ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 24.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Особенности вокального развития детей младшего школьного возраста 5
2. Образовательный потенциал вокально-исполнительской деятельности младших школьников на уроках музыки 12
Заключение 18
Список литературы 22
В случае же визуализации мелодии ученик начнёт понимать, что музыка «состоит не из нот, а из соотношения между ними» [17, с.361]. Следует уточнить, что речь, в принципе, идёт о хоровом сольфеджио как комплексе специальных методических приёмов, упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха в проекции работы с хоровым коллективом [25, с.82]. Для этого учителю нужно иметь представление об опыте работы известных педагогов-музыкантов: П.Ф. Вейса, Т.В. Бырченко, К. Орфа, З. Кодая и других. Особо выделим роль личности учителя музыки, которая становится ведущей: слово, жест, мимика, поза на уроке музыки становятся значимыми составляющими компетенциями. Давно известно, что порой для ребёнка важнее не что, а как говорят. В этом смысле вербальная и невербальная коммуникация – две стороны одного процесса, так как восприятие – это всегда многоканальная система [14, с.22]. Так мы подошли к главному условию достижения преображающего эффекта вокально-хоровой деятельности – развитию личностного потенциала в творчестве. Л.С. Выготский отмечал, что «именно творческая деятельность делает …существом, обращённым к будущему, созидающим и видоизменяющим его настоящим» [8, с.237]. Он неоднократно говорил о ценности собственного опыта ребёнка, определяемого средой. Творческий поиск – движение, динамика, постижение… и вновь по этой спирали, но на другом, более сложном его витке. Развитие потребноститворчества в процессе формирования вокально-исполнительской культуры – значимое условие успешности воплощения в реальность цели урока музыки в начальной школе. Иными словами, движение здесь всегда будет идти по спирали, звенья которой могут образовываться до бесконечности. Ведь пропевая мелодию на уроке, ребёнок осознаёт мысль через процесс вокализации, ощущая динамику развития, метроритм, ладовую основу, кульминацию, тонику как итог сказанного. В этом отношении И.М. Сеченов рассматривал интуитивное «считывание» как звукоподражательность, внутренне присущую человеку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и её подобие не станут тождественны» [22, с.76]. Можно вывести правило: чем осознаннее и разнообразнее становится пение, тем больше духовно-нравственных смысловых пластов открываются ребёнку. Неслучайно Б.В. Асафьев считал, что «хоровое пение – ключ к пониманию музыки» [3, с.5]. И здесь открывается ещё одна воспитывающая составляющая организации вокально-хорового исполнительства. Это влияние пения на развитие когнитивных способностей, так как интеллект и эмоции сходятся на пересечении в одной плоскости – эмоциональном интеллекте как способности понять и принять состояние другого человека в сопоставлении со своими чувствами. Поэтому пение, вписанное в канву хорового исполнения, является аккумулирующим фактором воспитательного воздействия на личность в процессе образования. Именно это мы и полагаем ключевым условием формирования вокально-исполнительской культуры младшего школьника на уроке музыки. По мнению О.А. Апраксиной, цель занятий может пониматься по-разному, пути и содержание могут быть совершенно различны, но в то же время непохожими путями можно прийти к одной цели, если всё время, точно её понимать [2, с.184]. Таким образом, одним из ключевых аспектов формирования вокально-исполнительской культуры младшего школьника является научная обоснованность усложнения многих её элементов. Только так можно точно акцентировать смыслы и способности, которые станут пусковым механизмом для раскрытия творческого видения мира в его полном разнообразии.Кроме того, необходимо обратить внимание на технические аспекты исполнения, такие как дикция и артикуляция. Они играют важную роль в передаче смысла песни и позволяют выразить эмоции и чувства через пение.Наконец, следует обращать внимание на особенности каждого ребенка и его индивидуальный подход к музыкальному искусству. Каждый ребенок уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать при формировании его вокально-исполнительской культуры.Научная обоснованность усложнения многих элементов системы формирования вокально-исполнительской культуры младшего школьника является важным фактором для точного акцентирования смыслов и способностей, которые способны раскрыть творческое видение мира во всей его красоте и разнообразии.ЗаключениеВыполнив данную работу, сделали следующие выводы:–в процессе обучения пению на уроках формируются основные вокальные навыки. Однако, необходимо учитывать, что вокальные упражнения играют важную роль в этом процессе. Они помогают отработать дыхание, артикуляцию, звукообразование и резонирование, что в свою очередь положительно сказывается на качестве исполнения песен;– начиная урок, педагог должен определить уровень подготовленности ученика и выбрать соответствующие вокальные упражнения. Кроме того, важно учиться слушать свой голос и корректировать его звучание в процессе выполнения упражнений. При этом не стоит забывать о том, что вокальные навыки требуют постоянной отработки и улучшения. Поэтому, регулярные уроки пения и выполнение вокальных упражнений в домашних условиях являются необходимыми для достижения успеха в этой области;– на уроке вокала и хоровой деятельности ученик не только улучшает свои музыкальные навыки, но и развивает социальные навыки. Благодаря взаимодействию с другими учениками, ученик не замечает, как он становится частью коллектива. Однако секрет такой формы работы заключается не только в коллективе, но и в доминантах, которые ученик осваивает в процессе обучения. Единение, общение, понимание, творчество, озарение, толерантность, гуманность – это качества, которые развиваются в процессе развития первичных певческих умений и навыков ребёнка. Важно отметить, что вокально-хоровая деятельность может иметь не только музыкальный, но и психологический эффект на ученика. Вовлечение в процесс пения и совместной работы в коллективе позволяет ученику чувствовать себя увереннее и доверять другим. Кроме того, вокально-хоровая деятельность помогает ученикам развивать свои творческие способности и находить свой голос в коллективе. Это даёт возможность выражать себя через музыку и находить своё место в коллективе.На уроке вокала и хорового пения, ученик не только учится петь, но и развивает навыки сотрудничества и взаимодействия с другими учениками. Это происходит благодаря использованию доминант, таких как единение, общение, творчество, озарение, понимание, толерантность и гуманность. Важным элементом этой формы работы являются первичные певческие умения и навыки ребенка, которые развиваются в процессе. Следует отметить, что вокально-хоровая деятельность на уроке имеет глубокое психологическое воздействие на ребенка. Во время пения в группе, ученик испытывает чувство принадлежности и взаимной поддержки, что положительно влияет на его самооценку и социальную адаптацию.Кроме того, участие в хоре позволяет развивать музыкальный слух, ритмический чувство и дыхание, что также полезно для ребенка в будущем. Важно учитывать, что вокально-хоровая деятельность на уроке должна быть доступна для всех учеников, независимо от уровня музыкальной подготовки. В целом, хоровое пение – это не только занятие музыкой, но и способ развития социальных и эмоциональных навыков. Оно помогает ученикам осознать свою роль в коллективе и научиться работать в команде, что будет полезно в их будущей жизни.Таким образом, вокально-хоровая деятельность на уроке – это не только улучшение музыкальных навыков, но и развитие социальных и творческих способностей учеников.Список литературыАнаньев Б.Г. Психология чувственного познания: М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1990. – 486 с. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб.пособ. для студ. пед. институтов. – М.: Просвещение 1983. – 224 с. Асафьев Б.В. Речевая интонация: М. – Ленинград: Музыка, 1965. – 135 с. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: Изд-во «Музыка», 1974. – 335 с. Беседы с А. Шнитке. / сост. А.В. Ивашкин. – М.: изд. дом «Классика XXI», 2020. – 320 с. Бозер У. Как научить учиться: навыки осознанного усвоения знаний/ Ульрих Бозер / пер. с англ. – М: Альпина Паблишер, 2020. – 368с. Библер В.С. Школа диалога культур: основные программы / В.С. Библер. – Кемерово: Алеф, 1992. – 96 с. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: изд-во «Смысл», изд-во ЭКСМО, 2003. – 512 с. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2015. – 170 с. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / ДэниэлГоулман. Пер. с англ. А.П. Исаевой, из-во АСТ: М.: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с. Гарсиа М. Школа пения/ М. Гарсиа. М.: Планета музыки, 2017. – 416 с. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с. Красильникова М.С., Критская Е.Д. Занятие хоровым пением в общеобразовательной организации: социальные, психологические и медицинские аспекты. Педагогика искусства, № 4, 2018. – С. 208-2018. КаццолиноМауро. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак: 3-е изд., пер. с итал. – Харьков: изд-во «Гуманистический центр», 2018. – 220 с. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах, Т.1. / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. Марафьоти М. Метод пения Карузо. Научный подход к голосообразованию / пер. Н.А. Александровой. – СПб.: изд. «Лань»; изд-во «Планета музыки», 2015. – 288 с. Кулка И. Психология искусства / пер. с чешск. Олива И.Р. – Харьков: изд-во «Гуманитарный центр», 2019. – 566 с. Лобанова О.Г. Правильное дыхание. Речь и пение: учеб. пособ. – 4-е изд. – СПб.: изд. «Лань», изд. «Планета музыки», 2018. – 140 с. Панфилова А.П., Давлатов, А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб.и практикум для вузов / А.П. Панфилова, А.В. Давлатов; под ред. А.П. Панфиловой. – М.: изд-во Юрайт, 2020. – 487 с.Пекерская Е.М. Вокальный букварь электронный учебник/ Е.М. Пекерская. [Электр.ресурс].- Режим доступа: //http:www.vokalnyy-bukvar.ru/ (20.06.2023) Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. М.: Издательство политической литературы, 2013. – 272 с. Сеченов И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. – СПб: Лениздат, 2014. – 221 с. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением.– М.: изд-во АСТ, 2019. – 240 с. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособ. для высш. пед. заведений. – М.: Гуманитарный центр «Владос», 2002. – 176 с.Струве Г. Школьный хор: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. М.: Планета музыки, 2019. – 488 с.Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: издательский дом ЯСК: Языки славянской культуры, 3-е изд., 2017. –448 с.Энциклопедия юного музыканта [Электр.ресурс].- Режим доступа: http:www.dlaunogo-muzykanta.ru/ (20.06.2023).
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1990. – 486 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М.: Просвещение 1983. – 224 с.
3. Асафьев Б.В. Речевая интонация: М. – Ленинград: Музыка, 1965. – 135 с.
4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: Изд-во «Музыка», 1974. – 335 с.
5. Беседы с А. Шнитке. / сост. А.В. Ивашкин. – М.: изд. дом «Классика XXI», 2020. – 320 с.
6. Бозер У. Как научить учиться: навыки осознанного усвоения знаний/ Ульрих Бозер / пер. с англ. – М: Альпина Паблишер, 2020. – 368с.
7. Библер В.С. Школа диалога культур: основные программы / В.С. Библер. – Кемерово: Алеф, 1992. – 96 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: изд-во «Смысл», изд-во ЭКСМО, 2003. – 512 с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2015. – 170 с.
10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниэл Гоулман. Пер. с англ. А.П. Исаевой, из-во АСТ: М.: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
11. Гарсиа М. Школа пения/ М. Гарсиа. М.: Планета музыки, 2017. – 416 с.
12. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
13. Красильникова М.С., Критская Е.Д. Занятие хоровым пением в общеобразовательной организации: социальные, психологические и медицинские аспекты. Педагогика искусства, № 4, 2018. – С. 208-2018.
14. Каццолино Мауро. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак: 3-е изд., пер. с итал. – Харьков: изд-во «Гуманистический центр», 2018. – 220 с.
15. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах, Т.1. / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
16. Марафьоти М. Метод пения Карузо. Научный подход к голосообразованию / пер. Н.А. Александровой. – СПб.: изд. «Лань»; изд-во «Планета музыки», 2015. – 288 с.
17. Кулка И. Психология искусства / пер. с чешск. Олива И.Р. – Харьков: изд-во «Гуманитарный центр», 2019. – 566 с.
18. Лобанова О.Г. Правильное дыхание. Речь и пение: учеб. пособ. – 4-е изд. – СПб.: изд. «Лань», изд. «Планета музыки», 2018. – 140 с.
19. Панфилова А.П., Давлатов, А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб.и практикум для вузов / А.П. Панфилова, А.В. Давлатов; под ред. А.П. Панфиловой. – М.: изд-во Юрайт, 2020. – 487 с.
20. Пекерская Е.М. Вокальный букварь электронный учебник/ Е.М. Пекерская. [Электр. ресурс].- Режим доступа: //http:www.vokalnyy-bukvar.ru/ (20.06.2023)
21. Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. М.: Издательство политической литературы, 2013. – 272 с.
22. Сеченов И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. – СПб: Лениздат, 2014. – 221 с.
23. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением.– М.: изд-во АСТ, 2019. – 240 с.
24. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособ. для высш. пед. заведений. – М.: Гуманитарный центр «Владос», 2002. – 176 с.
25. Струве Г. Школьный хор: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. М.: Планета музыки, 2019. – 488 с.
27. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: издательский дом ЯСК: Языки славянской культуры, 3-е изд., 2017. – 448 с.
28. Энциклопедия юного музыканта [Электр. ресурс].- Режим доступа: http:www.dlaunogo-muzykanta.ru/ (20.06.2023).