовитости. В Афинах молодожены делили и ели яблоко при вхождении в брачные покои. Передача или бросание яблок, соответственно, считалось знаком любви. Яблоко еще и космический символ. Яблоневый сад ассоциируется с гармонией и заставляет вспомнить о рае.Старые вязы в патриархально-идиллическом мире героини образуют форму круга, воплощающего непрерывное развитие мироздания, духовное совершенство, единство, бесконечность, вечность. Это символы полноты, завершенности, целостности. Круг может рассматриваться и как средство защиты (магический круг, ограждающий от злых духов), он словно оберегает мир героини от опасных чар Венеции.Особую роль в новелле играет лес - широко распространенный символ внешнего мира. В дебрях его можно встретить образы загадочных существ, являющихся олицетворением опасности, поэтому лес воспринимается как место испытанийдля одухотворенных людей. Лес символизирует сверхъестественное знание. Юнг считал его воплощением бессознательного и его тайн, выступая материнским архетипом [1].В пасторально-идиллическом мире героини «нежны края облаков и влажны запахи». Облако является воплощением мечты, счастья, вознесения на небеса, мистическим символом счастья. Но облака, являясь посредниками между землей и небом, духом и материей, сном и реальностью, считаются также воплощением неясности, некоего покрова, укутывающего этот уединенный уголок. Вода - древний универсальный символ чистоты. Как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира вода является источником всякой жизни, вышедшей из нее. Прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие, мудрость и духовную жизнь. Следовательно, облака и влага могут свидетельствовать о невинности помыслов, о чистоте и природной мудрости, царящих в этом гармоничном месте.С точки зрения локативностиводное пространство представлено очень разнообразно: это и журчащие ручьи, и сверкающая гладь озер и т.п. Дымка окутывает воды от посторонних взглядов, а окрестные болота становятся преградой для проникновения в этот уединенный мир разрушительного влияния соблазна и искушенийВенеции. Не просто так автор вводит образ моста, символизирующего объединение, переход в новую форму существования, переход из одного состояния в другое, от одной стадии к другой. Мост символизирует переправу, указывает на связь с небом, на отношения с божеством. В рассматриваемом ландшафте важен также «бревенчатый мостик, соединяющий аллею с шоссе», непосредственно ведущий в мир героини. Его образ вписывается в сквозной для «Венецианского зеркала» мотив дороги. Упоминание спуска к ручью указывает на то, что героиня обитает выше, соответственно, ближе к небу, к духовному свету, а ручей, или ключ, источник,- место, где берет начало этот мир.Серые камни, упоминаемые автором, некогда чрезвычайно важные символы магических сил, заключенных в неодушевленной материи. Это символы постоянства, силы, целостности. Они являются символом божественного присутствия и духовного влияния, воплощая в себе защитные и оплодотворяющие силы. Средоточия божественных потоков и космической энергии, камни обладают духовной силой, они обладают свойством накапливать в себе силы земли и при прикосновении передавать ее людям [17]. Во многих культурах камень становился не только обозначением прочности и долговечности, но и символом божественной власти. Следовательно, камни становятся воплощением жизненных сил. Предпринятый анализ символических образов новеллы «Венецианское зеркало» демонстрирует использование писателем традиционных пасторально-идиллических мотивов и образов, которые в своей совокупности формируют представление о России как о земном рае, навсегда утерянном.К сожалению, книга «Imbroglio» мало исследована в литературоведении и в свободном доступе практически нет литературы по данному произведению, поэтому сделать полномасштабный анализ данного произведения крайне затруднительно[19]. Центром рассказа является личность героя, а главными элементами - события и обстоятельства его существования. Нечасто встретишь столь глубоко и проницательно раскрытые трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века.Потайная дверь, шелковая петля, бездонный колодец, безжизненное тело – все эти образы являются образами, разделяющими пространство на мир реальный и мир вымышленный. Непременным атрибутом раздвоения мира является зеркало, которое также имеет место быть в рассказе.В художественном творчестве Муратова это просвечивание живого сквозь мертвое, живой современной человеческой жизни сквозь камни истории и могильные плиты, явно соотносится с итальянской темой.Рассуждения героев о превратностях судьбы являются размышлениями самого автора. Сложно рассуждать об использовании автором мистических мотивов в данном произведении, потому что нет возможности ознакомиться с высказываниями критиков по поводу данного произведения. 2.2. Художественные особенности мистической прозы русских писателей рубежа XIX-XXввСреди характерных черт мистической прозы эпохи серебряного века можно выделить следующие[20]:- символизм, проявляющийся в стремлении выразить внутреннюю полноту жизни с помощью свойств и литературных приемов, присущих такому жанру литературы, как поэзия. Это, прежде всего, метафоричность, иносказательность, представляющие собой употребление слов или выражений в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления скаким-либо другим на основании их общего признака.  По мнению деятелей «нового религиозного сознания», именно символический анализ позволит религиозно осмыслить глубину человеческого бытия;- антисекуляризм или в широком смысле фундаментализм, проявившийся в негативном отношении к историческому, но не к первоначальному христианству. В России это позиция тех клерикальных кругов, которые выступают за вмешательство церкви в политику, право, законодательство, культуру, образование;- революционно-мистические настроения, которые выступают движущей силой обновленной социально-политической жизни общества. Причем настроения эти рассматриваются с точки зрения мистической природы только в том случае, когда изменению подлежат не внешние формы жизни общества, а общественное сознание;- индивидуализм, представляющий собой мировоззрение, которое подчеркивает первоочередное значение индивида и личностной независимости. Французское слово «individualisme» производное от латинского «individuum» – «неделимое». В данном контексте индивидуализм является термином, относящимся к науке социальной психологии, потому что развитие этого понятия у отдельной конкретной личности непосредственно соотносится с факторами социума. То есть, когда интересы общества уступают интересам состоящих из него личностей; - попытка возвыситься любыми способами над идейной борьбой политических партий, выработав при этом некий новый другой путь развития в любой из сфер общественной жизни, будь то политика, искусство, философия, литературное творчество, интеллектуальное развитие личности индивида. С одной стороны, это конечно самый легкий и простой путь постановки и достижения новых целей и нового этапа развития. И он непременно принесет изменения в общественно-политическую жизнь страны, но период этот также, как и всегда окажется временным, промежуточным. И по прошествии времени, вновь возникнуть те же проблемы с властью, то же недовольство масс сложившимся укладом жизни. Все, что ново и неизвестно кажется лучшим, чем-то положение, которое предшествует появлению новых веяний; - апология, представляющая собой тезис, постулат, провозглашавший защиту творческого начала в человеке, и утверждающий о том, что только творчество способно возвысить человека, в полной мере позволив ему реализовать потенциал его свободы и независимости. Именно поэтому все представители данного течения так рьяно и преданно восхищались в своих произведениях духом свободы личности, проявляющейся не только в смелых высказываниях в творчестве, но и в свободе мыслей и поступков. И, как правило, объекты апологии всегда подвергались внешним нападкам.Повышается субъективизм литературы, то есть внимание авторов уделено не только объекту, но и субъекту в литературе, то есть происходит поворот взглядов на сознание как на первичную данную ценность бытия, в то время как всё другое является лишь формой, содержанием или результатом творчества сознания.Таким образом, приверженцы эпохи серебряного века во главу угла ставили тенденции развития литературы в свете интереса к религиозной проблематике, которая на тот момент стояла в центре средневековой литературы, откуда и пошло название ренессанса.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаименее продвинутыми в настоящее время остаются вопросы, связанные с классификацией общего состава мифологических персонажей в рамках определенной одноэтнической традиции. Изучение народной демонологии не только как списка персонажей, но и как системы, включающей наряду с персонажами весь круг мотивов о сверхъестественных существах является важным атрибутом анализа любого текста. Что говоритоб острой потребности в разработке нового уровня общеславянских сравнительных исследований в области «низшей» мифологии, т. е. в освоении методики сопоставительного анализа, как отдельных образов, так и целых демонологических систем разных славянских народов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЮнг К. Г. Архетип и символ [Электронный ресурс]. М.: Ренессанс, 1991. URL: http://pryahi.indeep.ru/psychology/ jungian/jung_01.html (дата обращения: 05.06.2023). Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : Очерк историографии / И. В. Силантьев; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос.акад. наук. - Новосибирск : ИДМИ, 1999. - 103 с.; 20 см.; ISBN 5-88119-118-8Веселовский А.Н.Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент.В. В. Мочаловой]. - М. :Высш. шк., 1989. - 404,[2] с. : портр.; 22 см. - (КЛН. Классика лит.науки).; ISBN 5-06-000256-X (В пер.)Теория литературы: в 2 т. Т.1 Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория худож. дискурса. Теоретическая поэтика: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/под ред. Н.Д. Тамарченко. – М. Издательский центр «Академия», 2014. – 512с.Козина Т.Н. Библейские мотивы в русской прозе 1960-1980 гг. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskie-motivy-v-russkoy-proze-1960-1980-h-godov/viewer (дата обращения 05.06.2023).Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).Костылев П.Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии Электронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/m-v-lomonosov-i-nauchnoe-izuchenie-religii?ysclid=lii3uuaodv189023347 (дата обращения 05.06.2023).Георгиевский Э.В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян Электронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan?ysclid=lii3zlxkf0427201312 (дата обращения 05.06.2023).Титова О.Ю. Ареальное исследование мифологических представлений русских центрального Черноземья (XIX – начало ХХI века) Диссертация на соискание уч. степ.канд. истор. наук. Москва,2015. - Диссертация Титовой.pdf (iea.ras.ru) (дата обращения 05.06.2023).Панфилова М.И. Ренессанс и его смыслы в философии Н. А. Бердяева Электронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/renessans-i-ego-smysly-v-filosofii-n-a-berdyaeva?ysclid=lii4a1xs2i496538714 (дата обращения 05.06.2023).Орлова М.В. Валерий Брюсов и его ученики. «Дело» Надежды Львовой. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/valeriy-bryusov-i-ego-ucheniki-delo-nadezhdy-lvovoy?ysclid=lii4d45bdj513289212 (дата обращения 05.06.2023).Валерий Брюсов: В зеркале (lit-info.ru) (дата обращения 05.06.2023).Lib.ru/Классика: Гиппиус Зинаида Николаевна. Вымысел (дата обращения 05.06.2023).Особенности поэтики новеллы З. Гиппиус «Вымысел» (urfu.ru) (дата обращения 05.06.2023).Проза : Русская классическая проза : ЛУННАЯ ГОСТЬЯ : Константин Бальмонт : читать онлайн (rulibs.com) (дата обращения 05.06.2023).Татанова В.М. Трансформация образа поэта в творчестве К. БальмонтаЭлектронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obraza-poeta-v-tvorchestve-k-balmonta?ysclid=lii4pps1ff959735242 (дата обращения 05.06.2023).Венецианское зеркало читать онлайн бесплатно полностью, автор Александр Васильевич Чаянов (homeread.net) (дата обращения 05.06.2023).Апалькова Е.С. Образ венецианского зеркала в магических сюжетах П.П. Муратова и А.В. Чаянова.Электронная библиотека КиберЛенинка. – U:https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-venetsianskogo-zerkala-v-magicheskih-syuzhetah-p-p-muratova-i-a-v-chayanova?ysclid=lii4t188wy730023920 (дата обращения 05.06.2023).Читать книгу «Imbroglio», Павел Павлович Муратов (4italka.su) (дата обращения 05.06.2023).ОБРАЗ «СТРАШНОГО МИРА» В ПРОЗЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (М.П. АРЦЫБАШЕВ, Ф.К. СОЛОГУБ, Л.Н. АНДРЕЕВ)Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 123–129. ISSN 1998-0817 (дата обращения 05.06.2023).

1. Юнг К. Г. Архетип и символ [Электронный ресурс]. М.: Ренессанс, 1991. URL: http://pryahi.indeep.ru/psychology/ jungian/jung_01.html (дата обращения: 05.06.2023).
2. Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : Очерк историографии / И. В. Силантьев; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск : ИДМИ, 1999. - 103 с.; 20 см.; ISBN 5-88119-118-8
3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент. В. В. Мочаловой]. - М. : Высш. шк., 1989. - 404,[2] с. : портр.; 22 см. - (КЛН. Классика лит. науки).; ISBN 5-06-000256-X (В пер.)
4. Теория литературы: в 2 т. Т.1 Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория худож. дискурса. Теоретическая поэтика: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/под ред. Н.Д. Тамарченко. – М. Издательский центр «Академия», 2014. – 512с.
5. Козина Т.Н. Библейские мотивы в русской прозе 1960-1980 гг. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskie-motivy-v-russkoy-proze-1960-1980-h-godov/viewer (дата обращения 05.06.2023).
6. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян: Издательство «Индрик»; М.; 2000 ISBN 5-85759-110-4 (дата обращения 05.06.2023).
7. Костылев П.Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/m-v-lomonosov-i-nauchnoe-izuchenie-religii?ysclid=lii3uuaodv189023347 (дата обращения 05.06.2023).
8. Георгиевский Э.В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan?ysclid=lii3zlxkf0427201312 (дата обращения 05.06.2023).
9. Титова О.Ю. Ареальное исследование мифологических представлений русских центрального Черноземья (XIX – начало ХХI века) Диссертация на соискание уч. степ. канд. истор. наук. Москва,2015. - Диссертация Титовой.pdf (iea.ras.ru) (дата обращения 05.06.2023).
10. Панфилова М.И. Ренессанс и его смыслы в философии Н. А. Бердяева Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/renessans-i-ego-smysly-v-filosofii-n-a-berdyaeva?ysclid=lii4a1xs2i496538714 (дата обращения 05.06.2023).
11. Орлова М.В. Валерий Брюсов и его ученики. «Дело» Надежды Львовой. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/valeriy-bryusov-i-ego-ucheniki-delo-nadezhdy-lvovoy?ysclid=lii4d45bdj513289212 (дата обращения 05.06.2023).
12. Валерий Брюсов: В зеркале (lit-info.ru) (дата обращения 05.06.2023).
13. Lib.ru/Классика: Гиппиус Зинаида Николаевна. Вымысел (дата обращения 05.06.2023).
14. Особенности поэтики новеллы З. Гиппиус «Вымысел» (urfu.ru) (дата обращения 05.06.2023).
15. Проза : Русская классическая проза : ЛУННАЯ ГОСТЬЯ : Константин Бальмонт : читать онлайн (rulibs.com) (дата обращения 05.06.2023).
16. Татанова В.М. Трансформация образа поэта в творчестве К. Бальмонта Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/transformatsiya-obraza-poeta-v-tvorchestve-k-balmonta?ysclid=lii4pps1ff959735242 (дата обращения 05.06.2023).
17. Венецианское зеркало читать онлайн бесплатно полностью, автор Александр Васильевич Чаянов (homeread.net) (дата обращения 05.06.2023).
18. Апалькова Е.С. Образ венецианского зеркала в магических сюжетах П.П. Муратова и А.В. Чаянова. Электронная библиотека КиберЛенинка. – U: https://cyberleninka.ru/ article/n/obraz-venetsianskogo-zerkala-v-magicheskih-syuzhetah-p-p-muratova-i-a-v-chayanova?ysclid=lii4t188wy730023920 (дата обращения 05.06.2023).
19. Читать книгу «Imbroglio», Павел Павлович Муратов (4italka.su) (дата обращения 05.06.2023).
20. ОБРАЗ «СТРАШНОГО МИРА» В ПРОЗЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (М.П. АРЦЫБАШЕВ, Ф.К. СОЛОГУБ, Л.Н. АНДРЕЕВ) Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 123–129. ISSN 1998-0817 (дата обращения 05.06.2023).