на тему: Готовность к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 29.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 6
1.2. Процесс формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН старшего дошкольного возраста 10
1.3. Организация подготовки к обучению грамотности дошкольников с ФФН 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 18
2.1. Содержание работы логопеда по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН старшего дошкольного возраста посредством игр 18
2.2 Методические рекомендации по применению игр как средства подготовки к обучению грамоте у детей с ФФН старшего дошкольного возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Фрагмент для ознакомления

Логопед предлагает детям с помощью интерактивных картинок определить место звука в слове. Если ребенок правильно определит место звука в слове, то загорится клеточка красным цветом, если неправильно, то будет издан громкий отрывистый звук.9. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности и нарушенной последовательности. 10. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности. Игра «Живые звуки» Цель: упражнять дошкольников в умении составлять слова из звуков в нарушенной последовательности. Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук [с], другой – [о], третий – [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось? (сок) Игра «Волшебный домик» Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак). Таким образом, подобраны игры и игровые упражнения, в том числе и интерактивные, с целью формирования звуко-буквенного анализа и синтеза и детей старшего дошкольного возраста с ФФН на логопедических занятиях. Данная работа требует длительных занятий, включающих игры с многократным повторением. Категорически не рекомендуется переходить к следующим играм, если не усвоен материал предыдущих игр.2.2 Методические рекомендации по применению игр как средства подготовки к обучению грамоте у детей с ФФН старшего дошкольного возрастаВ процессе игры дошкольник развивается и умственно, и нравственно, и физически. Развиваются и углубляются познавательные процессы, память, внимание, мышление, восприятие, речь. В связи с этим, использование игр и игровых приемов и упражнений приобретает большое практическое значение. В большинстве случаев дошкольники не осознают дефект развития звуко-буквенного анализа и синтеза, некоторые дети не могут различать правильное произношение звука от неправильного. В таким случае, командные методы, исчезающие занятия не помогут, а обучение в игровой форме даст положительные результаты. Процесс формирования звуко-буквенного анализа и синтеза, бесконечное повторение упражнений, выполнение скучных заданий снижает интерес дошкольника к логопедическим занятиям. А игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, позволит преодолеть трудности в развитии звуко-буквенного анализа и синтеза. Чтобы занятия проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться таких рекомендации по использованию коррекционно-развивающих игр: - игра проводится в неторопливом темпе, ребенок должен понять задание, осознанно исправить возможную ошибку; - игра может быть частью логопедического занятия;- игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление); - в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность; - в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, умение правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу; - логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей, отмечать наиболее успешных; - в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям. 5. Методические указания по использованию игр в работе логопеда: - логопед рассказывает дошкольникам, что какая работа им предстоит, ставит перед ними образовательную и коррекционную задачу; - логопед показывает способы выполнения упражнений посредством словесного метода; - логопед постепенно усложняет игровые задачи, так как для усвоения знаний и навыков требуются многократные повторения; - логопед осуществляет контроль над выполнением игровых упражнений, чтобы у детей не закрепились ошибочные приемы и навыки работы. 6. Если логопеды-практики используют в коррекционной работе игры, дети свободно включаются в коллектив, а воспитанные в ходе игры качества личности (активность, самостоятельность, инициатива) помогают им справляться с речевыми затруднениями вне логопедического кабинета. ЗАКЛЮЧЕНИЕФФН характеризуется нарушением звуко-произносительной стороны речи, восприятия фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом, но имеющих различные нарушения речи. У детей с ФФН нарушение звуковой стороны речи обусловлено фонематическими и фонетическими дефектами. Фонематические нарушения характеризуются смешением звуков, их заменами, фонематические нарушения – искажением звуков. Нарушение развития высших психических функций ведет к сложностям в подготовке к школьному обучению. У детей с ФФН нарушены устойчивость внимания, концентрация и переключаемость. Внимание детей с ФФН отличается непроизвольным характером. Объем памяти у детей с ФФН значительно сужен, темп усвоения информации замедлен, воспроизведение по памяти не точное. Мыслительные процессы у детей с ФФН протекают медленно, наблюдаются трудности в усвоении абстрактных понятий. Выполнение творческих заданий составляет определенные сложности. Рисунки, поделки из пластилина отличаются бедностью замысла. Поведение детей нестабильно, очень часто наблюдается смена настроения, на что влияют недостатки в развитии эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Дети не инициируют общение, с трудом вступают в контакты со сверстниками и окружающими взрослыми, не любят выделяться из группы сверстников, не привлекают к себе внимание. Звуко-буквенный анализ и синтез понимается исследователями как способность различать звуки, или фонемы, а также способность определять звуковой состав слова. Звуко-буквенный анализ – это способность выделить звук в слове, сопоставить слово по выделенным звукам. Это сложная функция психического характера, требующая развития на высоком уровне аналитической деятельности. Фонематическое восприятие позволяет различить порядок звуков, их особенности с той целью, чтобы воспроизвести устно, а звуко-буквенный анализ позволяет различить порядок звуков, их особенности с той целью, чтобы воспроизвести их в письменной форме.Общая причина нарушений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН заключается в несовершенной работе центральных аппаратов слуха и речи, которые содержатся в коре головного мозга. Дети с ФФН не всегда отчетливо воспринимают на слух речевые звуки. Движения их речевых органов неточные, несовершенны, чем и объясняется неустойчивость звукопроизношения. Дети пропускают, искажают звуки. Наиболее нарушено звукопроизношение сонорных, свистящих и шипящих звуков. В результате речь нечеткая, смазанная. Детям с ФФН необходимо формировать звуко-буквенный анализ и синтез. Работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза тесно переплетается с работой по развитию фонематического восприятия и ее нужно проводить в игровой форме, так как в игре дети лучше усваивают познавательную задачу. Использование игры нормализует звукопроизношение детей с ФФН, совершенствует внимание, память, мышление, формирует навыки звукового анализа и синтеза, а также повышает готовность к школьному обучению, к формированию навыков чтения и письма.Последовательность работы логопеда по формированию звукобуквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста: 1. Выделение заданного звука в слове. 2. Выделение начального ударного гласного звука в слове. 3. Вычленение первого согласного звука из слова. 4. Вычленение последнего звука в слове. 5. Определение места звука в начале, конце и середине слове. 6. Последовательный анализ, определение последовательности звуков в слове. 7. Количественный анализ, определение количества звуков в слове. 8. Позиционный анализ, определение места звука в слове по отношению к другим звукам. 9. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности. 10. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности. По каждому этапу работы составлены и подобраны игры и игровые упражнения. Нами разработаны методические указания по использованию игр в работе логопеда: - логопед рассказывает дошкольникам, что какая работа им предстоит, ставит перед ними образовательную и коррекционную задачу; - логопед показывает способы выполнения упражнений посредством словесного метода; - логопед постепенно усложняет игровые задачи, так как для усвоения знаний и навыков требуются многократные повторения; - логопед осуществляет контроль над выполнением игровых упражнений, чтобы у детей не закрепились ошибочные приемы и навыки работы. В процессе игры дошкольник развивается и умственно, и нравственно, и физически. Развиваются и углубляются познавательные процессы, память, внимание, мышление, восприятие, речь. В связи с этим, использование игр и игровых приемов и упражнений приобретает большое практическое значение.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгаева И.Б., Валевич А.С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №18. С.23-27. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 400 с. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Речь, 2017. 236 с. Артемова Е.Э., Григорьева О.В. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова // Universum: психология и образование. 2021. №19. С.234-239.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей. М.: Скрипторий 2019. Бенилова С.Ю., Давидович Л.А., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: Парадигма, 2020. 870 c.Бобкова О.В., Артюкина К.И. Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием с использованием ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №12. С.98-100. Быстрова Г.А. Логопедия в диалогах. М.: Каро, 2017. 112 c. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2013. 204 с. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. М.: Педагогика, 2012. 120 с. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. М.: Едиториал УРСС, 2021. 238 c. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 456 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2020. 99 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2017. 471 с. \Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018. 157 с. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. 2003. № 2. С.134-138. Задумова Н.П., Мазакина Н.А. Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №15. С.67-78. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц. М.: АСТ, Астрель, 2021. 80 c. Ивановская, О.Г. Энциклопедия логопедических игр. М.: Каро, 2017. 200 c. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 2009. 232 с. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.: КАРО, 2016. 128 с. Копылова А.А. Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов // Молодой ученый. 2019. № 12 (59). С. 471-473. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., Сфера, 2013. 128 c.Кудрявцев В.И. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 2021. №12. С.61- 68.Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс 2009. 305 с. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2008. 156 с. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Рефл-Бук, 2016. 32 с. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: Академия, 2013. 189 с. Линчук Л.А. Азбука здоровья: занятие с дошкольниками 5-7 лет из детских домов // Логопед. 2022. 37 с. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 64 с. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2016. 835 c. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 2017. 208 с. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос, 2021. 476 c.Павлова И.Ю. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 106 с. Павлова И.Ю. Система коррекционной работы по фонетикофонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2020 г.). — Пермь: Меркурий, 2020. С.120-123. Павлова И.Ю. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 124 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агаева И.Б., Валевич А.С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №18. С.23-27.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 400 с.
3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Речь, 2017. 236 с.
4. Артемова Е.Э., Григорьева О.В. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова // Universum: психология и образование. 2021. №19. С.234-239.
5. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей. М.: Скрипторий 2019.
6. Бенилова С.Ю., Давидович Л.А., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: Парадигма, 2020. 870 c.
7. Бобкова О.В., Артюкина К.И. Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием с использованием ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №12. С.98-100.
8. Быстрова Г.А. Логопедия в диалогах. М.: Каро, 2017. 112 c.
9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2013. 204 с.
10. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. М.: Педагогика, 2012. 120 с.
11. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. М.: Едиториал УРСС, 2021. 238 c.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 456 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2020. 99 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2017. 471 с. \
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018. 157 с.
16. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. 2003. № 2. С.134-138.
17. Задумова Н.П., Мазакина Н.А. Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №15. С.67-78.
18. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц. М.: АСТ, Астрель, 2021. 80 c.
19. Ивановская, О.Г. Энциклопедия логопедических игр. М.: Каро, 2017. 200 c.
20. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 2009. 232 с.
21. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.: КАРО, 2016. 128 с.
22. Копылова А.А. Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов // Молодой ученый. 2019. № 12 (59). С. 471-473.
23. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., Сфера, 2013. 128 c.
24. Кудрявцев В.И. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 2021. №12. С.61- 68.
25. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс 2009. 305 с.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2008. 156 с.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Рефл-Бук, 2016. 32 с.
28. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: Академия, 2013. 189 с.
29. Линчук Л.А. Азбука здоровья: занятие с дошкольниками 5-7 лет из детских домов // Логопед. 2022. 37 с.
30. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 64 с.
31. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2016. 835 c.
32. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 2017. 208 с.
33. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос, 2021. 476 c.
34. Павлова И.Ю. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 106 с.
35. Павлова И.Ю. Система коррекционной работы по фонетикофонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2020 г.). — Пермь: Меркурий, 2020. С.120-123.
36. Павлова И.Ю. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 124 с.