Пение как основной вид музыкальной деятельности детей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 27.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка……………………………4
2. Методы и приёмы обучения пению…………………………………………...6
3. Творческие задания…………………………………………………………...13
4. Выбор и разучивание песен…………………………………………………..14
5. Планирование работы по пению в детском саду………………………...….19
6. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении…………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Фрагмент для ознакомления

При планировании занятий, которые проводятся дважды в неделю, определяется содержание программы обучения пению, учитывая этап разучивания песни. Определяются задачи и методические приемы для упражнений и творческих заданий.Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пенииМногие общественные деятели и педагоги высоко оценивают роль пения в жизни человека. Основатель и руководитель Московского камерного хора, профессор В.Н. Минин, считает, что «… самый первый импульс к пробуждению «художнического» начала — это живое, бурлящее впечатление от каких-то спетых строк, какой-то мелодии». Поэтому он призывает в преподавании музыки не столько обучать детей слушанию и угадыванию музыкальных произведений, сколько включать их в активное музицирование.Согласно высказыванию венгерского композитора и педагога 3. Кодая, пение является самым доступным видом музыкальной деятельности, доступным как для детей, так и для взрослых людей. Он также называет человеческий голос самым прекрасным музыкальным инструментом, который доступен каждому. В качестве примера активного приобщения детей к музыкальной культуре можно привести дореволюционную Россию, где ребенок рождался в музыкальной атмосфере и жизнь его была пронизана музицированием. Это происходило потому, что в деревне он участвовал в обрядах, а в городе и деревне пел в церковных хорах. Кроме того, в любой ячейке общества был хор, начиная от деревни, фабрики и заканчивая армией [11].Педагогическая деятельность, направленная на музыкальное воспитание детей, включает в себя обучение их выразительному исполнению интересных и несложных песен. Для достижения успеха в этом деле педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками и проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Это можно осуществить разными способами и при создании определенных условий. Организация различных видов певческой деятельности является важной частью воспитательно-образовательной работы. Дети должны участвовать в исполнении и слушании песен, пении мелодий и упражнений для развития представления о высоте, тембре, длительности и силе звуков. Также важно проводить анализ песен, учить детей импровизации и сочинению мелодий к заданным текстам, а также созданию хороводов [2].Для эффективного развития певческих навыков важен правильный подбор репертуара, учитывая возрастные особенности диапазона голоса дошкольников. Самый широкий диапазон приходится на 10 нот. Кроме того, следует учитывать увеличение силы голоса и обогащение его тембра с возрастом. Правильное использование динамики и высоты звука можно определить по отсутствию вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка. Работа с детьми над песней должна начинаться с распевки, независимо от того, учатся ли они новой песне или повторяют старую.Для успешного проведения распевания в детском саду, опыт показал, что необходимо начинать с детей средней группы. Однако, особое внимание следует уделить распеванию в старших группах. Для этого можно использовать небольшие вокальные упражнения, первоначальные вокальные фразы или простые песни с плавным голосоведением. Если целью является развитие звуковысотного слуха и дикции, то начинать распевание нужно со звука «ре». Если же требуется расширить диапазон голосов детей, стоит начать с звука «соль», чтобы достичь звука «ре» [5].При распевании необходимо варьировать темп. Быстрый темп помогает детям развить дикцию и ритмический ансамбль, в то время как медленный темп заложит основу для развития вокально-певческих навыков и научит детей протяжному исполнению. Изменение темпа влияет на характер звуковедения, поэтому в медленном темпе используют легато, а в быстром - стаккато. Повторение упражнений с изменением темпа, ритма, тональности, динамики и характера звуковедения придает занятиям элемент новизны и предотвращает усталость и привыкание к методическим приемам педагога [9].Русская народная песня прочно вошла в работу по музыкальному воспитанию. Ее поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, яркость образов и юмор делают народное песенное творчество незаменимым источником музыкального развития дошкольников. Творческий подход музыкального руководителя заключается в правильном подборе вокальных упражнений и песенного репертуара с учетом возрастных изменений в детских голосах. Для упражнений важно использовать народные попевки, песни с плавным голосоведением, например, «Как под горкой, под горой», «Аист», «Василек». Даже самые застенчивые дети могут почувствовать желание петь благодаря особенностям русской народной песни.Для детей интонационно сложно повторять мелодию на одном и том же звуке, поэтому предложение использовать первую фразу из попевки «Андрей-воробей» для распевания на одном звуке может быть полезным. Данный вид упражнения требует от детей умения держать высоко повторяющийся звук, что часто бывает тяжело и нередко их пение звучит фальшиво. Для исправления этой проблемы воспользуются фланелеграфом, который дает возможность продемонстрировать детям, как можно «перекладывать» звуки с «попки на попку», придавая им предметное значение. Если дети поют низко, то им можно сказать: «Пойте так, чтобы звук «не падал» и «не сползал» с полочки».Для более точной интонации звуков дошкольникам помогает показ движением руки, показывающий, как петь выше или ниже. Старшим детям дошкольного возраста рекомендуется использовать дирижерский жест для работы над динамикой, звуковедением и развитием звуковысотного слуха. Дирижирование способствует выработке общего движения в музыкальных фразах. При разучивании песен важно предложить детям упражнения, связанные с отдельными элементами. Характер связи песен с упражнениями может быть различным. Например, перед разучиванием песни «На мосточке» А. Филиппенко можно исполнить упражнение «Андрей-воробей», которое поможет добиться точного интонирования высокого звука без «подъезда». В этом случае можно заметить взаимосвязь звуковысотного характера [9].Для развития хорошей артикуляции и четкой дикции можно использовать специальные упражнения, не связанные с репертуаром из сборников Н.Д. Добровольской и Е. Тиличеевой, например, упражнения на слоги. Они эмоционально воздействуют на дошкольников и улучшают настроение. В песнях Е. Тиличеевой, таких как «Чепуха» и «Гуси», можно встретить такие упражнения, как «ха-ха-ха», «га-га-га». Также можно пропеть с детьми произвольные слова, такие как «динь-динь», «ква-ква» и другие.Дидактические игры являются одним из важных способов музыкального воспитания дошкольников. Они способствуют формированию умений слушать музыку и развивают высотный, ритмический, динамический и тембровый слух. Развитие музыкального слуха в свою очередь позволяет детям успешно проявлять себя в певческой деятельности. При проведении игр важно поощрять инициативу, выдумку и элементы творчества у детей, следующих образцу взрослого или других детей. Например, в игре «Садовник» детям выдаются карточки с изображением цветов.Для игры выбирается ребенок-садовник, который должен сочинить мелодию на заданные слова. Затем, ребенок с карточкой, на которой изображен соответствующий цветок, должен исполнить ответную песню. Водящий ребенок должен угадать, кто пел по голосу. Иногда детям не удается придумать свою мелодию, поэтому музыкальный руководитель может предложить свои варианты. Как только дети начинают петь, они проявляют свою инициативу и пытаются улучшить свой голос. Каждая песня - это неповторимый музыкально-поэтический образ, который требует от музыкального руководителя подбора целесообразных приемов для ее усвоения и научения дошкольников выразительному пению[8].Для того чтобы дети могли передать литературные и музыкальные образы, которые понимают, музыкальный руководитель проводит анализ мелодического и поэтического текста, определяет кульминацию и движение во фразах. Важно помочь детям представить жизненную ситуацию, соответствующую содержанию песни, при соединении мелодического и поэтического текста. Для расширения представлений о музыке и выразительности необходимо показать детям связь музыки с звуками, которые окружают их в повседневной жизни. Например, в ненастный день можно предложить детям поиграть в «музыку дождя», вслушиваясь в звуки за окном.Чтобы помочь детям развить чувство слуха, можно предложить им обратить внимание на различия звучания капель по стеклам, крышам и лужам. Затем, можно предложить различные способы изобразить эти звуки. Например, можно изобразить капли, которые падают в лужу, бью по ладони левой руки двумя пальцами правой руки. Капли, падающие на листья растений, можно изобразить, хлопая по коленям ладонями одновременно. А звучание капель по крышам можно изобразить, ударяя кулачками по столу. Такая игра поможет детям научиться воспроизводить различные звукосочетания, развивать музыкальную память и воображение, что очень полезно для дальнейшего песенного творчества. Кроме того, такие упражнения могут быть использованы для передачи других природных явлений [11].Хорошо продуманная индивидуальная работа с дошкольниками играет важную роль в достижении успеха в формировании певческой деятельности и песенного творчества.Важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности, которые можно выявить при регулярном наблюдении за развитием музыкальности. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание формированию оценочной деятельности, как при собственном пении, так и при слушании пения других детей. Это связано с тем, что воспроизведение мелодии зависит от слухового контроля. Важно, чтобы каждый ребенок получил возможность пережить успех в певческой деятельности.Наблюдается положительный эффект проведения разнообразных праздников, особенно если они включают в себя участие родителей. Дети проявляют большой интерес к выступлениям на праздниках, что подтверждается опытом. В такой праздничной атмосфере раскрывается творческий потенциал детей в области песенного и музыкального искусства. Они могут с легкостью импровизировать мелодии, сочинять попевки разного настроения и т.д. При этом, успешное выполнение творческих заданий говорит о достаточно высоком уровне развития музыкальности у детей. Однако результаты диагностики указывают на неравномерное развитие различных компонентов музыкальности у детей.По итогам учебного года, дети из подготовительной группы были более развиты в эмоциональной отзывчивости, динамическом слухе, чувстве ритма и репродуктивном музыкальном мышлении, но менее развиты в звуковысотном и тембровом слухе, творческом мышлении и музыкальной памяти. Систематическая диагностика музыкальных способностей позволяет индивидуально развивать дошкольников, стремиться к равномерному развитию всех компонентов музыкальности в разных видах певческой деятельности [2].Важно учитывать следующие условия при обучении детей пению: установление связей между пением и другими видами музыкальной деятельности, активное использование русских народных песен, плотное сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, регулярное проведение художественных мероприятий, оказывающих влияние на мотивацию детей.ЗаключениеКоллективное пение способно вызвать особое чувство радости, как подметил К.Д. Ушинский. Он считал, что песня, особенно хоровая, не только оживляет и освежает человека, но и организует труд, сближая дружных певцов. Поэтому в школе важно ввести пение, которое объединяет несколько чувств в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. Это особенно важно для преодоления трудностей учения совместными усилиями. Пение также способствует воспитанию души и чувства.Дошкольники, как и другие люди, хотят выразить свои эмоции и часто делают это через пение.Список литературы:1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение 1984.3. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985.5. Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.6. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М.: Просвещение, 1985.10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.7. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980.8. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. — Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.9. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. М.: Просвещение, 1993.10. Радынова О. Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 — 30.11. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.12. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. — М.: Просвещение, 1978.13. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. — Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.


1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение 1984.
3. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.
4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
5. Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.
6. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М.: Просвещение, 1985.
10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980.
8. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. — Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.
9. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. М.: Просвещение, 1993.
10. Радынова О. Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 — 30.
11. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
12. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. — М.: Просвещение, 1978.
13. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. — Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.